Тема: Овраги, их образование.
Класс 9
Подготовила: Комарова О.В.
Цель: дать представление об оврагах.
Задачи
Образовательные: формирование у учащихся представлений образования оврага; выявить причины образования оврагов; рассмотреть строение оврага; изучить меры борьбы с оврагами.
Коррекционно- развивающие: совершенствовать навыки монологической речи посредством проговаривания и объяснения различного рода заданий; корригировать слуховое и зрительное восприятие посредством работы с географической картой, схемами, макетами; тренировать вербальную и зрительную память через запоминание новых названий и терминов; развитие умение выделять причинно-следственные связи.
Воспитательные: воспитывать аккуратность при изготовлении схем, рисунков и во время работы с ними; воспитывать любовь и бережное отношение к природе своей Родины.
Оборудование: Физическая карта России; презентация; набор цветных карточек, таблички с названиями равнин.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Здравствуйте, ребята!
Сейчас улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начинаем наш урок.
Я рада всех вас видеть. Сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть какие вы активные, внимательные, сообразительные. Надеюсь, вы такими и будете.
.Психоэмоциональный настрой на урок.
- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? (смайлики)
Постарайтесь работать так, чтобы хорошее настроение не покидало вас до конца урока.
3.Повторение пройденного материала.
- Давайте настроимся на поиск и творчество и начнем урок с географической минутки: отвечаем все вместе дружно «Да» «Нет»:
1.География – наука о природе Земли? (да)
2.Движение воздуха над поверхностью земли — это осадки (ветер) – нет;
3Коричневым цветом на географической карте обозначают равнины (горы) -нет
4Осадки – снег, дождь, град – да;
5Высота солнца в разное время года всегда одинакова – нет (чем выше солнце, тем теплее)
6Стороны горизонта – север, юг, запад, восток – да;
7.Погода меняется в течении суток –да
А теперь повторим географические термины, а для этого мы проведем словарную работу:
У вас на партах лежат этикетки с терминами. Я буду называть определения, а вы, у кого на парте данная этикетка- ответ, должны показать всему классу.
Все эти понятия мы изучали на предыдущих уроках.
Она бывает разной: теплой, холодной, пасмурной, ясной, влажной и сухой, ветреной и тихой (погода).
Это опасное явление природы с громом и молнией называется– гроза.
Частички льда, выпадающие из облаков – град.
Вся земная поверхность, которую человек видит вокруг себя на ровной открытой местности – горизонт.
Уменьшенное изображение земной поверхности - карта.
-Какую тему изучали на прошлом уроке?
- Назовите разные виды поверхности земли?
- Что такое равнина? Дайте определение? Слайд 1
- Какими бывают равнины? (слайд2) плоские и холмистые
- Назовите части холма? Слайд назвать части холма под цифрами 1,2, 3.слайд 3
Задание. Найди лишнее слово.
Вершина, пологий склон, шнурок, крутой склон.
Какой части не хватает? (подошва)
-Как измеряют высоту любого места на Земле? (от уровня моря, равнины во высоте над уровнем моря делят на низменности, возвышенности, плоскогорья
-Почему большинство населения Земли проживает на равнинах?
Работа с физической картой России.
-Показать на карте Западно-Сибирскую равнину и реки, протекающие по ней.
Дыхательная гимнастика (медленный вдох и выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью).
Актуализация знаний
Итак, багаж знаний собран. Можно смело приступать к изучению новой темы.
Слайд №1. Отгадайте загадку, и вы узнаете тему нашего урока
От дождей, текучих вод
Он растет из года в год
Он полей равнинных враг
Как зовут его ____(овраг)
-Тема урока «Овраги, их образование» Слайд №4.
-Откройте тетради и запишите тему урока.
- сегодня на уроке мы узнаем, что такое овраг, как он образуется, какой вред наносит, и как люди борются с оврагами.
Работать будем по плану
План
Образование оврагов.
Строение оврага
Вред. приносимый оврагами
Борьба с оврагами
Работа с иллюстрацией учебника стр.31 рис.29
-Какие условия необходимы для образования оврага? (уклон поверхности, ручей)
Слайд №5
-Что такое овраг?
Словарная работа: овраг.
Запись определения в тетрадь.
Слайд №7
Физминутка слайд 6
Слайд
Слайд № 8 Строение оврага
Сравнить строение оврага и холма. Работа с иллюстрацией учебника стр.29 рис.27
Какие части совпадают? Сравните склоны оврага и холма.
-Как человек влияет на образование оврагов?
Слайд№9
-Какой вред приносят овраги?
Работа с учебником
-На стр 31 4 абзац найдите какой вред приносят овраги.
Слайд №10
-Как люди борются с оврагами?
-Подумайте, как можно остановить рост оврага. Что нужно для этого сделать?
Слайд №11
5. Закрепление изученного материала.
Слайд №12
-Какую тему изучали?
- Что нового узнали?
1.Выполнить карточку
Выберите правильный ответ
Вытянутое углубление с крутыми склонами и растущей вершиной называется-___________
а) яма б) овраг в) канава
Взаимопроверка.
2.Покажите и назовите части оврага. Слайд 13
3. Ответы на вопросы.
1.Какова основная причина образования оврагов?
2.Какой вред приносят овраги сельскому хозяйству?
4. Работа с иллюстрацией. Почему овраг перестал расти?
-. Какие еще проводятся меры борьбы с оврагами?
6. Подведение итогов урока.
Оценивание деятельности учащихся на уроке.
Рефлексия
А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите красный цвет, если вы были внимательными- зеленый цвет, если вы были дисциплинированными-синий. Пожалуйста, покажите свой выбор.
Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе. Вы действительно активные, внимательные, дисциплинированные. Молодцы, очень приятно с вами работать.
Выставление оценок.