Выполнила:
учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия № 2 »,
Лудцева Елена Николаевна
Тема внеурочного занятия по Оригами: «Птица-солнце»
Цели: -создание оптимальных условий для развития творческой личности через занятие по оригами;
- обучение детей складывать фигурку оригами «птица счастья».
Задачи:
Познакомить детей со значением символа птицы в культуре русского народа;
Познакомить с такими способами обработки бумаги, как сгибание, складывание;
Обучать приемам складывания изделия оригами;
Развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику пальчиков;
Воспитывать терпеливость в процессе кропотливой пошаговой деятельности по созданию оригами;
Воспитывать трудолюбие
Оборудование: иллюстративный материал, наглядный материал, презентация
Материал: цветная бумага.
Инструменты: ножницы, клей карандаш.
Ход занятия
Организационный этап.
(Звучит фонограмма «Пение птиц»). Здравствуйте ребята, уважаемые родители!
(Педагог читает стихотворение).
Над снегом талым вереницей
Сквозь облачную пелену
А между тем
Как часто мы, живые люди
Не замечаем их совсем.
- О ком идет речь в стихотворении? (О птицах)
II. Вступительная беседа.
- Ребята, миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И мир, в котором жили лишь динозавры, огласился птичьим пением. А еще через миллион лет зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, там орел парит, свободно, легко!
1 апреля 1906 года была подписана Международная Конвенция об охране птиц. Поэтому ежегодно в этот день весь мир отмечает Международный День птиц.
Птицы – особый мир живых существ, такой знакомый и одновременно загадочный даже для посвященных. Мир одинаково необходимый и человечеству и дикой природе. Птиц называют властелинами воздуха. Они повсюду – нет на нашей планете такого уголка, в котором бы ни разу не побывали крылатые странники.
Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие голоса, яркое оперение оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Легенда 1
Сохранились легенды, рассказывающие о чудесных птицах – это Птица – Жар из золотой хохломы, это птицы Сирин и Алконост из русских былин, это Архангельская щепная с Далёкого Севера. Сегодня я расскажу архангельскую легенду:
«На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: “Что же ты хочешь?”. Тихо-тихо прошептал мальчик: “Хочу увидеть солнышко…”. А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко. Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он, как можно помочь сыну. Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи. Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: “Ну, вот и солнышко!” С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её “святым духом”, хранительницей детей, символом семейного счастья.
Легенда 2
В северных деревнях и по сей день мастерят птиц из дерева и подвешивают их на ниточке под потолком избы. От движения воздуха они начинают кружиться, словно парят в воздухе.
В современном жилище эта птица – память о предках, их вере и обычаях. Она украшает дом, делает его уютнее. А может быть, и оберегает, приносит счастье..
В старину деревянная птица в первую очередь охраняла дом, берегла от напастей. Как гласит поверье, мастер должен был выточить ее за пятьдесят два прикосновения к дереву ножом или топором. Пятьдесят два – ни больше, ни меньше – по числу недель в году. При этом он произносил заклинание, превращающее дерево в доброго духа.
Пятьдесят два удара – пятьдесят два слова, не известных нам ныне.»
- Какова тема занятия? (Изготовление птицы)
-Тема нашего занятия «Птица счастья».
Мы все хотим и дети и взрослые, чтобы дома хорошо, никто не ссорился, чтобы папы и мамы любили вас, а дети своих родителей. Давайте, ребята, мы с Вами сегодня совершим чудо, сложим фигурку оригами «Птица счастья». А я вам помогу в этом
.III. Изготовление птицы детьми совместно с родителями
Выполнение физминуток
1.Разминка для рук: На дворе висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули. Покрутили.
Постучали и открыли. (Руки совершают действия при открывании замка.) Весѐлая физкультминутка (автор М. Воловиченко):
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
Объяснение задания:
Альбомный лист свернуть по диагонали так, чтоб получился квадрат; лишнее отрезаем.
Из квадрата сложим туловище птички по схеме
Физминутка (подвижная)
3. Из маленькой части этого же листа выполним хвостик для птички. Складываем гармошкой в 1 см.
– Для хвоста понадобится один печатный лист; сложить пополам, склеить.
– Для хохолка и подгрудка – один печатный лист разрезается на две части, каждая часть сворачивается пополам и склеивается.
4. Проделываем отверстие в туловище птицы. Для этого заготовку – туловище сложить пополам поперёк. На сгибе вырезать сквозную щель, разложить заготовку-туловище – получим сквозное окошко.
5. Вставляем в полученное окошко ажурные крылья, расправляем их.
6. Приклеиваем хвост, по желанию можно дополнить - приклеить хохолок, подгрудок.
6. Украшаем птицу. Нарезать 2-3 полоски бумаги шириной 0,5 см, завить их с помощью ножниц и приклеить по желанию.
IV. Подведение итогов
- Что выполняли на занятии?
- О чём нам поведали легенды?
- Что означает слово оригами?
- На основе какой базовой формы мы складывали фигурку?
- Как складывали крылья у фигурки «Птица счастья» ?
- В какой технике изготавливали поделку?
- Какие возникали трудности при выполнении работы?
- Вы выполнили птицу- солнце, по-другому ее называют птицей- счастья! Пусть она станет для вашей семьи символом добра, мира, любви. Спасибо за работу на занятии.
Литература:
С.Ю. Афонькин и Е.Ю. Афонькина Уроки оригами в школе и дома.
Г.Э. Эм Путешествие в страну Оригами. Пособие для учителей и родителей / Г.Э.Эм. – Ростов н/Д: Легион,2013. – 160 с. – (Начальное образование.)
Схема