РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
муниципальное образование «Город Курчатов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4» г. Курчатова
_____________________________________________________________________________________________
ИНН 4634004933 КПП463401001 ОГРН 1024601276457 ОКП
ЛИТЕРАО 23024196 ОКВЭД 85.13 ОКВЭД 85.14
307250, Город Курчатов, Курской области, улица Строителей, дом 10,
тел./факс (47131)-4-64-35, [email protected]
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ТЕМА: ПРОИЗВЕДЕНИЕ В.А. ОСЕЕВА «ХОРОШЕЕ»
Подготовила: Шаповалова Е.В.
учитель начальных классов
г. Курчатов, 2021г.
Тема урока: Произведение В.А. Осеева «Хорошее»
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Цели:
Обучающая: формировать навыки правильного и осознанного чтения, умения составлять характеристику героя, формулировать главную мысль произведения;
ЗАДАЧИ:
• обучающие:
1. Учить детей анализировать литературное произведение.
2. Способствовать развитию познавательных интересов, целостного восприятия учениками изучаемого материала.
3. Учить подтверждать свои высказывания цитатами из текста.
• развивающие:
1. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.
2. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.
3. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
• воспитательные:
1. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Планируемые результаты обучения и формирования УУД:
Метапредметные:
регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы учителя; оценивать свои достижения на уроке;
познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Личностные:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Предметные:
соотносить содержание рассказа с пословицей; формулировать правила поведения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф. Климанова и др., листы-заготовки слов для составления характеристики литературного героя, индивидуальные карточки с пословицами, компьютер, презентация к уроку.
Ⅰ. Орг. момент
Добрый день, ребята!
Очень рада видеть вас!
Все мы знаем, был звонок,
начинаем наш урок!
Приветствие
-Ребята! Пожелаем друг другу здоровья: «Поздороваемся ладошками!».
- Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Ⅱ. Подготовка к работе
1.Разминка речевого аппарата
Посмотрите на доску. Прочитайте и скажите, что это? (скороговорка)
Жа –жо- жи- же- жу, у ежа- ежата, у ужа – ужата.
- Как нужно скороговорки? (Сначала надо читать медленно, затем в обычном темпе, а потом быстро.)
Прочитаем вместе - хором.
2.Стадия вызова. Игра «Верите ли Вы»:
что можно научиться делать хорошие дела просто так?
что делать, что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях?
что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?
3.Знакомство с творчеством В. А. Осеевой (выставка, дети знакомятся с книгами)
-Ребята, мы сегодня на уроке познакомимся с творчеством В.А. Осеевой. Пройдите к выставке, рассмотрите книги и иллюстрации, которые выставлены.
- Как вы думаете, о чем ее рассказы?
- Ребята В. Осеева писала о детях и их хороших и плохих поступках.
Подготовленные ребята рассказывают сообщение о В.А. Осеевой
Наши ребята подготовили сообщения о В.А. Осеевой.
1. Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет.
2.Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников.
- Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без присмотра, живущий на улице, бездомный.)
3.Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.
Я -Осеева много писала для детей – стихи, сказки, короткие рассказы.
Нам пришло письмо из прошлого. Валентина Александровна вам написала письмо, послушайте.
«Дорогие ребята! (Письмо лежит с книгами)
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать». Садитесь на свои места.
4.Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его задачи.
Познакомиться … (с новым произведением В.А.Осеевой).
Учиться правильно … (и выразительно читать её произведение «Хорошее»).
Проанализировать … (поступки героя).
-С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке, вы узнаете, прочитав слово в обратном направлении ЕЕШОРОХ (Хорошее)
5.Целеполагание
- Как вы думаете, о чем может говориться в рассказе «Хорошее»?
Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» - это как?)
С чем ассоциируется слово «Хороший»
«Ассоциативный куст»
- Сейчас мы прочтем рассказ и определим, чье предположение оказалось более точным?
(Значит, достойно, прилично, о человеке с образцовым поведением говорят, что он хороший.)
Ⅲ. Работа над рассказом "Хорошее» (презентация)
1) Первичное чтение рассказа (учитель) (у детей учебники закрыты)
- Я прочитаю рассказ, а вы подмечайте всё хорошее в этом рассказе.
Чтение текста учителем с остановками
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
— Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестрёнка, отошла.
А Юра думает:
«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
— Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать?
2. Проверка первичного восприятия.
- Понравился рассказ?
- Чье же предположение оказалось более точным?
- О чем это произведение, я начну фразу, а вы закончите: Это произведение о том, как Ю.. Правильный ответ: «Это произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки».)
- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел совершить хороший поступок, так и не смог?
3.Чтение рассказа детьми. Чтение рассказа вслух.
- А теперь внимательно прочитаем весь рассказ и выделим то, о чём думал Юра, о чём он мечтал?
- Откройте учебники на с. 34. Читаем по цепочке.
-Так, о чем мечтал Юра?
4.Анализ произведения. Выборочное чтение:
- Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.
-Какое желание однажды утром появилось у Юры? (захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать)
-О чем он мечтал? Выберите подходящие строки и прочитайте выразительно.
-Почему мальчик не осуществил своей мечты? (потому что он только мечтал)
-Как вы думаете, мог ли мальчик сделать что – нибудь хорошее людям, которые его окружали? (мог: погулять с сестрой, убрать посуду, дать попить Трезору) найдите в тексте.
- Каким тоном он разговаривал со всеми?
- Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?
- Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие.
-Объясните смысл названия рассказа?
5.Проблемный вопрос:
- Как вы считаете, о ком думает Юра на самом деле?
(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
-В каком случае можно сделать что-то хорошее?
(Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
-Почему Юра не заметил простых дел?
- Какой совет дала Юре мама? –найдите в тексте.
- Какой совет вы можете дать Юре? Что бы ему сделать хорошего?
- Да, ребята, хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях. Я надеюсь, вы своим родным помогаете по-настоящему.
Ⅳ. Физминутка
Ⅴ. Творческое задание в группах
- Сейчас мы прочитаем этот рассказ по ролям.
-Сколько действующих лиц в рассказе?
-Давайте возьмем карандаши и отметим слова автора. Как их надо читать? (спокойно)
С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки?
Слова Юры мы будем одинаково читать?
Как нужно читать мысли Юры? (мечтательно)
А слова, обращенные к сестре, няне, собаке? (грубо)
Дети распределяют в группах роли и готовятся.
Ⅵ. Работа по характеристике Юры
- На партах у вас лежат листочки с разными личностными качествами человека.
- Вам необходимо выбрать и отметить те качества, которые соответствуют характеру Юры.
Смелый + |
Мужественный + |
трусливый |
Непослушный + |
послушный |
жадный |
вежливый |
весёлый |
Грубый + |
думающий о себе + |
внимательный |
Заботливый + |
Добрый + |
- Проверим, что вы выбрали и почему именно это качество.
- У Юры, есть хорошие качества, но и не хорошие над которыми ему нужно работать.
Ⅶ. Работа с пословицами.
- На уроках чтения мы часто с вами вспоминаем один из жанров устного народного творчества – пословицы.
-Рассыпались пословицы. Собери и объясни смысл пословиц. (дети собирают пословицы)
-Какая конкретно подходит к нашему произведению.
Жизнь дана на добрые дела.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Вежливости открываются все двери.
- Чему они учат?
- Прочитайте пословицу в конце рассказа. (Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)
- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)
-Над чем заставил вас задуматься рассказ?
Ⅷ. Подведение итогов урока
- С каким произведением познакомились?
- Над чем заставил рассказ вас задуматься?
- Чему я хотела научить вас этим уроком?
Я хочу пожелать вам вырасти настоящими людьми, чтоб из ваших маленьких сердец исходили только добро, любовь, взаимопонимание, а самое главное, чтобы вы умели слушать не только себя, но и другого человека
Ⅸ. Рефлексия
-Оцените свою работу на уроке.
Посмотрите на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам.
Я уважителен и доброжелателен к людям. | Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться. | Мне трудно быть уважительным и вежливым. |
Выставление оценок
Домашнее задание:
Обязательное домашнее задание и задание по желанию.
1. Выразительно читать текст - Учебник с 136-138
2. По желанию:
– Подготовить краткий пересказ.
___________________
__________
____