Интегрированный урок по математике и химии
на тему:
«Решение задач на сплавы и растворы»
Цель урока:
Рассмотрение алгоритма решения задач на смеси:
знакомство с приемами решения задач в математике и химии, определение взаимосвязи двух предметов.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.
1.1. Формировать практические умения решения задач с использованием аппарата линейных уравнений.
1.2. Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими способами.
Развивающие:
2. Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.
2.1 Развивать практические умения работы с химической посудой и веществами.
2.2 Развивать умение оценивать собственные возможности.
Воспитательные:
3. Сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
3.1. Воспитывать у учащихся внимательность, умение слушать учителя.
3.2. Учить учащихся самооценке, самоконтролю.
Тип урока:
Интегрированный урок
Комбинированный урок
Вид урока: урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке), урок практических работ, устная форма проверки, письменная проверка
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод, проблемное изложение изучаемого материала, частично-поисковый, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
ТСО и наглядность: Химические препараты и посуда, мультимедиа проектор, раздаточный материал.
Ход урока.
1этап. Организационный момент. (Слайд 1.)
Учитель математики: Здравствуйте, ребята! Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач.
Учитель химии: Здравствуйте! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии. Запишите число в тетрадях.
Учитель химии: А чтобы сформулировать тему урока, давайте проделаем небольшой эксперимент.
(Демонстрация химического опыта «метод стаканчиков»)
2этап. Актуализация.
Учитель химии: Наливаю в 2-а химических стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди. Что получилось? (Растворы). Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества). А теперь добавим в один из стаканов ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской раствора? (Он стал более насыщенным). Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещества).
Учитель математики: А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества. (Слайд 2.)
Итак, тема урока « Решение задач на смеси растворы».
Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока? (Рассмотрение алгоритма решения задач на смеси, ознакомление с приемами решения задач в математике и химии, формирование целостной картины о взаимосвязях предметов в школе.) (Слайд 3.)
- Скажите, сможем ли мы достичь целей урока? (ответы детей)
- Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха.
Учитель химии: ( Рефлексия настроения (слайд) )
На слайде вы видите смайлики, определите, какому смайлику соответствует ваше настроение, и на полях тетради нарисуйте данный смайлик. (Слайд 3.)
Девизом нашего урока будут слова французского писателя, поэта Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери: «Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи» (Слайд 4).
Учитель математики: Для урока необходимо повторить некоторые определения , поэтому начнем с кроссворда
Устная разминка:(Слайд № 3)
Кроссворд:
1. Сотая часть числа называется …(процент)
2. Частное двух чисел называют …(отношение)
3. Верное равенство двух отношений называют …(пропорция)
4. В химии определение этого понятия звучало бы так: гомогенная смесь, образованная не менее чем двумя компонентами … (раствор). Один из которых называется растворителем, а другой растворимым веществом.
5 . Отношение массы растворимого вещества к массе раствора называют массовой долей вещества в растворе или …(концентрация)
Учитель математики: Для урока необходимо повторить понятие процента.
- Что называют процентом? (1/100 часть числа.)
- Как выразить процент некоторого числа в виде десятичной дроби?
Одним из основных действий с процентами – нахождение % от числа.
Как найти % от числа? (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.)
(Математическая разминка). (Слайд 5-15.)
Учитель химии:
– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)
– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )
– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).
3 этап. Закрепление и систематизация знаний, полученных ранее.
Учитель химии: Предлагаю решить задачу №1. (Слайд 17)
«Перед посадкой семена томатов дезинфицируют 15%-ным раствором марганцовки. Сколько граммов марганцовки потребуется для приготовления 500 г такого раствора? (Ответ 75г).
Дано: Решение:
ω % =15% ω %= (m(в-ва)/ m(р-ра))*100%
m(р-ра) – 500г m(в-ва)= m(р-ра) •ω
m(в-ва)=? m(в-ва)= 500*0,15=75г ответ: 75г марганцовки
Учитель математики.
– Давайте посмотрим на эту задачу с точки зрения математики. Какое правило на проценты мы применим при решении этой задачи? (Правило нахождения процента от числа.)
Найти 15% от 500.
1) 15% = 0,15
2) 500*0,15=75(кг)
Ответ: 75 г.
– Как видите, задачи, которые вы встречаете на химии, можно решать на уроках математики без применения химических формул.
Сообщение учащегося . «Растворы на кухне и в домашней аптечке».
4. Физкультминутка – зарядка для глаз. (Слайд 17.)
Учитель математики: (Слайд 18.) Задачам на смеси в школьной программе по математике уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. Рассмотрим еще одну задачу, при решении которой мы будем пользоваться вспомогательной таблицей, позволяющей быстро найти ход решения.
Задача №2. Сплавили 300г сплава олова
И меди, содержащего 60 % олова, и 900 г сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в полученном сплаве?
О чем говорится в этой задаче? (о сплавах.)
Что происходит с веществами? (сплавляют.)
Решение: Составим таблицу
Олово медь олово медь олово медь
300 г 900 г 1200 г
Данную задачу можно решить 2-мя способами: относительно массы олова, и относительно массы меди. Решим задачу относительно массы олова.
1) 300*0,6=180г
2) 900*0,8=720г
3)( 1200*Х):100=12Х
Составим уравнение и решим
180+720=12Х
Х=75
Ответ: 75%
Учитель химии: А сейчас мы разберем химический способ решения этой задачи.
Учитель химии:
Задача . Какой объем воды необходимо добавить к 50г уксусной эссенции, массовая доля уксусной кислоты в которой равна 70%,чтобы приготовить 3% уксус?
Учитель химии: А сейчас мы решим экспериментальную задачу
Необходимо приготовить 20г 5% -ого раствора поваренной соли.
(Слайд 20)
Решение 1.Расчётная часть
Дано:
ω%=5%
m(р-ра)=20г
m(в-ва)=? m(в-ва) = m(р-ра) ·ω
V(р-ля) = ? m(в-ва) = 20 · 0,05 = 1 г.
m(р-ля) = m(р-ра) - m(в-ва)
m(р-ля) = 20 – 1 = 19 г
V(р-ля) = m(р-ля) : ρ= 19г : 1г/мл = 19 мл
Ответ: 1 г соли и 19 мл воды.
2. Экспериментальная часть ( Соблюдать правила техники безопасности).
1. Уравновесить весы.
2. Взвесить необходимое количество соли.
3. Отмерить мерным цилиндром воду.
4. Смешать воду и соль в стакане.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайд 3.)
Учитель химии: Вернёмся к поставленным в начале урока целям. Какие из них вы выполнили? (дети отвечают). Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет? (Задачи на смеси.) Действительно, во всех задачах фигурируют расчеты, связанные с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.
Учитель математики: Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет? (Задачи на проценты.)
При решении всех этих задач мы используем правило нахождения процента от числа.
5. Домашнее задание.
Учитель математики: Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ОГЭ? Наш урок подошел к концу, запишите домашнее задание. (Слайд 21.)
Учитель химии: И мы предлагаем вам написать СМС товарищу, был ли полезным для вас этот интегрированный урок, используя словосочетания на данном слайде. (Слайд 22.)
И на полях в тетради укажите свое настроение после урока.
Учитель математики: Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданиями. Нам очень приятно было с вами работать. (Слайд 23.)