СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя числительное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

Показать все содержание

 

Числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число и порядок предметов при счете.

Чтобы выяснить, что такое имя числительное в русском языке, определим общее грамматическое значение и морфологические и синтаксические признаки слов этой части речи.

Числительное как часть речи

В лексике русского языка существуют слова, которые называют отвлеченное число, выраженное цифрами.

Например, математическое уравнение 3 х 3 = 9 можно записать словами:

Трижды три (сколько?) девять.

Ряд слов обозначают количество или порядок предметов при счете:

В саду школьники посадили (сколько?) двадцать яблонь.

Моим отцом построен (который по счёту?) первый дом от реки.

Количество  могут называть или указывать и другие части речи, например:

  • пятерка (отметка); десяток яиц (существительные);
  • тройной прыжок, пятирублевая купюра (прилагательные);
  • удвоить усилияутроить энергию (глаголы);
  • столько дней, сколько усилий (местоимения);
  • позвонить трижды, мало слов (наречия).

В отличие от этих самостоятельных частей речи числительное можно записать как буквами, так и цифрами. Отличается оно и своими морфологическими признаками.

Слова, имеющие общее грамматическое значение количества, которые можно записать цифрами, объединяются в самостоятельную часть речи — имя числительное.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Имя числительное — это часть речи, которая обозначает число, количество и порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?

Числительные характеризуются почти полным отсутствием категории числа и рода, особыми формами склонения и словообразования. Рассмотрим морфологические особенности имени числительного.

Грамматические особенности имени числительного

Имена числительные различаются по своей структуре. По составу укажем:

  • простые числительные, которые имеют один корень (два, шесть, пятнадцать, сорок, сто);
  • сложные числительные, состоящие из двух корней (пятьдесят — девяносто, двести — девятьсот);
  • составные числительные складываются из нескольких слов (три тысячи двести сорок пять).

По значению и грамматическим признакам имена числительные делятся на количественные и порядковые.

Количественные числительные не изменяются по числам, так как сами обозначают число, кроме слов «тысяча», «миллион», «миллиард», «триллион» и пр. Категория рода является у этих числительных постоянным признаком.

Количественные числительные
Целые Дробные Собирательные
Обозначают целые числа Обозначают дробные или смешанные числа Обозначают несколько предметов как одно целое
Двенадцать (месяцев) Одна вторая (яблока) Двое (щипцов)
Три тысячи (метров) Семь десятых (грамма) Трое (котят)
Семьдесят (страниц) Три целых пять восьмых (пути) Семеро (рабочих)

Непостоянный грамматический признак рода определяется у числительных:

  • один (одна, одно)
  • два (две)
  • полтора (полторы)
  • оба (обе)
  • у порядковых числительных.

Категория падежа определяется у всех числительных.

Количественные числительные

Количественные числительные обозначают число или количество предметов и отвечают на вопрос сколько?

Количественные имена числительные изменяются по падежам. Некоторые слова этой части речи имеют особенности при склонении.

Склонение простых числительных

 

Простое числительное «один» изменяется по родам и имеет форму множественного числа:

  • один человек;
  • одна скамья;
  • одно блюдо;
  • одни санки.

Форма числительного «одни» согласуется с существительными, которые имеют только множественное число. В этом случае оно обозначает только один предмет, а не несколько (одни ножницы, одни грабли).

При склонении числительное «один» согласуется с существительным во всех падежах, как прилагательное:

  • и. п. один стол, одна скамья, одно блюдо, одни санки
  • р. п. одного стола, одной скамьи, одного блюда, одних санок
  • д. п. одному столу, одной скамье, одному блюду, одним санкам
  • в. п. один стол, одну скамью, одно блюдо, одни санки
  • т. п. одним стулом, одной скамьёй, одним блюдом, одними санками
  • п. п. об одном столе, об одной скамье, об одном блюде, об одних санках

Склонение числительных «два», «три», «четыре»:

  • и. п. два, две, три, четыре
  • р. п. двух, трех, четырех
  • д. п. двум, трем, четырем
  • в. п. два/двух, три/трех, четыре/четырех
  • т. п. двумя, тремя, четырьмя
  • п. п. о двух, трех, четырех

У числительных «один», «два», «три», «четыре» винительный падеж совпадает с именительным, если существительное обозначает неодушевленный предмет (вижу три дома), и с родительным, если существительное обозначает одушевленный предмет (вижу трех малышей).

Простые количественные числительные от «пяти до двадцати» и «тридцать» склоняются, как существительные третьего склонения.

Падеж Число 5
И. п. пять
Р. п. пяти
Д. п. пяти
В. п. пять
Т. п. пятью
П. п. о пяти

 

Числительные «сорок», «девяносто» и «сто» имеют только две формы.

Числительные «тысяча», «миллион», «миллиард» и пр. имеют категорию рода и изменяются по числам:

  • тысяча (ж. р.) — тысячи людей;
  • миллион (м. р.) — миллионы звезд;
  • миллиард (м. р.) — миллиарды световых лет.

Эти числительные склоняются, как существительные.

Склонение сложных числительных

Числительные «полтора» и «полтораста» имеют две формы:

  • и. п. полтора, полтораста
  • р. п. полутора, полутораста
  • д. п. полутора, полутораста
  • в. п. полтора, полтораста
  • т. п. полутора, полутораста
  • п. п. полутора, полутораста

 

При склонении сложных числительных пятьдесят — восемьдесят двести — девятьсот изменяются обе части слов.

Падеж 60 300 700
И. п. шестьдесят триста семьсот
Р. п. шестидесяти трехсот семисот
Д. п. шестидесяти тремстам семистам
В. п. шестьдесят триста семьсот
Т. п. шестьюдесятью тремястами семьюстами
П. п. о шестидесяти о трёхстах о семистах

Склонение составных количественных числительных

В составных количественных числительных изменяются все слова:

  • и. п. девятьсот двадцать три
  • р. п. девятисот двадцати трех
  • д. п. девятистам двадцати трем
  • в. п. девятьсот двадцать три
  • т. п. девятьюстами двадцатью тремя
  • п. п. о девятистах двадцати трёх

Собирательные числительные

Собирательные числительные обозначают количество предметов как совокупность и отвечают на вопрос сколько?

Эти числительные образованы от слов, обозначающих целые числа:

  • два → двое;
  • три → трое;
  • шесть → шестеро;
  • десять → десятеро.

Собирательные числительные двое — десятеро не сочетаются с существительными женского рода. Их можно употребить в сочетании:

  • с существительными, обозначающими лиц  мужского пола (двое солдат, двое студентов);
  • с существительными люди, дети, ребята, лица (трое молодых людей, четверо детей, двое неизвестных лиц);
  • с личными местоимениями (их трое, нас шестеро);
  • с названиями детенышей животных (пятеро котят);
  • в разговорной речи с названиями парных предметов (трое брюк, шестеро туфель, но лучше употреблять слово «пара»: шесть пар туфель);
  • с существительным  множественного числа (четверо санок, пятеро ножниц).

Собирательными являются числительные «оба», «обе».

 

Собирательное числительное «оба» согласуется с существительными мужского и среднего рода:

  • оба друга;
  • оба окна.

Слово «обе» употребляется с существительными женского рода:

  • обе вазы;
  • обе стороны улицы.

При склонении числительное «оба» пишется с буквой «о» перед окончанием, «обе» — с буквой «е»:

  • и. п. оба ученика, обе страницы
  • р. п. обоих учеников, обеих страниц
  • д. п. обоим ученикам, обеим страницам
  • в. п. оба дома/обоих учеников, обе страницы/обеих подруг 
  • т. п. с обоими учениками, обеими страницами
  • п. п. об обоих учениках, об обеих страницах

Порядковые числительные

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

  • первый этаж;
  • второй дом;
  • третий звонок;
  • четвертый класс;
  • двенадцатое число;
  • сороковой день.

Грамматически эти числительные оформлены, как прилагательные, и точно так же изменяются по родам, числам и падежам.

  • и. п. третий день, третья неделя, третье число, третьи двери
  • р. п. третьего дня, третьей недели, третьего числа, третьих дверей
  • д. п. третьему дню, третьей неделе, третьему числу, третьим дверям
  • в. п. третий день, третью неделю, третье число, третьи двери
  • т. п. третьим днем, третьей неделей, третьим числом, третьими дверями
  • п. п. о третьем дне, о третьей неделе, о третьем числе, об третьих дверях

В составных порядковых числительных изменяется только последнее слово:

  • и. п. две тысячи сорок второй знак
  • р. п. две тысячи сорок второго знака
  • д. п. две тысячи сорок второму знаку
  • в. п. две тысячи сорок второму знаку
  • т. п. две тысячи сорок вторым знаком
  • п. п. о две тысячи сорок втором знаке 

Синтаксическая роль числительных

Числительное может быть любым членом предложения.

 

Особенностью количественных, собирательных числительных является их способность образовать с именами существительными грамматически неделимые словосочетания, которые функционируют как один член предложения.

На проплывающем мимо теплоходе любовались окрестностями Волги двадцать туристов.

Обе девушки хорошо знают английский язык.

Дважды три — это шесть.

Весной во дворе мы посадили пять березок.

Они помолчали две минуты, а затем продолжили разговор.

Порядковые числительные являются чаще всего определением.

Первый этаж дома отведен под магазины и офисы.

Просмотр содержимого документа
«Имя числительное как часть речи»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по русскому языку в 6 классе

учителя МАОУ «СОШ №16» города Альметьевск, РТ

Риятовой Марзии Мурзахматовны


Тема: «Имя числительное как часть речи»

Программа: «Русский язык» под редакцией М.Т.Баранова

Учебник: «Русский язык 6 класс» авторы: М.Т.Баранов , Т.А. Ладыженская

Образовательные технологии: индивидуально-ориентированное обучение, ИКТ

Цели:

  • познакомить учащихся с именем числительным как частью речи; научить отличать имя числительное от других частей речи;

  • совершенствовать понимающие и общеучебные умения; развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность учащихся;

  • воспитывать экологически грамотное отношение к своему здоровью.

Методы: проблемный, частично-поисковый

Оборудование урока: использование ИКТ, раздаточный дидактический материал


(Урок с презентацией, каждый этап урока сопровождается слайдами)


Ход урока

  1. Организационный момент

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

-Добрый день!- тебе сказали.

-Добрый день,- ответил ты.


Вот, мы поприветствовали друг друга, давайте начнем урок.


  1. Актуализация знаний учащихся


А тему урока вы определите сами. Для этого выполним следующее задание.

- А вы знаете, что цифры умеют говорить?

- Прослушайте текст


Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать процентов он зависит от наследственных факторов, двадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека.


По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни в первую очередь подразумевает отказ от вредных привычек.



3. Определение темы и целей урока


Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа. (двадцать, десять, пятьдесят, первую и т.д.)

- Подумайте, к какой части речи относятся эти слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имя числительное)

Давайте добавим к нашим предложениям еще одно предложение


1.Построили новую трехэтажную школу.


4.Целеполагание.

Создание проблемной ситуации.


Попробуем заменить слова с числовым значением цифрами. Что получается? Все эти слова можно заменить цифрами? Почему?

Значит, у нас пока недостаточно знаний о числительном.


Я предлагаю посмотреть в словаре, что значит слово «числительное», каково его происхождение.

(работа с толковым или этимологическим словарем)




  1. Работа над новым материалом


Запишите пословицы, объясните в них встретившиеся орфограммы.


1) Здоровье за сто рублей не купишь.

2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

3) Лук семь недугов лечит.


- Какие из числительных обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? (сто, семь)

- Обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой? (первой)

Вывод: числительные, которые отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов или число – количественные, а числительные, которые отвечают на вопрос какой и обозначают порядок предметов при счёте – порядковые


Имена числительные



количественные порядковые


- Имена числительные в предложении бывают разными членами предложения, а в сочетании с существительными являются одним членом предложения. Определите, каким членом предложения являются числительные в пословицах.


1) Здоровье за сто рублей не купишь.

2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

3) Лук семь недугов лечит.


- Поработаем по учебнику( учебник стр. 143, чтение правила)

- Какие дополнительные сведения вы получили из учебника? (изменяются по падежам)


  1. Физминутка


Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик тихо сесть


  1. Тренировочные упражнения



А) Исследование в парах по рядам ( упр. 346)


- Проведём небольшое исследование

- Подберите к числительным однокоренные слова (1 глагол, 1 существительное, 1 прилагательное), сделайте вывод, какие ещё части речи могут иметь числовое значение?



1 ряд 2 ряд 3 ряд

Два Три Пять

Ответы: Два – удвоить, двойка, двойной, двоечник, удвоенная, двоится, двухэтажный.

Три – тройка, троечник, утроить, тройной, троекратно, троится, трояк.

Пять – пятак, пятёрка, пятачок, пятерной, пятнашки, пятиклассник.


- Какие же части речи могут выражать числовое значение?

- Существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.

- В этом мы сейчас потренируемся.

Б) Заполнение таблицы


- Рассмотрите таблицу, прочитайте записи под ней, сформулируйте задание к упражнению?


Имя числительное

Имя существительное

Имя прилагательное

Наречие






Четвероклассник, четырёхлетнее, четверо, четвероногий, четыре, четверня, четвёртый, четырежды.

- Проверим выполненную работу. (сверяют)


Имя числительное

Имя существительное

Имя прилагательное

Наречие

Четверо

Четыре

четвёртый

Четвероклассник

четверня

Четырёхлетнее

четвероногий

четырежды


  1. Самостоятельная работа (по группам)

1 группа

Подчеркните числительные как члены предложения


Семеро одного не ждут.

Первый блин комом.

Два и два – четыре.

Пушкин родился в 1779 году

2 группа

Прочитайте зашифрованные слова




Смор1а 100Л О5 ПА3ОТ

По2л Элек3к 40А 100ЯНКА

9. Домашнее задание

- Запишите домашнее задание


  1. Подготовить устный рассказ о числительном как части речи


2. Письменное задание на выбор:

а) упражнение 345;

б) записать 6 пословиц или загадок, в которых употребляются имена числительные.



10. Итог урока


Вспомните цель урока.

Скажите, над чем мы работали сегодня?

что называется числительным?

чем отличаются порядковые числительные от количественных?

какова роль числительного в предложении?

как отличить числительное от других частей речи с числовым значением?




Спасибо за урок!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!