Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Обь – Юганская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕН СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Заместитель директора по ВР
школы Директор
Е. А. Андреева Фарукшина Н. А.
от « 27» 08_____ 2021г
Протокол № 4 от «_27_ » 08 2021г.
от«27_ »_08___ 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Физика вокруг нас»
(общеинтеллектуальное направление развития личности школьника)
__7_ класс
Составитель:
_Кравчук Л.М______
(ФИО учителя)
п. Юганская Обь
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности является составной частью основной общеобразовательной программы НРМОБУ «Обь- Юганская СОШ».
Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., регистрационный номер 17785 с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19682;
- положение о рабочей программе внеурочной деятельности НРМОБУ «Обь- Юганская СОШ»;
- письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Целями программы занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» для учащихся 7 классов являются:
развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний; формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций – учебно – познавательных, информационно-коммуникативных, социальных, и как следствие - компетенций личностного самосовершенствования; формирование предметных и метапредметных результатов обучения, универсальных учебных действий.
воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов;
реализация деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях внеурочной деятельности по физике.
в яркой и увлекательной форме расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках;
показать использование знаний в практике, в жизни;
раздвинуть границы учебника, зажечь учащихся стремлением как можно больше узнать, понять;
Задачи курса.
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
формирование представления о научном методе познания;
развитие интереса к исследовательской деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных учебных действий в урочное время;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом.
формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости.
совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных задач;
включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;
выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;
развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.
Планируемые результаты
Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков – универсальных учебных действий происходит в процессе повседневной работы на уроках и во внеурочное время.
Личностными результатами обученияпрограммы внеурочной деятельности в основной школе являются:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности в основной школе являются:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Предметными результатами программы внеурочной деятельности в основной школе являются:
ученик научится:
пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;
пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;
ученик получит возможность научиться:
развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Наименование разделов | Характеристика основных содержательных линий |
1. | Первоначальные сведения о строении вещества(8 ч) | Теория: Цена деления измерительного прибора. Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов. История открытия броуновского движения. Изучение и объяснение броуновского движения.Диффузия.Как измерить молекулу.Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин». Рычажные весы.Плотность вещества. Масса тела. Практика, эксперимент: Практическая работа №1 «Изготовление моделей молекул». Экспериментальная работа №1 «Измерение толщины листа бумаги». Экспериментальная работа №2 «Измерение плотности куска сахара». Решение задач. «Определение цены деления различных приборов». «Плотность вещества». |
2. | Взаимодействие тел(8 ч) | Теория: История метрической системы мер: Вершок, локоть и другие единицы. Система СИ.Как быстро мы движемся? Скорость движение некоторых тел.Скорость при равномерном и неравномерном движении тел. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.Невесомость.К.Э. Циолковский.Трение в природе и технике. Трение покоя. Практика, эксперимент: Практическая работа №2 «Как рассчитать путь от дома до школы?». Практическая работа №3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела». Практическая работа №3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела». Решение задач.«Скорость при равномерном и неравномерном движении тел».«Сообщающиеся сосуды». «Плавание тел». |
3. | Давление твердых тел, жидкостей и газов(10 ч) | Теория: Давление твердых тел.Сообщающиеся сосуды. Закон Паскаля. История открытия атмосферного давления на Земле. Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах, устройство и действие фонтана. Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. Легенда об Архимеде. Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел.Условия плавания тел. Воздухоплавание. Практика, эксперимент: Практическая работа №4 «Расчет давления производимого стоя и при ходьбе». Экспериментальная работа №3 «Изучение условий плавания тел». Решение задач. «Сообщающиеся сосуды». «Плавание тел». |
4. | Работа и мощность. Энергия(7ч) | Теория: Простые механизмы. Сильнее самого себя.Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку Пневматические машины и инструменты. Коэффициент полезного действия. Энергия движущейся воды и ветра. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно Гидравлические и ветряные двигатели. Решение задач. «Определение выигрыша в силе, который дает подвижный и неподвижный блок». «Условие равновесия рычага» тему «Работа. Мощность». |
5. | Заключительное занятие( 1ч) | Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях. |
Тематический план
№ п/п | Дата | Всего часов | Тема урока | Содержание деятельности | Виды/ формы контроля |
По плану | По факту | Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
Первоначальные сведения о строении вещества(8 ч) | |
1. | 02.09 | | 1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на уроках. Решение задач по теме «Определение цены деления различных приборов» | Познавательная деятельность | | презентация |
2. | 09.09 | | 1 | Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов. | | Игровая деятельность | практикум |
| 16.09 | | 1 | Практическая работа №1 «Изготовление моделей молекул». | | урок- практикум | практикум |
| 23.09 | | 1 | Экспериментальная работа №1 «Измерение толщины листа бумаги». | | урок- практикум | практикум |
| 30.09 | | 1 | Экспериментальная работа №1 «Измерение толщины листа бумаги». | | урок- практикум | практикум |
| 07.10 | | 1 | Рычажные весы. Единицы массы. | Познавательная деятельность | | презентация |
| 14.10 | | 1 | Решение задач на тему «Плотность вещества». | | урок- практикум | практикум |
| 21.10 | | 1 | Экспериментальная работа №2 «Измерение плотности куска сахара». | | Игровая деятельность | практикум |
Взаимодействие тел(8 ч) | |
| 28.10 | | 1 | История метрической системы мер: Вершок, локоть и другие единицы. Система СИ. | Познавательная деятельность | | презентация |
| 11.11 | | 1 | Как быстро мы движемся? Скорость движение некоторых тел. | Познавательная деятельность | | презентация |
| 18.11 | | 1 | Практическая работа №2 «Как рассчитать путь от дома до школы?» | | урок- практикум | практикум |
| 25.11 | | 1 | Решение задач на тему «Скорость при равномерном и неравномерном движении тел». | | Игровая деятельность | практикум |
| 02.12 | | 1 | Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. | | Игровая деятельность | практикум |
| 09.12 | | 1 | Невесомость. | | Игровая деятельность | практикум |
| 16.12 | | 1 | Практическая работа №3 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела». | | урок- практикум | практикум |
| 23.12 | | 1 | Трение в природе и технике. Трение покоя | | Игровая деятельность | практикум |
Давление твердых тел, жидкостей и газов(10 ч) | |
| 13.01 | | 1 | Давление твердых тел. | Познавательная деятельность | | презентация |
| 20.01 | | 1 | Практическая работа №4 «Расчет давления производимого стоя и при ходьбе» | | урок- практикум | практикум |
| 27.01 | | 1 | Закон Паскаля. История открытия атмосферного давления на Земле. | | Игровая деятельность | презентация |
| 03.02 | | 1 | Решение качественных задач на тему «Сообщающиеся сосуды» | | урок- практикум | практикум |
| 10.02 | | 1 | Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах, устройство и действие фонтана. | | Игровая деятельность | презентация |
| 17.02 | | 1 | Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. | | Игровая деятельность | презентация |
| 24.02 | | 1 | Легенда об Архимеде. Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел. | | Игровая деятельность | презентация |
| 03.03 | | 1 | Решение качественных задач на тему «Плавание тел» | | урок- практикум | практикум |
| 10.03 | | 1 | Экспериментальная работа №3 «Изучение условий плавания тел». | | урок- практикум | практикум |
| 17.03 | | 1 | Воздухоплавание. | | Игровая деятельность | презентация |
Работа и мощность. Энергия(7ч) | |
| 24.03 | | 1 | Простые механизмы. Сильнее самого себя. | Познавательная деятельность | | презентация |
| 07.04 | | 1 | Решение качественных задач на тему «Определение выигрыша в силе, который дает подвижный и неподвижный блок» | | урок- практикум | практикум |
| 14.04 | | 1 | Решение задач на тему «Условие равновесия рычага» | | урок- практикум | практикум |
| 21.04 | | 1 | Пневматические машины и инструменты | | Игровая деятельность | презентация |
| 28.04 | | 1 | Решение задач на тему «Работа. Мощность» | | урок- практикум | практикум |
| 05.05 | | 1 | Коэффициент полезного действия. | Познавательная деятельность | | презентация |
| 12.05 | | 1 | Энергия движущейся воды и ветра. Гидравлические и ветряные двигатели | | урок- практикум | практикум |
Заключительное занятие( 1ч) | |
| 19.05 | | 1 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях. | | Игровая деятельность | презентация |