СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной деятельности | 3 |
Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтелектуальному направлению внеурочной деятельности | 3 |
Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы основного общего образования, реализуемой в образовательном учреждении | 4 |
Связь содержания программы с учебными предметами | 5 |
Особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности | 6 |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности | 7 |
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы | 7 |
Требования к УУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе реализации программы | 7 |
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающиеся в процессе реализации программы | 9 |
Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы | 9 |
Тематический план программы | 10 |
4. Содержание программы | 12 |
Список литературы | 15 |
Пояснительная записка.
Курс «Физика вокруг нас» реализует общеинтелектуальное направление во внеурочной деятельности в 6 классах в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования второго поколения.
Рабочая программа составлена в соответствие с требованиями нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (для V-VI классов образовательных организаций, а также для VII классов, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2016/2017 учебном году);
- Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»,
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15(с изменениями от 26.01.2016г.);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной деятельности
Процесс обучения и воспитания настолько сложен и многообразен, что учитель не может полноценно его осуществлять только на уроках. Чтобы всесторонне развить те умения и навыки, о которых говорилось выше, необходимо работать с учащимися и во внеурочное время.
Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Курс внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» создает у детей представление о научной картине мира, формирует интерес к технике, развивает творческие способности, готовит к продолжению изучения физики. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных познаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.
1.2.Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтелектуальному направлению внеурочной деятельности
Цель курса:
в яркой и увлекательной форме расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках;
показать использование знаний в практике, в жизни;
раздвинуть границы учебника, зажечь учащихся стремлением как
можно больше узнать, понять;
Задачи курса:
выполнять творческие задания;
овладение методами научных исследований, освоение способов анализа
экспериментальных данных.
1.3.Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в образовательном учреждении
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.
В ФГОС ООО п.14 записано: «Основная образовательная программа основного общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».
Модернизация современного образования направлена на развитие личностного потенциала ребенка как полноценного участника образовательного процесса, важнейшими характеристиками которого являются: здоровье, творческая свобода, инициативность, активность, способность к саморазвитию.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Физика вокруг нас» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы.
1.4.Связь содержания программы с учебными предметами
Учебная и внеучебная деятельность составляют единое целое, поэтому школьные учебные предметы и занятия по внеурочной деятельности не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ программы внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Физика вокруг нас».
Современные занятия внеурочной деятельности - это занятия-познания, занятия-путешествия, занятия-открытия. занятия, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям. Исходя из требований к занятиям внеурочной деятельности, можно создать занятия с использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала учебных предметов. Такие занятия с учётом межпредметных связей должны включать в себя:
Чёткость и компактность материала.
Взаимосвязанность материала занятия с учебными материалами интегрируемых предметов;
Большую информативную ёмкость материала
Курс внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному
направлению «Физика вокруг нас» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: химия, алгебра, геометрия, география, биология, музыка.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности; количество часов и их место в плане внеурочной деятельности; характеристика условий ОУ при реализации программы
Курс разработан для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиНа. В ходе работы предполагается использование методов активного обучения, таких как эвристическая беседа, разрешение проблемной ситуации, обучение пользованию необходимых в быту устройств, экспериментальное моделирование реальной бытовой ситуации, унифицированное использование элементарных бытовых предметов на основе знания законов физики, знакомство с техническими новинками.
Основные формы организации занятий:
занимательные опыты;
познавательные игры;
выполнение творческих заданий;
работа с дополнительной литературой.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
классное помещение (просторное, хорошо отапливаемое и освещенное);
мебель (столы, стулья, классная доска);
наглядные пособия и материалы: книги, брошюры, презентации тематических занятий, цветные мелки, приборы и оборудование для выполнения практических работ.
компьютерная техника: (компьютеры, экран, проектор);
желание детей заниматься.
Курс «Физика вокруг нас» включает различные аспекты подготовки будущего исследователя: умений обращаться с различными приборами, знание основных методов измерений и способов представления результатов измерений в виде таблиц, диаграмм или графиков, навыки систематизации полученных результатов, оценки их достоверности. То есть ребята учатся не только проводить эксперимент, но и постигать методику исследования, что понадобится и при написании проектных работ.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
2.1. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы
Учащиеся должны знать: строение вещества, различные физические приборы и точность их измерения, природу силы тяжести, силы упругости, силы трения, веса тела, законы отражения и преломления света, природу миражей, органы зрения человека и животных, основы гигиены зрения, законы Ньютона, основные физические величины и единицы их измерения: работа, мощность, энергия, масса, ускорение, скорость , оптическая сила линзы.
Учащиеся должны уметь: объяснять определение цены деления шкалы физического измерительного прибора, определять погрешность измерения прибора, записывать и объяснять физические законы, формулы, механическое движение и его виды, формулы и размерности различных физических величин, природу света и законы отражения и преломления света , строение глаза и разложение белого света на
составные цвета, строить изображение в плоском, вогнутом зеркале, линзе, проводить исследования по теме урока и выполнять решение задач.
Требования к УУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе реализации программы
Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков – универсальных учебных действий происходит в процессе повседневной работы на уроках и во внеурочное время.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в процессе реализации программы
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Основными формами учёта знаний и умений на первом уровне будут: практические работы, тесты, проекты, различные сообщения и рефераты, игры, олимпиады.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: олимпиады, творческие конкурсы, интеллектуальные игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
3.Тематическое планирование курса
«Физика вокруг нас» 6 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1 | Раздел «Введение .Измерение физических величин. История метрической системы мер» | 3 | 2 | 5 |
1.1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | | 1 |
1.2 | Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин». Рычажные весы | 1 | 1 | 2 |
1.3 | Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная. | 1 | 1 | 2 |
2 | Раздел «Первоначальные сведения о строении вещества» | 3 | 4 | 7 |
2.1 | Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов | 1 | 1 | 2 |
2.2. | История открытия броуновского движения. Изучение и объяснение броуновского движения. | 1 | 1 | 2 |
2.3 | Диффузия. Диффузия в безопасности. Как измерить молекулу. | 1 | 1 | 2 |
2.4 | Урок-игра «Понять, чтобы узнать» | | 1 | 1 |
3. | Раздел «Движение и силы» | 4 | 4 | 8 |
3.1 | Как быстро мы движемся. Гроза старинных крепостей (катапульта) | 1 | 1 | 2 |
3.2 | Трение в природе и технике. | 1 | 1 | 2 |
3.3 | Сколько весит тело, когда оно падает? К.Э. Циолковский | 1 | 1 | 2 |
3.4 | Невесомость. Выход в открытый космос | 1 | | 1 |
3.5 | Урок-игра «Мир движений» | | 1 | 1 |
4. | Раздел «Давление жидкостей и газов» | 3 | 4 | 7 |
4.1 | Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. | 1 | 1 | 2 |
4.2 | Атмосферное давление Земли. Воздух работает. Исследования морских глубин | 1 | 1 | 2 |
4.3 | Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел. | 1 | 1 | 2 |
4.4 | Урок - игра «Поймай рыбку» | | 1 | 1 |
5. | Работа и мощность. Энергия | 3 | 3 | 6 |
5.1 | Простые механизмы. Сильнее самого себя. | 1 | 1 | 2 |
5.2 | Как устраивались чудеса? Механика цветка. | 1 | 1 | 2 |
5.3 | Вечный двигатель. ГЭС. | 1 | 1 | 2 |
6. | Заключительное занятие. | 1 | | 1 |
| Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях. | | | |
| Итого: | 17 | 17 | 34 |
4.Содержание программы
I Раздел «Введение .Измерение физических величин. История метрической системы мер»
(3 часа: теоретические занятия- 3 часа, практические занятия- 2 часа)
.Теория: введение. Инструктаж по технике безопасности.
. Теория: Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин». Рычажные весы.
Практика: Измерение длины спички, указательного пальца, , устройство рычажных весов и приемы обращения с ними.
1.3.Теория: Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная.
Практика: Измерение площади дна чайного стакана., измерение объема 50 горошин, определение цены деления прибора.
II Раздел «Первоначальные сведения о строении вещества»
часов: теоретические занятия- 3 часа, практические занятия- 4 часа)
2.1. Теория: Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов.
Практика: Уменьшение объема при смешивании воды и спирта, расширение твердых тел при нагревании, расширение жидкостей при нагревании.
2.2. Теория: История открытия броуновского движения. Изучение и объяснение броуновского движения.
Практика: Модель хаотического движения молекул и броуновского движения..
2.3.Теория: Диффузия. Диффузия в безопасности. Как измерить молекулу.
Практика: Диффузия газов и жидкостей, сцепление свинцовых цилиндров.
2.4.Урок- игра «Понять, чтобы узнать» по теме «Строение вещества».
III Раздел «Движение и силы»
( 8 часов: теоретические занятия- 4 часа, практические занятия- 4 часа)
3.1. Теория: Как быстро мы движемся. Гроза старинных крепостей (катапульта).
Практика: Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение.
3.2. Теория: Трение в природе и технике.
Практика: Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения.
3.3.Теория: Сколько весит тело, когда оно падает? К.Э. Циолковский
Практика: Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости.
3.4. Теория: Невесомость. Выход в открытый космос
3.5. Урок- игра «Мир движений» по теме «Движение и силы».
IV Раздел «Давление жидкостей и газов»
( 7 часов: теоретические занятия- 3 часа, практические занятия- 4 часа)
4.1. Теория: Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды.
Практика: Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах, устройство и действие фонтана, действие ливера и пипетки.
4.2. Теория: Атмосферное давление Земли. Воздух работает. Исследования морских глубин.
Практика: Сдавливание жестяной банки силой атмосферного давления, устройство и действие манометров жидкостного и металлического.
4.3.Теория: Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел.
Практика: Демонстрация действия архимедовой силы, плавание картофелины внутри раствора соли, устройство и применение ареометров.
4.4. Урок - игра «Поймай рыбку».
V Раздел «Работа и мощность. Энергия»
( 6 часов: теоретические занятия- 3 часа, практические занятия- 3 часа)
5.1. Теория: Простые механизмы. Сильнее самого себя.
Практика: Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку.
5.2. Теория: Как устраивались чудеса? Механика цветка.
Практика: Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно
5.3.Теория: Вечный двигатель. ГЭС.
Практика: Действие водяной турбины.
VI Раздел заключительное занятие.
(1 часа: теоретическое занятие-1 час)
Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.
Список литературы.
1) для учителя:
Программы факультативных курсов по физике (2ч), Москва, «Просвещение»;
И. Г. Кириллова «Книга для чтения по физике»;
А.А. Покровский «Демонстрационные опыты по физике»;
И.Я. Ланина «100 игр по физике».
2) для учащихся:
Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).
М.И Блудов «Беседы по физике»
А.С. Енохович « Справочник по физике и технике»
И.И. Эльшанский «Хочу стать Кулибиным»
18