СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Физика вокруг нас" 6 класс. Рабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 ч. в неделю).

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка "Физика вокруг нас" предназначена для 6 класса (внеурочная деятельность).

Просмотр содержимого документа
«"Физика вокруг нас" 6 класс. Рабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 ч. в неделю).»


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка


3

    1. Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной деятельности

3

    1. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтелектуальному направлению внеурочной деятельности

3


    1. Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы основного общего образования, реализуемой в образовательном учреждении

4

    1. Связь содержания программы с учебными предметами

5

    1. Особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности

6

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

7

    1. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы

7

    1. Требования к УУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе реализации программы

7

    1. Качества личности, которые могут быть развиты у обучающиеся в процессе реализации программы

9

    1. Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы

9

  1. Тематический план программы


10

4. Содержание программы


12

  1. Список литературы


15








Пояснительная записка.

Курс «Физика вокруг нас» реализует общеинтелектуальное направление во внеурочной деятельности в 6 классах в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования второго поколения.

Рабочая программа составлена в соответствие с требованиями нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (для V-VI классов образовательных организаций, а также для VII классов, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2016/2017 учебном году);

- Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»,

- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15(с изменениями от 26.01.2016г.);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);

  • Примерная программа по внеурочной деятельности .М . Просвещение 2011г.





    1. Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной деятельности

Процесс обучения и воспитания настолько сложен и многообразен, что учитель не может полноценно его осуществлять только на уроках. Чтобы всесторонне развить те умения и навыки, о которых говорилось выше, необходимо работать с  учащимися и во внеурочное время.          

    Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Курс внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» создает у детей представление о научной картине мира, формирует интерес к технике, развивает творческие способности, готовит к продолжению изучения физики. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных познаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

1.2.Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтелектуальному направлению внеурочной деятельности

Цель курса:

  • в яркой и увлекательной форме расширять и углублять знания, полученные учащимися на уроках;

  • показать использование знаний в практике, в жизни;

  • раздвинуть границы учебника, зажечь учащихся стремлением как

можно больше узнать, понять;

  • раскрыть перед учащимися содержание и красоту физики.

Задачи курса:

  • развитие и закрепление умений решать нетрадиционные задачи и

выполнять творческие задания;

  • овладение методами научных исследований, освоение способов анализа

экспериментальных данных.


1.3.Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам основной образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в образовательном учреждении

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

В ФГОС ООО п.14 записано: «Основная образовательная программа основного общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».

Модернизация современного образования направлена на развитие личностного потенциала ребенка как полноценного участника образовательного процесса, важнейшими характеристиками которого являются: здоровье, творческая свобода, инициативность, активность, способность к саморазвитию.

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Физика вокруг нас» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы.


1.4.Связь содержания программы с учебными предметами

       Учебная и внеучебная деятельность составляют единое целое, поэтому  школьные учебные предметы и занятия  по внеурочной деятельности  не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ программы внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Физика вокруг нас».

    Современные занятия внеурочной деятельности - это занятия-познания, занятия-путешествия, занятия-открытия. занятия, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям. Исходя из требований к занятиям внеурочной деятельности, можно создать занятия с использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала учебных  предметов. Такие занятия с учётом межпредметных связей должны включать в себя:

  1. Чёткость и компактность  материала.

  2. Взаимосвязанность материала занятия с учебными материалами интегрируемых предметов;

  3. Большую информативную ёмкость материала

Курс внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному

направлению «Физика вокруг нас» носит комплексный характер, что отражено  в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как:  химия, алгебра,  геометрия,  география, биология, музыка.



    1. Особенности реализации программы внеурочной деятельности:

форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности; количество часов и их место в плане внеурочной деятельности; характеристика условий ОУ при реализации программы

Курс разработан для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 34 часов, 1 час в неделю. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиНа. В ходе работы  предполагается использование методов активного  обучения, таких как эвристическая беседа, разрешение проблемной ситуации, обучение пользованию необходимых в быту устройств, экспериментальное моделирование реальной бытовой ситуации, унифицированное использование элементарных бытовых предметов на основе знания законов физики, знакомство с техническими новинками.

Основные формы организации занятий:

  • занимательные опыты;

  • познавательные игры;

  • выполнение творческих заданий;

  • работа с дополнительной литературой.

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  • классное помещение (просторное, хорошо отапливаемое и освещенное);

  • мебель (столы, стулья, классная доска);

  • наглядные пособия и материалы: книги, брошюры, презентации тематических занятий, цветные мелки, приборы и оборудование для выполнения практических работ.

  • компьютерная техника: (компьютеры, экран, проектор);

  • желание детей заниматься.

Курс «Физика вокруг нас» включает различные аспекты подготовки будущего исследователя: умений обращаться с различными приборами, знание основных методов измерений и способов представления результатов измерений в виде таблиц, диаграмм или графиков, навыки систематизации полученных результатов, оценки их достоверности. То есть ребята учатся не только проводить эксперимент, но и постигать методику исследования, что понадобится и при написании проектных работ.


  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

2.1. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы

Учащиеся должны знать: строение вещества, различные физические приборы и точность их измерения, природу силы тяжести, силы упругости, силы трения, веса тела, законы отражения и преломления света, природу миражей, органы зрения человека и животных, основы гигиены зрения, законы Ньютона, основные физические величины и единицы их измерения: работа, мощность, энергия, масса, ускорение, скорость , оптическая сила линзы.

Учащиеся должны уметь: объяснять определение цены деления шкалы физического измерительного прибора, определять погрешность измерения прибора, записывать и объяснять физические законы, формулы, механическое движение и его виды, формулы и размерности различных физических величин, природу света и законы отражения и преломления света , строение глаза и разложение белого света на

составные цвета, строить изображение в плоском, вогнутом зеркале, линзе, проводить исследования по теме урока и выполнять решение задач.

    1. Требования к УУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе реализации программы

Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков – универсальных учебных действий происходит в процессе повседневной работы на уроках и во внеурочное время.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  2. Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  3. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  4. Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  5. Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  6. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  2. Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  3. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  4. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  5. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  6. Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  7. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


    1. Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в процессе реализации программы

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.


    1. Формы учета знаний и умений, система контролирующих

материалов для оценки планируемых результатов освоения

программы внеурочной деятельности

Основными формами учёта знаний и умений на первом уровне будут: практические работы, тесты, проекты, различные сообщения и рефераты, игры, олимпиады.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: олимпиады, творческие конкурсы, интеллектуальные игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.


3.Тематическое планирование курса

«Физика вокруг нас» 6 класс


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Раздел «Введение .Измерение физических величин. История метрической системы мер»

3

2

5

1.1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1


1

1.2

Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин». Рычажные весы

1

1

2

1.3

Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная.

1

1

2

2

Раздел «Первоначальные сведения о строении вещества»

3

4

7

2.1

Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов

1

1

2

2.2.

История открытия броуновского движения. Изучение и объяснение броуновского движения.

1

1

2

2.3

Диффузия. Диффузия в безопасности. Как измерить молекулу.

1

1

2

2.4

Урок-игра «Понять, чтобы узнать»


1

1

3.

Раздел «Движение и силы»

4

4

8

3.1

Как быстро мы движемся. Гроза старинных крепостей (катапульта)

1

1

2

3.2

Трение в природе и технике.

1

1

2

3.3

Сколько весит тело, когда оно падает? К.Э. Циолковский

1

1

2

3.4

Невесомость. Выход в открытый космос

1


1

3.5

Урок-игра «Мир движений»


1

1

4.

Раздел «Давление жидкостей и газов»

3

4

7

4.1

Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды.

1

1

2

4.2

Атмосферное давление Земли. Воздух работает. Исследования морских глубин

1

1

2

4.3

Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел.

1

1

2

4.4

Урок - игра «Поймай рыбку»


1

1

5.

Работа и мощность. Энергия

3

3

6

5.1

Простые механизмы. Сильнее самого себя.

1

1

2

5.2

Как устраивались чудеса? Механика цветка.

1

1

2

5.3

Вечный двигатель. ГЭС.

1

1

2

6.

Заключительное занятие.

1


1


Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.





Итого:

17

17

34








4.Содержание программы


I Раздел «Введение .Измерение физических величин. История метрической системы мер»

(3 часа: теоретические занятия- 3 часа, практические занятия- 2 часа)


    1. .Теория: введение. Инструктаж по технике безопасности.

    2. . Теория: Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин». Рычажные весы.

Практика: Измерение длины спички, указательного пальца, , устройство рычажных весов и приемы обращения с ними.

1.3.Теория: Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная.

Практика: Измерение площади дна чайного стакана., измерение объема 50 горошин, определение цены деления прибора.


II Раздел «Первоначальные сведения о строении вещества»

    1. часов: теоретические занятия- 3 часа, практические занятия- 4 часа)


2.1. Теория: Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов.

Практика: Уменьшение объема при смешивании воды и спирта, расширение твердых тел при нагревании, расширение жидкостей при нагревании.

2.2. Теория: История открытия броуновского движения. Изучение и объяснение броуновского движения.

Практика: Модель хаотического движения молекул и броуновского движения..

2.3.Теория: Диффузия. Диффузия в безопасности. Как измерить молекулу.

Практика: Диффузия газов и жидкостей, сцепление свинцовых цилиндров.

2.4.Урок- игра «Понять, чтобы узнать» по теме «Строение вещества».


III Раздел «Движение и силы»

( 8 часов: теоретические занятия- 4 часа, практические занятия- 4 часа)


3.1. Теория: Как быстро мы движемся. Гроза старинных крепостей (катапульта).

Практика: Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение.

3.2. Теория: Трение в природе и технике.

Практика: Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения.

3.3.Теория: Сколько весит тело, когда оно падает? К.Э. Циолковский

Практика: Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости.

3.4. Теория: Невесомость. Выход в открытый космос

3.5. Урок- игра «Мир движений» по теме «Движение и силы».


IV Раздел «Давление жидкостей и газов»

( 7 часов: теоретические занятия- 3 часа, практические занятия- 4 часа)


4.1. Теория: Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды.

Практика: Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах, устройство и действие фонтана, действие ливера и пипетки.

4.2. Теория: Атмосферное давление Земли. Воздух работает. Исследования морских глубин.

Практика: Сдавливание жестяной банки силой атмосферного давления, устройство и действие манометров жидкостного и металлического.

4.3.Теория: Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел.

Практика: Демонстрация действия архимедовой силы, плавание картофелины внутри раствора соли, устройство и применение ареометров.

4.4. Урок - игра «Поймай рыбку».


V Раздел «Работа и мощность. Энергия»

( 6 часов: теоретические занятия- 3 часа, практические занятия- 3 часа)


5.1. Теория: Простые механизмы. Сильнее самого себя.

Практика: Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку.

5.2. Теория: Как устраивались чудеса? Механика цветка.

Практика: Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно

5.3.Теория: Вечный двигатель. ГЭС.

Практика: Действие водяной турбины.


VI Раздел заключительное занятие.

(1 часа: теоретическое занятие-1 час)


Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.










Список литературы.

1) для учителя:

  • Программы факультативных курсов по физике (2ч), Москва, «Просвещение»;

  • И. Г. Кириллова «Книга для чтения по физике»;

  • А.А. Покровский «Демонстрационные опыты по физике»;

  • И.Я. Ланина «100 игр по физике».

2) для учащихся:

  • Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).

  • М.И Блудов «Беседы по физике»

  • А.С. Енохович « Справочник по физике и технике»

  • И.И. Эльшанский «Хочу стать Кулибиным»







18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!