Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание в условиях новой модели образования»
Духовно-нравственное воспитание в условиях новой модели образования
С.П. Кривобокова, учитель музыки Филиал МБОУ «Горельская СОШ» в с. Малиновка
Я считаю, что суть духовно- нравственного воспитания современной молодёжи заключается в развитии системы нравственных ориентиров. Этими ориентирами являются базовые национальные ценности: уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.
Сейчас разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. И перед школой ставится задача воспитания высоконравственной, творческой, компетентной личности; гражданина России, способного принимать судьбу Отечества как свою личную, осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Несомненно, что ценности личности в первую очередь формируются в семье. Но в школе воспитание личности происходит наиболее системно, последовательно и глубоко. Поэтому именно здесь должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Для более успешного решения поставленных задач школе необходимо разработать систему духовно-нравственного воспитания, объединяющую все формы деятельности детей: урочную, внеурочную и внешкольную.
Иными словами, необходимо интегрировать все программы духовно-нравственного развития личности.
Для организации единого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.
Для вовлечения школьника в процесс воспитания необходима мотивация. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести.
Немаловажную роль в системе духовно-нравственного воспитания играет и личность самого учителя, наставника, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко),способного явить пример той нравственности и духовности, которую желал бы передать своим воспитанникам.