Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
Доклад на МО учителей
на тему: «Формирование у обучающихся осознания своей принадлежности к российскому гражданскому обществу» (гражданская идентичность)
Подготовила и выступила Шелестенко И.А.
учитель истории и обществознания
Неман 2020 г
Аннотация
Тема посвящена проблеме формирования гражданской идентичности, воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям страны, Родины, воспитания гражданской ответственности.
Введение
Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей социокультурной модернизации общества, поэтому данный опыт является актуальным на сегодняшний день, и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
В современных условиях проблема воспитания гражданской идентичности, т.е. осознание своей принадлежности к гражданам России, стоит особенно остро. Это связано с тем, что дети уже в подростковом возрасте имеют определенный жизненный опыт. При выборе жизненных ориентиров ребенку необходима помощь педагога, так как стремление к самостоятельности не всегда подкреплено устойчиво сложившимися социальными мотивами, интересами и достаточным опытом. Наиболее полно педагогические задачи воспитания гражданской идентичности решаются на уроках истории и обществознания, благодаря специфике этих предметов, приоритетной целью которых является социализация личности обучающегося.
Содержание системы воспитания гражданской идентичности обучающихся включает в себя следующие направления реализации воспитательных задач:
Духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание – формирование приоритетных ценностей гражданственности, общенациональности; лояльности к основам государственного и общественного строя; патриотизма; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности.
Политико-правовое воспитание – осведомленность и ориентация школьников в Конституции РФ, привлечение к анализу СМИ, участие в работе институтов гражданского общества. Гражданин должен быть инициативным, деятельным, уметь применять свои знания и умения в жизни.
Патриотическое воспитание – организация усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей российского общества, формирование национального самосознания личности; формирование интереса к национальной культуре (формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа, уважение к его самобытности).
Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:
когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественных политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;
коннотативный (эмоционально-оценочный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественным политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
аксиологический (ценностно-ориентировочный)– уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;
деятельностный(поведенческий) – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.
Требования к результатам формирования гражданской идентичности обучающихся, которые могут рассматриваться как показатели сформированности гражданской идентичности:
В рамках когнитивного компонента:
создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
формирование образа социально-политического устройства –представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников,
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственных и общественных отношений;
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах
России;
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей и характера морали;
сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают:
воспитание гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну,
уважение истории, культурных и исторических памятников;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
-сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Деятельностный компонент определяет условия формирования основ гражданской идентичности личности и может рассматриваться как система психолого-педагогических рекомендаций в отношении гражданского воспитания личности:
участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
выполнение норм и требований школьной жизни, прав и
обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий
– театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);
умение строить жизненные планы с учетом конкретных социальных исторических, политических и экономических условий.
Основные термины и понятия:
Гражданин - человек, служащий народу, Родине, обществу, заботящийся об общественном благе.
Гражданская идентичность – комплекс представлений, норм и моделей поведения, основой которых выступает чувство принадлежности к конкретному государству, которое проявляется через осознание единства с гражданами своей страны, чувство патриотизма, гордости и любви к Родине.
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности.
Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, отдавали свои знания и талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно иностранцам понять «загадочную русскую душу».
Вопросы для обсуждения в классе:
Как вы считаете, важно ли человеку знать историю своей страны, гордится ею? Почему?
Какими событиями из истории нашей страны вы гордитесь?
Считаете ли вы себя патриотами страны? В чем это выражается?
Насколько важно, чтобы человек осознавал свою принадлежность к государству?
«Изобретать велосипед» нет необходимости. Формирование гражданской идентичности неразрывно связано с традиционными направлениями воспитания:
Кружки
Факультативные, индивидуально-групповые занятия
Беседы, игры нравственного и духовного содержания
Творческая художественная деятельность
Проведение праздников и мероприятий
Использование мультимедийных технологий
Исследовательская деятельность учащихся
Экскурсии
Организация выставок
Тематические и творческие вечера
Информационный материал на стендах
Цель одна – чтобы наш выпускник не был «Иваном, не помнящим родства», не проявлял потребительского отношения к Родине, воспитавшей его, а был достойным гражданином, крепко и уверенно стоял на своем корабле – Корабле Жизни.
На уроках:
Изучая курс истории и обществознания
Показываю, что личная история и история семьи каждого учащегося являются частью истории страны; зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма; На примерах деятельности исторических личностей, таких как Александр Невский, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский ставила цель сформировать у школьников идеалы социальной справедливости, дух сплочения и независимости русского народа.
Раскрывая историю Единой России, Правление Петра I и Екатерины II, рассказываю о героях нашей родине и о незабываемых подвигах. Отечественная война 1812г.был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания. Итоги кампании 1812 года во многом определили на целое столетие развитие российской истории. Участники событий 1812- это наши предки, которые поднялись на защиту Родины, и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе дошла до нас, и не может быть предана забвению.
Изучая достижения русского военного искусства передо мной, встаёт задача познакомить учащихся с подвигами русских воинов под командованием А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова.
Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.
Так же по всему курсу истории и обществознания были включены вопросы изучения регионального компонента, через которые формирования патриотизма идет через воспитание любви к малой родине – городу, ученическому коллективу, местным особенностям и традициям. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.
Хочется добавить, что учитель может работать успешно только в том случае, если он не просто дает уроки, но и ведет исследование, изучая своих учеников, их особенности, пытается проконтролировать эффективность используемых им педагогических приемов и методов.
Использую:
визуальные источники–фото, рисунки, картинки, слайды (цель-создание зрительного образа)
документы (военный билет и паспорт в том числе)
кинофрагменты, видеоролики, фильмы учебные и художественные
игровые формы работы
анкетирование
модель личности
ИСТОЧНИКИ:
https://infourok.ru/formirovanie-grazhdanskopatrioticheskogo-soznaniya-obuchayuschihsya-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-cherez-uroki-istor-1460215.html
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ispolzovanie_vozmozhnostej_muzeev_kak_sredstva_pa_174937.html
https://kubstu.ru/data/struct/0563/formirovanie_grazhd_ident.pdf
https://infourok.ru/moyo-otechestvo-formirovanie-rossiyskoy-grazhdanskoy-identichnosti-u-uchaschihsya-na-osnove-fgos-509234.html