Просмотр содержимого документа
«Деньги. Денежная масса.»
Т215 | Экономика |
Преподаватель: Золотухо Юлия Александровна |
E-mail: [email protected] |
Дата выдачи задания | Срок выполнения |
01.11.2021г. | 03.11.2021г. |
| |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: | Тема: Деньги и денежная масса |
Список литературы: | Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 154–156. |
ЗАДАНИЕ
Напишите конспект по перечню вопросов рассматриваемых в данной теме.
Выполните упражнения после теоретического материала.
Конспект занятия
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Существует два способа получения нужных человеку благ. Первый способ – сделать самому, если человеку на это хватит времени и умений. Второй способ – это обмен товарами.
Прямой обмен товарами называется бартер. Бартер неудобен из-за необходимости промежуточных обменных операций, что требует сил и времени. Постепенно выделились товары, опосредующие собой сделки. У разных народов такими товарами были: рис, ракушки, меха, соль, табак и др. Постепенно роль денег закрепилась за золотом и серебром, которые имели преимущества: редкость, износостойкость, делимость, портативность и однородность. Из них же делали монеты. Это товарные деньги – особые товары, выполняющие функции денег. Ценность товарных денег как денег и ценность как товаров одинакова.
В XX веке мир перешел к бумажному типу денежного обращения.
Бумажные деньги и разменные монеты – это символические деньги. Их ценность как товаров ниже ценности как денег. Символические деньги делятся на декретные (узаконенные государством в качестве платёжного средства) и кредитные (долговые обязательства частных экономических агентов): например, вексель, чек. Сущность денег проявляется через функции, которые они выполняют в экономике:
Актив – то, что обладает ценностью. Активы делятся на реальные (оборудование, мебель, техника) и финансовые (деньги и ценные бумаги).
Количество денег в обращении в стране называется денежной массой, которая включает в себя активы разной ликвидности.
По степени ликвидности выделяют денежные агрегаты, при этом каждый следующий агрегат включает в себя предыдущий:
М0 = наличные деньги;
М1 = М0 + средства на текущих счетах + чеки;
М2 = М1 + мелкие срочные вклады + сберегательные вклады;
М3 = М2 + крупные срочные вклады;
L = М3 + краткосрочные государственные облигации.
Ликвидность денежных агрегатов увеличивается от L до М0, а доходность – от М0 до L. Наличные деньги абсолютно ликвидны, но их доходность нулевая.
2.Упражнения
1. Решите задачу.
В Исландии в XV веке за подкову отдавали 1 сушеную рыбину; за пару женских башмаков – 3 рыбины; за бочонок вина – 100 рыбин, а за бочонок сливочного масла – 120 рыбин. Сколько рыбин отдавали за железный топор, если он стоил как четыре подковы, три пары женских башмаков и четверть бочонка сливочного масла вместе взятых?
2.Установите соответствие между регионом проживания народа и товаром, выполняющим роль денег у этого народа:
1 | Шкурки пушных зверей | А. | Южная Америка |
2 | Сушеная рыба | В. | Полинезия |
3 | Ракушки каури | С. | Сибирь |
4 | Какао-бобы | D. | Исландия |
3.Определите, какие ситуации относятся к функции «мера стоимости»?
А | Сергею вернули 3000 рублей, взятых у него в долг; |
Б | Оля откладывает 3000 рублей на шубу; |
В | Света вернула 1000 рублей, взятых в долг; |
Г | Маша рассчитывает купить сапоги за 5000 рублей. |