СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преемственность - это последовательная непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника.

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования.»

10



Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования

Часть I

Проблема преемственности начального и общего образования

Слово «преемственность» часто можно услышать на педсоветах, различных совещаниях. Одни педагоги, работающие в 5–11 классах, благодарят учителей начальной школы за хорошую подготовку детей к обучению в среднем и старшем звене, другие же, наоборот, ругают за плохую подготовку, третьи же, справедливо отличая трудности объективного и субъективного характера, с которыми сталкиваются и учащиеся, и учителя в 5–11 классах, советуются с педагогами начальных классов, подсказывают им на какие разделы учебных программ начальных классов следует обратить особое внимание.

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.

Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. 

Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими  особенностями  детей,  их  работоспособностью, спецификой  познавательного  развития,  преобладающим  типом  восприятия  и переработки  информации,  неодинаковым  интересом  к  различным  учебным предметам и т.д.

Препятствием  созданию благоприятных условий для обеспечения преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства — ведь у них общие учащиеся.

Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе. Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания.

Переходя из четвёртого класса в пятый, учащийся попадает в новый мир. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. В это время происходит переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста и переходность в школьном обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования до манифестации подросткового кризиса. Четвертый год обучения в начальных классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники — это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников универсальных учебных действий (УУД).

Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.


Рассмотрим основные трудности, которые испытывают учащиеся при переходе из 4-го в 5-й класс. Кроме того, что появляется система классный руководитель – учителя-предметники, в 5-м классе увеличивается количество предметов до 8–12, но самое главное – учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах, что вызывает стресс у каждого ребенка. Многие дети довольно долгое время не понимают, куда и к какому учителю они должны идти. К тому же ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Одной из важнейших причин  трудностей, обуславливающих  переход  в  среднюю  школу, является  дезадаптация  детей  в  новых  условиях  учебной  деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, в данном  случае добавляется еще так называемый  субъективный  фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой. В частности, по следующим аспектам:

1. взаимодействие программ обучения (зачастую, класс, который обучался в начальной школе по одной из развивающих программ, переходя в среднюю школу, возвращается к традиционной и учится по учебникам, изданным еще до того, как дети поступили в начальную школу);

2. преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления. Уровень изложения знаний в средней школе, конечно, значительно отличается (по различным параметрам) от того, который принят в начальной школе. Поэтому нельзя забывать, что дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю учителя, к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения новых заданий и т. д.

3. единство (точнее, его отсутствие) подхода к критериально – оценочной деятельности в начальных классах и средних. Не секрет, что многие «отличники» и «хорошисты» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой «статус» на более низкий. И это далеко не всегда связано с объективными трудностями обучения.

Таким образом, основные причины возникновения проблемы:

  • неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;

  • недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;

  • несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;

  • неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;

  • неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;

  • скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;

  • непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;

  • рассогласование в сложности содержания образовательных программ;

  • неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;

  • неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;

  • неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников;

  • невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;

  • недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;

  • недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;

  • низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.

Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости.

Что касается оценивания, то учителя – предметники подчас не имеют возможности (или желания) учесть индивидуальные особенности учащегося (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т.д.), которые влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальной школы реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности. Поэтому учителя средней школы при оценивании ориентируются, прежде всего, на результат его деятельности, без учета тех индивидуальных особенностей, которые могли к нему привести, в то время как в начальных классах (как правило) оценивание строится с учетом и процессуальных характеристик достижения результата.

Любой учитель понимает, что инертный, медлительный ребенок не должен слышать приговор учителя: «Ты не успел, значит, не сделал». Тем не менее ориентация учителя только на результат исключает другую позицию. Не хочется думать, что личностно – гуманный подход является прерогативой только начального звена обучения, а средняя школа не имеет к этому никакого отношения.

Вот почему учет индивидуальных особенностей обучаемости ребенка и соответственный подход к оцениванию его деятельности в начальной школе иногда ставится под сомнение как необъективный («мягкий») при переходе ребенка в среднюю школу. Критерии «объективности» в данном случае различны.

Естественно, что относительная обособленность отдельных звеньев школьной системы образования сложилась исторически и существует на протяжении нескольких лет. Однако общественная необходимость развития образования, ставшая особенно актуальной в последнее десятилетие, выявила дисбаланс, рассогласование требований и содержательной преемственности между различными ступенями общеобразовательной системы, особенно начального и среднего звена.

Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться. Путь достижения этой цели — формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе. Вывод: преемственность — это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны — основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал. Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению. Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5 классах?

На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо начинать работу как можно раньше. В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности. Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:

  • совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;

  • работа с учащимися;

  • работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

  • образовательные программы;

  • организация учебного процесса;

  • единые требования к учащимся;

  • структура уроков.

Существуют общепринятые правила или рекомендации для бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5 классах. Рассмотрим их.

В первую очередь, учителя-предметники и учителя начальной школы должны выдвигать единые требования к оформлению письменных работ и устных ответов к выпускникам начальной школы. Особое внимание учителя необходимо обращать на выставление отметок. Далее, коллектив учителей среднего звена и начальной школы может обмениваться своими программами обучения. Учителя начальной школы должны знать программу средней школы, а учителя среднего звена должны знать программу начального звена. Учителя-предметники изучают методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу. Для этого учителя-предметники в течение II полугодия могут посещать уроки учителей начального звена. В свою очередь учителя начальных классов узнают требования учителей — предметников. Учителя начальной школы знакомятся с требованиями, предъявляемыми к учащимся 5 классов, и выстраивают свою программу «на опережение» изучаемого материала. Могут посещать уроки учителей–предметников с целью изучения организации учебной деятельности. Учителям, выпустившим 4 классы, необходимо постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками, с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях. Обязательно в конце года учителя начальной школы должны дать подробную письменную характеристику на каждого ученика класса. Также, на первых порах регулярно можно проводить мини педсоветы (консилиумы), на которых учителя-предметники и учителя начальных классов находят пути решения для преодоления дезадаптации пятиклассников. Переход из начальной школы в основную волнует не только учителей, но и родителей. За 4 года обучения в начальной школе родители привыкают к методам работы учителя, к его требованиям, для них все ясно и понятно. При переходе в основную школу у родителей возникают вопросы: как их ребенок будет адаптироваться к новым учителям, к их требованиям, к методам оценивания, да и в целом, к системе классный руководитель — учителя-предметники, какие трудности будут возникать. Для решения этих проблем учителя-предметники могут посещать праздники учащихся начальной школы, на которых присутствуют родители детей. Учителя и родители принимают непосредственное участие в организованных праздниках, что способствует постепенному знакомству двух сторон. Последнее родительское собрание в 4 классе следует проводить совместно с будущим классным руководителем и учителями-предметниками, где родителей можно познакомить с требованиями, предъявляемыми в основной школе, с психологическими особенностями подросткового возраста, дать рекомендации. В целом внедрение данной модели в учебный процесс способствует стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и как следствие — рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах. Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы.

Проблемы преемственности продолжают волновать руководителей школ, управление образования, учителей среднего и начального звена, родителей выпускников начальной школы. Решение вопросов преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса.

Необходимо помнить - несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребёнка в новых условиях, что в конечном итоге может даже неблагоприятно отразиться на его здоровье.


Часть II

Бинарный урок как одна из форм организации образовательного пространства

2.1. Сущность бинарного урока


В последнее время все большую популярность по организации преемственности между начальным и основным общим образованием набирает использование образовательной технологии бинарного урока. Бинарный урок обеспечивает плавный, постепенный и нетравматичный переход учащихся из начальной школы в основную.

Бинарный урок  — это нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, которая одновременно организует познавательную деятельность и формирование практических умений, навыков. Два педагога разных ступеней образования, проводя такие уроки, чувствуют себя командой единомышленников, корректируют свои позиции. А учащиеся начальных классов знакомятся со своими будущими учителями-предметниками, что делает их переход на новую ступень более подготовленным и комфортным.

Одним из главных преимуществ бинарного урока является возможность создать у учащихся систему знаний, помочь представить взаимосвязь предметов. Бинарные уроки требуют активности каждого учащегося, поэтому класс нужно готовить к их проведению: предложить литературу по теме урока, посоветовать обобщить практический опыт, присмотреться к конкретному явлению.

Бинарный урок основывается на интеграции предметов и предполагает использование сплава из различных педагогических технологий. Является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, развития их мышления. Прогрессивный педагог Я.А. Каменский сформулировал так называемое «золотое правило» успешного освоения материала: «Пусть предметы сразу схватываются несколькими чувствами, зарисовываются, чтобы запечатлеваться через зрение и действие руки… всеми средствами нужно воспламенять жажду знаний и пылкое усердие к учению». Бинарные уроки являются одной из форм реализации этого «золотого правила». Так же в настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции учащихся. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию недостаточно насытить урок условно-коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы они делали акцент на содержание своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей. Именно на бинарном уроке создаются подобные условия развития учащихся.

Бинарный урок предусматривает:

  • обсуждение заданий, темы, способствующих развитию интереса учащихся к предмету;

  • может быть проведен в форме собеседования, семинара, конференции,

ролевой игры, зачетного задания, дискуссии и т.д.;

  • оценивание деятельности групп экспертами, обобщение наработанного материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет и т.д.

Общая структура таких уроков включает:

  • вступление - постановка цели, задачу урока, актуализацию опорных знаний, необходимых для сознательного восприятия его содержания, сообщение плана работы;

  • основную часть - раскрытие содержания учебного материала;

  • заключение - подведения итогов, оценка работы учащихся, определение домашнего задания.

Основная часть урока более вариативна сравнительно с вступлением и заключением. Это обуславливается многими факторами, а именно:

  • объекты изучения бывают абстрактными и конкретными;

  • характеристика одних требует преимущественно монолога изложения учителя, других - организации беседы с учащимися;

  • ход рассуждения может быть дедуктивным или индуктивным, не последнюю роль играет индивидуальность учителя.

В отличие от обычных уроков, которые классифицируются по признаку основной дидактической цели на пять типов (урок изучения нового; урок закрепления; комбинированный урок;  повторительно-обобщающий урок; контрольный урок — урок проверки знаний, умений и навыков), бинарный урок может быть либо уроком изучения новых знаний, либо уроком систематизации обобщения знаний, либо комбинированным.

Более удачными бинарными уроками являются уроки систематизации обобщения знаний. Почему? Во-первых, потому что на этих уроках можно использовать новые варианты преподнесения прежнего материала, создать другие условия и формы работы, чтобы ученики смогли проявить активно-творческие способности, приложив полученные ранее знания. Во-вторых, такие уроки позволяют учителю использовать различные формы его проведения.

Известно, что при проведении традиционных уроков по различным предметам восприятие учащимися новой информации по каждой учебной дисциплине не складывается в целостную систему. В результате школьники не могут оперативно применять знания одного предмета при изучении другого, а также продуктивно использовать их при решении проблем комплексного характера. В случае же одновременного рассмотрения программного материала в рамках двух учебных предметов получаемая информация приобретает практическое значение, а усвоение новых знаний идёт как бы путём их наложения на базовые знания и навыки.

Бинарный урок позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным.

Обращаясь к бинарности как целостному восприятию учебного материала, можно увидеть ряд преимуществ:

  1. Окружающий мир познаётся учащимися в многообразии и единстве. В результате школьники могут оперативно применять знания одного предмета при изучении другого, а также продуктивно использовать их при решении проблем комплексного характера. В случае одновременного рассмотрения программного материала в рамках двух учебных предметов получаемая информация приобретает практическое значение, а усвоение новых знаний идёт как бы путём их наложения на базовые знания и навыки.

  2. Форма проведения бинарного урока нестандартна. Использование различных видов деятельности на уроке даёт возможность учащимся поддерживать внимание на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающем эффекте обучения. Бинарные уроки повышают потенциал детей, побуждают их к активному познанию мира, к  осмыслению и  нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Данные уроки способствуют развитию речи, формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы. На бинарных уроках происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в нестандартных (творческих) ситуациях.

  3. Бинарные уроки дают возможность самореализовываться в  творческом процессе учителю, способствуют раскрытию талантов учеников.

Проведение бинарных уроков требует от педагогов особенной тщательной подготовки. Такие уроки могут быть успешными только при условии слаженной творческой работы обоих учителей.

Требования к бинарным урокам:

  • четкость;

  • компактность;

  • сжатость;

  • логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе урока.

Основу бинарных уроков составляет шаговая организация познавательной и практической деятельности учащегося. Проведение бинарных уроков требует от педагогов особенной тщательной подготовки. Такие уроки могут быть успешными только при условии слаженной творческой работы обоих учителей.



2.2. Подготовка к проведению бинарного урока



Бинарные уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. Важную роль в подготовке и проведении бинарного урока играет психологическая и методическая совместимость педагогов начальной школы и основной.

Какова же последовательность подготовки проведения бинарных уроков?

  1. Формирование команды учителей - это один из ответственейших моментов работы над уроком, так как от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока. Общеизвестно, что психологическая совместимость является важным фактором успеха работы любой группы людей. Необходимо создать атмосферу взаимного доверия и уважения, в которой работать будет легко и приятно, что будет являться одновременно элементом здоровьесбережения. 

  2. Планирование, которое начинается с анализа учебных программ с целью выявления близких тем. Однако многие существующие программы имеют слабые межпредметные связи. Каждый предмет имеет свою логику построения содержания, отличную от других предметов, поэтому сложно реализовывать все темы, вызывающие интерес. Критерием отбора тем являются дидактические цели урока. С самого начала необходимо ответить на вопросы: для чего проводится бинарный урок? Какие образовательные задачи он поможет решить?

Так, например, в практике начальной школы для бинарных уроков можно соединить следующие предметы и подобрать следующие темы из них: окружающий мир и обществознание «Государственный бюджет», урок математики и окружающего мира «Зона Арктических пустынь», окружающий мир и химия «Природная зона лесов», окружающий мир и информатика «Небесное тело – Луна. Алгоритм, виды алгоритмов» и др. Необходимо провести совместное, тщательное планирование хода урока педагогами, в котором четко будет определена роль каждого из них. Следует знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов. Хорошо, если будут разработаны задания, которые дадут учащимся возможность, используя изученный материал на двух и более предметах, творчески применить знания, навыки и умения, решить доступные им проблемы на основе взаимодействия, увидеть результаты своего труда и в итоге получить от занятия радость и удовлетворение.

  1. Определив тему, цели и задачи урока, необходимо определить состав и структуру содержания урока. Желательно, чтобы бинарный урок имел проблемный характер. Если это вводный урок, то на нем необходимо обозначить проблемные вопросы, которые будут рассматриваться на последующих уроках. На обобщающем уроке также можно сформулировать личностно - значимые проблемы. Процедура конструирования содержания урока связана с определением оснований интеграции. Для этого необходимо ответить на вопрос: на базе каких знаний будет осуществляться интеграция? На первом этапе конструирования урок моделируется в общих чертах. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части.

  2. Следующий этап работы над содержанием урока - этап самостоятельного творчества. Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению, предлагает различные варианты, методы и формы работы. Затем группа приступает к созданию плана – конспекта урока. Из всего многообразия идей и вариантов необходимо выбрать оптимальное решение. Главная задача этого этапа заключается в том, чтобы создать целостную картину урока.

  3. Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности учащихся.

При подготовке к уроку необходимо помнить, что урок ограничен временными рамками, поэтому необходимо отработать режиссуру урока: определить роли учителей, отрепетировать переходы от монолога одного учителя к монологу другого, при этом импровизация не исключается. Практика показывает, что во время репетиций необходимо проводить хронометраж урока, который поможет четко определить ход урока и уложиться в установленные временные рамки. Необходимо избегать излишней суеты, неловкости, скованности, непродуманности в ходе урока, так как это может испортить общее впечатление от урока. Чтобы урок получился «живым», к репетициям нежелательно привлекать учеников.

Новые технологии позволяют экономить время, а это значит, что увеличивается плотность урока. С одной стороны, хорошо - больше узнали, успели сделать. Но нельзя забывать, что перенасыщение урока приводит к нарастанию напряжения учащихся и учителя. Лучший отдых - это смена деятельности. Бинарный урок позволяет реализовать этот принцип на уроке, что играет немаловажную роль в здоровьесберегающих технологиях.

Эффективным способом достижения высоких результатов в преподавании является активное вовлечение учащихся в процесс образования. Активность методик состоит не во внешних эффектах, а во внутренних процессах, в степени заинтересованности обучающихся. Бинарный урок не позволяет им выступать в роли пассивных созерцателей, а учителя выступают в роли сотрудников. Сотворчество, сближая в познавательной деятельности учителя и ученика, становится той почвой, на которой взрастают семена взаимного доверия и уважения.

При проведении бинарных уроков учащиеся начальной школы смогут ближе познакомиться со своими будущими учителями-предметниками, что подготовит их к переходу на новую ступень образования и сделает его психологически более комфортным. Это особенно актуально для больших школ, в которых, переходя на новую ступень, учащиеся практически попадают в «новое государство», и если их там встречают уже знакомые им учителя, то этот переход для них становится психологически более лёгким.

Также бинарный урок помогает в решении следующих задач:

  • развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива;

  • расширяется кругозор у учащихся и педагогов;

  • интегрирует знания из разных областей;

  • способствует формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира;

  • служит средством повышения мотивации изучения предметов, так как создаёт условия для практического применения знаний;

  • развивает у учащихся навыки самообразования, потому что часть подготовки к уроку учащиеся могут осуществлять самостоятельно и во внеурочное время;

  • развивает аналитические способности и изобретательность;

  • обладает огромным воспитательным потенциалом;

  • позволяет учащимся принимать решения в творческих ситуациях.

К сожалению, бинарные уроки в классно-урочной системе – это, скорее, исключение из правила. К ним прибегают не часто, один, два раза в полугодие, чаще это открытые уроки у аттестующихся учителей.

Рассмотрим трудности, которые могут возникнуть при планировании бинарного урока:

1) теоретически недостаточно хорошо разработана технология проведения бинарного урока. Педагогам часто приходится действовать наобум, учиться на своих собственных ошибках;

2) требует длительной подготовки (поэтому их невозможно проводить часто), полной психологической и методической совместимости педагогов между собой. Следовательно, противопоказанием в применении бинарных уроков является несогласованность, несовместимость педагогов друг с другом;

3) сложно привести в соответствие организационные моменты – подстроиться под расписание педагога. Решить вопрос об оплате труда педагогов.

Форма проведения бинарного урока увлекательна и необычна. Данные уроки формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы, дают возможность самореализовываться в творческом процессе учителю. При конструировании современного урока можно использовать различные формы и методы организации обучения. Потому урок, рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и учащегося.




Часть III

Организация преемственности между начальной и основной ступенью образования с помощью бинарных уроков


На этапе разработки и проведения бинарных уроков в 4-ом классе учителя основной школы и педагоги начальной школы могут почувствовать себя командой единомышленников, уточнить и скорректировать свои позиции по детальным вопросам: правила ведения и проверки тетрадей, требования к устным ответам и оформлению письменных заданий и т.п. Учителя начальной школы будут выступать в качестве консультантов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной школы  консультантами в нюансах своего предмета.

Одновременно ученики 4-го класса смогут познакомиться со своим будущим учителем-предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и психологически комфортным.

При подготовке бинарных уроков следует пользоваться таблицами требований (предметных результатов) по тому или иному предмету. С одной стороны, знание предметных требований в 4-м классе позволит учителю основной школы предъявить адекватные требования к учащимся, с другой стороны  поможет научиться пользоваться такими таблицами и в дальнейшем применять их в работе по своему предмету в основной школе.

Рассмотрим три варианта проведения бинарных уроков учителями начальной и основной школы:

  1. Готовит и проводит урок только учитель основной школы, а учитель начальной школы предоставляет информацию о классе, темы, даёт отдельные советы.

Преимущества данного варианта.

  • Урок просто готовить и проводить ―привычная для учителей ситуация, не тратится много времени.

  • Учащиеся знакомятся с будущим учителем «в чистом виде» ― без адаптации к их возрасту, привычкам и т.п., т.е. имеет место имитация обычного перехода в основную школу.

Но имеются и недостатки.

  • Учащиеся и учитель по ходу урока неоднократно испытывают шок от недопонимания друг друга, от осознания неуспешности происходящего.

  • Сотрудничество и взаимопонимание учителя начальной и учителя основной школы не устанавливается (может быть, даже наоборот ―формируется недовольство друг другом).

 2) Учителя начальной и основной школы готовят вместе конспект, а проводит урок только учитель основной школы.

Преимущества.

  • В целом устанавливается сотрудничество и взаимопонимание в процессе подготовки конспекта ― учителя лучше узнают друг друга и специфику работы каждого.

  • Учитель основной школы заранее узнает о тех приёмах, которые не сработают в данном классе, в данном возрасте, а значит, и сам урок проходит более гладко.

  • Для учащихся доля новизны на уроке становится умеренной ― знакомство с будущим учителем проходит в более комфортных условиях, чем при первом варианте.

Недостатки.

  • Готовить урок сложнее, чем в первом варианте — тратится больше времени на согласование позиций, часто возникают споры (но всё это преимущественно на стадии подготовки конспекта ― до урока, а не после).

  • Проблемы недопонимания учителя и учащихся по ходу урока (незапланированные в конспекте) всё равно будут возникать, а решать их учителю основной школы придётся уже без помощи учителя начальной школы.

  • Сотрудничество и взаимопонимание учителей устанавливается не полностью: готовились вместе, а завершает общее дело только один. При анализе неудач у каждого возникает соблазн считать их причинами не свою деятельность, а действия партнёра.

3) Оба учителя готовят и проводят урок вместе, распределяя между собой эпизоды урока, поддерживая друг друга в течение всего урока.

Преимущества.

  • Сотрудничество учителей основной и начальной школы устанавливается полностью: вместе готовят урок, вместе проводят, вместе анализируют, т.е. отвечают за него (при этом сам этот процесс может идти через острые и трудные споры, но результатом, как правило, довольны оба).

  • Все возникающие по ходу урока шероховатости, недопонимание между учащимися и учителем основной школы разрешаются за счёт постоянной помощи учителя начальных классов — соведущего урока (для этого учителям необходимо заранее договориться не стесняться публично обращаться друг к другу за помощью в разных ситуациях: например, «Подскажите, как нам сейчас поступить…»).

  • Для учащихся (и для учителей) урок проходит в максимально комфортной обстановке, с минимально возможным числом шоковых ситуаций от ощущения новизны и непонятности приёмов и стиля общения нового педагога. Знакомство с будущим педагогом проходит в адаптированном режиме, вместо тревожности формируется установка: «в 5-м классе будет хорошо, привычно, не страшно».

Недостатки.

  • Готовить и проводить урок сложно, так как ситуация совершенно непривычная, времени и душевных сил на подготовку и поиск взаимопонимания тратится очень много.

  • Если учитель основной школы в начале 5-го класса не использует накопленный опыт для адаптации своих привычек, приёмов, стиля работы к данным ученикам, то они испытают дополнительный шок при переходе в основную школу: «Когда он приходил к нам в 4-м классе, он вёл себя иначе…»

Продуктивным является вариант, когда анализ урока проводится в два этапа:

1) Совместный с учениками анализ-рефлексия по заранее заготовленному простому набору вопросов, например: «Что вам показалось необычным? Что интересным? Что могло показаться трудным? Поднимите руки, кто сегодня работал как на обычном уроке. А кто сегодня работал не так, как обычно? Можете объяснить, что изменилось в вашей работе?» и т.п.

2) Обычный анализ урока учителями.

Положительные результаты проведения бинарных уроков.

    1. Психологическая комфортность обучающихся. Дети остаются в абсолютном выигрыше, им хочется показать себя с лучшей стороны.

    2. Учителя основной школы пробуют реализовать свои идеи и задумки в отношении учащихся 4-го класса. Ведь одно дело указывать на ошибки, и совсем другое ― попробовать действовать самому. Происходит изучение единого комплекта учебников.
      Сближение позиций в формировании универсальных учебных действий. Выработка единых требований.

    3. Учителя начальной школы мотивированы к углублённому изучению преподаваемого предмета, имеют возможность получить консультацию, внести коррективы в учебно-воспитательный процесс.

Какие могут встретиться трудности и как их преодолеть?

  1. Учителя основной школы испытывают трудности с отбором содержания по минимаксу.

Поэтому следует научиться отбирать необходимый минимум. Учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

  1. Не совсем просто уговорить учителя среднего звена провести бинарные уроки в начальной школе.

Можно ввести в практику замену уроков заболевших учителей 4-х классов учителями-предметниками.

  1. Отдельные дети воспринимают бинарные уроки как неучебную ситуацию, как некое представление.

Нужно объяснять детям заранее смысл бинарного урока ― знакомство с будущим учителем, его требованиями. 

  1. Некоторые дети могут испытывать психологические трудности в восприятии новых учителей.

Необходимо организовать предварительное общение педагогов основной школы с учениками 4-х классов на переменах, на отвлечённые от предмета темы.

  1. Нежелание некоторых учителей разрабатывать уроки совместно с другим учителем.

Можно стимулировать педагогов через премиальный фонд.
Использовать нематериальные виды стимулирования, добавление баллов при оценочном собеседовании, при подсчёте рейтинга учителя.

Идея бинарных уроков очень увлекательна. Она открывает перед учителем новые возможности, а  главное заставляет его выступать в  роли экспериментатора.

Таким образом, преемственность в обучении школьников между начальной и средней школой имеет в настоящее время актуальное значение.

Успешное продолжение обучения в средней школе на базе подготовки в младших классах возможно лишь тогда, когда хорошо согласована вся учебно-воспитательная работа начальной и средней школы.

В 5 классе дети начинают заниматься под руководством уже не одного, а нескольких педагогов; изменяются и организационные методы обучения. Нередко учителя-предметники плохо знают детей, которые приходят к ним из четвертого класса, не учитывают возрастные и психологические особенности детей младшего возраста, не знакомы методами и содержанием работы в младших классах, слабо знают программы начальной школы, не используют в полной мере навыки умственного труда, которые прививают ученикам в начальных классах.

Следует признать и то, что многие недостатки в учебно-воспитательной работе в старших классах объясняются тем, что учителя начальных классов, не имеют четкого представления о содержании и особенностях организации учебно-воспитательного процесса в 5–11 классах, не развивают в должной мере умственные способности, логическое мышление детей младшего школьного возраста, мало внимания уделяют подготовке к самостоятельной работе с учебной литературе между тем установлено, что среди нормальных в психическом отношении детей нет неспособных к логическому мышлению, а есть лишь дети с различными темпами мышления, и при рациональной организации обучения, проведении индивидуальной работы можно достичь высокого уровня развития мыслительной деятельности у всех учеников. Учителя начальных классов не всегда хорошо знают требования к умениям и знаниям, которые предъявляются в старших классах.

Поэтому чтобы избежать всего этого можно и нужно проводить бинарные уроки. Бинарные уроки - это новое и очень продуктивное направление работы в образовательной сфере, которое возникло не вчера, но из-за огромной трудоемкости подготовки к проведению бинарные уроки не получают пока должного распространения.

Но такие уроки интересны и учащимся, и педагогам. Они сплачивают педагогический коллектив, между педагогами меняются взаимоотношения, кроме того, и у учащихся и у педагогов расширяются кругозор и сфера влияния. 

И самое главное это то, что проведение бинарных уроков позволит учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке, а учащиеся смогут ближе познакомиться со своими будущими учителями. И в свою очередь в «новом государстве» будут чувствовать себя спокойнее.


Литература

    1. Абасов З.А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация // Инновации в образовании. 2004.

    2. Бобырев А.В., Рудакова И.А. Типы «нестандартных» уроков в системе организации профильного обучения в педагогическом лицее // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 6.

    3. Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1999.

    4. Калягин Ю. М. Интеграция школьного обучения. Разработки интегрированных уроков. / Ю. М. Калягин, О. Л. Алексенко// Начальная школа. - 1990.

    5. Котова С.А. Педагогика начального образования. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения

    6. Подласый, И. П. Педагогика : учебник / И. П. Подласый. – 2-е изд., доп. –. М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011.

    7. Светловская Н. Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении / Н. Н. Светловская // Начальная школа. - 1990.

    8. Сердюкова М. С. Интеграция учебных занятий в начальной школе / М. С. Сердюкова // Начальная школа. - 1994. - № 11.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!