СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чувство Родины в лирических стихотворениях С.Есенина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Чувство Родины в лирических стихотворениях С.Есенина»


Чувство Родины в лирических стихотворениях С.Есенина

Цели:

1. Расширить информационное поле обучающихся о жизни и творчестве С.Есенина посредством анализа стихотворений.

2. Развивать умение самостоятельно находить художественные образы, постигать авторские принципы видения мира, давать собственную оценку произведению и отражённых в нём жизненных явлений на основе ассоциативных связей. Построение познавательного процесса на основе развития способностей к абстрагированию, выражению гипотез, самостоятельной формулировки выводов, развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к слову, выделение главного, обогащение  речи.

3. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, литературе.


Тип урока: изучение нового материала.

Метод: частично-поисковый.

Приёмы: ассоциативное исследование, алгоритмизация.

Форма урока: Урок-исследование.

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Структура урока:

Первичное введение материала.

Построение ассоциативной сети по объекту и предмету изучения.

Анализ лирики С.Есенина по алгоритму.

Первичное закрепление с опорой на ассоциативный приём.

Контроль результатов первичного закрепления.

Рефлексия учебная и психологическая.


Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к

родине. Чувство родины – основное в моем творчестве.

С.А. Есенин

Ход урока

1. Слово учителя.

Здравствуйте, дети! Рада вас видеть. Сегодня нас ждёт интересный материал о творчестве великого русского поэта Сергея Есенина.

Есенин! Произнося это имя, каждый человек думает о своем: кто-то - о белой берёзе под окном, кто-то - об опавшем клене, кто-то - о жизни поэта.

А какие мысли вызывает это имя у вас?

2. Что же помогло сформироваться Есенину как поэту? Проект Алексеева А. поможет вам это увидеть, понять и прочувствовать… ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Ответы после просмотра презентации).

Русь, Отчизна, Родина – необыкновенные слова. Они дороги всем нам! Но есть слова, которыми мы дорожим, есть места, перед которыми мы будем всегда преклоняться, земля, которую будем помнить до последних дней своих.

Разговор пойдет о самом дорогом – о родном крае. У каждого человека он свой, и его называют? (Малая родина.) Малая родина, при одном воспоминании о ней пробуждаются добрые чувства. Это слово, вмещает в себя и отчий дом, и материнскую ласку, и дорогу за окном, и леса, и поля, убегающие к горизонту.  Для Сергея Есенина (ссылка на презентацию) Рязанская земля - это страна его детства, его малая родина. Это душа есенинских стихов, источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта.

3. И именно об этом, о чем? (Ответы учащихся). О ЧУВСТВЕ родины в лирических стихотворениях поэта, о том, какое отражение оно находит в ваших сердцах, вы расскажете нам на сегодняшнем уроке. Эпиграф. Заметим, не тема, а чувство. (Записываем в тетрадь тему и эпиграф урока).

4. О малой родине пишут художники, сочиняют музыку композиторы, говорят поэты. Подскажите мне, при помощи чего создает свое творение художник? Композитор? Поэт?

Итак, объектом исследования у нас является? (Лирика).

Попробуйте определить, что это такое через ассоциативные образы, иными словами, что возникает в ваших мыслях, когда вы произносите это слово? А поможет вам схема. (Заполнение кластера на доске и в тетради).

Выберите, какие термины нам понадобятся сегодня на уроке, а какие точно не пригодятся. (Эпитеты, олицетворение, фонетика, метафора, писатель, инверсия, дополнение, лирический герой (чувства, переживания), тема, омонимы, поэт).


ВЫВОД. Ключевым на схеме является слово? (Лирика - это род литературы, отражающий чувства, переживания автора, преимущественно в стихотворной форме).

5. Определив объект исследования, ассоциации, мы попытаемся проникнуть в мир поэтического слова. Подобную работу мы уже проделывали, и вы с ней справились прекрасно. Попробуем закрепить наш успех.

Работают по заданному плану. Но каждый из вас может подключиться к высказываниям товарищей. (См.план анализа, кому сложно – можете использовать схему ответа).

Итак, (эпиграф и тема) «Чувство родины – основное в моём творчестве», – говорил Есенин. Этой теме посвящены многие стихотворения поэта. Среди них и “Отговорила роща золотая...” Чтение стихотворения. Д. Дмитриев.

Стихотворение веселое или печальное?

Кто помогает понять чувства, переживания поэта?

Итак, обратите внимание на первую строку. Вы уже знаете, что в любом стихотворении первая строка сразу настраивает на определенный лад.

Какие особенности вы здесь заметили? (Заполнение схемы «дерево» в течение всего урока).

Какие ключевые образы вы выделите в стихотворении?

Подумайте: есть ли нечто общее у этого стихотворения и «Я покинул родимый дом…» Обоснуйте свой вывод.

Только ли о природе говорит поэт?

ВЫВОД: кроме темы природы в стихотворении звучит еще одна тема. Какая?

Обратите внимание на строку «И ничего в прошедшем мне не жаль!» Неужели-таки поэту не жаль прошлого? Мы же чувствуем, что все стихотворение наполнено острейшей жалостью, печалью. Почему же возникает такое чувство? Сколько раз в стихотворении повторяется выражение “не жаль”?

Обратите внимание на строчку “Не жаль мне лет, растраченных напрасно”. Сравните значение предшествующей и последующей строки.

Как Вы поняли строку «В саду горит костер рябины красной…»?

Найдите в стихотворении слово, придуманное поэтом? Какой образ возникает у вас при чтении. Опишите.

Ваши наблюдения помогают понять нам, что смысл стихотворения составляют не только образы (мы их отмечаем в схеме), но и ??? (…тропы). Докажите это. Назовите образные средства речи в стихотворении.

Вывод. Вам удалось заметить самое главное. Поэт отождествляет себя с природой. Для него человек, поэзия и природа - одно целое. Несмотря на краткость жизни, поэт любит жизнь и Родину, остро чувствует красоту природы.

Лирический герой понимает, что все проходит, и нет ничего вечного. Время все безжалостно «сгребает» «в один ненужный ком». Все погибает. Однако «не обгорят рябиновые кисти», «от желтизны не пропадет трава». Природа тоже «умирает», но она способна возродиться. И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой, слиянием с прекрасным.

B конце стихотворения вновь возникает образ замолкшей рощи. Эта рама, в которую заключено многоцветное чувство, придает стихотворению композиционную завершенность. Поэт утверждает величие жизни на земле, говорит о непреходящей ценности прекрасного прошлого, которое продолжает жить в душе в самые трагические моменты.

6. В этом стихотворении Есенин предстает перед нами как? поэт – философ. Такого рода раздумья звучат и в стихотворении? “Спит ковыль. Равнина дорогая...” (1925г.) Чтение стихотворения (А. Копылов).

Какова тема стихотворения? Идея?

Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? И сейчас мы попытаемся проследить по содержанию, откуда идёт эта печаль и чем вызвана грусть.

Какой край описывает поэт? (Ответ аргументируйте.)

Какое чувство лирического героя так широко представлено в стихотворении?

Назовите образы, которые вызывают эту любовь?

А какие образы вызывают печаль, грусть у лирического героя?

Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства?

Назовите эпитеты, метафоры, олицетворения. Их роль в произведении.

Ваше впечатление.

Вывод: Это стихотворение – яркий пример того, как в творчестве Есенина сливаются воедино самые важные в его творчестве темы: природа, родной край и любовь к Родине.

Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она – свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом.

7. А сейчас мы прослушаем стихотворения Есенина и определим, кто же лучше их прочитал (отмечаем образы на схеме).

Какие чувства пробуждаются в нашей душе, когда мы слышим стихотворения С.Есенина о родине.

8. СХЕМА-ДЕРЕВО. Итогом работы станет ответ на вопрос: Почему же все у нас произошло соединение всех составных дерева-схемы, что объединяет стихотворения, которые вы услышали сегодня?

Теперь ответьте на вопрос, поставленный в начале урока, почему тема урока «Чувство родины…»?

Самое главное, что хотел сказать поэт своим творчеством?

Вы хорошо справились с заданием, а кто лучше прочитал стихи?

Скажите, что в анализе стихотворения вызвало затруднение?

О чём это говорит?

9. Я хотела бы отметить еще одну особенность лирики Есенина - необыкновенная музыкальность. Красота, созданная Есениным, не оставляет никого равнодушным. Их покоряет “есенинское половодье чувств”, его отношение к природе, Родине, жизни. Многие композиторы не раз обращались в своем творчестве к стихам Есенина. Более 200 музыкальных произведений написано на стихи поэта. 27 произведений написал Георгий Свиридов.

Его поэзия и до сих пор привлекает внимание композиторов. И в наши дни С.Есенин один из самых читаемых и любимых в России поэтов.

10. Итог урока.

Итак, какая же тема прозвучала у нас сегодня на уроке?

Почему Есенин так образно, нежно писал о Родине, о родной природе?

Что Вам больше всего понравилось?

Кто из ребят прочитал стихотворение лучше?


11. Перед вами стихотворение С.Есенина «Покраснела рябина»

Какие строки говорят об исторических традициях русского народа?

Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что его песня отзовется и останется в людских сердцах. И мы сегодня постарались увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.


12. Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть стихотворение С.Есенина (по выбору), проанализировать его.

  2. Создать образную ассоциацию к выбранному стихотворению в виде высказывания, рисунка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!