СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чудесный рассказ о соловушке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий мероприятия, в рамках которого была проведена научно-исследовательская работа по подсчету соловьев на определенном участке (местности), изготовлены творческие работы (поделки), проведен большой фольклорный праздник.

Просмотр содержимого документа
«Чудесный рассказ о соловушке»


Авторы: Исаева Марина Ивановна - учитель музыки

Храмцова Любовь Алексеевна- учитель начальных классов

Морозова Наталья Юрьевна- педагог дополнительного

образования





Оглавление


Глава 1 («Грустная»)

Глава 2 («Творческая»)

Глава 3 («Научная»)

Глава 4 Заключительная (« Радостная»)



Глава 1 («Грустная»)


Вот, наконец, и май! Вернулся соловушка в свои родные места. Долгий был путь. Опоздал он больше чем на неделю. Торопился, волновался: «Как там люди без моей песни? Заждались,поди!» Отдохнул немного, осмотрелся, порадовался, что дом его в порядке, деревья шумят резными листьями, цветы цветут, солнышко светит. Вон и детишки в школьном дворе бегают, кричат, играют. Хорошо!

Уселся он на ветку и запел свою песенку. Сначала робко, несмело, а потом все громче и громче. Необыкновенные трели залили всю округу: «Радуйтесь, слушайте, восхищайтесь!»

Но ребята его не услышали, ушли в свои классы, а потом домой разбежались. Взрослые занимались своими делами, пололи грядки, поливали и на соловушку особого внимания не обращали. А он почти до утра пел всем о своей любви к родному краю, о счастье, о нежности: «Услышьте меня, люди!» Но все сладко спали после трудового дня.

Рано утром перелетел соловушка поближе к дороге, чтобы петь для идущих в школу учеников. Но почти все малыши ехали в автомобилях. Родители плотно закрыли окна, чтобы ребятишки не простудились, включили громкую музыку, быстро довезли детей до школы и разъехались по своим делам. А ребята постарше не выпускали из рук телефонов и ничего и никого не замечали. Опять никто не услышал чудесной песни. Грустно стало соловушке. Грустно стало и учительнице первоклассников Любови Алексеевне Храмцовой, которая за всем эти наблюдала. Она с детства любила слушать соловья и очень хотела, чтобы и её ученики учились видеть прекрасное вокруг себя и восхищаться соловьиным пением. Она думала о том, что в Японии есть традиция, когда все любуются цветущей сакурой. А как было бы хорошо, что- бы в России прижилась традиция слушать пение соловья. Ведь как говорил герой известного мультфильма: «Если мы не услышим первых соловьев, то мы опоздаем на все лето». А ведь можно опоздать и на всю жизнь.

Как быть?



Глава 2 («Творческая»)


К счастью, в школе, которая находится в центре села Черницыно, произошли два события. В начале года пришла работать замечательный учитель музыки Исаева Марина Ивановна. Она создала фольклорный ансамбль «Русский праздник», где дети с удовольствием изучают традиции своего народа и своей малой родины – Курского края.

И в апреле в рамках Года экологии «Курский областной детский эколого-биологический центр» предложил провести экологическую экспедицию «Песнь соловья». Началась интересная, кропотливая творческая работа. Ведь самая главная задача была увлечь, вызвать интерес у детей и их родителей к соловьиному пению и научить распознавать пение соловья среди песен других птиц.

Марина Ивановна придумала сценарий литературно-музыкальной композиции «О соловушке русском».


На сцену выходят дети гурьбой, смеются, кто-то кружится, кто-то шутливо толкается и т.д. Раздается соловьиная трель.

Девочка – ( мечтательно)—Эх, была бы я соловушкой.

Мальчик 1- (иронично) – И что?

Мальчик 2 – (иронично, смешно подпрыгивая) – С ветки на ветку тьёх, тьёх!

(Все смеются.)

Девочка- (осуждающе)– Эх, вы. Я бы зимой, как соловей, в Африку летала.

А весной опять бы прилетала, была бы защитницей леса, пауков да мошек в лесу уничтожала.

Мальчик1- Что, правда, то правда, соловья так и зовут – защитник леса,

Мальчик2- Только, тогда б ты так не пела, как сейчас поешь.

Девочка- ( удивленно) Это почему? ( гордо) Я ж была бы – СОЛОВУШКОЙ!

Мальчик3 – Вот то-то и оно. Поёт ведь только соловей. Он пением заманивает себе пару, да с соседями-друзьями так по гнезду общается.

Девочка 2 – Да что вы спорите? Соловью- соловьёво, а нам людям- людское.

Девочка 3 – Про соловья послушали, пора и самим попеть.

( Поют народные песни о соловушке.)

Бывшая выпускница нашей школы Галина Кузьминична Вергель сочинила частушки о соловье:



Начинаем припевать

Величальную свою

Серой пташке, серой пташке,

Нашей птичке – соловью.



Наша Курская земля

Соловьями славится,

Слушать трели соловья

Всей России нравится.



Пел соловушка в лесу,

Воспевал земли красу!

А мы ему подпевали ,

Серу пташку прославляли .



Пой, соловушка, звончей,

А мы тебе подпоем,

Мы в своем родимом крае

Замечательно живем !



Соловейко- птичка сера,

Зато голосистая!

Помогает пташке петь

Вся земля российская.



Мы пока что маловаты ,

Но должны мы вам сказать,

Что стараться будем очень

Соловейку охранять!



Соловейко, милый мой ,

Прилетай ко мне домой.

Я тебе построю дом.

Будем песни петь вдвоем.



Мама с папой, по секрету

Рассказали мне , друзья,

Появилась ( или появился) я на свете

Из-за песни соловья.

( или- Ох, под песню соловья.)



Вы поверьте мне, друзья,

Я пою с рождения!

Спасибо мамочке моей,

Что пою, как соловей !



Соловей сидел на ветке,

Свои песни распевал.

Первый раз весною этой

Я девчонку целовал.



Соловейко «тьёх» да «тьёха»,

Да и мы поем неплохо.

Мы, подобно соловью,

Дарим песню вам свою.



Соловейко весит мало

Ох, всего лишь 30 граммов.

Но своей веселой трелью

Не дает покоя нам.

Елизавета Коростылёва и Валерия Цуканова, ученицы 10 класса, разучили романс и свадебную песню о соловушке.

5 мая в нашей школе состоялся большой Соловьиный праздник. Проведенное мероприятие вызвало большой восторг зрителей и всех участников концерта. О соловье заговорили. Родители предложили устроить выставку поделок «Необыкновенный соловушка». Каждая семья приняла участие. Кто не смог сам смастерить соловья, купили фигурки и принесли их на выставку.




Глава 3 («Научная»)


Ребята отправились в школьный музей и с его руководителем Морозовой Натальей Юрьевной, стали из разных источников (литературы, Интернет-ресурсов, газет и журналов) собирать сведения о соловьях.

Вот что узнали:

• Соловей считается одним из самых красивых певцов, пение соловья знают и любят многие москвичи, даже не выезжающие за город.

• На юге России соловей появляется в конце апреля, в центральной России — в середине мая.

• Соловей предпочитает кустарники, особенно у водоемов (вдоль речек, у прудов) — но может поселиться и просто в кустах и бурьяне, у ближайшей к дому помойке!

• Одиночная и территориальная птица в период гнездования, хотя участки обычно расположены группами и поющие самцы как бы перекликаются.

• Поют только самцы, и главная роль песни — «обозначение» территории и привлечение самки.

• Строительством гнезда и насиживанием кладки занимается только самка (самец все это время поет); самец помогает самке выкармливать птенцов, почти прекращая пение в это время.

• Участок одной пары — около 1 га.

• Наиболее активно соловей поет рано утром (примерно до 7–8 утра) и, особенно, в вечерние часы (после 8 вечера) — хотя нередко песню можно услышать и днем.

• Поет очень короткое время в начале периода размножения — уже в конце июня, после появления птенцов, песен соловья почти не слышно.

• Жизнь этих птиц недолгая — самый старый окольцованный соловей дожил в природе до 8 лет 11 месяцев.

• Зимует соловей в Африке, главным образом южнее экватора (не севернее юга Эфиопии). Из районов зимовки начинает отлетать в марте и полностью исчезает там к середине апреля.

• Считается, что самые лучшие певцы — «курские» соловьи. Именно российским орнитологам принадлежит первенство в изучении песенных диалектов соловья (проф. Геннадий Николаевич Симкин, М. Штейнбах, МГУ).

• Соловей весит всего 20–30 граммов.

• Питается преимущественно насекомыми, а также пауками и многоножками (то есть относится к типичным «защитникам леса»!). Иногда поедает мелких моллюсков и ягоды.

• У соловья совершенно «неприметная» бурая окраска, рыжеватый хвост (часто подергивает хвостом) — не слыша песню его не всегда отличит даже интересующийся птицами человек!


15 мая в Черницынской школе был создан штаб и сформированы экспедиционные отряды для проведения экспедиции по учету соловьев. На основании приказа директора МКОУ «Черницынская СОШ» Петровой Ирины Николаевны, была назначена ответственная по созданию экспедиционных отрядов учитель начальных классов Храмцова Любовь Алексеевна.

Территория села Черницыно была поделена на участки. 20 мая с 18 часов до 22 часов участники экспедиции посчитали поющих соловьев. Данные внесли в таблицу и отметили на карте села. По итогам экспедиции в этот день было выявлено 7 поющих птиц.

Участники отряда

Адрес соловья



1. Морозова Н.Ю.

Морозова Оля

Морозов Паша

Ул. Набережная 2


Ул. Спортивная 37

2. Носорева Е.Ю.

Носорев А.Ю.

Носорева Сима

Носорева Вика

Ул. Набережная 40

3. Конорева О.В

Маслова Н.А

Михайлов Г.Н.

Конорев Семен

Маслов Ваня

Михайлова Маша

Ул. Межевая 47


Ул. Геологическая 18

4. Курских Н.Н

Курских Кирилл

Курских Даниил


Территория

МКОУ «Черницынской СОШ»

5. Черных И.С

Юдина А.В.

Морозова Н.В.

Черных Вика

Юдин Ваня

Морозов Савелий

Ул. Народная 9












Глава 4 Заключительная (« Радостная»)


И пошли по селу разговоры. На лавочках бабушки о соловьях разговаривают, внуков – артистов хвалят, да красивые поделки обсуждают. В автобусе мамы беседуют, как соловьев вчера считали.

А ребята – первоклассники пошли песню соловушки послушать. Было очень жарко. Долго ждали, думали уж ни с чем возвращаться. И вдруг совсем рядом запел соловей, подарил свою чудесную песню.

Вот и сбылась мечта учительницы. Услышали соловушку, заинтересовались, впустили в свое сердце.

Пой, соловушка, дари людям радость. А вы, люди, привечайте песню соловья, грейте свою душу и наполняйте жизнь любовью.






















Список использованных источников


1.Союз охраны птиц России

электронный ресурс: http://www.rbcu.ru/campaign/11444/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!