СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Чудесные превращения: чудо - мнемотехника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение эффективности обучения дошкольников с ОНР связной монологической речи средствами мнемотехнике

Просмотр содержимого документа
««Чудесные превращения: чудо - мнемотехника»»









Проект:


«Чудесные превращения: чудо - мнемотехника»
















Разработчик проекта:

Игнатьева Ольга Анатольевна
учитель – логопед

Домашний адрес: г. Чебоксары,
пл. Скворцова д. 4, кв. 21
тел.сот. 9279947087

сроки выполнения проекта:

2009 -2010 гг.



Чебоксары 2010

Содержание проекта:




1. Паспорт проекта………………………………………………………………………...............................3
2. Теоретическое обоснование проекта……………………………………………………………………..5
3. Ресурсное обеспечение проекта………………………………………………………………………….10

4.Механизм реализации проекта…………………………………………………………………………….11
5.Эффективность реализации проекта………………………………………………… ……………….16
6. Выводы…………………………………………………………………………………. …………………… 21
7. Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет. Электронные учебники. Базы цифровых образовательных ресурсов с использованием сети Интернет.
Список литературы…………………………………………………………………………………………….23
8. Приложения………………………………………………………………………………………………….. 25

Перспективный тематический план занятий по развитию связной речи у

детей 6-7 лет с ОНР.

Диагностика развития связной речи.

Обучение с увлечением (фотохроника)

Паспорт проекта.



Наименование проекта

Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники

Основания для разработки проекта

  • Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1 (ред. От 21.12.2009)

  • Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»

  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

  • «Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с4до7лет)» под редакцией Н.В. Нищевой

  • Разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики, психологии


Заказчик проекта


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи».


Разработчик проекта



Игнатьева Ольга Анатольевна, учитель-логопед


Цель проекта

Повышение эффективности обучения дошкольников с ОНР связной монологической речи средствами мнемотехники

Задачи проекта

1.Осуществить теоретический анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи у ДДВ

2.Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников

3.Проведение логопедического мониторинга сформированности связной речи

4.Разработка перспективно-тематического плана по формированию описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР приемами мнемотехники

5.Разработка и проведение информационных консультаций для родителей и педагогов по данной проблеме

6.Обогащение предметно-развивающей среды в логопедических группах


Сроки реализации проекта

Сентябрь 2009г. – май 2010г.

Исполнители проекта

- дети подготовительной к школе группы для детей с ОНР

- родители воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ОНР


Ожидаемые результаты

1. Повышение собственной профессиональной компетентности; формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР.

2. Точное, целенаправленное и дифференцированное логопедическое воздействие.

3. Отслеживание динамики речевого развития: определение уровня развития связной речи, соответствие его возрастной норме.

4. Взаимосвязанная работа логопеда и специалистов ДОУ

5.Информационная готовность педагогов и родителей к коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР.

6. Наличие разнообразного наглядного материала по развитию связной речи.


Этапы реализации проекта


I этап - поисково-теоретический (сентябрь-октябрь 2009г.)

1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.

2. Определить критерии и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

3.Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

4.Посещение семинаров – практикумов по проблеме.
II этап - опытно-экспериментальный (октябрь2009-апрель 2010г.) Проверка гипотезы.

1.Составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники.

2.Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.

3.Организация консультаций.
III этап - заключительно-обобщающий (май, 2010г.)

Анализ коррекционно-педагогической работы за год; составление цифрового и аналитического отчета. Оформление результатов проекта.



Оценка эффективности проекта


Логопедический мониторинг осуществляется учителем-логопедом. Срок заключительной диагностики - май. Используется «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» (В.П. Глухов, 1996).


Теоретическое обоснование проекта


В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем - проблема "живого" общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» - говорил когда-то известный философ Аристотель.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие связной речи и формирование навыков общения - одна из главных задач детского сада.

Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Если в общеметодических работах уже накоплен известный экспериментально - исследовательский материал, позволяющий подойти к созданию современной научно обоснованной базы для формирования связной речи нормально развивающихся детей, то специальная педагогика подобными данными фактически не располагает. Это вынуждает логопедов обращаться к общедидактическим рекомендациям и опираться подчас на приемы, рассчитанные на нормально  развивающихся детей.

З.И. Истомина в своем исследовании, посвящённом изучению влияния словесного образца и наглядного материала на развитие речи детей-дошкольников, приходит к заключению, что словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Вместе с тем она указывает, что опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности. Следовательно, при формировании связной речи больше нужно использовать речевые образцы.

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П.Коротковой, В.И.Логиновой, Н.М.Крыловой, В.В.Гербовой, Г.М. Ляминой; методы и приемы обучения дошкольников связной речи - Е.А.Смирновой и О.С.Ушаковой.


Однако эти приемы оказываются недостаточно эффективными (предлагаемые методы и приемы развития связной речи более ориентированы на представления фактического материала для детских рассказов, интеллектуальные процессы, значимые для построения текста, в них менее отражены), а в ряде случаев и неприемлемыми для обучения детей с системным недоразвитием речи.

Во – первых, усваивая речь по аналогии с заданным образцом, т. е. эмпирически, без знания элементарных правил ее построения, дети оказываются несостоятельными в осуществлении контроля за правильностью ее организации. Логопед, не располагая научно обоснованными методами оценки самостоятельной речи детей, испытывает существенные затруднения при оказании необходимой помощи, так как сам вынужден опираться на субъективное «чувство текста», сложившееся у него на основе собственного опыта. Такой метод, существующий в практике обучения детей с нарушениями речевой деятельности, не соответствует современному требованию к методике, основанному на том, что успешное формирование прочных умений и навыков предполагает определенную опору не только на практическое овладение образцом, заданным логопедом, но и опору на представления о структурно-семантических закономерностях построения связного сообщения.

Во – вторых, в психологии и логопедии неоднократно отмечалось, что у детей, имеющих нарушения моторной стороны речи, всегда в какой-то степени выявляются и нарушения ее рецепторной стороны, касающиеся процессов восприятия. Детям с ОНР свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которая обеспечивает процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. По мнению Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б.: словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Их рассказы бедны, отрывочны, алогичны.

Кольцова М.М. отмечает: Связная речь у детей с ОНР не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четко спланированной систематической коррекционной работы логопеда, предполагающей проведение специальных коррекционно – развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.

Логопедическое воздействие при устранении ОНР преследует цель – научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Поэтому работа над разделом «Формирование связной речи у дошкольников с ОНР» по мнению автора имеет особую сложность и актуальность. Правильная организация обучения детей с ОВЗ – очень сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей.
Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей детей с ОНР и постепенной активизации нарушенных функций.  

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать наглядные мнемотехнические методы. Исследования мнестической функции у детей с ОНР показали, что обьём их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Образные средства, точнее, модельные представления, являются центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981, Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков). Через всю проектную деятельность красной нитью проходит решение проблемы использования мнемотехнических приемов, помогающих ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте.

Моделируя и отлаживая технологию работы по развитию связной речи детей с ОНР посредством использования приемов мнемотехники, автор опиралась на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта: Сохин "Развитие речи детей дошкольного возраста", Е. И.Тихеева "Развитие речи детей"; О.Ушакова "Развитие речи детей"; Т.В. Большева «Учимся по сказке», Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; статьи журнала "Дошкольное воспитание": В. Гербова "Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок" , N 8, 1998 г.; Т. Гризик "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи" , N 6, 2000 г; О. Ушакова, Л. Щадрина "Развивайте речь дошкольника" , N 2, 1997 г.; В. Гербова "Занятия по развитию речи" , N 12, 1999 г.

Методологической и теоретической основой проекта являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.А. Венгер, Я.С. Выготский, В.И.Яшина, О.С.Ушакова и др.), лингвистическое учение о языке как знаковой системе (Р.Г .Авоян, Р.А. Будагов, Б.В.Головин, В.Гумбольдт, Н.И. Жинкин, А.А. Потебня, и др.), теории об особенностях психического развития старших дошкольников (Д.Б. Эльконин, А.М. Леушина, Л.С. Выготский, О.М. Дъяченко, А.В.Запорожец, Л.А .Венгер, В.С.Мухина, Н.Н. Поддъяков).

Недостаточный уровень развития связной речи у детей с ОНР является препятствием для успешного обучения в школе. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Патология снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. Все большее внимание уделяется психологически ориентированному обучению, когда весь коррекционный процесс планируется «от ребенка», а не «от дефекта» и в программе работы с ребёнком учитывается не только структура дефекта, но и его психологические особенности, предпочитаемые им стили общения, каналы получения информации и способы действий. Инновация проекта заключается в целесообразном слиянии мнемотехники с тактильными тренажерами. Использование мнемотехники обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Тактильные тренажеры развивают тактильную память через ощущение от прикосновения к различным предметам и ассоциации их в детском сознании с чем-то, что ребёнок уже знает и помнит.

Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического) запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним. Большинство ассоциативных привязок с чем-то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется, - запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запоминать и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка необходимо построить на интересе.

Для эффективной коррекционной работы автор создала и использует тактильные «Мнемокубы», где при помощи ощущений от прикосновения и дополнительных ассоциативных связей значительно улучшаются результаты коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями речи. Актуальность проблемы обусловила выбор темы проекта: «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники»

Проблема проектной деятельности заключается в поиске и реализации новых оптимальных методов формирования связной монологической речи дошкольников, способствующих наиболее эффективным результатам в развитии речи детей дошкольного возраста. Решение этой проблемы составляет цель проекта.
Цель проекта: Повышение эффективности обучения дошкольников с ОНР связной монологической речи средствами мнемотехники.

Объектом являются дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования является процесс развития связной описательно – повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР методами мнемотехники.
В ходе проектной деятельности была сформулирована гипотеза:

- развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если разработаны показатели и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, как критерии определения эффективности коррекционной работы;
- активное использование мнемотехники на занятиях по обучению рассказыванию заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными; а также будет способствовать развитию долговременной памяти.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи у ДДВ;

  2. Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников;

  3. Проведение логопедического мониторинга сформированности связной речи;

  4. Разработка перспективно-тематического плана по формированию описательно-повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием мнемотаблиц.

  5. Разработка и проведение информационных консультаций для родителей и педагогов по данной проблеме;

  6. Обогащение предметно-развивающей среды в логопедических группах

Решение данных задач позволит:

- привлечь внимание к проблеме формирования связной речи у дошкольников с ОНР III уровня,

-сформировать компетентность воспитанников в учебно-познавательной сфере, владении устной коммуникацией;

-повысить эффективность обучения дошкольников с ОНР связной монологической речи за счет использования мнемотаблицы, как графически зафиксированной программы рассказа, в процессе формирования у детей навыков планирования связных развернутых высказываний, что будет способствовать их успешному  обучению  в школе.



















Ожидаемые результаты:

Дети

Родители

Педагоги

1.Повышение самостоятельности детей при работе над речевым высказыванием

2.Составление различных типов рассказов при помощи графических аналогий.

3.Улучшение показателей связности, последовательности, информативности наряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов (усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении).

4.Расширение знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира;

5.Формирование артикуляционного праксиса

6.Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления).


1.Потребность в сотрудничестве с ДОУ


2. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания


3.Знакомство родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи


4.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми


5.Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе.

1.Повышение профессионального мастерства


2.Овладение проектной деятельностью .



3.Повышение интереса к проблеме развития связной речи через знакомство педагогов с приёмами мнемотехники и их практическим значением в различных сторонах жизни.



4.Внедрение в пед.процесс опыта работы по данной проблеме (Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР.)



База реализации проекта:
МДОУ «Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» г. Чебоксары. В проекте принимали участие дети старшего дошкольного возраста:

  1. Вадим А. – ОНР, IV уровень речевого развития на резидуально – органическом фоне

  2. Николай К. - ОНР, IV уровень речевого развития на резидуально – органическом фоне

  3. Александр М. - ОНР, IV уровень речевого развития на резидуально – органическом фоне

  4. Анна Ф. - ОНР, III уровень речевого развития на резидуально – органическом фоне с дизартрическим компонентом

  5. Алексей Б. - ОНР, IV уровень речевого развития на резидуально – органическом фоне

  6. Андрей Т. – минимальные дизартрические расстройства на резидуально – органическом фоне

  7. Павел В. – лексико – грамматическое недоразвитие речи, псевдобульбарная дизартрия

  8. Регина И. - ОНР, III уровень речевого развития на резидуально – органическом фоне

  9. Владимир Р. - ОНР, IV уровень речевого развития на резидуально – органическом фоне

  10. Алексей Ш. - минимальные дизартрические расстройства на резидуально – органическом фоне


Ресурсное обеспечение проекта


Механизм реализации проекта



задачи

мероприятия

сроки

ответственный

Ожидаемый результат

1. Поисково-теоретический этап


Повышение собственной профессиональной компетентности


1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.








2.Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста


3.Посещение семинаров – практикумов по проблеме




Сентябрь













Учитель -логопед

Игнатьева О.А.

1.Конкретизировать содержание понятия «связная речь детей старшего дошкольного возраста».
Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников.

2.Определить гипотезу исследования, методику, проблему, объект, предмет, задачи, методы обучения.






3.Выявить эффективность использования данного метода.

4.Формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР


Взаимодействие с воспитателями

1.Консультации:

- «Мнемотехника? Да!» Этапы работы с графической моделью.

2.Организационные вопросы программно – методического обеспечения

Октябрь






В течение года

Учитель -логопед

Игнатьева О.А.


Воспитатели

1.Единство требований при работе с мнемотаблицами


2.Учет речевых возможностей каждого ребенка




Создание условий для организации работы по развитию связной речи с использованием метода мнемотехники


1. Изготовление мнемотаблиц к программным произведениям и пособий по развитию связной речи: мнемокубы «дикие животные»; «паровоз историй»; д/и «круглый год», «поможем Аленке», «Теленовости».

В течение года


Учитель -логопед

Игнатьева О.А.

Воспитатели


Наличие разнообразного наглядного материала по развитию связной речи


Педагогическое просвещение родителей


1. Оформление информационных листов: Мнемотехника – искусство запоминания или информация, засоряющая нашу память?


2.Консультации:

-Учим стихотворение? Легко! Обучение без принуждения.


3.День открытых дверей: показ фрагментов занятий по развитию связной речи с применением метода мнемотехники


4.Проведение индивидуальных консультаций по использованию мнемотехнических приемов в процессе выполнения домашних заданий


5.Тематические выставки


6.Метод проектов


декабрь


Учитель -логопед

Игнатьева О.А.

Воспитатели

родители


1. Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания


2. Познакомить родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи


3.Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми


Взаимодействие с врачами


Направление к специалистам



2 раза в год


Учитель -логопед

Игнатьева О.А.

Воспитатели


Выполнение рекомендаций специалистов с целью комплексной коррекции недоразвития речи


Сбор анамнестических данных


Комплексное медико - психолого - педагогическое обследование детей


сентябрь

Учитель -логопед

Игнатьева О.А.

Воспитатели

Психолог

Инструктор по ФИЗО

Муз. руководитель


Получение целостной картины развития ребенка, уточнение логопедического заключения



задачи

Мероприятия

сроки


ответственный


Ожидаемый результат

2. Опытно-экспериментальный этап

Анализ обследования

1.Оформление речевых карт.


2.Комплектование подгрупп.


3.Планирование работы

.

сентябрь

Учитель -логопед

Игнатьева О.А.

Сбор информации для этапа практической работы

Медицинское обследование

Индивидуальная работа с родителями

В течение года

Учитель -логопед

Игнатьева О.А.

Своевременное получение мед.лечения

1.Разработка перспективно-тематического планирования по формированию описательно-повествовательной речи детей с ОНР

2.Разработка и проведение информационных консультаций для родителей и педагогов по данной проблеме

1.Составление перспективного плана работы по развитию связной речи посредством мнемотехники.




2.Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.


3.Организация консультаций.

Сентябрь









В течение года





По мере реализации плана

Учитель -логопед

Игнатьева О.А.



Установление взаимосвязи логопеда и воспитателей




Знакомство педагогов и родителей с приёмами мнемотехники и их практическим значением в различных сторонах жизни

1.Знакомство с графическим способом представления информации

2.Усвоение принципа замещения (умение обозначать персонажей и атрибуты художественного
произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей

3.овладение умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

4.формирование умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

5.обучать составлению различных типов рассказов


1.Проведение подгрупповых занятий в соответствии с планом


2.Организация индивидуальных занятий (освоение ребенком звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя речи; коррекция вторичных нарушений).

В течение года



Учитель -логопед

Игнатьева О.А.


Последовательное и планомерное развитие описательно-повествовательной речи,

составление различных типов рассказов.


Закрепление пройденного материала


1.Домашнее задание

2.Вечерние занятия воспитателей

3.Логопедические занятия (повторение)


еженедельно


Учитель -логопед

Игнатьева О.А.

Воспитатели


Умение свободно оперировать знаковыми символами;

перенос ранее усвоенного принципа замещения на новый материал; повышение уровня развития связной речи.


Проведение логопедического мониторинга

Промежуточное обследование

январь

Учитель -логопед

Игнатьева О.А.

позволяет внести необходимые коррективы в индивидуальные коррекционные программы.

задачи

Мероприятия

сроки


ответственный


Ожидаемый результат

3. Заключительно-обобщающий этап


Оценка эффективности работы


3.1.Итоговое логопедическое обследование;

обработка и систематизация материала, письменное оформление проекта. Используется «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» (В.П. Глухов, 1996).



Май 2010


Учитель -логопед

Игнатьева О.А.


Определение уровня развития связной речи, соответствие его возрастной норме





Риски реализации проекта:

  • Низкая мотивация детей,

  • Отказ родителей от сотрудничества,

  • Сезонные заболевания.

Эффективность реализации проекта.


Цель этапа - изучение уровня владения навыками последовательного, логичного и связного повествования.

Используется «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» (В.П. Глухов, 1996).

  • Показатель связности речи - использование языковых средств связи;

  • показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности;

  • логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения.

Таблица №1

Виды работ по развитию речи

Качественные показатели уровней речевого развития (в баллах)

3

2

1

0

пересказ

Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание  текста, соблюдается  связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе соблюдаются грамматические нормы родного  языка

Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного восприятия, отсутствие художественно-стилистических элементов;  единичные нарушения структуры предложения

Используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия

Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно  нарушена. Отмечаются пропуски  частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие, употребляемых языковых средств

Рассказ по серии сюжетных картин

Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).

Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие "опрос", указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны  пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушение смыслового соответствия рассказа, изображенному сюжету). Отмечаются неявно выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

Рассказ составлен с применением повторных наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствии.


Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие  рассказов, изображаемому сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках

Описательный рассказ

Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют   связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств  соответствует возрасту

Рассказ  составлен в соответствии  с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтетические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.

В рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей чести фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и  другие аграмматизмы


Отсутствуют один  или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет постое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; резко нарушена связность повествования; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа

Рассказ по картине

Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения. Дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения. Творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам

Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задачи, достаточно информативен и завершен. Отмечаются неявно выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла

Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.

Рассказ составлен целиком по наводящим
вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа

Связность речи оценивается в баллах в соответствии с таблицей №1.

Уровни речевого развития:
I уровень: низкий - от 0 до 2.4 баллов;
II уровень: ниже среднего – от 2.5 до4.8 баллов;
III уровень: средний - от 4.9 до 7.2 баллов;
IV уровень: выше среднего - от 7.3 до 9.6 баллов;
V уровень: высокий - от 9.7 до 12 баллов.



Итоги диагностики уровней развития связной речи.

→ Диагностика в начале учебного года (см. табл.№2) выявила 20% детей с I (низким) уровнем развития связной речи, 20% -с III (средним) уровнем, 60% -с IV (выше среднего) уровнем развития связной речи.

→ К концу учебного года не выявлено детей с I -II уровнями развития связной речи, 10% -с III уровнем развития связной речи (средним), 20% -с IV уровнем развития связной речи (выше среднего), 70% -с V (высоким) уровнем развития связной речи


Т.о. мы доказали эффективность использования мнемотехники на занятиях по развитию речи. Количество выпущенных детей с хорошей речью– 80%; со значительным улучшением – 20%. Рекомендовано направить в общеобразовательную школу – 90%; в общеобразовательную школу (логопункт) – 10% выпускников группы.

Выводы

При анализе данных очевидны существенные изменения в формировании связной речи у детей, прошедших обучение по методике, в которой основным аспектом, по мнению автора проекта, является использование мнемотехнических приемов.

Исследования в динамике показали, что в результате проведенного обучения отмечается продвижение детей в овладении навыками связного рассказывания:

  • повышается самостоятельность детей при работе над речевым высказыванием,

  • улучшаются показатели связности, последовательности, информативности на ряду с выраженными положительными сдвигами в лексико- грамматическом оформлении рассказов,

  • заметно усложнение структуры предложений, уменьшение числа ошибок в их оформлении,

  • возросли возможности детей в плане самоконтроля за построением рассказа.

Кроме того, с помощью условных обозначений на мнемодорожках и мнемотаблицах расширяются знания о характерных особенностях не только времен года, но предметов и явлений окружающего мира;

  • развивается умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий;

  • формируется артикуляционный праксис;

  • развиваются психические процессы (различные виды памяти, внимание, мышление);

  • значительно развиваются у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаков;

  • дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Для повышения эффективности занятий по обучению дошкольников с ОНР рассказыванию автор считает необходимым:

  • Развитие интереса, мотивации к связной речи.

  • Использование картинно – символического плана как графически зафиксированную программу рассказа (может быть использован в работе над всеми видами связного высказывания: пересказ;  составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ).

  • Параллельно обучению рассказыванию проводить коррекционную работу по усвоению лексико – грамматических и синтаксических конструкций, норм семантико – синтаксической связи.

  • Сочетание специальных задач с общими задачами нравственного и эстетического развития дошкольников.


Перспективы и возможности использования опыта



Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. В проекте рассматривается проблема формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР посредством использования приёмов мнемотехники.

Тематический перспективный план занятий на год составлен в соответствии с «Программой коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с4до7лет)» под редакцией Н.В. Нищевой и программой «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

Целевые (заинтересованные) группы: дошкольники (особенно дети с ОВЗ), родители, творческие педагоги, учителя начальных классов.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей и готовности ребенка к обучению в школе.

Т.о.цель проекта: Повышение эффективности обучения дошкольников с ОНР связной монологической речи средствами мнемотехники - достигнута.





Литература

  • http://konroo.ru

  • http://school2010.ru

  • http://festival.1september.ru

  • http://www.boltun-spb.ru

  • http://www.7ya.ru

  • http://logoart.ucor.ru

  • http://fictionbook.ru


  1. Акимова Г. Память на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: У – Фактория, 2006.

  2. Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. Логопедический материал. – Издательский дом «Карапуз». – 2003.

  3. Белоусова Л. Веселые встречи. – СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС ,2003

  4. Бобылева З.Т. Использование речевого лото в логопедической работе с дошкольниками.//Дефектология - № 2 – 1998 - с. 60 – 62.

  5. Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2005.

  6. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС ,2001.

  7. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школьная пресса, 2001. – 80

  8. Венгер Л. Угадай, как нас зовут.– М.:Просвещение, 1994.

  9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1999. – 224 с.

  10. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.:АРКТИ, 2002. – 144с. (Биб-ка практикующего логопеда)

  11. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология – 1994 - № 4 – с. 34 – 46

  12. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной логогруппе.- М.:ГНОМ и Д,2009

  13. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: Просвещение,1985.

  14. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – 239

  15. Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5 – 6 лет. От глаголов к предложениям. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – 32с.

  16. Ильякова Н.Е.Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5 – 6 лет. От прилагательных к рассказам-описаниям. – М.: ГНОМ и Д.

  17. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых научных представлений у дошкольников. // Дошкольная педагогика. – 2006 (июль – август).

  18. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет.-Ярославль:Академия развития,2007.

  19. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982. – 202 с.

  20. Кыласова Л.Е. Развитие речи. Конспекты занятий в подготовительной группе.-Волгоград:Учитель,2008


  1. Логопедия./Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – В 2-х кн.Кн. 2 – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 147 с.


  1. Логинова В. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Акцент,1997.

  2. Матюгин И., Жемаева Е., Рыбникова И. Как развить хорошую память. – М.: Рипол Классик, 2000.

  3. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Воспитание и обучение. – 2004. - №6.

  4. Медведева Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития.//Дефектология. – № 6 – 2001 - С 84 – 89.

  5. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе д/с для детей с ОНР.-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009.

  6. Нищева Н.В. Развивающие сказки.-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2002

  7. Роговенко Т. Речевые тренажеры? Да! // Воспитание и обучение. – 2004. - №10

  8. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.// Логопедия. - 2005 г. - №1 – с. 17 - 26

  9. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. – 1990. - №10.

  10. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». 2003 – 24с.

  11. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда/Т.А.Ткаченко. – М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 48 с.: ил. – (Библиотека логопеда).

  12. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям « учим говорить правильно» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16с. (Практическая логопедия.)

  13. Ушакова О. Развитие речи и творчества дошкольников. – М.: Сфера, 2003.

  14. Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам. // Обруч. – 2006. - №3.

  15. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи./Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988. – 64





Энциклопедии, словари, справочники, каталоги


1. Портал ВСЕОБУЧ - все об образовании

http://www.edu-all.ru

2. Педагогическая периодика: каталог статей российской образовательной прессы

http ://pereodika.websib.ru

3. Педагогический энциклопедический словарь

http://dictionari.fio.ru

4. Словари и энциклопедии on-line на Академик.ру

http://dic.akademik.ru

5. Словопедия

http://www.slovopedia.com

6. Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру»

http ://www.glossa ry .ru

7. Умники.ги. Электронный словарь, толковый словарь русского языка. http://www.vmniki.ru/a-z.html

8. Яндекс. Словари

http ://slovary.Yandex.ru



Базы цифровых образовательных ресурсов


• htter:/www.vladmama.ru сайт для родителей владмама

• http://www.deticeti.ru/ дети сети

• http://www.kenguru.ru Харьковский клуб родителей и детей

• http://www.eralend.ru -эралэнд

• http://Iogopedorg.ru логопедическая служба Читинской области

• www.filipok.ru филипок развивающие игры

• http.//wwwmental.ru

• http://bankrabot.com банк работ

• http://www.logopedplus речевой центр в Москве

• http://www.logopedstera

• E-mail:[email protected] доу№ 185 г. Чебоксары


Средства массовой информации образовательной

направленности


1. «Большая перемена»: сайт информационной поддержки Федеральной целевой программы развития образования

http://www.newsedueaition,ru

2. Спутниковый канал единой образовательной информационной среды http://sputnik.mto.ru

3. «Учительская газета» http://www.ug.ru

4. Газета «Первое сентября» http://ps.1septerober.ru

5. Газета «Дошкольное образование» http://dob.lseptember.ru

6. Журнал «Вестник образования» http://www.vestnikiieys.ru

7. Журнал «Обруч» http://www.msk.ru

8. Журнал «Логопед в детском саду» http:/www.obrazovanie-pIus.ru

9. Научно-методический журнал «Логопед» http://www.logoped--sfera.ru

10.Журиал «Дошкольное воспитание» http://www.chpk.ru

11.Журнал «Вестник образования России» http://www.vestnikiiews.ru

12.«Поиск» - газета научного сообщества http:/www.poiskntws.ru


Сайты региональных органов управления образованием


1. Министерство образования и науки Республики Алтай

http://www.minobr.gasu.ru

2. Министерство образования Республики Башкорстан

http://www.minobr.ufanet.ru

3. Министерство образования и науки республики Бурятия

http://www.minobr.monrb.ru

4. Министерство образования и по делам молодёжи республики Карелия

http://www.minobr. monrb.ru

5. Министерство образования республики Саха (Якутия)

http://www.minobr.sakha.ru

6. Министерство образования и науки Республики Татарстан

http://www.tatedu.ru

7. Министерство образования Пермского края

http://www.edu.perm.ru

8. Министерство образования Ставропольского края

http://www.stavminobr.ru

9. Министерство образования Хабаровского края

http://www.minobr.gasu.ru

10. Министерство образования Калининградской области

http://www.edu.baltinform.ru

11. Министерство образования Московской области

http://www.minomos.ru

12. Министерство образования и науки Пензенской области

http://www.minobr.pensa.net

13. Министерство образования и науки Самарской области

http://www.edukat.samara.ru

14. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

http://edu.lokos.net

15. Комитет образования Новгородской области

http://nobraz.niac.ru

16. Комитет по образованию Санкт-Петербурга

http://www.kobr.spb.ru

17. Чувашский республиканский институт образования

http://chrio.cap.ru

18. Министерство образования и молодёжной политики Чувашской республики

http://www.obrazov.cap.ru


Федеральные информационно-образовательные порталы


  1. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

  1. Российский общеобразовательный портал

http://www.schoedu.ru

  1. Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»

http://www.humanities.edu.ru

4. Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»

http://www.lav.edu.ru

  1. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.eduru

  1. Российский портал открытого образования

http://www.openet.edu.ru

  1. Образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах

http://www.sng.edu.ru

  1. Федеральный портал «Дополнительное образование детей»

http://www.vidov.edu.ru

  1. Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей»

http://www.neo.edu.ru

10. Федеральный специализированный информационный портал «Сравнительная образовательная политика»

http://www.comparative.edu.ru


Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты


  1. Министерство образования и науки Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

http://www.obrnadzor.gov.ru

  1. Федеральное агенство по образованию (Рособразование)

http://www.ed.gov.ru

  1. Федеральное агенство по науке и инновациям (Роснаука)

http://www.fasi.gov.ru

  1. Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

http://www.rost.ru

  1. Федеральная целевая программа развития образования (2006-2010) – ФЦПРО

http://www.fcpro.ru

  1. Национальный фонд подготовки кадров. Приоритетный национальный проект «Образование» и проект «Информатизация системы образования»

http://www.portal.ntf.ru

  1. Статистика российского образования

http://www.stat.edu.ru

  1. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www.apkppro.ru

  1. Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИЙ ИТТ «Информатика»)

http://www.informatika.ru

  1. Национальное аккредитационное агенство в сфере образования

http://www.nisa.ru

  1. Федеральный институт педагогических измерений

http://www.fipi.ru

  1. Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ

http://www.fsu.mto.ru

  1. Федеральный центр образовательного законодательства

http://www.lexed.ru

  1. Федеральный центр тестирования

http://www.rustest.ru





Издательства учебно-методической литературы


  1. Портал учебного книгоиздания

http://www.ndce.ru

  1. Издательство «Академкнига/Учебник»

http://www.akademkniga.ru

  1. Издательство «Баллас»

http://www.ballass.webzone.ru

  1. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

http://www.ibz.ru

  1. Издательство «Вербум-М»

http://www.verbum-m.ru

  1. Издательство «Вига-Пресс»

http://www.vita-press.ru

  1. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС

http://www.vlados.ru

  1. Издательство «Дрофа»

http://www.drofa.ru

  1. Издательство Мозаика-Синтез»

http://www.msbook.ru

  1. Издательство «Просвещение»

http://www.prosv.ru

  1. Издательство «Центр гуманитарного образования»

http://www.uchebniki.ru

  1. Издательство «Ювента»

http://www.books.si.ru

  1. ООО «Творческий центр Сфера»

http://www.ts-sfera.ru

  1. Издательство «Айрис-пресс»

http://www.airis.ru

Приложения


  1. Перспективный тематический план занятий по развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР.

  2. Диагностика развития связной речи.

  3. Обучение с увлечением (фотохроника)


35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!