СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чудесные открытия, взгляд поэта и художника: стихотворение И.А. Бунина «Родник» и картина В. Поленова «Заросший пруд».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта. Литературное чтение. 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Чудесные открытия, взгляд поэта и художника: стихотворение И.А. Бунина «Родник» и картина В. Поленова «Заросший пруд».»

Урок литературного чтения

3 класс

Учитель: Вафина Н.Г.

Тема: Чудесные открытия, взгляд поэта и художника: стихотворение И.А. Бунина «Родник» и картина В. Поленова «Заросший пруд».

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель урока: Знакомство с творчеством и стихотворением И.А. Бунина «Родник», а так же с картиной В. Поленова «Заросший пруд»

Задачи урока:

Общеобразовательные: Познакомить с творчеством И.А.Бунина, создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения

Развивающие: Совершенствовать умение анализировать лирическое стихотворение, развивать навык выразительного чтения; способствовать обогащению словарного запаса.

Воспитательные: Способствовать привитию любви к природе через литературное произведение.

Формировать УУД:

Личностные: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Регулятивные: Формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Коммуникативные: Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивирование к учебной деятельности

- Посмотрите на первый слайд и прочитайте тему нашего урока:


Чудесные открытия, взгляд поэта и художника: стихотворение И.А. Бунина «Родник» и картина. Поленова «Заросший пруд». (Слайд 1)

-Какова цель нашего урока?

-На пути наших открытий нас ждет много нового и интересного.


- Сделать открытия и сравнить взгляды художника и поэта.


П: обобщать и классифицировать по признакам.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Актуализация имеющихся знаний

Речевая разминка

- Начнем наш урок с речевой разминки.

Вы дома должны были придумать чистоговорки о воде, реке, озере и водоеме.

- Для вас я приготовила скороговорку еще об одном водном объекте. Отгадайте о каком?

(Слайд2)Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник)

Верно. Прочитайте про себя скороговорку, подготовьтесь бысто ее проговорить.


(Слайд3)В ивах Ивни - родник дивный, родник древний близь деревни.

Читают свои чистоговорки.






Родник







В ивах Ивни - родник дивный, родник древний близь деревни.

Р: уметь оценивать учебные действия одноклассников в соответствии с поставленной задачей.

Освоение нового материала

- Ребята, а что же такое родник?

 Это естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник). 

(Слайд4-5)

А есть ли родники в нашем городе? В окрестностях Набережных Челнов

11 родников (1)Серебряный ключ.

Каждому жителю Набережных Челнов хорошо известен родник у домика лесника, который находится возле автомобильной дороги на опушке Боровецкого леса за мостом через реку Шильну. Этому роднику уже больше ста лет…

2) Родник около Боровецкой церкви существует очень давно, но большинство людей узнало о нем только после того, как на роднике провели ремонт.

(Слайд 6-9)

- Послушайте красивое, певучее стихотворение И.А.Бунина «Родник». Постарайтесь пропустить его через себя: уловить запахи, услышать звуки, описанные в этом стихотворении.

-Обратите внимание как поэт описал родник (каким языком – научным или художественным?).

Понравилось ли вам стихотворение?

Каким языком оно написано – научным или художественным?

Рассказ о Бунине. (Слайд10)

Иван Алексеевич Бунин родился 23 октября 1870 года в Воронеже, на Дворянской улице. Свои ранние детские годы он провёл в фамильном имении – на хуторе Бутырки в Орловской губернии. Он рос среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине». Позднее, когда Бунин стал поэтом и писателем во многих его стихотворениях и рассказах есть описание деревенской жизни, родной природы, - скорее всего это воспоминания детства

Когда произошла революция, то есть сменилась власть в 1917 году, Иван Алексеевич Бунин отнесся к ней крайне враждебно. 21 мая 1918 года он уехал из Москвы в Одессу, а в феврале 1920 года эмигрировал сначала на Балканы, а затем во Францию.

В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе.

И. Бунин тосковал по Родине, писал о ней, но так ему и не удалось вернуться в Россию. Он умер во Франции.

Крупнейшие писатели Франции и других стран Европы высоко оценивали творчество Бунина еще при его жизни. Произведения писателя переведены на все европейские языки и на некоторые восточные.


Ответы детей





Да, есть


















Художественным

Р: уметь прогнозировать предстоящую работу.

П: уметь извлекать информацию.







К: уметь слушать и понимать других.

Первичное закрепление знаний

Анализ художественных средств.

-Давайте перечитаем это стихотворение



-Какие непонятные слова встретились?

А что такое голыши? (Слайд11)

Голыши - Круглый гладкий камень средней величины.

А что такое голыши?

- С чем автор сравнивает гальку?

- А что такое мозаика? (Слайд10)






- Почему автор гальку сравнивает с мозаикой узорной?


- Найдите в стихотворении место, где мы видим, как бежит вода в роднике. - Зачитайте вслух.

-Какие глаголы использует автор, чтобы показать движение воды в роднике?

- Как же движется вода в роднике?


- Почему движение воды такое быстрое?


- В какой местности начинает свою жизнь родник. Где он начинает бить ?

- Как понимаете смысл слова глушь?




- Сколько раз И.А.Бунин использовал слово глушь в своём стихотворении?

- Случайно ли он два раза повторил слово глушь? С какой целью?

Самостоятельно читают стихотворение.

Доказывают текстом.

Голыши – это галька, камушки, обточенные водой. Эти камни мелкие, гладкие, округлой формы.)

С мозаикой узорной.

Мозаика – это рисунок или узор из скрепленных между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.



Камушки разных цветов, на солнышке переливаются.


Читают слова текста.

Кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами.

Вода движется быстро, стремительно, бурлит.


Ручей течёт по горной местности. (Лес нагорный).

«В глуши лесной, в глуши зелёной…».


Место, куда не ступает нога человека, где нет посторонних звуков, кроме шуршания ветерка, шелеста листьев, щебета птиц…


Чтобы подчеркнуть, насколько этот лес глухой, люди здесь не бывают

Л: формирование мотивации к обучению.







К: уметь строить высказывания в соответствии с поставленными задачами.


-Как вы думаете был ли поэт в этой местности? Смог бы И.А.Бунин написать такое стихотворение, не видя этого родника?

У И.А.Бунина каждое слово имеет большой смысл.

- Бьёт родник – как понимаете глагол бьёт?

- в каком значении употреблено слово бьёт: в прямом или переносном?

- Какая вода в роднике: чистая или мутная? Докажите.

- С чем ещё можно сравнить чистую воду?

- Найдите строчки, в которых описываются лес и небеса.

- С кем сравниваются лес и небеса? Докажите.

- «Небеса и лес глядят задумавшись..» А кто еще смотрит на эту картину?


– Какой литературный приём здесь использован?

- Какие еще средства выразительности мы знаем? Найдите самый яркий эпитет в этом стихотворении.


- И.А.Бунин использовал в стихотворении такие красивые, понятные нам слова, что мы смогли увидеть жизнь родника.

Но поэта ещё называют мастером звуков, согласитесь ли вы с этим?

- Какие звуки преобладают в 1 и 2 строчках 1-ой строфы?

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,

- Звонкие или глухие эти звуки?

- Что этим хотел показать поэт? Что напоминают эти звуки?

- Ещё в какой строфе мы слышим шелест листьев, шорох травы, шуршание ветра в листьях?


- Послушайте 3 и 4 строчки 1-ой строфы и 2-ую строфу. Какой звук в словах преобладает?

В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.

- На что похож этот звук?

- Какие ещё звуки услышали, читая это стихотворение?

-Согласны ли вы, что он мастер звука, смог передать звуки природы?



- Какова главная мысль стихотворения?


Итак, мы с вами открыли для себя взгляд поэта на красоту природы, теперь давайте посмотрим, как видит и изображает красоту природы Василий Дмитриевич Поленов

Находят слова текста.






«…бьёт родник…»



В переносном значении.


Автор сравнивает воду с хрусталём, со стеклом, через неё на дне видны голыши, называет воду светлой влагой.

Со слезой, с зеркалом…

1-2 строчки 3-ей строфы.

С человеком: «…глядят, задумавшись…».

Олицетворение.

Сам поэт



Эпитеты. ХРУСТАЛЬНЫЕ клубы








[ш, с]



Глухие.

Шум леса, ветерка, шелест листьев…


В 3-ей строфе.

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,


[р]






На журчание родника.

Жужжание пчёл, всплеск рыбы…





Главная мысль стихотворения – это красота родника, леса, местности, где он бежит. В природе всё красиво. Надо быть наблюдательным, чтобы увидеть эту красоту; нужно беречь всё вокруг.

П: уметь выявлять сущность, особенности объектов.

Рефлексия

Работа с картиной В.Д. Поленова «Заброшенный пруд»



(Слайд 13)

Заросший пруд. Написана в 1879г. В настоящее время находится в третьяковкой галерее.

- Как вы думаете, чем привлек художника этот уголок природы?


Сравните эти два произведения искусства литературного и изобразительного.

- Какие строки стихотворения можно использовать для описания картины?

- Какие строки из стихотворения подойдут к образу девушки?

- Что является контрастным в этих двух произведениях?

- Какое настроение вызывает картина?

- Итак, какие же мы чудесные открытия сделали на уроке?

- С помощью чего изображает художник красоту природы? А поэт?

Описывают картину В.Д.Поленова


Тишина, покой, умиротворение, свет, тепло.


В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,


Глядят, задумавшись в тиши


Мы увидели взгляды поэта и художника на красоту природы.

Тихий, спокойный пруд, бурлящий родник.

С помощью красок и слова, средств выразительности

Р: Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Домашнее задание

- Более подробно над картиной мы будем работать на следующем уроке.

Ваше домашнее задание выучить стихотворение наизусть и подготовиться к сочинению.

Записывают домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!