СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чудесная мастерская

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности социального направления "Чудесная мастерская" расчитана на детей 1-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Чудесная мастерская»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ЗАРЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МО - Михайловский муниципальный район Рязанской области

391728 Рязанская обл., Михайловский р-он, п. Заря, ул. Центральная д.6, тел.8(49130)29266,e-mail:zaryaschool@mail.ru



Согласовано

Руководитель ШМО

___________ /________________/

Протокол № 1

от «28» августа 2019г.




Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________________

/ ______________/

«28» августа 2019г.








Утверждаю

Директор МОУ «Заревская СОШ»

_____________Л.И.Козлова

Приказ № ____

от «02» сентября 2019г.


Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Чудесная мастерская»

1-4 класс

(социальное направление)


срок реализации программы 4 года







Подготовил:

учитель начальных классов

Демина К.В.



Пояснительная записка

Внеурочная деятельность  по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.  При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

Актуальность творческой деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы декоративно-прикладного творчества определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих работ. При организации творческой деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Программа  рассчитана на детей 1- 4 классов.

 




Цель программы:

  • развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

  • воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;

  •  развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

 Решаемые задачи: 

  • воспитание бережного отношения к окружающей среде,

  • выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах,

  • формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;

  • первоначальный опыт участия в различных видах обще­ственно полезной и личностно значимой деятельности;

  •  формирование гуманных начал жизни в социуме через совместную, целенаправленную, коллективно - распределенную деятельность;

  •  потребности и начальные умения выражать себя в раз­личных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. 

 Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий по внеурочной деятельности в первом классе  - 1 час в неделю, всего 33 часа в год, во втором-четвертом классах – 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

В  программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

•   ценностное и творческое отношение к учебному труду;

•   элементарные представления о различных профессиях;

•   первоначальные навыки трудового творческого со­трудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослы­ми;

•   осознание приоритета нравственных основ труда, твор­чества, создания нового;

•   первоначальный опыт участия в различных видах обще­ственно полезной и личностно значимой деятельности;

•   потребности и начальные умения выражать себя в раз­личных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности;

•   мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

•    создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

•   самостоятельность работы;

•   осмысленность действий;

•   разнообразие освоенных задач.

 

 Планируемые результаты внеурочной деятельности:

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству;

- чувство прекрасного и эстетические чувства;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.

Содержание  программы


Виды и содержание внеурочной деятельности

 Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Вводное занятие.

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

Экскурсия на пришкольный участок. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок.

Практическая работа: сбор природных материалов.

Работа с природными материалами

Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения.

Практическая работа: изготовление поделок из природного материала, аппликаций, панно.

Работа с различными тканями

Понятие о мягкой игрушке. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

Практическая работа: освоение безопасных приемов работы со швейной иглой, ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.

Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке

 Выращивание цветочно-декоративных растений. Подготовка семян к посеву; охрана зеленых насаждений.

Разные трудовые операции

Сбор и сортировка семян цветочных растений. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятником. Уборка территорий двора.

Работа с бумагой и картоном.

  • Изготовление закладки по образцу.

  • Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.

  • Изготовление аппликаций по образцу.

  • Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

Работа с тканью.

  • Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”).

  • Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).

  • Знакомство и шитье мягкой игрушки.

  • Знакомство с вышивкой.

Работа с пластилином.

  • Лепка людей, животных, овощей (по образцу).

  • Лепка по замыслу детей.



















Тематическое  планирование

 1 класс

п/п

Тема

Часы

 

четверть «Осенние мотивы»

 

1.

Вводное занятие. Экскурсия на пришкольный участок.

1 час

 

2.

Изготовление пакетов для семян.

1 час


3.

Сбор семян декоративных растений в пакетики.

1 час

 

4.

Сбор листьев для гербария.

1 час


5.

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1 час

 

6.

Изготовление закладки по образцу

1 час

 

7.

Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев

1 час

 

8, 9.

Изготовление аппликаций по образцу.

2 часа

 

II четверть «Мы сами мастера»

 

10.

Комнатные растения в доме

1 час

 

11.

Строение рас­тений. Условия жизнедеятельно­сти.

1 час

 

12.

Профилактическая игра-беседа «Учись быть трудолюбивым»

1  час

 

13.

Изготовление поздравительных открыток.

1  час

 

14.

Изготовление ёлочных гирлянд.

1  час

 

15,16.

Изготовление елочных игрушек

2 часа

 

III четверть «Мы – дружная семья»

 

17,18.

Знакомство с видами швов «вперед иголку», «через край».

2  часа

 

19.

Изготовление салфетки с бахромой.

1 час

 

20,21,22.

Знакомство и шитье мягкой игрушки «Солнышко»

3 часа

 

23.

Лепка по замыслу детей.

1 час

 

24.

Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!».

Открытки-самоделки «8 марта»

1 час

 

25,26.

Лепка людей, животных, овощей

2 часа

 

IV четверть «Трудовой десант»

 

27.

Уход за рассадой

1 час

28.

Пересадка комнатных растений

1 час

29.

«Субботник» уборка  школьной территории Озеленение территории.

1 час

30.

Шефство над обелиском. Открытки-самоделки «Спасибо тебе   солдат!»

1 час

31,32,33юю.

Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.

Экскурсия на природу.


3часа


Итого:

33 часа









   

Тематическое планирование

2 класс.

п.п.

Тема

Кол-во часов

1.

Правила поведения на пришкольном участке. Экскурсия.

1

2,3

Сбор семян.

2

4,5

Работа на участке: удаление мусора, опавших листьев.

2

6.

Сбор листьев для гербария.

1

7.

Знакомство с инструментами. Техника безопасности.

Упражнение в вырезании. Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы.

1


8.

Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры. Сказка про ноль.


1

9.

Панно из листьев «Осень». 

1

10.

Аппликация «Мухомор»

1

11.

Работа по выкройке. Закладка

1

12.

Уход за комнатными цветами.

1

13.

Простое плетение. Пакетик «Сердечко»

1

14.

Вырезание. Правильные узоры.

1

15.

Упражнение в вырезании. Снежинки.

1

16.

Изготовление новогодней игрушки

1

17, 18

Знакомство с вышивкой. Простейшие вышивальные швы: стебельчатый и тамбурный.

2

19-21.

Вышивка салфетки.

3

22.

Открытки - валентинки

1

23.

Поздравим папу. Самостоятельное изготовление открытки.

1

24.

Аппликация « Мой котенок»

1

25.

Изготовление поздравительной открытки с 8 Марта

1

26.

Правила ухода за рассадой.

1

27.

Объемная аппликация «Одуванчик»

1

28.

Пересадка комнатных растений

1

29, 30

Уборка школьной территории от мусора.

2

31.

Подготовка семян к посеву.

1

32,33.

Посев семян цветочных растений в грунт.

2

34.

Уход за посевами.

1


Итого:

34 часа







Тематическое планирование

3 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Экскурсия на пришкольный участок.

1 час

2.

Сбор семян цветочных растений.

1 час

3.

Сбор опавших листьев для гербария

1 час

4,5

Изготовление поделок из природного материала

2 часа

6.

Конкурс «Что растет на грядке?».

1 час

7,8

Участие в операции «Чистый школьный двор»

2 часа

9.

«Золотая осень в парке». Коллективная работа.

1 час

10.

Изготовление панно «Бабочка»

1 час

11.

Чудесный мир бабочек. Вырезание бабочек, оформление. Коллективная работа.

1 час

12.

Портрет моего друга. Коллаж.

1 час

13.

Работа с салфетками. Веточки в инее.

1 час

14.

Великолепная снежинка.

1 час

15,16

Любимая игрушка» (изготовление игрушек для елки)

2 часа

17.

Беседы: «Есть профессий на свете немало».

1 час

18.

Уход за комнатными растениями.

1 час

19-21

Изготовим салфетку для мамы. Вышивка.

3 часа

22-25

Шьем мягкую игрушку.

4 часа

26.

Уход за одеждой. Учимся пришивать пуговицы.

1 час

27.

Сортировка семян цветочных растений

1 час

28.

Знакомство с трудовой деятельностью людей весной. Рассказы детей о своих наблюдениях

1 час

29.

Уход за рассадой в мастерской

1 час

30.

Операция «Чистый двор»

1 час

31.

Весенние работы на пришкольном участке. Подготовка почвы для посева семян цветочных растений.

1 час

32.

Посев семян цветочных растений

1 час

33,34

Уход за высаженными растениями

2 часа


Итого:

34 часа



Тематическое планирование 4 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Экскурсия на пришкольный участок.

1 час

2.

Сбор семян цветочных растений.

1 час

3.

Сбор листьев для гербария. Сбор природного материала для изготовления поделок.

1 час

4.

Уборка территории школьного двора

1 час

5.

Поделки из природного материала

1 час

6,7

Панно «Аквариум»

2 часа

8.

Аппликация из ткани «Слоненок»

1 час

9.

Цветочная картина

1 час

10,11.

Вязание крючком. Основные приемы. Цепочки из воздушных петель.

2 часа

12,13.

Картина из цепочек воздушных петель.

2 часа

14 -16.

Любимая игрушка» (изготовление игрушек для елки)

3 часа

17 -19.

Аппликация на ткани «Мухомор»

3 часа

20.

Изготовление открытки - валентинки

1 час

21- 23.

Корзина с цветами

3 часа

24- 26.

Изготовление мягкой игрушки «Зайчик».

3 часа

27.

Уход за комнатными растениями

1 час

28.

Подготовка семян к посеву

1 час

29.

Уход за рассадой в мастерской

1 час

30.

Операция «Чистый двор»

1 час

31.

Весенние работы на пришкольном участке. Подготовка почвы для посева семян цветочных растений.

1 час

32.

Посев семян цветочных растений

1 час

33,34.

Уход за высаженными растениями

2 часа


Итого:

34 часа





























Литература:


1.Бедина М.В. Поделки из лоскутков

Издательство «Клуб семейного досуга» 2011 год

2.Выгонов В.В. Поделки из разных материалов 1-4 классы,

Издательство «Экзамен» 2011 год

3.Выгонов В.В., Галанова Т.В.Поделки из разных материалов

Издательство «АСТ-Пресс» Москва

4.Галецкая Л.В., Никитенко С.А. Озеленение пришкольного участка

Издательство «Учитель» 2011 год

5. Ганичкина О. Новая энциклопедия садовода и огородника

Издательство «Эксмо» 2013 год

6.Маркелова О.Н. Декоративно-прикладное творчество « Изделия из древесины и природного материала», Издательство «Учитель» 2009 год

7.Маркелова О.Н. Технология «Организация кружковой работы в школе», Издательство «Учитель» 2009 год

8.Перевертень Г.И.Поделки из желудей,

Издательство «Сталкер» 2002 год

9.Перевертень Г.И.Поделки из орехов,

Издательство «Сталкер» 2002 год

10.Стародуб К.И. Поделки из природных материалов,

Издательство «Владис» 2006 год

11.Чаянова Г.Н. Соленое тесто

Издательство «Дрофа-Плюс» 2008 год



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!