СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что у нас под ногами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира

Просмотр содержимого документа
«"Что у нас под ногами"»

Образовательная система: «Школа России»

Предмет: окружающий мир

Класс:

Тема: "Что у нас под ногами"

Тип урока: комбинированный урок.

Универсальные учебные действия: 

Предметные: знакомство с тем, какими бывают камни; научатся сортировать их по форме, размеру, цвету; знакомство с некоторыми свойствами гранита, кремня, известняка.

Метапредметные:

Регулятивные: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник); определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; искать ответы в тексте на поставленные проблемные вопросы.

Коммуникативные: довести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни.

Личностные: развитие собственной самооценки усваиваемого материала; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, камни.

Структура урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)

  2. Актуализация знаний (3 мин.)

  3. Целеполагание (3 мин)

  4. Физкультминутка (2 мин.)

  5. Изучение нового материала (10 мин.)

  6. Физкультминутка (2 мин)

  7. Закрепление изученного материала (8 мин)

  8. Итог (3 мин.)

  9. Рефлексия (2 мин.)

Ход урока

Структурные элементы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Мотивация к учебной деятельности


1. Создание условий для введения в тему урока.

Закройте глаза. Давайте представим, что к нам в окошко заглянуло солнышко и протянуло к каждому из вас свои лучи. Вытяните вперед свои руки. Лучики солнца прикоснулись к вашим ладошкам и подарили вам радость и тепло. Прикоснитесь ладошками к вашей голове, вы стали чуточку мудрее, а теперь прикоснитесь ладошкой к своему сердцу, вам стало спокойно и радостно. Протяните руки вперед и отдайте тепло, радость мудрость всем кто вас окружает. Откройте глаза.

настрой на урок,



проверка готовности к уроку




II Открытие нового знания 1. Целеполагание

Почему я начала урок рассказывая о солнце?

Что ещё можно увидеть над головой?

На прошлом уроке мы говорили о том, что можно увидеть над головой. К нам на урок пришла Белоснежка и ее друзья - гномы. Они добывают алмазы, для создания волшебной пыльцы для фей. По дороге на работу они обратили внимание на то, что же у них находится под ногами. А вы наблюдали? Что видели? Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы с вами поговорим? Какую цель перед собой поставим, что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?




Что у нас под ногами

Узнаем, какие бывают камни. Научимся сортировать камни по форме, размеру и цвету.

2. Работа в группах


Гномы прислали вам камни, которые им встретились. Посмотрите, одинаковые камни или чем-то отличаются друг от друга? Ребята, гномы просят вас о помощи. Им необходимо разложить камни на группы. Поможем?

На какие группы мы можем разделить камни?

Разделите их на группы

Гномы благодарят вас за помощь





По форме, размеру и цвету.

Делят на группы камни


Физкультминутка

Давайте пройдемся вместе с гномами и соберем камни. Все встаньте и повторяйте за мной.

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли,

Присели…, собрали…,

Дальше пошли.

Молодцы, присаживайтесь!

Дети повторяют за учителем движения и слова






3. Работа по теме урока

Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют, камни. Уже первобытные люди использовали их. Из камня делали орудия труда, оружие, украшения.

Присматриваясь к тому, что их окружает, люди заметили, что некоторые камни очень прочные и из них можно строить. Другие, расплавляясь, меняют форму и из них можно что-то сделать. Со временем был найден камень, с помощью которого можно было разводить огонь.

С некоторыми камнями мы сегодня познакомимся. Гномы отправили нам такие 3 камня (демонстрация камней). Кто-нибудь знает что это за камни? Сейчас узнаем вместе.

Рассмотрите рисунок 1 на странице 21. Кого вы видите? Что люди делают? С помощью чего мужчина пытается развести огонь?

В руках у мужчины два камня. Ударяя один о другой, он высекал искры. На странице 20 даны фотографии трёх камней. Прочитайте их названия. Может быть, кто-то из вас слышал, какой из этих камней помогал древним людям разводить огонь?

Речь идёт о кремнЕ. Что это за камень? Рассмотрите его. Что можете о нем сказать? Какой он?

Кремень с древних времён считают камнем огня и воды. Камень обладает уникальным качеством – давать искру, именно этим качеством и воспользовались древние люди для добычи огня. Камень имеет огромное количество лечебных полезных свойств, поэтому его часто кладут на дно сосуда с водой, чтобы она была полезной.

Кроме этого, камень, прикладывая силу, можно расколоть на части. Обломки, как правило, имеют очень острые края, которые хорошо режут. Поэтому древний человек неслучайно выбрал именно этот камень для создания своих первых орудий.

Возьмите в руки Известняк. Рассмотрите образцы. Какого они цвета? (Белого.)

Известняк часто встречается в природе. Из него могут быть сложены целые горы, или он может залегать глубоко в земле мощными толстыми слоями.

С давних пор люди получали из известняка известь, известковые растворы, строительные камни. Дома и стены часто делали из этого камня. Существует выражение «Москва белокаменная». Многие здания в старой Москве были построены из известняка.

Учитель демонстрирует репродукцию картины «Москва белокаменная».

Сейчас из особых сортов известняка делают цемент, бетон, железобетон, которые используются в современном строительстве.

В обычном известняке остатки организмов, из которых он состоит, не видны. Но есть камень под названием известняк- ракушечник. (на слайде) Он состоит из раковинок. Благодаря этим ракушкам известняк-ракушечник не спутаешь с его другими «родственниками».

Какой камень у нас остался?

Положите перед собой «Гранит».

Гранит известен людям очень давно — это крепкий и красивый камень. Залегает он в глубине земли и на её поверхности. Из него могут быть целые горы.

«Гранит» — название нерусское и переводится как «зернистый». Чтобы понять, почему этот камень так назвали, рассмотрим его. Возьмите лупы, поднесите их к камням. Что вы видите?

В состав гранита входят маленькие зёрнышки. Чёрные — это слюда; мелкие зёрна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета — кварц; розовая или серая часть — полевой шпат. Шпат придаёт граниту цвет и соответственно гранит бывает серый или красный. Слюда, кварц и шпат — составные части гранита.

Дети рассматривают образцы этих минералов.

Из этого камня делают памятники, стены в метро, ступени на лестницах. Ещё гранит используют при строительстве мостов, зданий, дорог. Это очень прочный камень, поэтому люди часто делают из него вещи, которые должны быть прочными и долговечными.






Ответы учащихся

Физкультминутка

«Летит по небу шар..»

Выполнение физкультминутки

4. Включение нового знания в активное использование


К сожалению, гномам пора отправляться работать. Они благодарят вас за помощь. Им с вами было очень интересно.

А Белоснежка предлагает выполнить интересную работу. Из какого камня можно построить здание? (известняк) - 1 группа.

Дорожку выложим из чего? (гранит) - 2 группа

Украсим вазами из... (КремЕнь) - 3 группа



Работа в группах над мини-проектами

IV Итог

Молодцы, хорошие проекты. А какие же вы камни использовали в работе? Почему использовали именно их?

Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?


Рефлексия

Давайте принесем цветные камни Белоснежке. Зеленого цвета, если вам понравился урок и вы все поняли. Желтого цвета, если было трудно, но вы справлялись. И красного, если так ничего и не поняли и не запомнили. А она с вами прощается.

На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу на уроке!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!