СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что у нас под ногами?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что у нас под ногами?»

Конспект урока

Окружающий мир, 1 класс

Урок 3. «Что у нас над головой и что у нас под ногами?»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Что можно увидеть на небе?

  2. Что такое Солнце?

  3. Какая у Солнца форма?

  4. Что мы видим на небе ночью?

  5. Что у нас под ногами?

  6. Чем отличаются друг от друга камни?

Глоссарий по теме:

Солнце – небесное светило – раскалённое плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.

Луна – небесное тело, спутник Земли, светящийся отражённым солнечным светом.

Созвездие – отдельная группа звёзд.

Камень– твёрдая горная порода кусками или сплошной массой, а также кусок, обломок такой породы.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017. С. 3–6.

Дополнительная литература:

  1. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2017.

  2. Энциклопедия первоклассника. Э. Л. Голубева. – М.: Эксмо, 2013 г.

  3. Что? Как? Почему? Зачем? Большая детская энциклопедия. Издательство: Владис, 2017 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Много чудес нас окружает на Земле. Они повсюду. Нам лишь нужно научиться видеть их. Поднимите голову, посмотрите ввысь. Что можно увидеть над головой?

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый

– Кружевной и синий-синий!

Догадались о чём загадка? Конечно же, это небо. Что можно увидеть на небе?

Жёлтый шар с утра над крышей

Погулять по небу вышел.

Он гулял, гулял, гулял.

Встретил вечер – и пропал.

Что же это за шар? Конечно же, это Солнце. Почему же оно появляется утром и исчезает вечером? На что оно похоже?

А ещё в небе можно увидеть плывущие кораблики. Почему они плывут по небу? Откуда они взялись?

Это все мы видим днём. А что мы видим ночью на небе? Что это за круглый серебристый апельсин смотрит на нас? Вокруг него загорается множество лампочек. А некоторые из них расположились по группам, изображая причудливые фигуры.

Мы видим на небе Солнце, похожее на блин.

На самом деле Солнце имеет форму шара, оно похоже на апельсин или колобок.

Солнце очень большое. Во много раз больше нашей Земли. К Солнцу невозможно приблизиться и по другой причине: оно очень горячее.

Свет, который излучает Солнце, очень сильный. Поэтому на него можно смотреть только через тёмное стекло.

Солнце каждое утро восходит и каждый вечер заходит за горизонт. День начинается с восхода Солнца и заканчивается с его закатом.

Итак, Солнце – это огромный пылающий шар. Оно даёт нам свет и тепло.

Ещё на небе мы видим облака. Это крошечные капельки испарившейся воды.

Облака, похожие ватные клочки, называют кучевыми облаками.

Слоистые облака расположены слоями.

А облака, похожие на перья птиц, получили название «перистые облака».

Это дневное небо. А что же представляет из себя ночное небо?

На ночном небе мы видим огромное звёзды и Луну.

Вы знаете, сколько звёзд на небе? Сосчитать их люди пытаются с очень давних пор. Тех, кто проводил бессонные ночи, наблюдая за звёздами, так и называли звездочёты. Сегодня их называют астрономами.

Ни древним звездочётам, ни современным астрономам так и не удалось подсчитать точное количество звёзд.

Звёзды расположены в определённом порядке. Он сохраняется постоянно. Древние учёные наделяли группы звёзд очертаниями людей, предметов, животных. Так появились созвездия, то есть участки звёздного неба, где они объединены в различные фигуры.

Самое заметное и узнаваемое созвездие – это созвездие Большой Медведицы. Очень хорошо видны семь звёзд этого созвездия. Если соединить их линией, то образуется фигура, похожая на ковш. Она так и называется: «Ковш Большой Медведицы».

Четыре из этих звёзд образуют ковш, а три – ручку. Эти звёзды очень помогают ориентироваться на местности.

А вот Луна в небе одна. Нам она кажется маленькой. Так ли это на самом деле?

Если сравнить арбуз с яблоком, то такая же разница в размерах будет у Земли и Луны. Земля в шесть раз больше Луны.

Вы замечали, как меняется каждый день вид Луны? Сначала она выглядит как перевёрнутая буква С, затем Луна полнеет и постепенно становится круглой. Ещё через несколько дней полная Луна становится всё меньше и меньше и делается похожей на букву С.

Луна тоже имеет шарообразную форму.

Итак, над головой мы видим небо, а на небе днём – Солнце и облака, ночью – Луну и звёзды. А что же мы видим под ногами?

А что у нас под ногами? Где бы мы ни были, в горах, в лесу, на пляже, нам попадаются разные камни.

Вы когда-нибудь присматривались к ним? Чем отличаются друг от друга камни?

Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы. Так называют камни. Они встречаются и на грунтовых дорогах, и на дорожках в парках, есть камни, «впечатанные» в асфальт или бетон.

Наши предки из камня делали орудия труда, оружие для охоты. Они заметили, что некоторые камни очень прочные, другие хрупкие, а некоторые плавятся, меняют форму. Из них легко можно что-то сделать. Также они нашли камень, с помощью которого разводят огонь.

Посмотрите на этот красивый камень. Он называется гранит. Гранит известен людям давно – это крепкий и красивый камень. Его добывают в глубине земли и на её поверхности. В переводе слово «гранит» означает «зернистый».

Рассмотрев его с помощью лупы, мы поймём, почему так назвали этот камень.

В его состав входят маленькие зёрнышки. Они окрашены в различные цвета, потому что это частицы разных минералов, которые входят в состав гранита.

Гранит очень твёрдый и прочный камень, поэтому его используют в строительстве. Его применяют для отделки стен, лестниц, колонн, памятников, из гранита делают статуи.

Следующий камень – это известняк. Он часто встречается в природе. Дома и стены часто делали из этого камня. Известняк возник на Земле много миллионов лет назад на дне древних морей. Известен известняк-ракушечник, он состоит из ракушек. Хорошо знакомый нам мел является разновидностью известняка.

А это хорошо известный человечеству с древних времен камень – кремень. Он использовался нашими предками для изготовления орудий труда и охоты. Ещё они, высекая из него искры, добывали огонь.

Богата наша Земля и разнообразными камнями. Они различаются по размеру, цвету и форме.

Красив и разнообразен наш мир. Сегодня мы прикоснулись лишь к малой его части. Впереди нас ждёт много чудес и открытий.

Установите соответствие между картинками:

Столбец 1: Камни:

Картинка 1.

Картинка 2:

Картинка 3:

Столбец 2. Свойства:

Картинка 1:

Картинка 2:

Картинка 3:

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Картинка 1 – Картинка 2;

Картинка 2 – Картинка 3;

Картинка 3 – Картинка 1.

Выберите изображение перистых облаков.

Картинка 1:

Картинка 2:

Картинка 3:

Картинка 4:

Правильный вариант ответа: картинка 3.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!