Просмотр содержимого документа
«Что такое общество ?»
10кл. общество. Учебник Л.Н. Боголюбова.
Конспект 1. Что такое общество.
Общество – это совокупность людей, которые объединились на определенной степени исторического развития. Приведите пример общества? (ученых, учителей, французкое общество, первобытное общество). В чем отличие российского общества от общества физиков?
Общество объединяет людей по социо-культурным, профессиональным признакам, по происхождению, интересам и т.д.: «светское общество», «образованное общество», «дворянское общество», «общество математиков». Также «обществом» может называться и организация, объединяющая людей по разным признакам: «Студенческое Научное Общество» и т.д.
В отечественной историографии принято считать, что развитие общества проходило через следующие этапы: первобытно-общинный строй, рабовладение, феодализм и капитализм. Кто знает, что такое историография? Она изучает историю исторической науки, различные взгляды течения в ней. 10 мин.
В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни
Сферы человеческой жизни.
Экономическая. | Социальная. | Духовно – нравственная (Культурная) |
Материально-производственная деятельность. | классы, социальные группы, нации. | религия, наука, искусство. |
Также выделяют политическую сферу.
Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Приведите пример общественных отношений? (оформление на работу). Если вы спросили на улице прохожего как пройти на нужную улицу – это не будет общественными отношениями. Эпизодичные, случайные контакты к общественным отношениям не относятся. 10 мин.
Отвечают на вопрос (вопросы для самопроверки!!!)1.стр. 17. 5 мин.
Какие формы объединения людей вы знаете? (10 класс Б или А, футбольная команда, российское общество). 5 мин.
Мировое сообщество – государства – социальные группы – коллективы (на доске пусть запишут, как деление, составляющие понятия общества). 5 мин.
Как говорилось выше принято считать что общество проходило определенные стадии развития. В чем причины изменения общества его динамики? Существуют две точки зрения на эту проблему. Одни ученые утверждают, что свидетельство общественного прогресса ― ускорение развития, люди создают все более комфортную для себя среду обитания. В итоге жизнь людей становиться более продолжительной, насыщенной, удобной.
Другие ученые считают, что ускорение общественного развития происходит
в противоречии с сохранившимися почти неизменными многие тысячелетия физиологическими и психологическими свойствами человека. Вследствие чего люди перестают справляться с результатами собственной деятельности. Растет число катастроф, аварий, революций. Мир становится менее стабильным и безопасным.
А какой точки зрения придерживаетесь вы? 10 мин.
Сравните взгляды двух ученых.
Маркс | Вебер |
1. Современные общества расколоты классовым неравенством, вытекающим из самой природы капитализма | 1. Классовое неравенство является лишь одним из типов неравенства наряду с другими, например неравенством мужчин и женщин |
2. Различия в обладании властью вытекают из экономического неравенства | 2. Обладание властью не может быть объяснено только экономическим факторами |
3. Современные капиталистические общества являются обществами переходного типа. На смену им придут общества социалистического типа | 3. Все современные общества основываются на одних и тех же способах социальной и экономической организации. Рационализация будет продолжаться во всех сферах социальной жизни |
4. Распространение западного влияния во всем мире – результат экспансионистских, захватнических устремлений капитализма | 4. Глобальная роль Запада связана с его ведущим положением в области экономики |
Дз стр. 7-10.