СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое функциональная грамотность?

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для методической работы учителей, создания проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Что такое функциональная грамотность?»



Что такое функциональная грамотность?

С введением Стандартов ФГОС НОО и ФГОС ООО 2021 года обучение направлено на функциональную грамотность.

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это умение эффективно действовать в условиях неопределенности. Ее можно определить как «повседневную мудрость». К ней относятся: способность решать реальные жизненные задачи, умение смотреть на поставленный вопрос с разных точек зрения, найти оптимальное его решение.

Возникает необходимость использования разных видов грамотности:

-Финансовая грамотность-это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышения качества жизни. На более высоком уровне она включает в себя взаимодействие с банками и кредитными организациями, использование эффективных денежных инструментов, трезвую оценку экономического положения своего региона и всей страны.

-Естественно - научная грамотность - это компонент функциональной грамотности, который подразумевает способность ребенка занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанными науками, интерес к естественно - научным фактам и идеям. Такая грамотность позволяет человеку принимать решения на основе научных фактов, понимать влияние естественных процессов, науки и технологий на мир, экономику, культуру.

-Математическая грамотность - это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интегрировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

- Креативное мышление – это способность создать или иным образом воплотить в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественный объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути решения, пути выхода из сложившейся ситуации.

- Читательская – грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достичь своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Для решения функциональной грамотности существует 4 вида проектов:
— исследовательский,
— творческий,
— производственный,
— социальный. В чем сущность понятия «исследовательский проект»?

Для реализации познавательной и творческой активности школьника используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования. Одной из таких технологий, набирающих популярность в последнее время, в связи с доказанной на практике эффективностью, является технология проектного обучения. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах; развивают у себя исследовательские навыки, умения (сбор информации, выявление проблем, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Помимо обучения, проекты выступают и как средства проверки усвоенных учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов. Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Школьные дисциплины обладают огромным потенциалом и обуславливают необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы. Исследовательская деятельность- деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие этапов, характерных для исследования в научной среде. Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что проект предполагает создание какого либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Проект ограничен во времени, его обязательно необходимо представить. Проект - временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Отличие исследовательского проекта от метода проекта заключается в том, что исследовательский проект выполняется учащимися по материалам, собранным им лично за некий промежуток времени. Этот промежуток времени нельзя установить. Работа над исследованием может быть год, может быть и более. Исследовательский проект учащихся должен содержать совокупность и научность положений, выдвигаемых автором для защиты. Учащийся должен использовать теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, знать методы и приемы их решения. Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методов и методических подходов к решению научных проблем, а также решения задач прикладного характера.

Суть творческого проекта - это самостоятельная или коллективная работа учащихся, предусматривающая создание готового изделия или получение общественного полезного результата, и содержащая субъективную или объективную новизну. Эта работа, требующая не только наличия конкретных знаний, но широкого кругозора, фантазии. При создании данного проекта важно не просто раскрыть тему, но сделать творчески, приложив максимум усилий, таланта.

Чаще на уроках технологии используются производственные проекты, позволяющие активизировать и развить познавательную деятельность обучающихся на занятиях производственного обучения, а использование информационных технологий позволяет разнообразить формы работы на уроке, активизировать учащихся повысить внимание и творческий потенциал личности.

Социальный проект - созданное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы. Воздействие на людей считается положительным по своему социальному значению.

Использование этих форм работы во время урока и внеурочной деятельности поможет активизировать вашу работу и работу обучающихся, мотивировать на творческую работу, взаимодействие и повышение качества обучения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!