СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: «Что такое деньги?», Окружающий мир, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления.

Задачи урока:

- познакомить с новыми понятиями «бартер», «купля-продажа», «обмен», «деньги», «цена» и некоторыми денежными единицами;

- развивать речь учащихся, умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

- расширять кругозор детей;

- воспитывать культуру поведения в условиях рыночных отношений.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Что такое деньги?», Окружающий мир, 3 класс»


Тема урока: Что такое деньги?

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3



В ходе урока ученики:

Актуализируют:

- представления об особенностях товарно-денежных отношений;

- знания и представления о видах денег, их характерных особенностях, путях появления у людей;

- представления о денежных единицах разных стран;

- представления о функциях денег в жизни человека.

Приобретают:

- представления о том, что такое деньги;

- знания, расширяющие кругозор в области товарно-денежных отношений, объясняющие зависимость между ценой, стоимостью и количеством товара;

- умения устанавливать причинно-следственные связи между возникновением и развитием денежного обращения;

- умения сравнивать анализируемые понятия: «обмен», «купля-продажа»;

- представления о самых первых денежных средствах на Руси.


Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование:
Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – с.157; старинные российские монеты и банкноты; виды современных российских денег: банкноты (10 рублей, 50 рублей, 100 рублей), монеты (1 копейка, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 10 рублей);презентация на тему «Что такое деньги»

Необходимое оборудование и материалы:

- Компьютеры – 1 шт. ( для учителя)

- Мультимедийный проектор, экран.

- Презентация «Что такое деньги?»

-российские монеты (современные, устаревшие);

- иллюстрации бумажных денег (современные и устаревшие)



Ход урока

I. Орг. момент. Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами вновь встретились на уроке окружающего мира. Прежде чем перейти к изучению нового материала давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

II. Повторение изученного материала. - Какой раздел мы изучаем на уроках окружающего мира? (экономика) Правильно, ребята. -Ребята, сегодня на уроке мы исследуем новое понятие из этого раздела, но известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе. -Что необходимо человеку в современной жизни, чтобы жить в достатке? (деньги)

IIIОткрытие нового знания.

Попробуйте ответить на главный вопрос урока, предположить, что такое деньги?

Каково их значение?(ответы детей)

А вот какое определение денег в словаре Ожегова: читают дети

« Деньги- металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле- продаже, средством платежей и предметом накоплений». С.И.Ожегов.(слайд)

Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества. Само название «деньги» произошло от слова «деньга». Так называлась серебряная монета, которую чеканили в годы правления Дмитрия Донского. Позже вместо деньги в обращении появилась копейка, но название осталось. Курьезный факт из нашей истории: императрица Елизавета Петровна за понравившуюся ей оду М. В. Ломоносова пожаловала ученому премию в две тысячи рублей. Премию выплатили медными монетами, общий вес составил три с лишним тонны. На перевозку «премии» потребовалось несколько подвод.
В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы узнать по больше, нам предстоит совершить виртуальное путешествие в далекое прошлое и найти ответы на поставленные вопросы.

Готовы? Тогда отправляемся.

Итак, мы попали в далекое прошлое.

Кто же это? (первобытные люди)

Как вы думаете, существовали ли деньги во времена первобытных людей? Конечно, нет. Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Деньги этому человеку совершенно не были нужны.

Но прошло много лет, и эти первобытные люди стали жить иначе. Они уже научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей. спустя некоторое время племена заключали союз и начинали меняться. Из одного племени давали соль, а из другого топоры, стрелы, горшки. тем самым Они осуществляли ОБМЕН. (торговые сделки)

Например, лошадь меняли на 2 мешка зерна, телегу– на барана.

Приведите свои примеры такого обмена.

Как вы думаете, существуют ли такие торговые сделки в современной экономике?

- Каждую секунду на Земле производится бесчисленное множество товаров. Причем разные люди и предприятия производят разные товары. А, чтобы товар попал к тому, кто в нем нуждается, происходит обмен. Например, лошадь меняли на 2 мешка зерна, телегу– на барана.

- Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли? (куклу на яблоко)

-Такой вид обмена называется бартер

- Найдите на стр. 68 определение, что такое бартер. ( Это прямой обмен одних товаров на другие. Но есть еще и другой вид обмена– ЭТО КУПЛЯ-ПРОДАЖА. Это такой обмен, в котором участвуют деньги.

Одними из первых денег были раковины каури. В раковинах просверливали дырочки и нанизывали их на веревочку, как бусы. За одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин. Но самыми удобными деньгами оказались металлические. Их можно было чеканить любой стоимостью. Дорогие монеты чеканились из золота, подешевле – из меди. Однако и у них был недостаток – металлические деньги тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой большое количество золотых монет: как ни прячь, разбойники все равно найдут их.

И тогда люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги. Сегодня деньгами оплачивают вещи, услуги, продукты - все, во что вложен труд.

IV. Работа по учебнику:

Внимательно прочитайте текст и найдите ответ на вопрос: Какие денежные единицы используются в разных странах?(Ответы детей)

Рубль, копейка в России, в США-доллар, во многих странах Европы-евро.(просмотр)

Я хочу вам показать ещё деньги других государств. Это украинские и белорусские, старые деньги. Рассмотрите денежные купюры.

Рубль на Руси появился не сразу. Долгое время денежными единицами служили шкурки животных, особенно куницы и белки. Были в ходу и серебряные слитки - гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли "рубль" (от слова "рубить"). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег. Гораздо позже стали выпускать копейки - монеты, на которых был изображён всадник с копьём, а потом и рублёвые монеты.

V. Практическая работа

Откройте рабочие тетради по окружающему миру на стр45 номер 3

Упражнение 1, запишите понятия.

Ответьте на вопрос

В качестве чего получают деньги большинство людей?

Ученики: В качестве заработной платы, то есть платы за работу (сокращённо - зарплата).

Учитель: Что покупает человек на заработанные деньги?

Ученики: Товары и услуги.

Учитель: Но всегда ли человек что-то покупает на деньги? Нет, он может часть денег отложить на будущее, сберечь. Как называются такие деньги?

Ученики: Сбережения.

Ребята записывают эти два термина в печатные тетради.

VI. Закрепление материала

В учебнике на стр 69( вопросы) вопросы.

-Что вам сегодня понравилось на уроке?

- Что такое деньги?

VII. Итог урока. выставление оценок за работу на уроке, с комментированием.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!