СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания на тему "Что такое демография?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обществознания в 10 классе на тему "Демография". Развернутый конспект с использованием  статистических данных своего района и поселка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания на тему "Что такое демография?"»

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Класс: 10

Тема урока: Демография

Цели урока:

* Формирование представления у учащихся о демографической ситуации в современном мире, выявление факторов, влияющих на демографические процессы;

* Развитие умений систематизации и анализа изученного материала, формулирование собственных выводов;

* Продолжение работы по формированию у учащихся активной гражданской позиции, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям, важности выбора поведенческих моделей.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: изучение нового материала

Оборудование и литература: компьютер, интерактивная доска, компьютерная презентация по теме урока;

- учебник «Обществознание» для 11 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова. М., 2016, дидактические материалы.



«Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет».

Дж. Голсуорси 


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания (7 минут)

  1. Устный опрос: (2 мин)

- С какой сферой мы знакомимся на последних уроках?

- Какие вы знаете социальные институты общества?

- Какие еще сферы обществознания вы знаете?

- Что такое семья?

- Какую семью называют нуклеарной?

- Что такое гендер?

- Социальные отношения – это?

- Что это за группа молодежь?

- Как вы понимаете молодежная субкультура?

- Что такое инфантилизм?

- Кто такой тинейджер?

- Кто такие неформалы?

2. Презентация выполненной работы дома(5 мин)

а) результаты проведенного опроса среди молодежи «Что является приоритетом у современной молодежи»

б) какие формальные группы и объединения действуют в ДНР?

III. Мотивация учебной деятельности (1 мин)

Звучит отрывок из песни «У меня сестренки нет, у меня братишки нет…»

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(ответы учащихся)

  1. Сообщение темы и цели урока (3 мин)

Учитель: Совершенно верно мы будем сегодня говорить о рождаемости и смертности, о задачах государства по вопросам повышения рождаемости в ДНР. Одним словом, мы узнаем что такое демография и какая демографическая ситуация в современном мире. Так звучит тема урока: «Демографическая ситуация в современном мире» (слайд ). Запишите тему в тетради

Учитель: Попробуйте определить самостоятельно цель нашего урока, что вы должны освоить и запомнить из предлагаемой темы.

  1. Изучение новой темы урока (15 мин)

  1. Лекция с элементами беседы

Учитель: Среди наук об обществе есть наука, которая все или почти все знает о народонаселении. Название этой науке дал французский ученый Ашиль Гийяр, выпустивший в 1841 г. книгу «Элементы статистики населения, или Сравнительная демография». Прежде чем говорить и обсуждать тему урока, нам нужно выяснить, что означает слово демография.

Учитель: Вот такие определения нам предлагают ученые. Слайд

Демография - естественная и социальная история человека или математическое изучение населения, изменений его физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния».

Демография - это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса.

Демографиянаука о составе населения и его изменениях.

Давайте выберем то, что более соответствует и запишим в тетради (уч-ся записывают в тетрадях определение)

Учитель: Источниками сведений о народонаселении являются текущий учет, реестры и списки, переписи населения, а также специальные выборочные обследования. О подобных переписях известно еще с незапамятных времен. Учет населения для сбора налогов вели в Древнем Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Иудее. Одна из книг Ветхого Завета описывает перепись, проведенную царем Давидом, за которой последовала моровая язва, унесшая жизни 70 тыс. человек. Учет населения вели и античные полисы, и средневековые государи.

Считается, что учет населения ведет свое начало со времен татаро-монгольского нашествия, то есть со второй половины XIII века.

В 1718 г. Петр Великий издал указ, в котором предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого, в которой деревне душ мужского пола».

С какой целью осуществлялся учет населения?

После отмены крепостного права начали проводиться переписи населения в отдельных городах и даже целых губерниях, однако многие из них представляли собой казенные полицейские «народосчисления», при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных. В переписях населения в России в XIX в.участвовали видные общественные деятели и знаменитые люди, в том числе П. П. Семенов-Тян-Шанский, Л. Н. Толстой. С этого момента и по нынешнее время основным источником по демографии нашей страны являлись переписи населения (общесоюзные и всероссийские).

Годами их проведения стали: (слайд )

1897, 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002, 2010.

В ходе переписи фиксировались все факты рождаемости , месте проживания смертности. Что же такое рождаемость и что такое смертность? (Слайд №)

Рождаемость – демографический термин, характеризующий отношение количества рождений за определенный период.

Смертность – статистический показатель, оценивающий количество смертей.

До хрущевской «оттепели» демографическая статистика была под грифом «Совершенно секретно» и только с конца 1950-х гг. начала появляться в документах с пометкой «Для служебного пользования». С того времени и вплоть до 1985 г. сведения о численности населения, количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, сведения же, например, о продолжительности жизни, младенческой смертности и числе искусственного прерывания беременности не публиковались никогда и нигде.

Сегодня в нашем обществе говорят о демографической катастрофе и понятно, что для ее преодоления потребуется немало усилий. Ведь рождение в семье двух детей может обеспечить лишь простое воспроизводство населения, в то время как стране необходимо для выправления сложившейся ситуации воспроизводство расширенное, т.е. рождение в семьях 3–4 детей.

  1. Анализ демографической ситуации в нашем районе за 2014-2018гг

На примере численности населения нашего поселка и района мы видим сокращение жителей поселка. (слайд). А если проанализировать по возрастным категориям, то убедимся, что большая часть населения пенсионного возраста, работоспособных жителей намного меньше. Смертность превышает рождаемость. Эти факты подтверждают демографическую катастрофу. И это еще не полный список причин. Сейчас мы попробуем с вами вместе определить основные причины демографической катастрофы.

  1. Работа в малых группах(5 мин)

Класс делится на 7 групп по принципу «Дни недели», получают задание поработать с кейсами.

№ 1- провести опрос с присутствующими о количестве детей в семье;

№ 2 – работа с текстом учебника о вопросах естественной убыли и миграции (стр. 208-209)

№ 3 – работа с текстом по вопросам проблемы ранних браков

№ 4 – работа с текстом по вопросам проблем материального обеспечения семьи

№ 5 - работа с текстом по вопросам проблем неполных семей

№ 6 – работа с текстом по вопросам причин повышенной смертности

№ 7 – работа с текстом по вопросам инфантилизации подростающего поколения

  1. Презентация результатов работы в группах (5 мин)

По одному учащемуся презентуют результаты работы, называют причины демографической катастрофы, записывают на доске:

ПРИЧИНЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ СОВРЕМЕННОСТИ:

  1. Естественная убыль населения

  2. Миграция населения

  3. Ранние браки

  4. Материальное положение молодой семьи

  5. Инфантилизация подрастающего поколения

  6. Повышенный процент заболеваемости и смертности.

  7. Проблемы неполных семей

(причины учащиеся записывают в тетради)

  1. Закрепление изученного материала (практическая часть) 14 мин

Учитель: Мы с вами проанализировали демографическую ситуацию, выяснили какие проблемы сегодня, существуют в социальной сфере. На решение этих проблем и направлена демографическая политика каждого государства. Термин «Демографическая политика» обозначает (слайд).

Сейчас я предлагаю вам проявить свои знания, инициативу, творчество и разработать мини-проект (рекомендации) «Как помочь современной молодой семье?»

10А – со стороны государства

10Б – со стороны супругов.

  1. Работа над мини-проектом (5 мин)

  2. Презентация выполненной работы(3 мин)

  3. Проверочный тест (слайд )(4 мин)

  4. Взаимопроверка (2 мин)

  1. Итог урока (4 мин)

Учитель: Актуален ли эпиграф нашего урока? Не думайте, ребята, что перспектива старения населения к вам не имеет отношения. Сегодня вы молоды, полны сил, стоите на пороге самостоятельности. Но есть ли среди ваших жизненных планов надежды на обеспеченную старость? Скажете об этом думать рано? А вот и нет. Уже сейчас вам необходимо учиться, чтобы иметь хорошее образование, достойную работу, уметь обеспечить свою семью, помочь своим детям, подать хороший пример.

  1. Рефлексия. Упражнение «ПОПС – формула»

  2. Оценивание учебной деятельности учащихся на уроке.

  1. Домашнее задание: (1 мин)

Читать параграф 19.

Выполнить задания:

  • стр.214 №7 (Смоделировать свое будущее поведение в семье в качестве супруга или супруги)

  • эссе «Гражданский брак – за и против?»














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!