УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Класс: 10
Тема урока: Демография
Цели урока:
* Формирование представления у учащихся о демографической ситуации в современном мире, выявление факторов, влияющих на демографические процессы;
* Развитие умений систематизации и анализа изученного материала, формулирование собственных выводов;
* Продолжение работы по формированию у учащихся активной гражданской позиции, эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям, важности выбора поведенческих моделей.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: изучение нового материала
Оборудование и литература: компьютер, интерактивная доска, компьютерная презентация по теме урока;
- учебник «Обществознание» для 11 класса под редакцией Л.Н.Боголюбова. М., 2016, дидактические материалы.
«Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет».
Дж. Голсуорси
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Проверка домашнего задания (7 минут)
Устный опрос: (2 мин)
- С какой сферой мы знакомимся на последних уроках?
- Какие вы знаете социальные институты общества?
- Какие еще сферы обществознания вы знаете?
- Что такое семья?
- Какую семью называют нуклеарной?
- Что такое гендер?
- Социальные отношения – это?
- Что это за группа молодежь?
- Как вы понимаете молодежная субкультура?
- Что такое инфантилизм?
- Кто такой тинейджер?
- Кто такие неформалы?
2. Презентация выполненной работы дома(5 мин)
а) результаты проведенного опроса среди молодежи «Что является приоритетом у современной молодежи»
б) какие формальные группы и объединения действуют в ДНР?
III. Мотивация учебной деятельности (1 мин)
Звучит отрывок из песни «У меня сестренки нет, у меня братишки нет…»
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
(ответы учащихся)
Сообщение темы и цели урока (3 мин)
Учитель: Совершенно верно мы будем сегодня говорить о рождаемости и смертности, о задачах государства по вопросам повышения рождаемости в ДНР. Одним словом, мы узнаем что такое демография и какая демографическая ситуация в современном мире. Так звучит тема урока: «Демографическая ситуация в современном мире» (слайд ). Запишите тему в тетради
Учитель: Попробуйте определить самостоятельно цель нашего урока, что вы должны освоить и запомнить из предлагаемой темы.
Изучение новой темы урока (15 мин)
Лекция с элементами беседы
Учитель: Среди наук об обществе есть наука, которая все или почти все знает о народонаселении. Название этой науке дал французский ученый Ашиль Гийяр, выпустивший в 1841 г. книгу «Элементы статистики населения, или Сравнительная демография». Прежде чем говорить и обсуждать тему урока, нам нужно выяснить, что означает слово демография.
Учитель: Вот такие определения нам предлагают ученые. Слайд
Демография - естественная и социальная история человека или математическое изучение населения, изменений его физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния».
Демография - это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической и социальной обусловленности этого процесса.
Демография - наука о составе населения и его изменениях.
Давайте выберем то, что более соответствует и запишим в тетради (уч-ся записывают в тетрадях определение)
Учитель: Источниками сведений о народонаселении являются текущий учет, реестры и списки, переписи населения, а также специальные выборочные обследования. О подобных переписях известно еще с незапамятных времен. Учет населения для сбора налогов вели в Древнем Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Иудее. Одна из книг Ветхого Завета описывает перепись, проведенную царем Давидом, за которой последовала моровая язва, унесшая жизни 70 тыс. человек. Учет населения вели и античные полисы, и средневековые государи.
Считается, что учет населения ведет свое начало со времен татаро-монгольского нашествия, то есть со второй половины XIII века.
В 1718 г. Петр Великий издал указ, в котором предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого, в которой деревне душ мужского пола».
С какой целью осуществлялся учет населения?
После отмены крепостного права начали проводиться переписи населения в отдельных городах и даже целых губерниях, однако многие из них представляли собой казенные полицейские «народосчисления», при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных. В переписях населения в России в XIX в.участвовали видные общественные деятели и знаменитые люди, в том числе П. П. Семенов-Тян-Шанский, Л. Н. Толстой. С этого момента и по нынешнее время основным источником по демографии нашей страны являлись переписи населения (общесоюзные и всероссийские).
Годами их проведения стали: (слайд )
1897, 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989, 2002, 2010.
В ходе переписи фиксировались все факты рождаемости , месте проживания смертности. Что же такое рождаемость и что такое смертность? (Слайд №)
Рождаемость – демографический термин, характеризующий отношение количества рождений за определенный период.
Смертность – статистический показатель, оценивающий количество смертей.
До хрущевской «оттепели» демографическая статистика была под грифом «Совершенно секретно» и только с конца 1950-х гг. начала появляться в документах с пометкой «Для служебного пользования». С того времени и вплоть до 1985 г. сведения о численности населения, количестве родившихся и умерших приводились лишь в специальных изданиях, сведения же, например, о продолжительности жизни, младенческой смертности и числе искусственного прерывания беременности не публиковались никогда и нигде.
Сегодня в нашем обществе говорят о демографической катастрофе и понятно, что для ее преодоления потребуется немало усилий. Ведь рождение в семье двух детей может обеспечить лишь простое воспроизводство населения, в то время как стране необходимо для выправления сложившейся ситуации воспроизводство расширенное, т.е. рождение в семьях 3–4 детей.
Анализ демографической ситуации в нашем районе за 2014-2018гг
На примере численности населения нашего поселка и района мы видим сокращение жителей поселка. (слайд). А если проанализировать по возрастным категориям, то убедимся, что большая часть населения пенсионного возраста, работоспособных жителей намного меньше. Смертность превышает рождаемость. Эти факты подтверждают демографическую катастрофу. И это еще не полный список причин. Сейчас мы попробуем с вами вместе определить основные причины демографической катастрофы.
Работа в малых группах(5 мин)
Класс делится на 7 групп по принципу «Дни недели», получают задание поработать с кейсами.
№ 1- провести опрос с присутствующими о количестве детей в семье;
№ 2 – работа с текстом учебника о вопросах естественной убыли и миграции (стр. 208-209)
№ 3 – работа с текстом по вопросам проблемы ранних браков
№ 4 – работа с текстом по вопросам проблем материального обеспечения семьи
№ 5 - работа с текстом по вопросам проблем неполных семей
№ 6 – работа с текстом по вопросам причин повышенной смертности
№ 7 – работа с текстом по вопросам инфантилизации подростающего поколения
Презентация результатов работы в группах (5 мин)
По одному учащемуся презентуют результаты работы, называют причины демографической катастрофы, записывают на доске:
ПРИЧИНЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ СОВРЕМЕННОСТИ:
Естественная убыль населения
Миграция населения
Ранние браки
Материальное положение молодой семьи
Инфантилизация подрастающего поколения
Повышенный процент заболеваемости и смертности.
Проблемы неполных семей
(причины учащиеся записывают в тетради)
Закрепление изученного материала (практическая часть) 14 мин
Учитель: Мы с вами проанализировали демографическую ситуацию, выяснили какие проблемы сегодня, существуют в социальной сфере. На решение этих проблем и направлена демографическая политика каждого государства. Термин «Демографическая политика» обозначает (слайд).
Сейчас я предлагаю вам проявить свои знания, инициативу, творчество и разработать мини-проект (рекомендации) «Как помочь современной молодой семье?»
10А – со стороны государства
10Б – со стороны супругов.
Работа над мини-проектом (5 мин)
Презентация выполненной работы(3 мин)
Проверочный тест (слайд )(4 мин)
Взаимопроверка (2 мин)
Итог урока (4 мин)
Учитель: Актуален ли эпиграф нашего урока? Не думайте, ребята, что перспектива старения населения к вам не имеет отношения. Сегодня вы молоды, полны сил, стоите на пороге самостоятельности. Но есть ли среди ваших жизненных планов надежды на обеспеченную старость? Скажете об этом думать рано? А вот и нет. Уже сейчас вам необходимо учиться, чтобы иметь хорошее образование, достойную работу, уметь обеспечить свою семью, помочь своим детям, подать хороший пример.
Рефлексия. Упражнение «ПОПС – формула»
Оценивание учебной деятельности учащихся на уроке.
Домашнее задание: (1 мин)
Читать параграф 19.
Выполнить задания: