06.04.2020
Тема : «Что такое биосфера и как она устроена.
Роль биосферы в природе»
Вот уже почти год вы изучаете географию. Знакомство с окружающим миром, с планетой Землей вы осуществляете через изучение земных оболочек. И сегодня на уроке мы начнем изучать новую оболочку. Но прежде чем преступить к новой теме, я хочу узнать, какие оболочки земли вы изучили и что вы о них знаете.
Для этого я предлагаю вам ребята сыграть в игру. Вот перед вами слова, которые нужно угадать. За каждое правильно угаданное слово вы будете получать географические деньги. Наша игровая валюта на уроке - «географики». А в конце урока вы их сможете обменять на оценки. Чем больше «географиков» тем выше оценка.
И так задание на 1 тур. Это слово означает твердую оболочку земли, состоящую из земной коры и верхней части мантии.
Это слово состоит из 9 букв.
Задание на 2 тур. Это слово означает водную оболочку Земли, состоящую из океанов, морей, ледников, подземных вод и поверхностных вод суши.
Это слово состоит из 10 букв.
Задание на 3 тур. И наконец, слово, которое означает воздушную оболочку земли.
9 букв.
Молодцы ребята хорошо справились с заданиями!
А сейчас мы начнем изучать новую оболочку Земли. Тема урока сегодня: «Что такое биосфера и как она устроена»
И так, нам сегодня предстоит узнать и ответить на вопросы «Что такое биосфера и как она устроена? Где проходят её границы? И какова роль живого вещества в природе?»
первые слово «биосфера» появилось в 1875г. в работе австрийского геолога Эдварда Зюсса, но только начиная с 1926 г., когда вышла в свет замечательная книга В. И. Вернадского «Биосфера», оно получило широкое распространение в науке. Учение В. И. Вернадского о биосфере заставило научный мир по-новому взглянуть на нашу Землю.
Ребята, а вы знаете, что человека, ученого, который исследует, изучает окружающую природу называют натуралистом. Сейчас я вам предлагаю на время стать юными натуралистами и совершить путешествие в мир биосферы. У каждого исследователя природы конечно есть карта путешествия. У нас с вами тоже есть маршрутные карты, они лежат у вас на столах. Эти маршрутные карты помогут нам не заблудиться в большом мире информации нашего учебника и помогут изучить биосферу.
Устройство маршрутной карты:
1 группа натуралистов получает задание обследовать детально учебник, § 53 и ответить всему классу «Что же такое биосфера».
Маршрутная карта №1
Изучаемый вопрос | План к действию | Ответ |
Почему планета Земля является уникальной среди космических тел Солнечной системы? | Прочитать 1 пункт параграфа 53, стр. 228 | |
Что в переводе с греческого языка означает слово «Биосфера» | Прочитать 1 пункт параграфа 53, стр. 228 | |
Что такое «биосфера»? | Прочитать 1 пункт параграфа 53, стр. 228 | |
Как проходят границы биосферы? | Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 228. Рассмотреть рисунок 183, стр.229. Составить схему «Что включает в себя биосфера». | |
Что такое «озоновый слой»? На какой высоте он находится? | Вспомнить из изученной темы «Атмосфера», а если забыли найти ответ в п.3 на стр.131. | |
2 группа натуралистов получает задание обследовать детально учебник, параграф 53 и рассказать классу историю развития оболочки Земли, населенной живыми организмами.
Маршрутная карта №2
Изучаемый вопрос | План к действию | Ответ |
Что происходило с границами биосферы с течением времени? | Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228 | |
Где и когда зародилась жизнь на Земле? | Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228 | |
В какое время жизнь распространилась на сушу? | Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228 | |
В какой оболочке Земли появилась жизнь после распространения на суше? | Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228 | |
Почему с течением времени некоторые живые организмы вымерли? | Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228 | |
Почему некоторые древние живые организмы смогли дожить до наших дней? | Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 228 | |
Как изменялось общее количество видов живых организмов на Земле с течением времени? | Прочитать 1 пункт параграфа 53 , стр. 229 | |
Какое событие стало важным этапом в развитии биосферы Земли? | Прочитать 1 пункт параграфа 53 , стр. 229 | |
3 группа натуралистов получает задание обследовать детально учебник, параграф 44 и рассказать классу о живых организмах в биосфере и их среде обитания.
Маршрутная карта №3
Изучаемый вопрос | План к действию | Ответ |
Сколько видов живых организмов обитает в современной биосфере? | Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 229 | |
Какие организмы биосферы образуют живое вещество биосферы? | Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 229 | |
Какие организмы преобладают на планете? | Прочитать 2 пункт параграфа 53 , стр. 229 | |
Что называют средой обитания? | Прочитать 3 пункт параграфа 53 , стр. 229 | |
Какие отношения существуют между организмом и средой обитания? | Прочитать 1 пункт параграфа 53 , стр. 230 | |
И так вперед за знаниями по странницам учебника. Маршрутная карта подскажет вам, что делать. Учащиеся работают с учебником.
В отличие от других оболочек Земли биосфера не имеет четких границ, а размещается в пределах других оболочек. Границы биосферы определяет зона распространения живых организмов. Живые организмы способны приспосабливаться к различным природным условиям.
4. Этап информации о домашнем задании, выставление оценок учащимся.
Домашнее задание: изучение § 53, 54. Ответить на вопросы и задания