Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время |
1. Организационный момент Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада вас видеть. Сегодня я проведу у вас урок информатики. Меня зовут Дилара Мунировна Начать урок я хочу с ключа, который открывает все «замки» в душах людей. Знаете ли вы такой ключ? Конечно, это улыбка. Подарите свою улыбку мне, своим друзьям-одноклассникам и всем гостям. Ребята, вы, наверное, слышали поговорку «Дорогу осилит идущий»…, а информатику мыслящий! Пусть это будет девизом нашего урока. Дорога познаний трудна, но интересна. Нам предстоит пройти много этапов. На каждом этапе вы будете приобретать новые знания и умения, а также попробуете оценить свою работу. Для этого у вас имеются на партах листы самоконтроля урока. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания, по которым вы будете себя оценивать в баллах и в результате получите общую отметку за урок. | Приготовились к уроку и настроились на него Знакомятся с листами самоконтроля, подписывают их | 1 мин |
2. Вводная беседа. Актуализация знаний Предлагаю вам ребята наш урок начать с просмотра мультфильма. О чем этот мультфильм? Что же надо было сделать героям? Выполнили они задание? Очень часто мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. Умный человек знает: чтобы не попасть впросак и добиться желаемой цели, нужно заранее продумывать и планировать свои действия. А как это сделать? (ключевые слова на слайде «ПЛАН ДЕЙСТВИЙ») | Просмотр мультфильма из сериала « Почемучки» - Алгоритм Героям надо было поймать вирус. Они не смогли поймать вирус. - Должна быть цель. -Нужно составить план действий | 3 мин |
3. Изучение нового материала А как по-другому называют план действий– узнаете, разгадав ребус. Вот мы и подошли к теме нашего урока «Что такое алгоритм». - Какие цели мы поставим перед собой? - Чтобы достичь результата, надо поставить цель и иметь план-действий. Но иногда бывает и такое. Посмотрите фрагмент из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» и попробуйте ответить на вопрос: «Почему двое из ларца не смогли замесить тесто и нарубить дрова?». (Видео) | Разгадывают ребус Алгоритм Записываю тему урока в тетрадях «Что такое алгоритм?» Узнать что такое алгоритм? Научиться составлять алгоритм Выполнить работу по составлению алгоритмов | 2 мин |
- Почему двое из ларца не смогли замесить тесто и нарубить дрова? То есть указания или план действий должен быть ПОНЯТНЫМ и ТОЧНЫМ. Тот, кто выполняет алгоритм называется ИСПОЛНИТЕЛЕМ алгоритма. Например в мультфильме кто является исполнителем алгоритма? В информатике то, с чем надо работать называются исходными данными, а точные указания - конечная последовательность действий. Запишите в тетрадях В мультфильме что является исходными данными? | Не было точных указаний кому и что надо делать и с чем. Двое из ларца- исполнители алгоритма Записывают в тетрадях То, с чем надо работать -исходные данные. Точные указания – конечная последовательность действий Тесто, дрова-исходные данные | 3 мин |
Исходя из целей нашего урока, мы должны узнать, что такое «алгоритм». А может быть кто-то уже может сказать, что такое «алгоритм»? | Алгоритм - понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к результату. | 1 мин |
А где мы можем найти информацию о том, что такое алгоритм? Работа с разными источниками информации. Одна группа должна найти информацию об алгоритме в учебнике и словарях. Вторая группа - должна найти информацию о том, почему алгоритм назвали «Алгоритмом» с помощью информационной карты? (слайд 9) Проверка. Используя полученные знания о том, что такое алгоритм, запишите в тетрадях определение алгоритма. Как вы думаете, кто является разработчиком алгоритма? А исполнителем алгоритма? Оцените себя. Поставьте балл на листе самооценки напротив слова «Поиск информации» | В учебнике, словарях, интернете. Выступают по одному ученику из каждой группы. (слайд 10) Записывают определение алгоритма в тетрадях (Слайд11 ) Только человек. Человек, роботы, машины, бытовая техника, и т. д. (слайд 12) Выставляют балл в пункте «Поиск информации» | 3 мин. |
4. Первичное осмысление и закрепление знаний. - Итак, ребята, мы получили новые знания о том, что такое «алгоритм». И оказывается, с понятием алгоритм мы сталкиваемся постоянно. У вас на столах карточки с примерами из жизни. Выберите из них те, которые будут являться алгоритмами.
Почему оставшиеся примеры не являются алгоритмами?
Попробуйте привести свои примеры алгоритмов из вашей жизни.
Оцените свою работу. «Поставьте балл напротив пункта жизненные задачи»
Ребята, скажите, а физическая зарядка – это алгоритм? Докажите, почему? | Находят в примерах алгоритмы (Приложение. Примеры из жизни.docx) Приводят примеры алгоритмов из своей жизни.
Выставляют балл в пункте «Жизненные задачи» | 3 мин |
5. Физкультпауза | Повторяют движения с экрана | 2 мин |
6. Первичное закрепление изученного материала Итак, мы познакомились с понятием «алгоритм» привели примеры алгоритмов из жизни. Сейчас мы попробуем сами создать алгоритм. К нам в гости пришел, как вы думаете, кто? Это робот. Он просит нас о помощи, ему нужно погладить рубашку и почистить ковер. Но он просто так ничего делать не будет, мы должны составить для робота алгоритм. группа - почисти ковёр; группа - погладь рубашку. При выполнении работы вы будете пользоваться следующим алгоритмом: Перед началом работы напоминаю правила ТБ.
Не забудьте оценить свою работу на листах самоконтроля | Выполняют задание во флэш-ролике за ПК: почисти ковёр (Приложение5.Почисти ковёр.swf); погладь рубашку (Приложение6.Погладь рубашку.swf). Выставляют балл в пункте «Составление алгоритма» | 4 мин |
7. Самостоятельная работа по проверке усвоения материала.
Чтобы проверить ваши знания, проведём самостоятельную работу. В той же папке открываем файл «Тест» и выполняем его.
Оцените свою работу на листах самоконтроля | Выполняют за компьютерами тест «Что такое алгоритм». (Приложение «Тест –Что такое алгоритм.ppt») Выставляют балл в пункте «Тест» | 4 мин |
8. Создание мини-проекта. Ребята, я думаю, что вы все получили достаточно знаний и умений по работе с алгоритмами. И поэтому сейчас я предлагаю Вам создать небольшой творческий проект. Работая в группах, составьте алгоритм, который вы могли бы использовать в жизни. Перед вами чистый лист, маркеры и различные иллюстрации. Вы можете их использовать в своем проекте.
Оцените свою работу на листах самоконтроля | Учащиеся выполняют в группах творческий проект. Полученный проект они демонстрируют на доске и комментируют все шаги проекта.
Выставляют балл в пункте «Мини-проект» | 5 |
9. Рефлексия учебной деятельности. Ребята, наш путь подошёл к концу. Мы смогли преодолеть все препятствия и добиться результата. А какой результат у каждого из вас, вы узнаете, когда подсчитаете количество набранных вами баллов и поставите себе общую отметку за урок. «5» - 9-10 баллов «4» - 7-8 балов «3» - 5-6 баллов Ребята, посмотрите, в конце нашего пути стоит дерево. Оно не простое, это дерево наших достижений. Давайте украсим это дерево плодами нашего труда. Тот, кто получил на уроке отметку «5», прикрепит на дерево красное яблочко, тот, кто получил «4» - желтый цветочек, а «3» - зеленый листочек. - Я очень рада, что на нашем дереве созрело так много яблок. Значит, мы с вами сегодня поработали плодотворно. | Выставляют балл в пункте «Всего баллов» и выставляют оценку за урок на листке самооценки. Выходят к доске и нажимают на соответствующую оценку | 2 |
10. Домашнее задание Составьте алгоритм приготовления вашего любимого блюда | Записывают домашнее задание в тетрадь | 1 |
11. Подведение итогов урока Итак, какая была тема урока? Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме: Я узнал… Я научился… Мне понравилось… Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке, грамотно излагали свои мысли, могли договориться друг с другом. Спасибо за урок! | Что такое алгоритм. Отвечают на вопросы | 2 |