ЧТО РАСТЁТ НА КЛУМБЕ?
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
различать изученные растения клумбы, цветника;
наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;
определять растения цветника с помощью атласа-определителя.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;
рассказывать о любимом цветке;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
осознавать красоту растений клумбы.
ВНИМАНИЕ: «ЗЕЛЁНЫЙ КЛАСС»! Описанный ниже урок предусматривает работу в классе. Однако данный урок может быть проведён в «Зелёном классе», то есть на территории школы или в другом месте, где имеется клумба или цветник. В этом случае в методику урока учитель вносит необходимые коррективы. В «Зелёном классе» дети знакомятся с растениями, не срывая их (определяют, зарисовывают). Может быть предусмотрена подвижная дидактическая игра «Найди цветок».
Оборудование. У учителя — комнатные растения, с которыми познакомились на прошлом уроке; букет декоративных растений, изображённых в учебнике (с. 26); крем и шампунь с добавлением календулы. У учащихся — цветные фишки; цветущие растения календулы и бархатцев, плоды календулы, кусочек бархата; атлас-определитель «От земли до неба»; ножницы и клей для использования Приложения рабочей тетради.
Предварительная работа. До урока проводится прогулка, во время которой дети знакомятся с декоративными растениями клумбы, цветника. Особое внимание учитель обращает на те растения, которые изображены в учебнике (с. 26).
Ход урока.
Мотивация и целеполагание. Учитель просит показать в классе и назвать комнатные растения, с которыми познакомились на прошлом уроке. Затем Муравей Вопросик говорит: «Теперь я знаю, что растёт на подоконнике. А что растёт на клумбе?» Дети отвечают, после чего зачитываются слова Муравьишки в рубрике «Что узнаем, чему научимся»
Актуализация знаний и умений. Проводится работа по заданию на с. 26 учебника с использованием фишек. Дети опираются на свои наблюдения, сделанные, в частности, во время предварительной прогулки. Как и на предыдущем уроке, работа идет в основном с иллюстрациями.
Освоение нового содержания и его применение. Продолжается работа со с. 26 учебника. Дети рассматривают цветы в букете, выращенные на пришкольном или садовом участке, определяют их, соотнося с рисунками в учебнике, читают и повторяют названия растений (аналогично тому, как это делалось на предыдущем уроке).
При этом учитель сообщает дополнительные сведения, подчеркивающие красоту растений, их отличительные особенности, задаёт вопросы, помогающие выделить те или иные детали. Как и на предыдущем уроке, учитель должен создавать образные опоры для лучшего запоминания растений. Например: «У гладиолуса вид торжественный, величавый. А его название означает «небольшой меч». Как вы думаете, почему? (Листья похожи на мечи.)»
Учитель может прочитать стихотворение о гладиолусах:
Два цветка, два гладиолуса,
Разговор ведут вполголоса.
По утрам они беседуют
Про цветочные дела...
А. Барто
Учитель: «Как вы думаете, о чём могут говорить гладиолусы?
Название «астра» означает «звезда». Есть легенда, что этот цветок вырос из пылинки, упавшей со звезды. Название «космея» в переводе означает «украшение». Оранжевые и жёлтые цветки календулы и бархатцев горят на клумбе, как маленькие солнышки».
Более подробно можно познакомиться с календулой и бархатцами. Учитель: «Понюхайте растения календулы. Есть ли запах? Какой? (Пахнет лекарством.) Календула — лекарственное растение. Еще в древности отвары и настои из её цветков использовали для заживления ран. Отваром календулы полощут горло, её используют при изготовлении кремов, шампуней. (Демонстрирует крем и шампунь с добавлением календулы.) Рассмотрите плоды календулы. На что они похожи? (На когти.) Вот почему у календулы есть ещё одно название — ноготки.
Погладьте руками кусочек бархата и лепестки бархатцев. Сравните ваши ощущения. Объясните, почему эти растения называются «бархатцы».
Сравните между собой календулу и бархатцы. Чем они похожи? Чем различаются?»
Далее проводится практическая работа «Определяем растения клумбы» (дети работают в парах по заданиям учебника, рабочей тетради и с использованием атласа-определителя «От земли до неба»). Важно, чтобы в начале работы дети, как и на предыдущем уроке, составили мысленный план действий по определению растений цветника. Он должен включать те же пункты, что и при определении комнатных растений. На столе каждой пары ставятся в вазах 1 - 2 растения для определения.
Полученные в ходе практической работы знания, а также умения пользоваться атласом-определителем и «Страничками для самопроверки», применяются при выполнении следующего задания учебника (с. 27). Эта работа также проводится в парах.
Далее индивидуально выполняются задания в рабочей тетради (с.15, №2, с.16, №3).
При выполнении задания №2 можно, по усмотрению учителя, использовать фишки: на цветки и листья одного и того же растения дети кладут фишки одного цвета (всего потребуются три пары фишек разного цвета). Этот прием позволяет наглядно объединить фрагменты каждого растения и облегчает действия контроля и коррекции (если обнаружена ошибка, фишка перемещается). После самопроверки дети соединяют линиями рисунки, обозначенные фишками одного цвета. Учителю также следует иметь в виду, что цветки петунии и гладиолуса, изображенные в тетради, отличаются по цвету от тех, которые нарисованы в учебнике, что может вызвать затруднения при самопроверке. Учитель поясняет, что окраска цветков многих растений клумбы очень разнообразна. Нужно обращать внимание не столько на окраску, сколько на форму цветков. Петунию и гладиолус, близкие по окраске цветков к изображенным в тетради, можно увидеть в атласе-определителе.
При выполнении задания №3 важно предоставить детям возможность выразить свое отношение к растениям клумбы (рассказать о цветах, которые им особенно нравятся, обосновать свои предпочтения).
Выводы и обобщения. При подведении итогов урока учитель просит еще раз ответить на вопрос «Что растёт на клумбе?» Дети отвечают, показывая и называя изученные растения. Высказывания учащихся обобщаются с помощью вывода на с. 27 учебника.
Контроль и оценка достижений. Проводится с помощью блока вопросов и заданий на с. 27 учебника.
Физкультминутки. Могут быть проведены в форме игры (аналогично тому, как это делалось на предыдущем уроке).
Рекомендации для занятий в семье
1. Вместе с ребёнком выполните задание в рабочей тетради (с. 16, №4) с использованием атласа-определителя «От земли до неба».
2. Если есть возможность, сфотографируйте красивую клумбу.