СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что мы знаем об основных классах неорганических соединений"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезной для учащихся при закреплении  знаний об основных классах неорганических веществ, о генетической связи между классами соединений, о взаимосвязи состава и свойств веществ, а также умения анализировать результаты проведенных экспериментов.

Просмотр содержимого документа
«"Что мы знаем об основных классах неорганических соединений"»

«МОУ ШКОЛА № 22 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Тараторина Галина Александровна, учитель химии высшей категории

8 класс урок - турнир «Что мы знаем об основных классах неорганических соединений»

Цель: обобщить и систематизировать знания о неорганических веществах и их свойствах; оценить умения сравнивать состав и свойства известных веществ, анализировать результаты проведенных экспериментов, классифицировать вещества и реакции, объяснять причины разнообразия веществ, устанавливать генетическую связь между классами неорганических веществ и зависимость между составом, свойствами и применением веществ.

Оборудование и материалы: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов; штатив с пробирками, растворы хлорида кальция, соляной кислоты, хлорида натрия, карбоната калия, гидроксида натрия, фенолфталеин, лакмус.

Урок проводится в игровой форме - в виде турнира.

Ход урока

I.Организационный этап.

Учащиеся делятся на две команды (по 5 человек в каждой), остальные учащиеся класса - болельщики.

II. Турнир

1. Кто лучше? Команды дают определения терминам.

1-я команда: оксиды, основания, формула.

2 –я команда: соль, кислота, уравнение.

2. Кто больше?

На доске заранее нарисовано дерево, на ветках которого вывешиваются бумажные листья с фрагментами химических формул. Команды должны составить как можно больше формул химических соединений.


3. Дальше, дальше, дальше…

Команды должны ответить на максимальное количество вопросов. Времени на обдумывание ответов не дается.

1) Что общего в формулах кислот?

2) Назовите формулу поваренной соли.

3) Какая кислота содержится в желудочном соке?

4) Как называются растворимые в воде основания?

5) Что общего в составе кислот и образованных этими кислотами солей?

6) Как называется реакция между кислотой и основанием?

7) В какой цвет окрашивается нейтральный лакмус в кислотах?

8) Какие вещества образуются в результате реакции нейтрализации?

9) Какое химическое свойство является наиболее характерным для кислот?

10) Какое химическое свойство является наиболее характерным для оснований?

11) Какое вещество образуется при растворении углекислого газа в воде?

12) Где в природе встречаются кислоты?

13) Какой кислотный оксид не взаимодействует с водой?

14) В какой цвет окрашивается фенолфталеин в щелочах?


4. Конкурсы «Кто быстрее?» и «Найдите правильный ответ».

Конкурсы проводятся одновременно.

1) Кто быстрее?

У доски работают по два представителя от каждой команды, они выполняют следующие задания: написать уравнения реакций, соответствующих схемам:

CuO→ CuO → CuSO4→ Cu (OH)2 → CuO

S→ SO2→ SO3→ H2SO4 → BaSO4

2) Найдите правильный ответ.

Каждая команда получает задание, которое выполняется письменно.

1) К какому типу реакции относится взаимодействие ZnO и HCI:

а) соединения;

б) замещения;

в) обмена?

2) Укажите реакцию нейтрализации:

а) LiOH + HCI→

б) Mg + HCI →

в) BaO + HCI→

г) Ca + H2O→

3) Сульфаты – это соли:

а) соляной кислоты;

б) азотной кислоты;

в) серной кислоты;

г) кремниевой кислоты.

4) В трех пробирках находятся: в №1соляная кислота, в № 2 – гидроксид калия, в № 3 – вода. В каждую из пробирок добавили фенолфталеин. В какой пробирке раствор станет малинового цвета?

5) Железный гвоздь поместили в раствор медного купороса, через некоторое время он покрылся красным налетом меди. Произошла реакция:

а) обмена;

б) замещения;

в) разложения;

г) соединения.

6) Общим свойством для растворимых и нерастворимых в воде оснований является взаимодействие:

а) с основными оксидами;

б) с водой;

в) с кислотами;

г) с солями.

7) Найдите формулу соли:

а) H3PO4

б) CaSO4

в) NaOH.

8) Какое основание растворимо в воде:

а) Zn(OH)2

б) Ba(OH)2

в) Fe(OH)2?

5. Конкурс экспериментаторов.

В пробирках без этикеток даны вещества:

а) NaOH, HCI, AICI3, лакмус, фенолфталеин;

б) NaHCO3, HCI, NaCI.

Как распознать эти вещества, не используя другие вещества?


6. Викторина для болельщиков.

1) Мало или много кислорода в земной атмосфере?

2) Каким химическим элементом богата морская капуста – ламинария?

3) Какой металл при помещении его в воду придает ей бактерицидные свойства?

4) Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы?

5) Что такое «царская водка»?

6) Почему картофель плавает?


7. Сказка – ложь, да в ней намёк, расшифруй, дружок, её.

Расшифруйте эту сказку с помощью химических формул и уравнения химической реакции, дайте название и тип этой реакции.

«Однажды сидела в Интернете, а точнее, в Инстаграмме Щелочь и вдруг наткнулась на страничку Соляной кислоты, которая все время с кем-то взаимодействовала, то с металлами, то с основаниями, то с солями. Решила Щелочь познакомиться с ней, написала сообщение и, о чудо, Соляная кислота ответила согласием на встречу. Решили побывать в городском парке, покататься на аттракционах. День был чудесным, солнечным и жарким. Щелочь надела своё фенолфталеиновое платье и стала вся малиновая. При встрече Соляная кислота предложила пройтись в парке возле газонов, цветочных клумб, но их ожидало разочарование – все цветы, трава, кусты, деревья засыхали, просили помощи, хотели пить. И тогда Кислота предложила помочь им. Но как? И Щелочь нашла очень правильное решение: «Давай объединим мою гидроксогруппу и твой водород». Они обнялись. Исчезли Щелочь и Кислота, а вода потекла к цветам, кустам, деревьям. Всё вокруг зазеленело, зацвело. Природа поблагодарила таких помощниц».


8. Подведение итогов турнира.

Жюри подводит итоги турнира.

III. Домашнее задание. Придумать химические сказки, загадки, ребусы.

IV. Подведение итогов урока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!