МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»
(МАОУ СОШ №20)
мкр-н Менделеево, 6, г. Тобольск, Тюменская область, 626128
Урок окружающего мира и математики
Тема «Что мы знаем о птицах. Числа от 1 до 20».
1 класс
Сидорова Оксана Викторовна,
учитель начальных классов
Класс: 1 «Б»
Учитель: Сидорова Оксана Викторова
Предмет: Окружающий мир и математика
Тема урока: «Что мы знаем о птицах. Числа от 1 до 20».
Тип урока: интегрированный урок
Основные понятия, термины: птицы, перелётные, зимующие, кочующие, дикие и домашние, орнитолог.
Оборудование: учебник «Окружающий мир», набор карточек для кластера, наборы карточек с изображениями птиц, набор карточек с числами, фонограмма с голосом сороки; у учащихся - цветные карандаши, фишки, листы самооценки, набор карточек с числами, изображения птиц для раскрашивания.
Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся, обобщить и систематизировать знания учащихся о птицах; счет от 1 до 20, единицы длины см и дм.
Планируемый результат
Личностные умения:
- проявлять готовность и способность к саморазвитию.
- формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося,
- развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.
Познавательные умения:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения
птиц;
- знакомиться с многообразием птиц;
- знать и объяснять понятия: «дикие», «домашние», «перелетные», «зимующие», «кочующие» птицы.
Регулятивные умения:
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные умения:
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные умения:
- научиться классифицировать птиц по признаку «перелетные – зимующие», «дикие – домашние»
- называть причины сезонных перелетов птиц: отсутствие пищи,
холода.
- научиться узнавать птиц по описанию и изображению;
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;
- работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;
- рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
I. Организационный момент
Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Установление эмоционального контакта.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
- Работать вы сегодня будете в парах, а значит, вам понадобятся ….. (дружба, взаимоуважение, умение слушать и слышать своего товарища, высказывать свое мнение).
Свою работу вы будете оценивать при помощи трех цветов светофора на листах достижений.
| Достижения |
Задание 1 | |
Задание 2 | |
Задание 3 | |
Зеленый цвет – справились самостоятельно, желтый цвет – справились, но были затруднения, нужна была помощь, красный цвет – было очень трудно, ничего не поняли.
Ход урока
- Начнем наш урок мы такими словами:
Ужасно интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
С детства мы должны стремиться
Что – то новое узнать.
Все исследовать, конечно,
Чтобы в жизни применять!
(Стихи читают подготовленные дети)
II. Актуализация опорных знаний
Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме «Звери - млекопитающие»
- Что же мы с вами исследовали на прошлом уроке? Как вы думаете, почему этих животных называют млекопитающими?
- Ребята, чтобы проверить, умеете ли вы отличать млекопитающих от других животных, я предлагаю вам поиграть в игру «Кто лишний?».
-У каждой пары есть конверт, в котором находится набор картинок, ваша задача найти среди них лишнюю картинку и обвести её в кружок.
Игра “Кто лишний»
1) Волк, дятел, лось.
2) Белка, медведь, гусь.
3) Летучая мышь, кабан, ласточка.
4) Петух, заяц, лиса.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- По какому признаку вы объединили животных? Объясните.
Проверка. Самооценка.
- Молодцы. Вы справились с этой работой, и теперь каждый из вас оценит себя сам. Напоминаю: зеленый цвет – я справился самостоятельно, желтый цвет – я справился, но были затруднения, нужна была помощь, красный цвет – было очень трудно, ничего не понял.
- Кто у вас остался? Назовите этих животных одним словом? (Птицы)
- Молодцы, вы справились с этой работой.
III. Сообщение темы и постановка цели
Цель – активизация мыслительной деятельности, формулирование темы урока.
- Глядя на «лишние» картинки, предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Начало построения кластера)
Птицы
Тема урока: Что мы знаем о птицах. Числа от 1 до 20.
-Что же мы должны будем повторить? Узнать? Чему научиться…? (корзинка идей).
- Познакомимся с многообразием птиц;
- узнаем о них некоторые интересные факты;
-научимся классифицировать птиц по признаку «перелетные – зимующие», «дикие – домашние», кочующие;
-уточним, чем питаются птицы зимой;
- порешаем математические задачи;
- повторим числа от 1 до 20.
IV. Этап изучения новых знаний и способов деятельности
Цель - организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала.
- Ребята, а вы знаете, как называют людей, которые наблюдают за птицами, делают некоторые открытия из жизни пернатых?
(орнитолог, наука- орнитология)
(Построение кластера)
Птицы
дикие
домашние
Зимующие
( оседлые)
перелетные
?
___________ ________
___________ ____________
___________ ____________
1) -А начнем мы эту работу с выполнения следующего задания. На доске картинки с изображением птиц. Подумайте, на какие группы их можно разделить. Докажите. Выполнить это задание вам помогут условные обозначения.
- Объясните своё решение.
-Как вы думаете, все ли птицы живут у нас круглый год?
-Почему одни улетают в теплые страны, а другие остаются здесь?
- Объясните.
- У вас есть изображения трех птиц: голубь, ласточка, дятел.
- Как вы думаете, где проводят зиму эти птицы? Докажите.
- Как называются такие птицы? (Дети делают вывод о том, что есть птицы зимующие и перелетные)
- Какие еще птицы, по вашему мнению, относятся к этим группам?
(Достраиваем кластер с добавлением изображений птиц.)
2) - Давайте проверим, умеете ли вы различать зимующих и перелетных птиц.
- Откройте учебник на с. 72 и, работая в парах, желтыми фишками закройте зимующих птиц, зелеными фишками отметьте перелетных птиц.
Фронтальная проверка с заполнением кластера.
Самооценка. Лист достижений со светофорчиками.
3)- Какую птицу мы никуда не смогли отнести? Почему? Что вы знаете об этой птице? (Снегирь)
- Узнать об этой птице нам поможет учебник на с. 73
(Чтение текста подготовленными учениками).
Вопросы по тексту:
- К каким птицам относят снегиря? Почему?
(Кочующие птицы - перелетают с места на места в поисках еды).
- Как отличить эту птичку от других птиц?
(Ответы детей с достраиванием кластера: снегирь – кочующая птица.)
V. Физминутка.
Цель - реализация двигательной активности.
− Вы хотите поиграть в птичек? Сегодня мы побудем с вами птичками. Давайте поиграем.
− Покажите, как летает ворона, как прыгает воробей, синичка; как они полетели все вместе.
Птички в гнездышке сидят (поворот туловища
И на улицу глядят вправо и влево)
Погулять они хотят (дети машут руками,
И тихонько все летят как крыльями)
VI. Закрепление изученного материала
Цель - применение знаний в типовых условиях и фиксация достижения индивидуальной цели, включение полученных знаний в общую систему представлений об окружающем мире.
- Птиц на Земле огромное количество. Многие из них у нас не живут, а приспособились к жизни в жарких странах или в холодных льдах. Среди них есть розовый фламинго, тукан, павлин и другие.
- Послушайте внимательно мой рассказ.
В лесах, парках и садах живет много разных видов птиц. Почти все они делают себе гнезда и только некоторые живут в дуплах. Самые известные из них совы и дятлы. Птицы имеют множество врагов. Самые серьезные враги птиц – домашние кошки. В лесах на птиц охотятся ежи, лисы, хорьки, крысы… поэтому не все птицы проживают всю свою жизнь, а жить птицы могут долго…
- Что Вы узнали?
- Где живут птицы? Как называется их жилище?
- Галки могут прожить 11 лет, скворцы, дрозды и трясогузки – 10 лет, ласточки стрижи – около 9 лет, зяблики – 7 лет. Многие птицы способны прожить еще дольше – воробьи до 18 лет, чайки около 20 лет.
- Что нового вы узнали? Какие числа встретились вам в рассказе?
- Расположите карточки с этими числами на парте в порядке возрастания.
- Какие числа пропущены?
- Назовите соседей числа 9?
- Подчеркните число, в котором 1 дес. 8 ед. Какое число стоит слева от него? Справа?
- Один из самых длинных языков у дятла. Его длинна может достигать до 15 см, а длина клюва около 7 см. - Что нового узнали?
- Возьмите листочек в клеточку, синий карандаш и начертите отрезок такой же длины как клюв дятла. (7 см)
- А теперь красным карандашом начертите отрезок как язык у дятла. (15 см)
- Запишите длину этого отрезка в дм и см.
Самопроверка
- Молодцы, вы вместе хорошо справились с этой работой. Но теперь каждая пара оценит свою работу на листах достижений.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Цель - систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме.
- Итак, посмотрите на наш кластер, о ком мы сегодня говорили на уроке?
(Итог проводится с опорой на кластер)
- Что нового вы для себя открыли?
- Что бы вы хотели ещё узнать о птицах?
- О чем вас заставил задуматься наш урок?
- Чем необычен был наш урок? Наши пернатые друзья помогли нам вспомнить математику. Наверное, очень интересно, когда, один предмет, помогает вспомнить другой. Это одновременно полезно и интересно.
Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
- А теперь посмотрите на свои листы достижений и подведем итоги нашей работы на уроке.
- На партах у вас лежат птички. У кого всё получилось, грудку своей птички раскрасьте красным цветом. Кто испытывал затруднения, но справился желтым цветом, а если было очень трудно – коричневым.
- Мне очень интересно узнать, какие же птицы прилетят на нашу кормушку?
- А кормушки наверное не должны быть пустыми, вы согласны? Почему? А вы можете помочь птицам зимой?
А.Яшин “Покормите птиц зимой”.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- Кто из вас, ребята, подкармливает птиц зимой? Это доброе дело?
- Пернатым нужно помогать, особенно в зимние холода.
- На этом наш урок окончен. Всем спасибо за работу!