СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что "можно" а что "нельзя" в нашей жизни?

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Что "можно" а что "нельзя" в нашей жизни?»

«Можно» и «нельзя» в нашей жизни

(классный час для учащихся 3 класса)


Цель:

Воспитание доброжелательного отношения школьников друг к другу, основанного на понимании, что «можно», а что «нельзя», что «хорошо», а что «плохо».

Задачи:

1.Формировать у детей представления о хороших и дурных поступках.

2.Способствовать воспитанию умений правильно оценивать поступки, соотносить их с общепринятыми в обществе правилами культуры.

3.Воспитывать потребность в совершении добрых поступков по отношению к окружающим.

Оборудование:

Презентация по стихотворению В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», карточки с названиями хороших и плохих поступков (один пакет на парту).

Ключевые понятия:

Хорошо, плохо, можно, нельзя.

Определения ключевых понятий:

Хорошо, хороший – очень приятно, удачно. Обладающий положительными качествами или свойствами, вполне удовлетворительный, такой, как следует.

Плохо, плохой – лишенный положительных качеств или свойств, вызывающий отрицательную оценку.

Можно – разрешается, позволительно.

Нельзя – запрещено, недозволено.


Ход занятия


  1. Вступительная часть

(Читает учитель)

Крошка сын к отцу пришёл,

И спросила кроха:

- Что такое хорошо

И что такое плохо?

- Что это за стихотворение и кто его написал?


2.Основная часть

Презентация стихотворения (участвуют дети).

Вопросы:

- О каких хороших чертах и поступках человека идет речь в стихотворении?

- Почему их называют хорошими? (Направлены на пользу, на благо человека.)

- А что такое «плохо»? (То, что идет во вред человеку.)

Работа в парах.

Задание: разложите карточки с названиями поступков в две колонки:

в первую – хорошие, во вторую - плохие.


«Хорошо» «Плохо»

быть хорошим другом обижать младших

быть доброжелательным со всеми грубить кому-либо

быть щедрым брать чужое

говорить правду лгать, обманывать

Рассказ Н. Носова «Огурцы» (читает учитель).

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

Котька пришел домой радостный:

- Мама, я тебе огурцов принес!

Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.

- Где ты их взял? - говорит мама.

- На огороде.

- На каком огороде?

- Там, у реки, на колхозном.

- Кто ж тебе позволил?

- Никто, я сам нарвал.

- Значит, украл?

- Нет, не украл, а так просто... Павлик брал, а мне нельзя что ли? Ну, и я взял.

Котька начал вынимать огурцы из карманов.

- Постой, постой! Не выгружай! - говорит мама,

- Почему?

- Сейчас же неси их обратно!

- Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.

- Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.

- Ну, я их выброшу.

- Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

Котька стал плакать:

- Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

- Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?

- Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

- Ну как тебе не стыдно! - говорит мама. - Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:

- Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.

- И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын - вор.

- Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.

- А брать не боялся?

Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.

Уже было совсем темно.

"Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, - решил Котька и стал оглядываться вокруг. - Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет".

Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.

"Павлику хорошо! - думал Котька. - Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему, небось, не страшно".

Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.

Сторож услышал и подошел к нему.

- Ты чего плачешь? - спрашивает.

- Дедушка, я принес огурцы обратно.

- Какие огурцы?

- А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.

- Вот оно какое дело! - удивился сторож. - Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

- Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

- А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.

Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

- Ну, все, что ли? - спросил старик.

- Нет... одного не хватает, - ответил Котька и снова заплакал.

- Почему не хватает, где же он?

- Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

- Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

- А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

- Ишь ты какое дело! - усмехнулся дедушка. - Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.

Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

- Дедушка, дедушка!

- Ну что еще?

- А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться - украл я его или нет?

- Гм! - сказал дед. - Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

- А как же?

- Ну, считай, что я тебе подарил его.

- Спасибо, дедушка! Я пойду.

- Иди, иди, сынок.

Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.

Вопросы:

– Какие чувства вызвал у вас рассказ?
– Что вы можете сказать о поступке Павлика и Котьки?
– За что мы осуждаем Павлика?
– Понравился ли вам главный персонаж рассказа? Почему?
– Могут ли слова Я. Акима, посвящённые В. Драгунскому, стать эпиграфом к нашему произведению: “Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины! Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества”?

– Как на протяжении рассказа меняется состояние героя?


Составление схемы. На доску прикрепляются карточки со словами: радость,

огорчение, страх и стыд, облегчение и радость.

– В каких ситуациях мальчик испытывает эти чувства?

– Как вы считаете, ожидал ли Котька, что его мама именно так отнесётся к его поступку? Правильно ли поступила мама?
– Почему Котька всё-таки решил отнести огурцы обратно, а не выбросить их?
– В чём проявились строгость и доброта дедушки?
– Как стало на душе у Котьки, после того как он искупил свою вину?


Работа с пословицами.

1. Труд делает человека умелым.

2. Смотри дерево в плодах, а человека – в делах.

3. Умел ошибиться - умей и поправить.

Вопросы:

– Какая из пословиц передаёт главную мысль рассказа “Огурцы”?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!