"В душе померк бы день,
И тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь,
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви,
Тот всё равно, что не жил…"
Мольер
1.Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности
Ребята, а о чем данный эпиграф? (ответы детей). Действительно, данный эпиграф я выбрала не случайно, ведь сегодня на уроке мы продолжаем изучение любовной лирики А.С.
-Тема сформулирована, давайте поставим перед собой цель на сегодняшний урок
2.Актуализация знаний. Ребята, а какие стихотворения Пушкина о любви вам известны?
- Реализация домашнего задания
- “любовь”… В чем проявляется это чувство? (Запись в тетрадь)
Понятие “любовь” многозначно. Вот одно из его толкований: “Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности”. Приходим к выводу, что в обыденной жизни нам не хватает очарования, прелести, пронзительной нежности, которые сопровождают настоящую любовь.
II. 1.Сообщение темы урока
-Сегодня мы с вами попытаемся понять, а Что для Пушкина любовь? (работа по карточкам и в тетради)
- Выделить слова и словосочетания, которые помогли бы ответить на данный вопрос.
1. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя « страстям мятежным ». Но, как всякая буря, угасало, превращаясь в « погасший пепел, цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе « науки страсти нежной», ему хорошо знакомо всё, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измена, « могучая страсть» и мягкая нежность.
2. Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Отметим, что в шедеврах пушкинской поэзии говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил…» или «На холмах Грузии», искать ответ на вопрос кого имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» отразились две встречи с А.П. Керн в 1819 году и 1825 году. Но реально жизнь поэта, в которой за шесть лет было не мало других женщин, бесконечно далека от поэтической картины, созданной в этом произведении. В стихотворениях выражены философские представления поэта о любви как об источнике гармонии, неизъяснимых наслаждений.
3. Любовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». « Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, - подчеркивал Пушкин, - унижают поэзию». Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена психологическая, правда любовных переживаний. Пушкин любил женщин, оно воспел женщин.
- Так Что для Пушкина любовь? (Уч. Зачитывают выписанные слова. )
- И чтобы доказать это мы проанализируем его стихотворения.
-- Выразительное чтение стихотворения учеником. Я помню чудное мгновенье:
- беседа по стихотворению с целью выяснения восприятия лирического текста.
В итоге имеем план – ответ:
1. Тема. Любовная тематика подчинена философско- психологической. Разное состояние внутреннего мира героев.
2. Идея. Показать образ любимой как что-то божественное, возвышенное, прекрасное, навсегда оставившее след в душе поэта.
- (Перед выяснением идеи стихотворения учителем озвучиваются существующие три точки зрения на идею данного произведения:
1-я. Традиционная. «Это стихотворение гимн любви, пробуждающей человека к жизни, активному ее восприятию, творчеству».
2-я. А.И Белецкий « Любовная тематика явна подчинена другой философско-психологической. Основной ее темой является тема о разных состояниях внутреннего мира поэта. 1-й этап состояния: Красота, врезавшаяся в его душевную память. 2-й этап: Момент душевного угнетения, воспоминание утрачено. Эта утрата привела к увяданию, изъяв из жизни остальное, в чем жизнь заключается- радость творчества. 3-й этап: Ощущение эстетической ценности жизненных явлений вновь пробудилось в сознании. Душа ликует от того, что утраченная радость творчества стала для него доступнее».
3-я. Пушкинист Б.В. Томашевский «Основная тема – любовь, ибо оно адресовано конкретной женщине, хотя изображаемой в отвлеченном, идеальном образе. Пушкин не изображает любовь, как причину жизненного пробуждения. Чувство прилива жизненных и творческих сил он ощутил независимо от встреч с Керн.
Это стихотворение стоит особняком в любовной лирике Пушкина. Стихотворение выражает сложное чувство: восхищение красотой- возвышенной, одухотворяющей преклонение перед красотой, благодарность за душевное и творческое возрождение (не столько женщине, сколько красоте). Здесь звучит поклонение женщине как некоему идеалу (хотя стихотворение имеет конкретное посвящение), с которым связано творческое воскресение).
3. Эмоциональная окраска. Пробуждение души, радость от встречи с « мимолетным виденьем».
4. Построение стихотворения.
- Словесные образы:
Идеализированный образ любимой, чистый, светлый, нежный
- Изобразительные средства:
Метафора: Душе настало пробужденье,
Сердце бьется в упоенье,
Воскресли божество, вдохновенье, жизнь, слезы, любовь.
- Речевые особенности:
Эпитеты. Чудное мгновенье, мимолетное виденье, грусть безнадежная, голос нежный, гений чистой красоты.
Некоторые группы слов объединены религиозной тематикой: Чудное, виденье, гений, божество, душа, небесное, пробужденье.
- Ритмика. (Учащимся самим предлагается определить размер стиха и рифму).
- 5.Объяснение значений слов. « Гений» - олицетворение, проявление чего- либо. «Гений» - дух, покровитель человека (из древнеримской мифологии).
Думается, что перед ним предстал гений- покровитель его творчества. Покровитель этот-гений чистой красоты.« Небесный» - божественный, ангельский.
- Используя выписанные ранее ключевые слова и цитаты из стихотворения сформулируйте развернутый ответ на вопрос: Что для Пушкина любовь?
Любовь для поэта – источник жизни, радости, лучших побуждений человеческой души. Чисто и свежо чувство лирического героя. Грусть безответной любви – и вместе с тем счастье, потому что счастье любимой женщины важнее, выше личного счастья того, кто ее любит.
Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Это ли не чувство, возвышающее душу, это ли не высшее выражение гуманности, благородства души, уважения к женщине.
-Самастоятельно
- Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником «Храни меня, мой талисман…». (Воронцовой)
(Тексты стихов розданы перед уроком учащимся).
- Работа учителя с классом: беседа по стихотворению с целью выяснения восприятия лирического текста.
В итоге имеем план – ответ:
1.Тема. Ушедшая любовь, оставившая приятное приятное воспоминание в душе поэта.
2. Идея. Обращение к талисману как к чему-то дорогому, близкому, святому.
3.Эмоциональная окраска. Грусть, надежда на спасение в талисмане.
4. Построение стихотворения.
- Словесные образы:
Лирический герой со своими переживаниями, воспоминаниями.
Образ талисмана, как что-то понимающее состояние героя, готового
его оберегать на протяжении всей его жизни.
- Изобразительные средства:
Метафора. Подымет океан, души светило сокрылось, изменило
- Речевые особенности:
Эпитеты. Пламенный бой, сладостный обман, волшебное светило,
сердечные раны.
- Обращение. Храни меня, мой талисман.
Спи, желанье.
Прощай, надежда.
Употребление обращений говорит о том, что душа волнуется, ищет какого-то спасения, покоя, умиротворения.
- Ритмика:
Храни/ меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья
_ _/ _ _/ _ _ _ _/
_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ четырёхстопный
- Рифма:
По виду. Мужская и женская.
По способам. Кольцевая: 1-4, 2-3.
-Строфика: Пять четырёхстиший.
- Звукопись: Аллитерация (согласные) [м] [н] [р]
Ассонанс (гласные) [и]- 26 раз
7 .Подведение итогов урока. ( Устный опрос. Выставление оценок учащимся).
Вопросы задаёт учитель
Что нового узнали на уроке?
Пополнились ли ваши знания сегодня о Пушкине?
Какое место занимала любовь в жизни поэта.
Ответы можно сдать в письменном виде.
8. Домашнее задание:
1.Написать сочинение на тему « Какое место занимала любовь в жизни и творчестве Пушкина».
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.
В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
К Керн*
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
1.В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя « страстям мятежным ». Но, как всякая буря, угасало, превращаясь в « погасший пепел, цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе « науки страсти нежной», ему хорошо знакомо всё, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измена, « могучая страсть» и мягкая нежность.
2.Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Отметим, что в шедеврах пушкинской поэзии говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил…» или «На холмах Грузии», искать ответ на вопрос кого имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» отразились две встречи с А.П. Керн в 1819 году и 1825 году. Но реально жизнь поэта, в которой за шесть лет было не мало других женщин, бесконечно далека от поэтической картины, созданной в этом произведении. В стихотворениях выражены философские представления поэта о любви как об источнике гармонии, неизъяснимых наслаждений.
3.Любовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». « Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, - подчеркивал Пушкин, - унижают поэзию». Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена психологическая, правда любовных переживаний. Пушкин любил женщин, оно воспел женщин.
1-я. Традиционная. «Это стихотворение гимн любви, пробуждающей человека к жизни, активному ее восприятию, творчеству».
2-я. А.И Белецкий « Любовная тематика явна подчинена другой философско-психологической. Основной ее темой является тема о разных состояниях внутреннего мира поэта. 1-й этап состояния: Красота, врезавшаяся в его душевную память. 2-й этап: Момент душевного угнетения, воспоминание утрачено. Эта утрата привела к увяданию, изъяв из жизни остальное, в чем жизнь заключается- радость творчества. 3-й этап: Ощущение эстетической ценности жизненных явлений вновь пробудилось в сознании. Душа ликует от того, что утраченная радость творчества стала для него доступнее».
3-я. Пушкинист Б.В. Томашевский «Основная тема – любовь, ибо оно адресовано конкретной женщине, хотя изображаемой в отвлеченном, идеальном образе. Пушкин не изображает любовь, как причину жизненного пробуждения. Чувство прилива жизненных и творческих сил он ощутил независимо от встреч с Керн.
Это стихотворение стоит особняком в любовной лирике Пушкина. Стихотворение выражает сложное чувство: восхищение красотой- возвышенной, одухотворяющей преклонение перед красотой, благодарность за душевное и творческое возрождение (не столько женщине, сколько красоте). Здесь звучит поклонение женщине как некоему идеалу (хотя стихотворение имеет конкретное посвящение), с которым связано творческое воскресение).