СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что для Пушкина любовь?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь для поэта – источник жизни, радости, лучших побуждений человеческой души. Чисто и свежо чувство лирического героя. Грусть безответной любви – и вместе с тем счастье, потому что счастье любимой женщины важнее, выше личного счастья того, кто ее любит.Любовь для поэта – источник жизни, радости, лучших побуждений человеческой души. Чисто и свежо чувство лирического героя. Грусть безответной любви – и вместе с тем счастье, потому что счастье любимой женщины важнее, выше личного счастья того, кто ее любит.Любовь для поэта – источник жизни, радости, лучших побуждений человеческой души. Чисто и свежо чувство лирического героя. Грусть безответной любви – и вместе с тем счастье, потому что счастье любимой женщины важнее, выше личного счастья того, кто ее любит.Любовь для поэта – источник жизни, радости, лучших побуждений человеческой души. Чисто и свежо чувство лирического героя. Грусть безответной любви – и вместе с тем счастье, потому что счастье любимой женщины важнее, выше личного счастья того, кто ее любит.Любовь для поэта – источник жизни, радости, лучших побуждений человеческой души. Чисто и свежо чувство лирического героя. Грусть безответной любви – и вместе с тем счастье, потому что счастье любимой женщины важнее, выше личного счастья того, кто ее любит.Любовь для поэта – источник жизни, радости, лучших побуждений человеческой души. Чисто и свежо чувство лирического героя. Грусть безответной любви – и вместе с тем счастье, потому что счастье любимой женщины важнее, выше личного счастья того, кто ее любит.Любовь для поэта – источник жизни, радости, лучших побуждений человеческой души. Чисто и свежо чувство лирического героя. Грусть безответной любви – и вместе с тем счастье, потому что счастье любимой женщины важнее, выше личного счастья того, кто ее любит.Любовь для поэта – источник жизни, радости, лучших побуждений человеческой души. Чисто и свежо чувство лирического героя. Грусть безответной любви – и вместе с тем счастье, потому что счастье любимой женщины важнее, выше личного счастья того, кто ее любит.Любовь для поэта – источник жизни, радости, лучших побуждений человеческой души. Чисто и свежо чувство лирического героя. Грусть безответной любви – и вместе с тем счастье, потому что счастье любимой женщины важнее, выше личного счастья того, кто ее любит.

Просмотр содержимого документа
«Что для Пушкина любовь?»



 "В душе померк бы день,

                       И тьма настала б вновь,

                       Когда бы на земле изгнали мы любовь,

                       Лишь тот блаженство знал,

                       Кто страстно сердце нежил,

                       А кто не знал любви,

                       Тот всё равно, что не жил…"

                        Мольер

1.Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности 

         Ребята, а о чем данный эпиграф? (ответы детей). Действительно, данный эпиграф я выбрала не случайно, ведь сегодня на уроке мы продолжаем изучение любовной лирики А.С.

-Тема сформулирована, давайте поставим перед собой цель на сегодняшний урок

2.Актуализация знаний. Ребята, а какие стихотворения Пушкина о любви вам известны?

- Реализация домашнего задания


- “любовь”… В чем проявляется это чувство? (Запись в тетрадь)

Понятие любовь многозначно. Вот одно из его толкований: “Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности”. Приходим к выводу, что в обыденной жизни нам не хватает очарования, прелести, пронзительной нежности, которые сопровождают настоящую любовь.

II. 1.Сообщение темы урока

-Сегодня мы с вами попытаемся понять, а Что для Пушкина любовь? (работа по карточкам и в тетради)

- Выделить слова и словосочетания, которые помогли бы ответить на данный вопрос.

1. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя « страстям мятежным ». Но, как всякая буря, угасало, превращаясь в « погасший пепел, цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе « науки страсти нежной», ему хорошо знакомо всё, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измена, « могучая страсть» и мягкая нежность.

2. Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Отметим, что в шедеврах пушкинской поэзии говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил…» или «На холмах Грузии», искать ответ на вопрос кого имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» отразились две встречи с А.П. Керн в 1819 году и 1825 году. Но реально жизнь поэта, в которой за шесть лет было не мало других женщин, бесконечно далека от поэтической картины, созданной в этом произведении. В стихотворениях выражены философские представления поэта о любви как об источнике гармонии, неизъяснимых наслаждений.

3. Любовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». « Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, - подчеркивал Пушкин, - унижают поэзию». Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена психологическая, правда любовных переживаний. Пушкин любил женщин, оно воспел женщин.


- Так Что для Пушкина любовь? (Уч. Зачитывают выписанные слова. )

- И чтобы доказать это мы проанализируем его стихотворения.


-- Выразительное чтение стихотворения учеником. Я помню чудное мгновенье:

- беседа по стихотворению с целью выяснения восприятия лирического текста.

В итоге имеем план – ответ:

1. Тема. Любовная тематика подчинена философско- психологической. Разное состояние внутреннего мира героев.

2. Идея. Показать образ любимой как что-то божественное, возвышенное, прекрасное, навсегда оставившее след в душе поэта.

- (Перед выяснением идеи стихотворения учителем озвучиваются существующие три точки зрения на идею данного произведения:

1-я. Традиционная. «Это стихотворение гимн любви, пробуждающей человека к жизни, активному ее восприятию, творчеству».

2-я. А.И Белецкий « Любовная тематика явна подчинена другой философско-психологической. Основной ее темой является тема о разных состояниях внутреннего мира поэта. 1-й этап состояния: Красота, врезавшаяся в его душевную память. 2-й этап: Момент душевного угнетения, воспоминание утрачено. Эта утрата привела к увяданию, изъяв из жизни остальное, в чем жизнь заключается- радость творчества. 3-й этап: Ощущение эстетической ценности жизненных явлений вновь пробудилось в сознании. Душа ликует от того, что утраченная радость творчества стала для него доступнее».

3-я. Пушкинист Б.В. Томашевский «Основная тема – любовь, ибо оно адресовано конкретной женщине, хотя изображаемой в отвлеченном, идеальном образе. Пушкин не изображает любовь, как причину жизненного пробуждения. Чувство прилива жизненных и творческих сил он ощутил независимо от встреч с Керн.

Это стихотворение стоит особняком в любовной лирике Пушкина. Стихотворение выражает сложное чувство: восхищение красотой- возвышенной, одухотворяющей преклонение перед красотой, благодарность за душевное и творческое возрождение (не столько женщине, сколько красоте). Здесь звучит поклонение женщине как некоему идеалу (хотя стихотворение имеет конкретное посвящение), с которым связано творческое воскресение).


3. Эмоциональная окраска. Пробуждение души, радость от встречи с « мимолетным виденьем».

4. Построение стихотворения.

- Словесные образы:

Идеализированный образ любимой, чистый, светлый, нежный

- Изобразительные средства:

Метафора: Душе настало пробужденье,

Сердце бьется в упоенье,

Воскресли божество, вдохновенье, жизнь, слезы, любовь.

- Речевые особенности:

Эпитеты. Чудное мгновенье, мимолетное виденье, грусть безнадежная, голос нежный, гений чистой красоты.

Некоторые группы слов объединены религиозной тематикой: Чудное, виденье, гений, божество, душа, небесное, пробужденье.

- Ритмика. (Учащимся самим предлагается определить размер стиха и рифму).

- 5.Объяснение значений слов. « Гений» - олицетворение, проявление чего- либо. «Гений» - дух, покровитель человека (из древнеримской мифологии).

Думается, что перед ним предстал гений- покровитель его творчества. Покровитель этот-гений чистой красоты.« Небесный» - божественный, ангельский.


- Используя выписанные ранее ключевые слова и цитаты из стихотворения сформулируйте развернутый ответ на вопрос: Что для Пушкина любовь?

Любовь для поэта – источник жизни, радости, лучших побуждений человеческой души. Чисто и свежо чувство лирического героя. Грусть безответной любви – и вместе с тем счастье, потому что счастье любимой женщины важнее, выше личного счастья того, кто ее любит.

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Это ли не чувство, возвышающее душу, это ли не высшее выражение гуманности, благородства души, уважения к женщине.


-Самастоятельно

- Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником «Храни меня, мой талисман…». (Воронцовой)

(Тексты стихов розданы перед уроком учащимся).

- Работа учителя с классом: беседа по стихотворению с целью выяснения восприятия лирического текста.

В итоге имеем план – ответ:

1.Тема. Ушедшая любовь, оставившая приятное приятное воспоминание в душе поэта.

2. Идея. Обращение к талисману как к чему-то дорогому, близкому, святому.

3.Эмоциональная окраска. Грусть, надежда на спасение в талисмане.

4. Построение стихотворения.

- Словесные образы:

Лирический герой со своими переживаниями, воспоминаниями.

Образ талисмана, как что-то понимающее состояние героя, готового

его оберегать на протяжении всей его жизни.

- Изобразительные средства:

Метафора. Подымет океан, души светило сокрылось, изменило

- Речевые особенности:

Эпитеты. Пламенный бой, сладостный обман, волшебное светило,

сердечные раны.

- Обращение. Храни меня, мой талисман.

Спи, желанье.

Прощай, надежда.

Употребление обращений говорит о том, что душа волнуется, ищет какого-то спасения, покоя, умиротворения.

- Ритмика:

Храни/ меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья

_ _/ _ _/ _ _ _ _/

_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ четырёхстопный

- Рифма:

По виду. Мужская и женская.

По способам. Кольцевая: 1-4, 2-3.

-Строфика: Пять четырёхстиший.

- Звукопись: Аллитерация (согласные) [м] [н] [р]

Ассонанс (гласные) [и]- 26 раз

7 .Подведение итогов урока. ( Устный опрос. Выставление оценок учащимся).

Вопросы задаёт учитель

  1. Что нового узнали на уроке?

  2. Пополнились ли ваши знания сегодня о Пушкине?

  3. Какое место занимала любовь в жизни поэта.

Ответы можно сдать в письменном виде.


8. Домашнее задание:

1.Написать сочинение на тему « Какое место занимала любовь в жизни и творчестве Пушкина».












































Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.

В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,

В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.






К Керн*

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.


Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.


В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.


Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.


1.В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя « страстям мятежным ». Но, как всякая буря, угасало, превращаясь в « погасший пепел, цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе « науки страсти нежной», ему хорошо знакомо всё, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измена, « могучая страсть» и мягкая нежность.

2.Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Отметим, что в шедеврах пушкинской поэзии говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил…» или «На холмах Грузии», искать ответ на вопрос кого имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» отразились две встречи с А.П. Керн в 1819 году и 1825 году. Но реально жизнь поэта, в которой за шесть лет было не мало других женщин, бесконечно далека от поэтической картины, созданной в этом произведении. В стихотворениях выражены философские представления поэта о любви как об источнике гармонии, неизъяснимых наслаждений.


3.Любовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». « Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, - подчеркивал Пушкин, - унижают поэзию». Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена психологическая, правда любовных переживаний. Пушкин любил женщин, оно воспел женщин.


1-я. Традиционная. «Это стихотворение гимн любви, пробуждающей человека к жизни, активному ее восприятию, творчеству».

2-я. А.И Белецкий « Любовная тематика явна подчинена другой философско-психологической. Основной ее темой является тема о разных состояниях внутреннего мира поэта. 1-й этап состояния: Красота, врезавшаяся в его душевную память. 2-й этап: Момент душевного угнетения, воспоминание утрачено. Эта утрата привела к увяданию, изъяв из жизни остальное, в чем жизнь заключается- радость творчества. 3-й этап: Ощущение эстетической ценности жизненных явлений вновь пробудилось в сознании. Душа ликует от того, что утраченная радость творчества стала для него доступнее».


3-я. Пушкинист Б.В. Томашевский «Основная тема – любовь, ибо оно адресовано конкретной женщине, хотя изображаемой в отвлеченном, идеальном образе. Пушкин не изображает любовь, как причину жизненного пробуждения. Чувство прилива жизненных и творческих сил он ощутил независимо от встреч с Керн.

Это стихотворение стоит особняком в любовной лирике Пушкина. Стихотворение выражает сложное чувство: восхищение красотой- возвышенной, одухотворяющей преклонение перед красотой, благодарность за душевное и творческое возрождение (не столько женщине, сколько красоте). Здесь звучит поклонение женщине как некоему идеалу (хотя стихотворение имеет конкретное посвящение), с которым связано творческое воскресение).













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!