Тема урока: Чтение слов с буквой Ш, ш.
Задачи: закрепить у учащихся знания о сочетании ШИ в словах; формировать орфографическую зоркость; совершенствовать навыки чтения; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; воспитывать уважение к старшим.
Формирование УУД: умение работать в паре; классифицировать слова; понимать смысл пословиц о нравственности.
Ход урока.
I. Организационный момент
Давайте улыбнемся, чтоб на капельку счастья прибавилось в мире,
Чтоб на капельку солнца прибавилось в мире,
Чтоб на капельку радостней сделалась жизнь.
II. Включение в учебную деятельность
- С какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке?
- Какой звук она обозначает?
- Почему после неё никогда не пишется буква Ы?
III. Актуализация знаний
1. Работа с чистоговорками
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу –шу – шу – я письмо пишу.
Аш – аш – аш – у Марины карандаш.
Шо – шо – шо – всё будет хорошо!
- Ребята, пока мы работали с этим заданием, к нам на урок пришли гости. А чтобы узнать, кто это, надо досказать словечко.
«Кот живет у вас на крыше,
А в чулане живут… (мыши)»
2. Звуко-буквенный анализ слова «мыши».
- Сколько слогов в этом слове? (2 слога, т. к. 2 гласных )
- Какой слог ударный? (1- ый)
- Сколько звуков в первом слоге? (2 звука)
- Сколько звуков во втором слоге? (2 звука)
- Назовите их и дайте им характеристику.
М - [м] согл., звонкий непарн.,твердый парный.
Ы - [ы] гласн., ударный.
Ш - [ш] согл., глухой парный, твердый непарный.
И - [и] гласный, безударный.
- Сколько звуков в этом слове? (4 звука)
- Какая орфограмма в этом слове? (ШИ – пиши с буквой И).
- Вспомните правило, с которым мы познакомились вчера на уроке.
- А теперь попробуйте сами, самостоятельно составить схему слова, используя карточки звуки. (проверка)
- Следующее задание выполним в учебнике на с. 18, прочитаем текст «Петушки».
- Поставьте вопросы к каждой строчке стихотворения.
- Сколько вопросов можно поставить к первой строке? (Два. Кто распетушился? Что сделали петушки?)
- Слово ПЕТУШКИ словарное, его написание нужно запомнить.
- А теперь прочитаем слова, выделенные жирным шрифтом на с. 19.
- Какое правило их объединяет? (Ши пиши с буквой И).
- Какое слово будет лишним? (спешит – обозначает действие).
- На какие группы можно разделить остальные слова? (одушевленные и неодушевлённые предметы).
- Какой вопрос поставим к словам: малыши, ерши? (кто?)
- К остальным словам? (что?)
- А сейчас поработаем над текстом, который дан ниже. Составьте предложение со словом ТИШИНА.
- Прочитаем «Что для чего?» Слова из левого столбика надо соединить со словами из правого так, чтобы получились предложения.
- Прочитайте текст, записанный на доске.
Дядя Миша
Маша шла по шоссе быстрым шагом. Раздался сигнал машины. Сигналил дядя Миша.
- Маша, ты куда так рано?
- В аптеку. Наша бабушка заболела.
- Садись, я тебя подвезу.
Маша села в кабину машины.
- Спасибо, дядя Миша!
- Почему девочка поблагодарила дядю Мишу?
- Правильно она поступила?
- Какие ещё «вежливые слова вы знаете»?
IV. Постановка целей и определение темы урока
- Посмотрите ещё раз на текст. Найдите в нем слова с сочетанием ШИ.
- Кто уже догадался, о чем будем говорить на уроке?
- Какие цели поставим перед собой?
V. Работа по теме урока
- Рассмотрите иллюстрацию на с 20 «Азбуки».
- Кого и что вы видите на ней?
- Кто помнит как называется сказка? («Три медведя».)
- Давайте прочитаем начало сказки.
- А что было потом? Придумайте продолжение сказки.
- Почему опасно входить в чужое жилище? (Провести беседу о том, что входить в дом без хозяев нехорошо. Это может быть еще и опасно. Без разрешения в чужие дома входить нельзя.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока.
- А сейчас прочитаем пословицы на с. 21 и ответим на вопрос.
- Почему так говорят?
1. Так говорится в данной пословице потому, что конечный результат любого начинания всегда зависит от предпринятых действий. И пока человек не приложит руки к чему либо, не совершит усилие для достижения желаемой цели, дело так и не сдвинется с мертвой точки. Действительно, чтобы достать что-то с полки, необходимо как минимум протянуть к ней руку. А само по себе ничего не совершится.
2. В самой пословице, на мой взгляд, уже есть ответ, он очевиден.
Представим себе человека, который очень мечтает стать портным, но при этом никогда не держал в руках даже иголку с ниткой, не говоря уже об остальном: знание, умение, опыт. Понятно, что для того, чтобы стать кем бы то ни было, в данном случае портным, необходимо прилагать усилия, учиться, развиваться, совершенствоваться в том, чего хотим добиться. На это может уйти много времени, но только таким образом можно достигнуть свой цели, то есть то, чего хотим. Само собой никогда ничего не получится!
3. В пословице имеется четкое противопоставление «минутки» и «часа», как временных отрезков. То есть, для шутки предоставляется «минутка», а для дела нужен «час». Таким образом, слово «шутка» употреблено в связке со словом «минутка».
4.За написанное отвечает мозг человека (ум) а рука выполняет лишь механические действия. Вначале нужно думать, затем писать, если нет мыслей, то "перо" не поможет. Смысл этой поговорки заключается в том, что письменная речь людей, это не что иное, как отражение их мыслей, которые фиксируются на бумаге через слова которые мы записываем. Ну а мысли как считается есть продолжение ума, а потому так и говорят.
5. Мышка очень маленькая, оттого, встречаясь с котом, она видит в ней огромного хищного зверя.
- О чем идет речь в загадке?
- Слово лист многозначное.
- Придумайте предложение со словом лист.
А сейчас разгадаем шарады. (Шарада – это загадка, в которой загадывается какое-нибудь слово, но загадывается не сразу, а по частям. При этом каждая часть может быть самостоятельным словом.)
VIII. Подведение итогов урока
- Понравился вам урок?
- Кто доволен своей работой на уроке?
-Что нового вы узнали? Чему научились?