СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: "Чтение с листа на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ и ДШИ"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью предмета сольфеджио является обучение, воспитание и развитие разных сторон музыкального слуха. В процессе занятий учащиеся должны приобрести также целый ряд навыков, в первую очередь - чтения и записи музыки.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Чтение с листа на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ и ДШИ"»

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования

Детская Музыкальная Школа №1 Кировского района г. Казани













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

«ЧТЕНИЕ С ЛИСТА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ И ДШИ»















Преподаватель теоретических дисциплин

Ляшко Евгения Александровна















Казань 2021

Основной целью предмета сольфеджио является обучение, воспитание и развитие разных сторон музыкального слуха. В процессе занятий учащиеся должны приобрести также целый ряд навыков, в первую очередь - чтения и записи музыки.

«Навыки - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе выполнения ее» - пишет Б. М. Теплов. Умение владеть не одним, а многими навыками, гибко ими пользоваться ведет к овладению какой-либо областью, к мастерству. Степень владения навыками определяет уровень развития, подготовленности и грамотности музыканта. В чтении с листа как бы синтезируется ряд умений и знаний, полученных в процессе обучения, выявляются разные свойства музыкального слуха.

А. В. Барабошкина в своей книге «Методика преподавания сольфеджио в ДМШ» пишет, что для того, чтобы начать работу над чтением с листа, нужно владеть следующими навыками:

- умением чувствовать тональности, удерживать ее строй, ориентироваться в ступенях тональностях;

- мысленно ощущать мелодию, ее форму и логику развития;

- умением ощущать и сохранять непрерывность пульсации долей в данном темпе и четко выполнять ритмический рисунок;

- умением владеть своим голосом, петь без поддержки инструмента.

Все эти способности вырабатываются как в самом процессе чтения, так и в других формах работы: при пении интонационных упражнений, при слушании музыкальных произведений и при записи диктантов.

Преподавателю следует отбирать примеры для чтения с листа. Для этого нужно определить трудности примера (ладовые, интонационные, ритмические), наметить основную задачу, которую он ставит перед обучающимися, и выбрать соответствующую форму поведения.

Особенное внимание нужно обратить на воспитание внутренних представлений. «Мысленно готовлюсь» - один из важнейших этапов в процессе чтения с листа. Умение представлять себе внутренним слухом звучания нотной записи - главное условие для успешной работы над чтением с листа. При выборе примеров для чтения с листа, опираясь на свой опыт работы, следует учитывать еще следующие признаки:

Вокальные трудности.

Здесь имеется в виду диапазон, а, главное, тесситура мелодии. Жанр также имеет большое значение: легче всего поются народные песни, мелодии для голоса (песни, романсы, арии), труднее для исполнения - инструментальная музыка.

Метроритм и форма.

Кроме ритмического рисунка на трудности примера влияет его
структура. Повторность, квадратность формы всегда легче воспринимается, чем более сложная, неквадратная структура (с расширениями, дополнениями). Необходимо научить обучающегося разбираться в структуре примера и не разрешать ему петь, прежде чем он не сделает его мысленный анализ. Такие приемы развития, как секвенцирование, варьирование часто не осознаются детьми и воспринимаются, как новый материал, что создает дополнительные трудности.

Особую трудность представляет собой умение установить и выдержать правильный темп. Привычнее и легче средние темпы - аndаnte, moderato. Быстрые темпы требуют свободной техники исполнения, четкой артикуляции. Медленные темпы - lеntо, аdagio - очень трудны. Здесь очень важно «дотягивать», допевать длинные ноты. Внутреннее ощущение медленной пульсации должно опираться на протяжный, распевный звук.

Большое значение для развития навыка чтения с листа имеет эстетическая сторона подобранного примера - его выразительность, яркость и художественная ценность. Чем красивее мелодия, тем легче ребенку, слушая свое исполнение, увлекаясь, творчески представлять дальнейшее развитие ее. Такие мелодии легко запоминаются, легко поются. Важна также логическая ясность мелодии, облегчающая ее понимание и исполнение, и доступность примера для данного возраста. Художественный образ мелодии, ее интонации должны быть близки и понятны обучающимся, доставлять удовольствие, воспитывать вкус.

Очень важен начальный подготовительный период к этому виду работы. Особенность этого периода заключается в том, что внимание обучающихся можно фиксировать не на всем процессе чтения с листа, а на отдельных его элементах: на качестве пения, жестах, умении удержать тональность, анализировать, мысленно предслышать написанное.

Систематическую работу по чтению с листа необходимо начинать с третьего класса. В первых двух классах проводится большая практическая подготовительная работа по ознакомлению с мажорными и минорными ладами, с узкими интервалами, а также с основными размерами (2/4, ¾, 4/4) простейшими ритмическими фигурами.

Успешные занятия детей в первых двух классах позволяют им в дальнейшем начинать работу по пению с листа. В третьем классе у детей еще нет свободы в чтении с листа, у них неясны внутренние представления при виде нотного текста, нет органичной стройности в выполнении ритма. Кроме того, индивидуальные особенности учащегося создают для каждого свои трудности: одному трудно дается ритм, другой не чувствует ладовой организованности звуков мелодии, третий не владеет голосом и т.д. Все это обязывает, используя разные формы чтения с листа, ставить перед собой и обучающимися разные задачи, отрабатывать в этом сложном процессе разные стороны. Из своего опыта могу рекомендовать следующие формы для овладения навыка чтения с листа:

Подготовительные формы

Их основная задача - фиксировать внимание детей и отрабатывать не все сразу, а по частям. Такую форму использую в течение всего времени работы при появлении новых трудностей в примерах.

Чтение нот в ритме или сольмизация

Этот прием помогает овладеть техникой называния нот, отсутствие которой часто тормозит чтение с листа. Полезно проводить его, меняя темп. Нужно следить за четким произнесением ритмических групп.

Отстукивание ритма

Такая форма работы воспитывает у учащихся чувство живого, выразительного темпа. Способствует более точному и быстрому усвоению различных ритмических групп. Вначале эти упражнения кажутся трудными, но эти трудности быстро ликвидируются, т.к. ее причина - непривычные движения.

Основным приемом проведения на уроке чтения с листа является пение с названиями нот (сольфеджирование). Приемы сольфеджирования очень разнообразны. Например:

1) Пение «цепочкой», по группам или по 2-3 учащихся. Смена групп должна проводиться по фразам, не нарушая формы мелодии. Этот прием работы активизирует работу класса, собирает внимание детей.

2) Пение с гармонической поддержкой или с аккомпанементом. Помогая детям сохранять ладотональную основу при пении, этот прием хорошо развивает творческую инициативу, организует процесс пения во времени.

3) Пение в разных темпах. Необходимо для развития техники сольфеджирования. Для чтения в быстрых темпах использую более легкие примеры.

Работая над чтением с листа, преподаватель должен увлечь детей этой интересной формой работы. Нужно показать, как, глядя в ноты, можно озвучить и услышать написанную музыку, не прибегая к инструменту. Это очень важно - приучить детей к тому, что во время пения нельзя подыгрывать себе.

Преподаватель должен помочь ребенку воспитать самостоятельность. Для того чтобы научить обучающегося самостоятельному чтению с листа, рекомендую следующие приемы:

  • Петь одному, стоя за партой, так, чтобы не видеть клавиатуры фортепиано.

  • Стремиться пропеть весь пример от начала до конца, не останавливаясь, даже если будут ошибки. Если же возникают трудности и остановки - начать петь с начала или со следующей фразы.

В четвертом классе у учащихся уже есть навык чтения с листа. Главное внимание обращаю на выработку техники и качества этого навыка. Расширение диапазона, круга тональностей, новых ритмов и размеров, хорошая дикция, осмысленность пения - основные задачи этого класса.

Формы работы в основном те же, что и в третьем классе: сольмизация, простукивание ритма, разучивание, пение наизусть и в транспорте (более легких примеров), беглое чтение с листа и пение с сопровождением педагога.

Еще одним из подготовительных упражнений к чтению нот с листа является «беззвучный диктант». Затем указкой на доске показываю ступени одной из знакомых мелодий. Дети должны узнать мелодию, не произнося вслух ни одного звука. Мелодия должна звучать внутри, ее нужно пропевать внутренним голосом, опираясь на внутренний слух.

Двухголосное пение в четвертом классе изучаю в виде разучивания с текстом и сольфеджирования. Читать с листа еще слишком трудно. Приступая к разучиванию нового примера, отдельные обороты с детьми пропеваем сразу двумя голосами. Выбираю удобные части, где от унисона голоса раздваиваются, или несколько одинаковых интервалов (например, терций и секст), которые идут подряд в параллельном движении.

Главной задачей двухголосия в четвертом классе является закрепление навыка ансамблевого пения, выработка строя. Полезной формой работы является разучивание и пение примеров хором. В группе с хорошо интонирующими детьми перехожу к двухголосному пению группами по 4-6 человек и пению дуэтом.

В своей работе над двухголосным пением использую разнообразные примеры:

  1. Примеры на гомофонно-гармоническое параллельное движение голосов;

  2. Примеры с интонацией и разным ритмом;

  3. Примеры вступления голоса после пауз;

  4. Каноны.

Это создает дополнительные трудности, но делает работу разнообразной. Возникает ряд новых задач: правильно согласовать динамику в разных партиях, уметь выделить вступление. Все это будет способствовать общей музыкальности и кругозора детей, сделает работу интересной. При пении канонов с легкими мелодиями важно приучить учащихся к тому, что главная задача - слышать, что поет другой голос, а не петь только свою партию. Можно устроить интересную игру - петь, разделив класс на две группы:

- сидящим в одном ряду противопоставить другой ряд;

- разделить соседей по парте;

- петь дуэтом.

При работе над двухголосным чтением с листа полезна игра одного голоса на инструменте и пение другого или пропевание одного голоса с одновременным исполнением другого. При этом нужно играть громко, а петь тихо. Преподаватель же проверяет, слышит ли обучающийся весь комплекс, или он занят лишь исполнением своей партии, механически блуждая по клавиатуре фортепиано.

Накопленный опыт ансамблевого двухголосного пения позволяет в четвертом классе приступить к трехголосному пению. Прорабатывается трехголосие в основном в классе, хором. Пристyпить к трехголосному пению возможно лишь после нескольких подготовительных упражнений:

- играя трехголосный аккорд, нужно научитъ детей одновременно подпевать один из голосов поочередно;

- петь обращения трезвучий путем наслоения голосов;

- пропеть двухголосые примеры с отдельными включениями третьего голоса;

- пение примеров, в которых третий голос представляет собой нечто вроде органного пункта или остальных басов.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!