СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность ("Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности" мастер-класс для учителей)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность ("Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности" мастер-класс для учителей)»

Мастер-класс

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности


Подготовила: Катчиева С.А.

Цель: представление опыта работы с текстом на уроках русского языка

Задачи:

  1. познакомить с основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью;

  2. представить приёмы работы с текстом на уроках русского языка и применить их на практике;

  3. рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса

Целевая аудитория: педагоги школы.

Время проведения – 25 минут

Оборудование: ПК, проектор, маршрутные листы



План-конспект мастер-класса


1. Вступление (организационный этап)

        Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Предлагаю вашему вниманию м-к «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности», который способствует развитию функциональной грамотности. Этот прием работы с текстом формирует умение воспринимать текст, анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию на новом уровне. (Коллеги сидят произвольно, создав пары или тройки – будущие рабочие группы.)


Чтение - это не простое перевертывание страниц.

Это раздумья над написанным, пометки на полях,

Мысленные сопоставления с другими книгами, поиски новых идей или образов.

Чтение – это упражнения для вашего ума, гимнастика для мысли, развивающая воображение.

Ноам Хомский.

До конца 19 века грамотным называли человека, умеющего читать и писать. Данное понимание нашло отражение в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Подобный взгляд на проблему грамотности сохранился до 80-х годов 20 века.


Главная причина нынешней эпидемии

неграмотности –

то, что все умеют читать и писать.

Питер де Врайз.

Действительно , мы часто встречаем детей, которые приходят в школу умеющими читать и писать при этом мы всё чаще сталкиваемся с тем, что ребята не умеют работать с полученной информацией, они не обладают функциональной грамотностью.


В последнее время мы часто слышим понятие функциональная грамотность, а что же это такое…

Итак, понятие функциональная грамотность , которое можно сказать сегодня у всех на слуху, означает


способность человека использовать приобретаемые им в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.


На сегодняшний день в качестве составляющих функциональной грамотности выделены:

- математическая

-естественно научная

-финансовая

-креативная

-читательская грамотность


Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.



2. Теоретическая часть (сопровождается презентацией)


Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни.


Содержание понятия читательская грамотность  включает:  понимание  прочитанного,  рефлексию  и  использование  информации  прочитанного. 


Тексты можно разделить на сплошные (без изображений) и несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния  с  текстом).   

     

При работе с текстом проверяются следующие виды деятельности: поиск и извлечение информации, интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) текста, оценка формы и содержания текста и использование информации из текста.


3. Практическая часть. Перейдём от слов к делу.


На данном уроке мы проведем работу над текстом, помещённым в учебнике «Русский язык» для 8 класса (упр375)

Перед Вами текст. Прочитайте его, пожалуйста.


Ответьте на два простых вопроса:

  1. Какова тема этого текста?

  2. Какова его идея?

(группы обсуждают, записывают свои варианты, озвучивают)


Ель Ковтуненко

Родина серебристой ели – Канада. Продолжительность жизни этого дерева – 500-800 лет.  Но серебристая ель, выращенная в питомнике под городом Нальчиком, ещё совсем молода.

Вырастил эту ель, строгую и гордую старый селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко, удостоенный за это Государственной премии. Нелёгок был его труд. Никак не всходили семена в непривычных, не подходящих для них условиях. Но терпение и опыт селекционера победили. Последние три килограмма семян, оставшиеся после гибели первых всходов, он высадил в еловые опилки. И тысячи крепких всходов, почувствовавших родную среду, потянулись к солнцу.

Первая из выращенных в питомнике серебристых елей уехала на Днепрогэс.

Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля, и на Мамаевом кургане, и возле Брестской крепости.



Давайте проверим себя.


Обратите внимание на имена собственные, использованные в данном тексте, и сгруппируйте их.


(группы обсуждают, записывают свои варианты, озвучивают)


Географические названия

Названия памятных мест

Имя человека

Название награды

Канада

Нальчик

Днепрогэс

Кремль

Мамаев курган

Брестская крепость

Иван Порфирьевич Ковтуненко

Государственная премия



Обратите внимание на географические названия.


- Объясните, почему никак не всходили семена серебристой ели?

(Семена не всходили, потому что были не привычные не подходящие для них условия)


(Кана́да  — государство в Северной Америке, занимает второе место в мире по площади. Омывается Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым океанами, имея самую длинную береговую линию в мире. Граничит с США на юге и на северо-западе, также имеет морские границы с Данией (Гренландия) на северо-востоке и с Францией (Сен-Пьер и Микелон) на востоке.)

 (На́льчик — город на юге России, столица Кабардино-Балкарской Республики.)


Обратите внимание на название памятных мест.


- Как вы думаете, почему ель Ковтуненко встала у этих стен?

(Последние 3 кг семян он высадил в еловых опилках. Тогда почувствовав родную среду 1000 крепких всходов потянулись к солнцу)


 (Днепрóвская гидроэлектростáнция  — крупная гидроэлектростанция на юг Украины, пятая ступень каскада гидроэлектростанций, обеспечивает электроэнергией Донецко-Криворожский промышленный район. Станция находится в городе Запорожье и является старейшей среди каскада электростанций на реке Днепр. На основе Днепрогэс в Запорожье был создан металлургический, химический и машиностроительный промышленный комплекс. С сооружением плотины, которая на 50 м повысила уровень воды в Днепре, открылось сквозное судоходство. 1-я очередь построена в 1927—1932 годах.)

 (Мама́ев курга́н — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои, начиная с сентября 1942 года и заканчивая январём 1943 года. Сегодня Мамаев курган известен в первую очередь памятником-ансамблем «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовёт!». На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более чем 35 000 защитников Сталинграда.)

 (Брест, го́род-геро́й, — высшая степень отличия, которой удостоены двенадцать городов Советского Союза, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Кроме того, Брестской крепости присвоено звание крепости-героя.)


Вернёмся к нашим первым выводам. Перечитайте текст снова.

  1. Какова тема этого текста? (О нелёгком труде по выращиванию серебристой ели)

  2. Какова его идея? (Можно достичь всего, если есть терпение, трудолюбие, знания, опыт)

(коллективное обсуждение)


Теперь, когда мы знаем общую тему, определите, пожалуйста, микротему каждого абзаца.

  1. Серебристая ель из Нальчика совсем молода.

  2. Терпение и опыт селекционера Ивана Ковтуненко.

  3. Первая -  на Днепрогэс

  4. Ель - у памятников воинской славы и героического труда.

Что у вас получилось? (План)

Будьте добры, перескажите текст, опираясь на план.


- За что же Иван Порфирьевич Ковтуненко был удостоен высокой награды, Государственной премии СССР? (за то, что вырастил серебристую ель)


- Везде ли можно посадить ель Ковтуненко?


4. Рефлексия


При работе с данным текстом мы проверили следующие умения:

поиск и извлечение информации,

интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) текста,

оценка формы и содержания текста и использование информации из текста.


Поиск и извлечение информации

Нашли имена собственные, сгруппировали.

Объяснили, почему были проблемы с выращиванием этой ели в России.

Объяснили, почему эта ель посажена у мест воинской и трудовой славы

Интерпретация  и интеграция текста

Определили тему и идею текста

Составили план текста

Пересказали текст

Оценка текста

Ответили на вопрос: «За что же И.П.Ковтуненко был удостоен высокой награды?»

Использование информации из текста

Поразмышляли над проблемой: «Везде ли можно посадить ель Ковтуненко?»

        

Сожмите руку в кулак. Ответьте на мои вопросы. При положительном ответе освобождайте один палец.

  1. Интересно ли было вам работать?

  2. Всё ли вам было понятно?

  3. Со всеми ли заданиями вы справились?

  4. Полезной ли была эта деятельность?

  5. Будете ли вы использовать такие приёмы работы с текстом на своих занятиях?

Спасибо за работу! (хлопаем в ладоши)



















Маршрутный лист

  1. Прочитайте текст.

Ель Ковтуненко

Родина серебристой ели – Канада. Продолжительность жизни этого дерева – 500-800 лет.  Но серебристая ель, выращенная в питомнике под городом Нальчиком, ещё совсем молода.

Вырастил эту ель, строгую и гордую старый селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко, удостоенный за это Государственной премии. Нелёгок был его труд. Никак не всходили семена в непривычных, не подходящих для них условиях. Но терпение и опыт селекционера победили. Последние три килограмма семян, оставшиеся после гибели первых всходов, он высадил в еловые опилки. И тысячи крепких всходов, почувствовавших родную среду, потянулись к солнцу.

Первая из выращенных в питомнике серебристых елей уехала на Днепрогэс.

Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля, и на Мамаевом кургане, и возле Брестской крепости.

  1. Определите  тему и идею этого текста.

Тема ___________________________________________________________

Идея ___________________________________________________________

  1. Обратите внимание на имена собственные, использованные в данном тексте, и сгруппируйте их.














  1. Определите микротему каждого абзаца.

  1. ________________________________________________________

  2. ________________________________________________________

  3. ________________________________________________________

  4. ________________________________________________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!