Читательская грамотность: М.Пляцковский «Урок дружбы».
Цель: ознакомление учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского.
Задачи урока:
Образовательная: формировать у учащихся целостное представление об основной идее произведения.
Развивающая: способствовать развитию навыков выразительного и осознанного чтения.
Воспитательная: воспитывать чувства ваимопомощи, дружеского отношения друг к другу.
Материалы и оборудование: проектор, презентация, выполненные в технике «Оригами».
Оргмомент.
Психологический настрой:
- Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, поглаживайте голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас. А вы погладьте его и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему.
-Послушайте песню и скажите о чём она. (звучит песня «Дружба крепкая» на слова М.Пляцковского)
-О чем эта песня?
-Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня?
-Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе.
-Как думаете, что такое «дружба»?
-Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.
- Какими качествами должен обладать друг?
-Ребята, посмотрите на слова. Прочитайте их, выберите те качества личности, которыми должен обладать настоящий друг.
Слова: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.
-Настоящим верным другом можно считать только того человека, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации, и имеет качества, которые вы выбрали.
Много сказок, много рассказов написано о дружбе. — Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал детский писатель Михаил Пляцковский.
-Поэт-песенник (1935 -1991) родился в с.Енакиево Донецкой области. Окончил Московский литературный институт. Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Поэт написал большое количество детских песен, которые стали «шлягерами» этого жанра – «Улыбка», «Настоящий друг», «Вместе весело шагать», «Дружат дети на планете»...
-Кроме песен Пляцковский писал стихи, комедии, рассказы для детей. Все они пронизаны добротой, теплом, искренностью и, поэтому, очень любимы разными поколениями. К сожалению, рано ушел из жизни. Прожив всего 55 лет, оставил большой след в музыкальной и литературной культуре нашей страны.
-Для чего мы учимся читать?
-Вы не просто научились читать, а думать, рассуждать, анализировать поступки героев и высказывать свою точку зрения.
-Давайте прочитаем слова и попробуем догадаться, о чём будем читать?
Воробьи дружба пшено совесть
-Молодцы. Мы с вами познакомимся с произведением, которое называется «Урок дружбы»
-Давайте мы проведем физкультминутку и приступим дальше работать:
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся. (потягиваются)
Головой кивнул три раза, (кивают)
Подмигнул нам черным глазом, (подмигивают)
Лапки в стороны развёл, (разводят руки)
И по жёрдочке пошёл (шагают)
Прогулялся и присел, (приседают или шагают)
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик (чирикают.)
-Читаем сказку по цепочке и постараемся ответить на вопрос «В чем заключается Урок дружбы».
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю.
Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышк пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы...
-Ответье, от кого пришла посылка Чику?
-Что в ней было?
-Почему Чик не сказал об этом своему приятелю?
-А как к Чирику попали 10 зернышек?
-Почему Чик отказывался от угощения Чирика?
-Так в чем заключается «Урок дружбы»?
-Кого можно считать настоящим другом и почему?
- Чирика. Он поделился с другом).
- Чему учит эта сказка?
-Понял ли Чик свою ошибку?
-Найдите в сказке слова, доказывающие это.( Взял Чик пять зернышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок … дружбы!)
- Давайте охарактеризуем каждого из героев. Какие они?
Для этого соединим стрелками качества, которые присущи каждому из них.
-Ребята, у вас на партах лежат листы с заданиями. Охарактеризуйте каждого из героев. Какие они? Для этого соедините стрелками качества, которые присущи каждому из них.
-Кто закончил, покажите посадкой.(проверка)
Чик | Чирик |
Не сказал приятилю Открытый Скрытный | -Здравствуй, Чик!» Воспитанный Невоспитанный |
«Себе ничего не останется» Жадный Щедрый | (собрал в пакетик аккуратно) Аккуратный Неаккуратный |
(несколько зернышек просыпалось) Неаккуратный Аккуратный | -Давай их поровну разделим. Честный Хитрый |
Стало стыдно Бессовестный Ответственный | -Друзья все должны делить пополам. Недруг Друг настоящий |
-А есть ли у вас в классе друзья?
- За что вы называете другом?
- Случалось ли с вами такое, как с героями этой сказки?
-А сейчас прочитайте пословицу на доске. «Дружба дороже денег»
- Объясните ее смысл.
- Подходит ли она к сказке? Докажите.
- А знаете ли вы еще пословицы о дружбе?
-Сам погибай, а товарища выручай
-Старый друг лучше новых двух.
-Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
-Один за всех, и все за одного.
-Друзья познаются в беде.
- Настоящие друзья все должны делить пополам. Радует то, что Чик смог осознать свой неправильный поступок и поблагодарил за это настоящего друга.
-Вы все сегодня замечательно работали, показали свою грамотность, умение дружно работать.
-С каким произведением познакомились?
- Что главное из этой сказки вы узнали для себя?
-На память о сегодняшнем разговоре каждый получит рисунок «Домик дружбы», в котором вы поселите ваших друзей. Пусть в этом домике царит самые хорошие и добрые поступки. Он будет напоминать вам о том, что было сказано сегодня о дружбе. И если кто-то вдруг поступит с другом неправильно, пусть посмотрит на этот домик и вспомнит, как надо поступить. Я желаю вам верных друзей и крепкой, настоящей дружбы!
-Ребята, вы можете с помощью мимики и жестов показать своё настроение.
Кому на уроке было интересно: поднимите вверх руки и похлопайте в ладоши.
Чтоб урок прошёл не зря
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были.