СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская грамотность: М.Пляцковский «Урок дружбы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность: М.Пляцковский «Урок дружбы».»

Читательская грамотность: М.Пляцковский «Урок дружбы».

Цель: ознакомление учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского.

Задачи урока:

Образовательная: формировать у учащихся целостное представление об основной идее произведения.

Развивающая: способствовать развитию навыков выразительного и осознанного чтения.

Воспитательная:  воспитывать чувства ваимопомощи, дружеского отношения друг к другу.

Материалы и оборудование: проектор, презентация, выполненные в технике «Оригами».

Оргмомент.

Психологический настрой:

Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, поглаживайте голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас. А вы погладьте его и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему.

-Послушайте песню и скажите о чём она.  (звучит песня «Дружба крепкая» на слова М.Пляцковского) 

-О чем эта песня?

-Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня?

-Вы догадались верно, мы будем говорить о дружбе.

-Как думаете, что такое «дружба»?

-Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. 

- Какими качествами должен обладать друг?

-Ребята, посмотрите на слова. Прочитайте их, выберите те качества  личности, которыми должен обладать настоящий друг.

 Слова:  доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.  

-Настоящим верным другом можно считать только того человека, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации, и имеет качества, которые вы выбрали.

Много сказок, много рассказов написано о дружбе. — Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал детский писатель Михаил Пляцковский.

-Поэт-песенник (1935 -1991) родился  в с.Енакиево Донецкой области.   Окончил Московский литературный институт.  Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Поэт написал большое количество детских песен, которые стали «шлягерами» этого жанра – «Улыбка», «Настоящий друг», «Вместе весело шагать», «Дружат дети на планете»...

-Кроме песен  Пляцковский  писал стихи,  комедии, рассказы для детей. Все они пронизаны добротой, теплом, искренностью и, поэтому, очень любимы разными поколениями. К сожалению, рано ушел из жизни. Прожив всего 55 лет, оставил большой след в музыкальной и литературной культуре нашей страны.

-Для чего мы учимся читать? 

-Вы не просто научились читать, а думать, рассуждать, анализировать поступки героев и высказывать свою точку зрения. 

-Давайте прочитаем слова и попробуем догадаться, о чём будем читать? 
                                   Воробьи дружба пшено совесть

-Молодцы. Мы с вами познакомимся с произведением, которое называется «Урок дружбы» 

-Давайте мы проведем физкультминутку и приступим дальше работать:

Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся. (потягиваются)
Головой кивнул три раза, (кивают)
Подмигнул нам черным глазом, (подмигивают)
Лапки в стороны развёл, (разводят  руки)
И по жёрдочке пошёл (шагают)
Прогулялся и присел, (приседают или шагают)
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик (чирикают.)

-Читаем сказку по цепочке и постараемся ответить на вопрос «В чем заключается Урок дружбы».

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю.

Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышк пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь!

- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?

- Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:

- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы...

-Ответье, от кого пришла посылка Чику?

-Что в ней было?

-Почему Чик не сказал об этом своему приятелю?

-А как к Чирику попали 10 зернышек?

-Почему Чик отказывался от угощения Чирика?

-Так в чем заключается «Урок дружбы»?

-Кого можно считать настоящим другом и почему?

Чирика. Он поделился с другом).

- Чему учит эта сказка?

-Понял ли Чик свою ошибку?

-Найдите в сказке слова, доказывающие это.( Взял Чик пять зернышек и сказал:

- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок … дружбы!)

- Давайте охарактеризуем каждого из героев. Какие они?

Для этого соединим стрелками качества, которые присущи каждому из них.

-Ребята, у вас на партах лежат листы с заданиями. Охарактеризуйте каждого из героев. Какие они? Для этого соедините стрелками качества, которые присущи каждому из них.

-Кто закончил, покажите посадкой.(проверка)

Чик

Чирик

Не сказал приятилю


Открытый Скрытный

-Здравствуй, Чик!»


Воспитанный Невоспитанный



«Себе ничего не останется»


Жадный Щедрый

(собрал в пакетик аккуратно)


Аккуратный Неаккуратный



(несколько зернышек просыпалось)


Неаккуратный Аккуратный



-Давай их поровну разделим.


Честный Хитрый



Стало стыдно


Бессовестный Ответственный

-Друзья все должны делить пополам.


Недруг Друг настоящий



-А есть ли у вас в классе друзья? 

- За что вы называете другом? 

- Случалось ли с вами такое, как с героями этой сказки? 

-А сейчас прочитайте пословицу на доске. «Дружба дороже денег»

- Объясните ее смысл.

- Подходит ли она к сказке? Докажите.

- А знаете ли вы еще пословицы о дружбе? 

-Сам погибай, а товарища выручай

-Старый друг лучше  новых двух.

-Не имей сто рублей,   а имей сто друзей.

-Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

-Один за всех, и все за одного.

-Друзья познаются в беде.

- Настоящие друзья все должны делить пополам. Радует то, что Чик смог осознать свой неправильный поступок и поблагодарил за это настоящего друга. 

-Вы все сегодня замечательно работали, показали свою грамотность, умение дружно работать.

-С каким произведением познакомились?

- Что главное из этой сказки вы узнали для себя? 

-На память о сегодняшнем разговоре каждый получит рисунок «Домик дружбы», в котором вы поселите ваших друзей. Пусть в этом домике царит самые хорошие и добрые поступки. Он будет напоминать вам о том, что было сказано сегодня о дружбе. И если кто-то вдруг поступит с другом неправильно, пусть посмотрит на этот домик и вспомнит, как надо поступить. Я желаю вам верных друзей и крепкой, настоящей дружбы!

-Ребята, вы можете с помощью мимики и жестов показать своё настроение. 
Кому на уроке было интересно: поднимите вверх руки и похлопайте в ладоши.

Чтоб урок прошёл не зря 

Вам желаю я, друзья, 

Чтоб вы с книжками дружили 

И воспитанными были.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!