План-конспект урока
по теме «ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ».
Учитель –Зимина Марина Николаевна
Предмет-Математика
Класс -5
Урок: «Числовые и буквенные выражения. Использование математического языка для описания реальных ситуаций».
Учебник: Математика, 5 класс, Н.Я. Виленкин
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «числовое выражение» и «буквенное выражение».
Учебные задачи, направленные на достижение:
Личностного развития:
способствовать развитию умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
способствовать развитию креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач.
Метапредметного направления:
содействовать расширению кругозора, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
содействовать развитию умения понимать и использовать математические средства наглядности.
Предметного направления:
отработать навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений;
формировать умение находить значение буквенного выражения;
проверить уровень усвоения изученной темы.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
10.Формы работы учащихся:
11.Необходимое оборудование:
Интерактивная доска
Презентация
12.Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД (личностные, метапредметные) | Средства определения результата |
1. | Организационный момент Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | приветствует обучающихся, настраивает на работу, обеспечивает создание позитивного настроения предлагает проверить готовность рабочего места. | проверяют готовность к уроку, | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Выборочный фронтальный опрос |
2 | Актуализация знаний. Цель: организовать актуализацию умений задачи на нахождение значения выражения | записывает дату. просит найти значение числового выражения (повторение знаний о числовых выражениях с целью создания атмосферы уверенности в собственных силах) (слад2) | | Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка; личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке; коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы; познавательные: контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности; | Самостоятельное сравнение с образцом. |
3. | “Открытие” детьми нового знания. Постановка проблемы. Цель: организовать постановку цели урока | 1.Сравните выражения в группах, чем они отличаются? 2.Как бы вы назвали выражения в первой группе, а во второй? (слайд 5) | перемещают объекты, распределяя их на группы сравнивают выражения в группах 1.Главное отличие: одни выражения содержат буквы, а другие - без букв. 2.Числовые и буквенные выражения Формулируют и записывают тему и цель урока (Мы будем работать с числовыми и буквенными выражениями. Учиться их записывать и находить их значения.) | Регулятивные: постановка учебной задачи,прогнозирование; познавательные: формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам; коммуникативные: умеет слушать и вступать в диалог, участвует в коллективном обсуждении проблемы, формулирует собственное мнение и позицию, приходит к общему решению в совместной деятельности; личностные: интерес к новому учебному материалу и способам деятельности. | |
4. | Изучение нового материала и его первичное закрепление. Цель: организовать усвоение учениками нового материала | 1.Вы можете выполнить действия в числовом выражении? Как называется число, получившееся в итоге? 2. Можно ли получить числовое выражение из буквенного выражения? 3. Как бы вы назвали число, которое подставили вместо буквы. Просит записать в тетради вперемешку три числовых и три буквенных выражений. Просит обменяться тетрадями и предложить соседу подчеркнуть буквенные выражения; Просит выполнить практическое задание, (запишите в виде выражения) (слайд8) Просит выполнить задания по парам :составить буквенные выражения (слайд 9-11) | 1.Можем. Значение выражения. 2. Можно, если вместо буквы поставить число 3. Значение буквы. Учащиеся делают соответствующие записи в тетради. Обмениваются тетрадями и подчеркивают буквенные выражения. | Регулятивные: постановка учебной задачи, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; познавательные: структурирует знания, строит речевое высказывание в устной форме, проводит рефлексию способов и результатов действий, совместно с учителем создаёт алгоритм деятельности; коммуникативные: умеет слушать и вступать в диалог, участвует в коллективном обсуждении проблемы, формулирует собственное мнение и позицию, приходит к общему решению в совместной деятельности; личностные: интерес к новому учебному материалу и способам деятельности. | Сравнение с предложенным в учебнике определениями понятий «числовое выражение» и «буквенное выражение». |
5. | Физкультминутка | Организует проведение гимнастики.(здоровье сберегающая технология) | Выполняют гимнастику | Личностные: понимание причин своего успеха, способность к самооценке, овладение приёмами сохранения физического здоровья. | Выполнение по образцу. |
6. | Организация первичного контроля. (Диагностическая работа) Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы | Предлагает учащимся проверить свои знания. (Задания на листках) (слайд13) | Учащиеся выполняют работу. | Регулятивные: контроль, коррекция выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение | Наблюдение учителя. |
7. | Итог занятия. Рефлексия Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Подводит итоги урока. Организует соотнесение результата деятельности с учебной задачей, обсуждает и записывает домашнее задание | Самооценка выполнения поставленной индивидуальной учебной задачи. Записывают домашнее задание в дневник. Перемещают в центр доски одного из трех смайлика в зависимости от настроения. | Личностные: имеет адекватную самооценку; коммуникативные: строит понятные для партнеров речевые высказывания, допускает возможность существования у людей различных точек зрения. | Анализ высказываний учащихся, оценочная шкала. |
Этап 1. Организационный момент
Приветствие.
Прозвенел давно звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели
И тихонько, дружно сели.
Этап 2. Актуализация знаний.
Учитель: Запишите в тетради число.
Задание1: найти значение числового выражения (повторение знаний о числовых выражениях с целью создания атмосферы уверенности в собственных силах). Задания проецируются через проектор на интерактивную доску, после выполнения задания ответы появляются на доске для сравнения с образцом.
Этап 3. “Открытие” детьми нового знания. Постановка проблемы.
Практическое задание : Разделить выражения на группы. Задания проецируются через проектор на интерактивную доску
Учитель: Почему вы сделали такое разделение?
Ученик: В 1 группу записали примеры с числами, во 2 группу примеры, содержащие букву)
Учитель: Как бы вы назвали выражения в первой группе, а во второй?
Ученик: Числовые и буквенные выражения.
Учитель: Тогда как называется тема нашего урока и чем мы будем сегодня заниматься?
Ученик: Числовые и буквенные выражения. Мы будем работать с числовыми и буквенными выражениями. Учиться их записывать и находить их значения.
Учитель: Запишем тему урока в тетрадь .
Этап 3. 4.Изучение нового материала и его первичное закрепление.
Учитель: Какое бы вы дали определение числовому выражению
Ученик: Выражения, содержащие числа и знаки действий, называются числовыми выражениями.
Учитель: Вы можете выполнить действия в числовом выражении? Как называется число, получившееся в итоге?
Ученик: Да, всегда можем. Число, которое получается в итоге, называется значением выражения.
Учитель: Дайте определение буквенному выражению .
Ученик: Выражения, содержащие числа, буквы и знаки действий, называются буквенными выражениями.
Учитель: Можно ли получить числовое выражение из буквенного выражения?
Ученик: Можно, если вместо буквы поставить число.
Учитель: Как бы вы назвали число, которое подставили вместо буквы.
Ученик: Значение буквы.
Задание 2: Записать в тетради несколько числовых и буквенных выражений и предложить соседу подчеркнуть буквенные выражения. (Работа в парах, выслушивается несколько человек).
Задание 3: Записать в виде выражения, последовательно открывая предложения (один ученик у доки, затем проверка другим учеником) (ЛИСТ 5), (ЛИСТ 6)
Задание 4 и 5 по группам на компьютерах:
1 группа- Запишите в виде выражения. Укажите числовые и буквенные выражения; сколько значений могут принимать данные выражения? (ЛИСТ 7) (с помощью клонирования поставить напротив буквенного выражения букву «Б», а напротив числового выражения букву «Ч»)
2 группа- Восстановите числовые равенства (перетаскивая выражения в нужное место).(ЛИСТ 8)
Этап 5: Физкультминутка
РРуки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
В сторону руки , плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сели, тоже покажем
Руки мы сложим во так.
Этап 6: Организация первичного контроля. Диагностическая работа
1 вариант | 2 вариант |
Составьте числовое выражение и найдите его значение Произведение суммы чисел 15 и 8 и числа 25 Разность частного чисел 1566 и 27 и произведения чисел 16 и 3 Найдите значение буквенного выражения:(823 – x) + m при x = 754, m = 258 | Составьте числовое выражение и найдите его значение Сумма произведения чисел 23 и 56 и числа 147 Разность произведения чисел 45 и 13 и частного чисел 2001 и 69 Найдите значение буквенного выражения: (654 + c) - t при c = 549, t = 193 |
Проверяемые зун:
Знание понятий «числовое выражение»; «буквенное выражение»;
Умение составлять буквенные выражения;
Умение составлять числовые выражения;
Умение находить значение числового выражения;
Умение находить числовое значение буквенного выражения
Диагностическая карта по теме «числовые и буквенные выражения»
№ | ФИ | Оперирование понятиями | Умение составлять числовое выражение | Умение составлять буквенное выражение | Умение находить значение числового выражения | Умение находить значение буквенного выражения |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Этап 6: . Итог занятия. Рефлексия (ЛИСТ 10)
Что изучали сегодня на уроке?
Какие выражения называются числовыми, а какие выражения называются буквенными.
Запишите домашнее задание.
Поместите один из трех смайликов в центр доски, соответствующий вашему настроению. (ЛИСТ 10)
Спасибо за урок.