СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Числовые и буквенные выражения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Числовые выражения: что это

Числовое выражение — это запись, которая состоит из чисел и знаков арифметического действия между ними.

Именно числовые выражения окружают нас повсюду — не только на уроках математики, но и в магазине, на кухне или когда мы считаем время. Простые примеры, в которых нужно вычислить разность, сумму, получить результат умножения или деления — это все числовые выражения. 

Например:

  • 23 + 5 = 28
  • 5 - 2 = 3
  • 52 * 3 = 156
  • 28 : 7 = 4

Это простые числовые выражения.

Чтобы получить сложное числовое выражение, нужно к простому выражению присоединить знаком арифметического действия еще одно простое числовое выражение. Вот так:

  • (5 * 3) - (5 * 2) = 5
  • 6 : (7 - 4) = 2
  • (45 + 45) : 9 = 10
  • 11 * (5 * 5) = 275

Это сложные числовые выражения.

Знать, где простое выражение, а где сложное — нужно, но называть оба типа выражений следует просто «числовое выражение».

Число, которое мы получаем после выполнения всех арифметических действий в числовом выражении, называют значением этого выражения.

Вспомним, какие виды арифметических действий есть. +  — знак сложения, найти сумму. -  — знак вычитания, найти разность. * — знак умножения, найти произведение.  : —   знак деления, найти частное.

  • 5 + 6 = 11 11 — значение числового выражения. 6 * 8 = 48 48 — значение числового выражения.

При вычислении сложных числовых выражений нужно строго соблюдать очередность выполнения арифметических действий:

  • Сначала выполняется действие, записанное в скобках.
  • Затем выполняется деление/умножение.
  • В последнюю очередь выполняется сложение/вычитание.

 

Пример 1. Найдите значение числового выражения: 3 * (2 + 8) - 4 

 

  1. 2 + 8 = 10
  2. 3 * 10 = 30
  3. 30 - 4 = 26

3 * (2 + 8) - 4  = 26.

Пример 2. Найдите значение числового выражения: (6 + 7) * (13 + 2)

 

  1. 6 + 7 = 13
  2. 13 + 2 = 15
  3. 13 * 15 = 195

(6 + 7) * (13 + 2) = 195

Часто бывает нужно сравнить два числовых выражения.

Сравнить числовые выражения — значит найти значения каждого выражения и сравнить их. 

Пример 1. Сравните два числовых выражения: 6 + 8 и 2 * 2

 

  1. Сначала находим значение первого выражения: 6 + 8 = 14
  2. Затем находим значение второго выражения: 2 * 2 = 4
  3. Сравниваем получившиеся результаты: 14 больше 4 14 > 4 6 + 8 > 2 * 2

Пример 2. Сравните следующие числовые выражения: 5 * (12 - 2) - 7 и (115 + 9) -  (7 - 3)

 

  1. Находим значение первого выражения, соблюдая порядок выполнения арифметических действий: 12 - 2 = 10 5 * 10 = 50 50 - 7 = 43 5 * (12 - 2) - 7 = 43
  2. Затем находим значение: 115 + 9 = 124 7 - 3 = 4 124 - 4 = 120
  3. Сравниваем полученные результаты: 43 меньше 120 43 < 120 5 * (12 - 2) - 7 < (115 + 9) -  (7 - 3).

Вебинар :Домашнее задание без слёз и скандаловСреда, 24 ноября в 19:00 МСК

Записаться →

Буквенные выражения 

Кажется, с числовыми выражениями все достаточно просто. Буквенные выражения немногим сложнее. В буквенном выражение есть цифры, знаки арифметических действия и буквы. 

Получается, что буквенное выражение — это числовое выражение, в котором есть не только числа, но и буквы.

  • Например: (5 + a) * 7 7 * (x - 2) (6 - 2) + (3 + x)

Это буквенные выражения. Для записи буквенных выражений используют буквы латинского алфавита. 

У буквенных выражений, как и у числовых, есть определенный алгоритм вычисления: 

  • Сначала следует прочитать его полностью.
  • Затем оно записывается.
  • Третьим шагом идет подстановка значения неизвестного в выражение.
  • А затем производится вычисление, согласно очередности выполнения арифметических действий. 

Пример 1. Найдите значение выражения: 5 + x.

 

  1. Читаем: найдите сумму числа 5 и x.
  2. Подставляем вместо неизвестного x число 4.
  3. Вычисляем: 5 + 4 = 9.

Пример 2. Найдите значение выражения: (4 + a) * (2 + x).

 

  1. Читаем: найдите произведение суммы числа 4 и а и суммы числа 2 и  x.
  2. Подставляем вместо неизвестного a число 2.
  3. Вычисляем 4 + 2 = 6.
  4. Подставляем вместо неизвестного x число 5.
  5. Вычисляем 2 + 5 = 10.
  6. Находим произведение 6 * 10 = 60.
  7. Записываем результат: (4 + 2) * (2 + 5) = 60.

Выражения с переменными

Переменная — это значение буквы в буквенном выражении.

  • Например, в выражении x + a - 8 x — переменная a — переменная

Если вместо переменных подставить числа, то буквенное выражение x + a - 8 станет числовым выражением. Вот так:

  • подставляем вместо переменной x число 5, а вместо переменной a — число 10, получаем  5 + 10 - 8.

Числа, которые подставляют вместо переменных — это значения переменных. В нашем примере это числа 5 и 10.

После подстановки значения переменных находим значение  x + a - 8 = 5 + 10 - 8 = 7.

Часто можно встретить буквенные выражения, записанные следующим образом: 5x - 4a

Число и переменная записаны без знака арифметического действия. Так коротко записывается умножение. 

  • 5x - 4a = 5*x - 4*a

5x — это произведение числа 5 и переменной x 4a — это произведение числа 4 и переменной a Числа 4 и 5 называют коэффициентами. Коэффициент показывает, во сколько раз будет увеличена переменная. 

Теперь вы вооружены всеми необходимыми теоретическими знаниями о числовых и буквенных выражениях. Давайте немного поупражняемся в решении задачек и примеров, чтобы научиться применять полученные знания на практике. 

Просмотр содержимого документа
«Числовые и буквенные выражения»

План-конспект урока

по теме «ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ».

  1. Учитель –Зимина Марина Николаевна

  2. Предмет-Математика

  3. Класс -5

  4. Урок: «Числовые и буквенные выражения. Использование математического языка для описания реальных ситуаций».

  5. Учебник: Математика, 5 класс, Н.Я. Виленкин

  6. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

  7. Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первично­му закреплению понятий «числовое выражение» и «буквенное выражение».

  8. Учебные задачи, направленные на достижение:

Личностного развития:

  • способствовать развитию умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,

  • способствовать развитию креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач.

Метапредметного направления:

  • содействовать расширению кругозора, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);

  • содействовать развитию умения понимать и использовать математические средства наглядности.

Предметного направления:

  • отработать навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений;

  • формировать умение находить значение буквенного выражения;

  • проверить уровень усвоения изученной темы.

  1. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

10.Формы работы учащихся:

  • фронтальная; коллективная;

  • индивидуальная;

  • взаимопроверка;

  • групповая;

  • самостоятельная работа.

11.Необходимое оборудование:

  • Интерактивная доска

  • Презентация

12.Структура и ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

(личностные, метапредметные)

Средства определения результата

1.

Организационный момент

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

  • приветствует обучающихся, настраивает на работу,

  • обеспечивает создание позитивного настроения

  • предлагает проверить готовность рабочего места.

  • приветствуют учителя,


  • активизация внимания


  • проверяют готовность к уроку,


Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Выборочный фронтальный опрос

2

Актуализация знаний.

Цель: организовать актуализацию умений задачи на нахождение значения выражения

  • записывает дату.

  • просит найти значение числового выражения (повторение знаний о числовых выражениях с целью создания атмосферы уверенности в собственных силах) (слад2)


  • записывают дату.

  • выполняют задания устного счета

Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка; личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке; коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы; познавательные: контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности;


Самостоятельное сравнение с образцом.

3.

“Открытие” детьми нового знания. Постановка проблемы.

Цель: организовать постановку цели урока

  • просит выполнить практическое задание : разделите выражения на группы (слайд 3-4 ) .

1.Сравните выражения в группах, чем они отличаются?







2.Как бы вы назвали выражения в первой группе, а во второй?



  • просит сформулировать тему и цель урока

(слайд 5)

  • перемещают объекты, распределяя их на группы





  • сравнивают выражения в группах

  • 1.Главное отличие: одни выражения содержат буквы, а другие - без букв.



2.Числовые и буквенные выражения



  • Формулируют и записывают тему и цель урока (Мы будем работать с числовыми и буквенными выражениями. Учиться их записывать и находить их значения.)

Регулятивные: постановка учебной задачи,прогнозирование;

познавательные: формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

умение обобщать и классифицировать по признакам;

коммуникативные: умеет слушать и вступать в диалог, участвует в коллективном обсуждении проблемы, формулирует собственное мнение и позицию, приходит к общему решению в совместной деятельности;

личностные: интерес к новому учебному материалу и способам деятельности.


4.

Изучение нового материала и его первичное закрепление.

Цель: организовать усвоение учениками нового материала

  • предлагает учащимся сформулировать определение понятия «числовое выражение»(слайд6)


1.Вы можете выполнить действия в числовом выражении? Как называется число, получившееся в итоге?


  • предлагает учащимся дать определение буквенному выражению (слайд7)


2. Можно ли получить числовое выражение из буквенного выражения?


3. Как бы вы назвали число, которое подставили вместо буквы.


  • Просит записать в тетради вперемешку три числовых и три буквенных выражений.

  • Просит обменяться тетрадями и предложить соседу подчеркнуть буквенные выражения;

  • Просит выполнить практическое задание, (запишите в виде выражения) (слайд8)

  • Просит выполнить задания по парам :составить буквенные выражения (слайд 9-11)



  • формулируют определение понятия «числовое выражение»



1.Можем. Значение выражения.




  • формулируют определение понятия «буквенное выражение»


2. Можно, если вместо буквы поставить число



3. Значение буквы.



  • Учащиеся делают соответствующие записи в тетради.

  • Обмениваются тетрадями и подчеркивают буквенные выражения.


  • Делают соответствующие записи в тетради.










Регулятивные: постановка учебной задачи, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

познавательные: структурирует знания, строит речевое высказывание в устной форме, проводит рефлексию способов и результатов действий, совместно с учителем создаёт алгоритм деятельности;

коммуникативные: умеет слушать и вступать в диалог, участвует в коллективном обсуждении проблемы, формулирует собственное мнение и позицию, приходит к общему решению в совместной деятельности;

личностные: интерес к новому учебному материалу и способам деятельности.

Сравнение с предложенным в учебнике определениями понятий «числовое выражение» и «буквенное выражение».


5.

Физкультминутка

Организует проведение гимнастики.(здоровье сберегающая технология)

Выполняют гимнастику

Личностные: понимание причин своего успеха, способность к самооценке, овладение приёмами сохранения физического здоровья.

Выполнение по образцу.

6.

Организация первичного контроля. (Диагностическая работа)

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы

Предлагает учащимся проверить свои знания. (Задания на листках) (слайд13)

Учащиеся выполняют работу.

Регулятивные: контроль, коррекция выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение

Наблюдение учителя.

7.

Итог занятия. Рефлексия

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Подводит итоги урока. Организует соотнесение результата деятельности с учебной задачей, обсуждает и записывает домашнее задание



Самооценка выполнения поставленной индивидуальной учебной задачи. Записывают домашнее задание в дневник.



Перемещают в центр доски одного из трех смайлика в зависимости от настроения.




Личностные: имеет адекватную самооценку;

коммуникативные: строит понятные для партнеров речевые высказывания, допускает возможность существования у людей различных точек зрения.


Анализ высказываний учащихся, оценочная шкала.


Этап 1. Организационный момент

Приветствие.

Прозвенел давно звонок,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И тихонько, дружно сели.

Этап 2. Актуализация знаний.

Учитель: Запишите в тетради число.

Задание1: найти значение числового выражения (повторение знаний о числовых выражениях с целью создания атмосферы уверенности в собственных силах). Задания проецируются через проектор на интерактивную доску, после выполнения задания ответы появляются на доске для сравнения с образцом.

Этап 3.Открытие” детьми нового знания. Постановка проблемы.

Практическое задание : Разделить выражения на группы. Задания проецируются через проектор на интерактивную доску



Учитель: Почему вы сделали такое разделение?

Ученик: В 1 группу записали примеры с числами, во 2 группу примеры, содержащие букву)

Учитель: Как бы вы назвали выражения в первой группе, а во второй?

Ученик:  Числовые и буквенные выражения.

Учитель: Тогда как называется тема нашего урока и чем мы будем сегодня заниматься?

Ученик: Числовые и буквенные выражения. Мы будем работать с числовыми и буквенными выражениями. Учиться их записывать и находить их значения.

Учитель: Запишем тему урока в тетрадь .



Этап 3. 4.Изучение нового материала и его первичное закрепление.

Учитель: Какое бы вы дали определение числовому выражению

Ученик: Выражения, содержащие числа и знаки действий, называются числовыми выражениями.

Учитель: Вы можете выполнить действия в числовом выражении? Как называется число, получившееся в итоге?

Ученик: Да, всегда можем. Число, которое получается в итоге, называется значением выражения.

Учитель: Дайте определение буквенному выражению .

Ученик: Выражения, содержащие числа, буквы и знаки действий, называются буквенными выражениями.

Учитель: Можно ли получить числовое выражение из буквенного выражения?

Ученик: Можно, если вместо буквы поставить число.

Учитель: Как бы вы назвали число, которое подставили вместо буквы.

Ученик: Значение буквы.

Задание 2: Записать в тетради несколько числовых и буквенных выражений и предложить соседу подчеркнуть буквенные выражения. (Работа в парах, выслушивается несколько человек).

Задание 3: Записать в виде выражения, последовательно открывая предложения (один ученик у доки, затем проверка другим учеником) (ЛИСТ 5), (ЛИСТ 6)





Задание 4 и 5 по группам на компьютерах:

1 группа- Запишите в виде выражения. Укажите числовые и буквенные выражения; сколько значений могут принимать данные выражения? (ЛИСТ 7) (с помощью клонирования поставить напротив буквенного выражения букву «Б», а напротив числового выражения букву «Ч»)

2 группа- Восстановите числовые равенства (перетаскивая выражения в нужное место).(ЛИСТ 8)



Этап 5: Физкультминутка

РРуки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В сторону руки , плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сели, тоже покажем

Руки мы сложим во так.



Этап 6: Организация первичного контроля. Диагностическая работа



1 вариант

2 вариант

  1. Составьте числовое выражение и найдите его значение

    • Произведение суммы чисел 15 и 8 и числа 25

    • Разность частного чисел 1566 и 27 и произведения чисел 16 и 3

  2. Найдите значение буквенного выражения:(823 – x) + m при x = 754, m = 258


  1. Составьте числовое выражение и найдите его

значение

    • Сумма произведения чисел 23 и 56 и числа 147

    • Разность произведения чисел 45 и 13 и частного чисел 2001 и 69

  1. Найдите значение буквенного выражения:

(654 + c) - t при c = 549, t = 193



Проверяемые зун:

  • Знание понятий «числовое выражение»; «буквенное выражение»;

  • Умение составлять буквенные выражения;

  • Умение составлять числовые выражения;

  • Умение находить значение числового выражения;

  • Умение находить числовое значение буквенного выражения



Диагностическая карта по теме «числовые и буквенные выражения»

ФИ

Оперирование понятиями

Умение составлять числовое выражение

Умение составлять буквенное выражение

Умение находить значение числового выражения

Умение находить значение буквенного выражения















































Этап 6: . Итог занятия. Рефлексия (ЛИСТ 10)

Что изучали сегодня на уроке?

Какие выражения называются числовыми, а какие выражения называются буквенными.

Запишите домашнее задание.

Поместите один из трех смайликов в центр доски, соответствующий вашему настроению. (ЛИСТ 10)

Спасибо за урок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!