СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Числительное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра (изучение нового) по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Числительное как часть речи»

УРОК-ИГРА «Где логика?» В 6 КЛАССЕ

Тема: « Имя числительное как часть речи»

Тип урока: Изучение нового материала.

Первый урок темы «Имя числительное».

Цели урока:

Образовательные: формирование понятия о числительном как части речи, его грамматических и синтаксических признаках. Выработать умение находить числительные в тексте.

Развивающие: умение выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать, развитие творческого воображения.

Воспитательные: развитие коммуникативных качеств (умение сотрудничать, принимать чужое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения)

Планируемые результаты:

Личностные УУД

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД

Владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; способность участво­вать в речевом общении, соблюдая нормы речевого эти­кета, слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Регулятивные УУД

Искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы

Предметные умения: уметь опознавать в речи фразеологизмы и объяснять их значение, находить числительное, знать его признаки.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Ход урока

Организационный этап. (слайд 1) Класс разделен на 2 – 3 команды

1 тур «Найди общее» (1 мин)

Здравствуйте, уважаемые ребята и гсти нашего урока. Сегодня у нас урок-игра «Где логика?» (1-2 этапы игры слайд) На 3 слайде дан кроссенс- 8 картинок, как вы думаете, что общего в них? Чтобы понять, какая тема урока нужно отгадать 9 ую картинку- слово, объединяющее все 8 картинок (число). Число – это единица счета, какое отношение число имеет к теме урока?

2 тур «Разгадай ребус» (1 мин)

Среди картинок есть ребус, разгадайте его (Семен)

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Разминка. ( мин.)

На слайде стихотворение И. Иртеньева (слайд 4)

Про Семена

Есть у нас в квартире дядя,
Он известен в доме всем.
У него во лбу семь пядей.
На неделе пятниц семь.

Семимильными шагами
По квартире ходит он,
За семью живет замками
И зовут его Семен.

На каком явлении лексики построено стихотворение? (на фразеологизмах)

3 тур «Фразеологизмы» (5 мин)

Найдите фраз-ы, объясните их значение. (слайды 5-8)

- На какой вопрос отвечает слово семь? (сколько?)

4 тур «Слова-родственники» (3 мин)

Образуйте однокоренные слова от слова «семь» (слайд 9)

Например, ряды слов: семь,  седьмой, семерка, семья.

Задание: что общего у слов этого ряда, найдите «лишние» слова.

Предполагаемые ответы. Обобщение: все слова ряда начинаются на одну букву, однокоренные слова и т.п. (ответы могут быть самыми неожиданными).

Лишнее слово. Могут возникнуть разные мнения (например, лишнее по стилистической принадлежности, однозначности-многозначности и т.п.) Учитель подводит к тому, что лишние слова в ряду: семь,седьмой. (слайд 10)

Ученики дают ответ: Эти слова являются лишними, т.к. они не являются именами существительными, как остальные. Это тоже не совсем простые имена сущ. Это существительные с числовым значением.

Учитель предлагает определить принадлежность «лишних» слов к какой-либо части речи

В этой ситуации ученики чаще всего считают эти слова именами прилагательными, но находится несколько несогласных учащихся. Это выход на проблему.

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Что обозначают?

- Как изменяются?

- Чем являются в предложении?

И другие вопросы, которые интересуют ребят. Все вопросы фиксируются на доске или слайде.

Учитель: Вы уже догадались, о какой части речи сегодня нам предстоит узнать много нового. Сформулируйте тему урока?

Ученики: Имя числительное (или: имя числительное как часть речи) (1 мин)

Запись темы урока в тетради. (слайд 11) (1 мин)

Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык») (слайд 12)

5 тур «Плюс-минус» (4 мин)

Прием «верные и неверные утверждения». (подготовка учащихся к восприятию новой информации, прием, развивающий функциональную грамотность) + прием Карусель (3 мин.) Лист с утверждениями пускается по часовой стрелке, каждый участник ставит + или – напртив каждого утверждения.

Учитель: прежде, чем мы познакомимся с числительными, попробуйте угадать, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».

Утверждения: (слайд 13)

1…имена числительные отвечают на вопросы «сколько?», «который?», «какой?»;

2….имен числительных в языке очень немного;

3…имена числительные изменяются по падежам;

4….все числительные можно записать цифрами;

5…эта часть речи может быть только определением;

6. числительные имеют общие признаки с существительными;

7…они имеют общие признаки с прилагательными;

8….можно прожить день, не встретив ни одного числительного;

9….числительное не может состоять из 3 слов;

10….числительные бывают количественные и порядковые.

Учитель: мы вернемся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось.

6 тур «Дерево» (2 мин)

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ (получение учащимися новой информации и работа с ней)

Прием денотатный граф (15 мин.)

Учитель. Помогать знакомиться с именами числительными нам будет помогать денотатный граф (графический рисунок)

Денотатный граф — это схема-дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия-ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано (слайд 14)

Например, глагол (слайд 15)



(Итак, у каждой группы есть лист с начерченным овалом, далее заполнять всё, чертить будут дети). У вас на партах листы с «головой» нашего графа. Туда мы впишем главное понятие сегодняшнего урока. Какое?

Ученики. Имя числительное.

Учитель. Сейчас вы посоветуетесь друг с другом и подберете глаголы, которые нам помогут познакомиться с числительными.

Работа в группах.

Учащиеся предлагают глаголы: обозначает, состоит, делится, изменяется, является, сочетается, включает и другие. Все глаголы фиксируются на доске, по одному участнику от команды по одному глаголу (на слайде 16).

Учитель. Сейчас нашим помощником станет учебник. Чтобы завершить строительство денотатного графа, познакомимся с текстом параграфа 67 стр. 43 Как вы думаете, на что надо обратить внимание при чтении?

Ученики. На глаголы, которые нам помогут выделить главное в этой части речи. На правило в красной рамке

Работа с текстом статьи. Учащиеся могут читать с карандашом, делая пометки в тексте. Статьи, знакомящие с частями речи, в учебнике Тростенцовой построены по единому плану, поэтому планируется чтение «про себя» с выделением ключевых позиций.

Работа в группах.

Учитель. Прочитав текст, вы многое узнали о числительных. Чтобы запомнилось это лучше, надолго, давайте достроим денотатный граф, свяжем выбранные глаголы с самыми важными, ключевыми понятиями текста. Работать предлагаю в группах.

Учащиеся работают группами, завершая работу с денотатным графом. Учитель консультирует группы, отвечая на возникающие у учащихся вопросы, но не вмешиваясь в творчество.

Представление продукта работы (представляют графический рисунок не менее двух человек от каждой группы).

Учащиеся оценивают проекты по листам взаимооценки (1 мин)

Пример листа взаимооценки (3 балла –полно, 2 балла – есть дополнения, 1 балл – «могу ещё многое сказать по теме» и т.п.)

Обсуждение: отмечаем только самое положительное: (1 мин)

Чьи графы оказались наиболее содержательными?

- Наиболее логично построенными?

- Чьё представление графа стало самым ярким в речевом оформлении?

Учитель. Предлагаю теперь, если необходимо, внести коррективы в свои денотатные графы. (1 мин)

Описание содержания денотатного графа (слайд 17)

Ключевое понятие: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Глаголы-связки и признаки.

Обозначает – число, количество, порядок предметов при счёте.

Отвечает – на вопросы «сколько?, который?»

Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.

Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).

Является – любым членом предложения.

Сочетается – с существительными, местоимениями, глаголами.

Употребляется – в устной и письменной речи (документы).

Учитель. Подведем итоги нашему предварительному знакомству с числительными. Обобщите в одном предложении всё, что теперь вы знаете об этой части речи.

Ученики (2-3) обобщают изученное, например: Числительное – часть речи, обозначающая количество предметов или порядок их при счете, изменяющаяся по падежам, может быть любым членом предложения. (1 мин)

  1. Физминутка- музыкальная пауза «Двигайся - замри» (1,5 мин)

Учитель. Вы теперь многое знаете о числительных и можете сказать, почему «лишние» слова, найденные нами в начале урока, числительные?

Ученики. Т.к. обозначают количество предметов или их порядок при счёте.

5 тур – «Угадайка» (слайды 18- 19)

Учитель.  Перед вами лежат карточки с пятью предложениями из произведений худ. Литры, изученных в этом году. Прочитайте, назовите автора и название произведения. Выпишите числительное, укажите, какое оно порядковое или количественное. (слайд 13) (6 мин)


1. День, два, три сидят и никуда не выходят, все молоточками потюкивают. («Левша» Лесков)

2. Двенадцать лет не видал он своей родины («Дубровский» Пушкина)

3.В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли. («Три пальмы» Лермонтов)

4. Первому, старшему изо всех, Феде,вы бы дали лет четырнадцать («Бежин луг» Тургенев)

5. Природа мать ему дала два мощных, два живых крыла («С поляны коршун поднялся» Федор Иванович Тютчев)

Домашнее задание (1,5 мин)

Запишите домашнее задание

  1. Подготовить устный рассказ о числительном как части речи

2. Письменное задание на выбор:

а) упражнение 395;

б) записать 6 предложений из худ. литры, в которых употребляются имена числительные. (с указанием названия произведения и автора)

Самостоятельная работа – синтаксическая роль числительного (по группам) (слайд 15)

1 группа

Подчеркните числительные как члены предложения

На компьютерном столе лежали две дискеты.

Концерт начнется в пять часов.

Я купил шестнадцать роз.



2 группа

Мне подарили второй том увлекательной книги.

После шестого урока состоится классный час.

РЕФЛЕКСИЯ (5 мин.)

Обращение к таблице «верные и неверные утверждения» (слайд 16)

Учитель. Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока. Я вновь прочту утверждения, а вы в третьей колонке поставьте «+» или «-».

Заполнение третьей колонки.

Обсуждение.

- По каким утверждениям ваше мнение совпало?

- Где вы изменили свое мнение? Почему?

Учитель. Мы сегодня только начали знакомство с числительными, пора подвести некоторые итоги. (слайд 17) (2 мин)

- Что мы изучали сегодня?

Ученики. Имя числительное.

- Какое оно?

Ученики. Количественное. Порядковое. Многоликое. Непростое. Собирательное.

какие действия характерны для него?

Ученики. Считает. Измеряет. Изменяется.

- Что вы о нем думаете?

Личные итоги урока:

- Что нового вы открыли на уроке?

- Что осталось непонятным??

Домашнее задание (слайд 18)  прокомментировано ранее. Запись в дневники. Оценки.

Спасибо за урок! (1 мин)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!