СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Численность населения Земли. Воспроизводство населения.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

Познакомить учащихся с численностью населения мира и отдельных стран мира.

Дать характеристику типам воспроизводства населения.

Объяснить понятия «демографическая политика», «демографический взрыв».

Развивать умения анализировать текстовые, картографические и статистические материалы.

Просмотр содержимого документа
«Численность населения Земли. Воспроизводство населения.»

Тема: «Численность населения Земли.

Воспроизводство населения».

(География, 10 класс)

Задачи урока Познакомить учащихся с численностью населения мира и отдельных стран мира. Дать характеристику типам воспроизводства населения. Объяснить понятия «демографическая политика», «демографический взрыв». Развивать умения анализировать текстовые, картографические и статистические материалы.

Тип урока Изучение нового материала.

Оборудование Политическая карта мира.

Ход работы.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Знания о численности населения, его составе, естественном движении, миграции и размещении необходимы любому государству. Эти сведения свидетельствуют о процессах, которые происходят в стране, позволяют составлять прогнозы об объеме трудовых ресурсов и анализировать изменения в составе и структуре населения. Именно люди, образованные и активные, своей профессиональной деятельностью в разных областях хозяйства делают государство сильным.

  1. Актуализация опорных знаний.

1.Вспомните, что такое естественный прирост? 2. Какие факторы влияют на рождаемость и смертность? 3. Что такое депопуляция?

  1. Изучение нового материала.

На сегодня численность населения нашей планеты составляет приблизительно 7,3млрд. человек. Но в далеком прошлом численность населения была небольшой и росла очень медленно, хотя коэффициент рождаемости был очень высоким. В начале нашей эры общее число людей не превышало 250 млн. человек. Рост численности населения ускорился в XVIII - XIX вв. В 1820 году на Земле уже насчитывался один миллиард людей, а в 1927 году родился двухмиллиардный житель планеты. Особенно быстро численность населения мира начала расти во второй половине XX в.

Учитель приглашает учащихся высказать свою точку зрения о причинах такого роста. Может быть использован методический прием «мозговой штурм». Учитель обобщает ответы учащихся и делает вывод. Учащиеся записывают в тетради причины роста численности населения мира:

1. Развитие экономики привело к сокращению продолжительности рабочего дня;

2.Труд людей благодаря механизации стал более легким и безопасным;

3.Улучшились условия жизни и качество питания;

4. Улучшилось качество медицинского обслуживания, люди смогли противостоять эпидемиям, а иногда побеждать их.

Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства. С понятием «воспроизводство населения» учащиеся знакомятся с помощью текста учебника на стр. 62-63. Учитель знакомит учащихся с «формулой» воспроизводства населения и типами воспроизводства населения.

Учащиеся с помощью рис.10 «Типы воспроизводства населения мира» на стр.67 учебника выписывают 5 стран (и их столицы) с I и II типами воспроизводства населения.

С помощью текста учебника на стр. 63-64 учащиеся знакомятся с новыми понятиями «демографический кризис» и «демографический взрыв». Работа в группах.

Учитель предлагает учащимся на основе статистических данных выяснить, какие страны сегодня на стадии демографического взрыва и для каких стран характерен демографический кризис. Учащиеся заполняют в тетради таблицы:

Страны с наибольшим приростом населения, 2014 г.

Страна

Столица

Регион

Прирост населения‰

Нигерия

Абуджа

Африка

33,4

Уганда

Кампала

Африка

33,2

Малави

Лилонгве

Африка

33,0

Бурунди

Бужумбура

Африка

32,7

Мали

Бамако

Африка

32,3

Буркина- Фасо

Уагадугу

Африка

30,4

Замбия

Лусака

Африка

29,5

Страны с наибольшим отрицательным приростом (убылью) населения, 2014 г.

Страна

Столица

Регион

Прирост населения‰

Украина

Киев

Европа

-6,0

Болгария

София

Европа

-5,4

Сербия

Белград

Европа

-4,5

Латвия

Рига

Европа

-3,8

Венгрия

Будапешт

Европа

-3,5

Эстония

Таллинн

Европа

-3,4

Германия

Берлин

Европа

-2,8

Проблемные вопросы.

1. Сейчас наиболее низкие показатели смертности характерны не для наиболее развитых стран, а для некоторых развивающихся стран (ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн). Чем вы объясните сложившуюся ситуацию?

2. В США старение населения происходит не такими быстрыми темпами, как в Западной Европе и Японии. Чем вы это объясните?

3. К каким последствиям может привести увеличение численности населения беднейших стран?

Учитель предлагает учащимся на основе статистических данных выяснить, какие страны входят в первую «десятку» про численности населения.

Учащиеся заполняют таблицу:

Крупнейшие страны мира по численности населения, 2016 г.

Страна

Столица

Регион

Численность населения, чел.

Китай

Пекин

Азия

1374,2 млн.

Индия

Нью-Дели

Азия

1282,8 млн.

США

Вашингтон

Америка

322,6 млн.

Индонезия

Джакарта

Азия

244,8 млн.

Бразилия

Бразилиа

Америка

205,5 млн.

Пакистан

Исламабад

Азия

192,5 млн.

Нигерия

Абуджа

Африка

187,0 млн.

Бангладеш

Дакка

Азия

159,7 млн.

Россия

Москва

Европа и Азия

146,5 млн.

Япония

Токио

Азия

126,9 млн.



В наши дни большинство стран мира стремится управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику. Пользуясь текстом учебника, учащиеся знакомятся с новым понятием «демографическая политика» и какие направления имеет демографическая политика в странах с I и II типами воспроизводства населения.

Важной научной основой для проведения демографической политики служит теория демографического перехода.

Учитель демонстрирует схематический график, на котором отображено, как изменялись показатели рождаемости, смертности и естественного прироста с начала нашей эры, и комментирует его. Всего в истории человечества выделяют четыре фазы демографического перехода:

I - высокие коэффициенты рождаемости и смертности, низкий коэффициент естественного прироста;

II - резкое снижение коэффициента смертности при высоком коэффициенте рождаемости, что ведет к быстрому росту численности населению (фаза демографического взрыва);

III - медленное снижение коэффициента смертности и быстрый - рождаемости; уменьшение коэффициента естественного прироста;

IV - дальнейшее уравнивание коэффициент рождаемости и смертности; очень медленный рост численности населения или даже его сокращение. Задание. Используя текст учебника, приведите примеры регионов и стран мира, которые в начале XXI в. находятся на разных этапах демографического перехода.

В последнее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие не только количество, но и качество населения.

Работа в группах.

Используя текст учебника на стр.70-71, определить, что входит в понятие качество населения. Анализ таблицы 3, на стр. 68.

Учитель обобщает ответы учащихся и делает вывод. Учащиеся записывают в тетради показатели, характеризующие качество населения:

  1. Экономические (занятость, душевой доход, калорийность питания);

  2. Социальные (уровень здравоохранения, безопасность граждан, развитие демократических институтов);

3. Культурные (уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией);

4. Экологические (состояние окружающей среды).

IV. Закрепление.

Вопросы.

1. Как изменялась численность населения Земли на протяжении последних столетий?

2. Чем объясняется быстрый рост численности населения в XX в.?

3. Объясните понятия «демографический взрыв» и «демографическая политика».

V. Задание на дом. Прочитать стр.62-71, задания № 1, 2, 3 на стр.90-91.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!