Тема: «Численность населения Земли.
Воспроизводство населения».
(География, 10 класс)
Задачи урока Познакомить учащихся с численностью населения мира и отдельных стран мира. Дать характеристику типам воспроизводства населения. Объяснить понятия «демографическая политика», «демографический взрыв». Развивать умения анализировать текстовые, картографические и статистические материалы.
Тип урока Изучение нового материала.
Оборудование Политическая карта мира.
Ход работы.
Мотивация учебной деятельности.
Знания о численности населения, его составе, естественном движении, миграции и размещении необходимы любому государству. Эти сведения свидетельствуют о процессах, которые происходят в стране, позволяют составлять прогнозы об объеме трудовых ресурсов и анализировать изменения в составе и структуре населения. Именно люди, образованные и активные, своей профессиональной деятельностью в разных областях хозяйства делают государство сильным.
Актуализация опорных знаний.
1.Вспомните, что такое естественный прирост? 2. Какие факторы влияют на рождаемость и смертность? 3. Что такое депопуляция?
Изучение нового материала.
На сегодня численность населения нашей планеты составляет приблизительно 7,3млрд. человек. Но в далеком прошлом численность населения была небольшой и росла очень медленно, хотя коэффициент рождаемости был очень высоким. В начале нашей эры общее число людей не превышало 250 млн. человек. Рост численности населения ускорился в XVIII - XIX вв. В 1820 году на Земле уже насчитывался один миллиард людей, а в 1927 году родился двухмиллиардный житель планеты. Особенно быстро численность населения мира начала расти во второй половине XX в.
Учитель приглашает учащихся высказать свою точку зрения о причинах такого роста. Может быть использован методический прием «мозговой штурм». Учитель обобщает ответы учащихся и делает вывод. Учащиеся записывают в тетради причины роста численности населения мира:
1. Развитие экономики привело к сокращению продолжительности рабочего дня;
2.Труд людей благодаря механизации стал более легким и безопасным;
3.Улучшились условия жизни и качество питания;
4. Улучшилось качество медицинского обслуживания, люди смогли противостоять эпидемиям, а иногда побеждать их.
Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства. С понятием «воспроизводство населения» учащиеся знакомятся с помощью текста учебника на стр. 62-63. Учитель знакомит учащихся с «формулой» воспроизводства населения и типами воспроизводства населения.
Учащиеся с помощью рис.10 «Типы воспроизводства населения мира» на стр.67 учебника выписывают 5 стран (и их столицы) с I и II типами воспроизводства населения.
С помощью текста учебника на стр. 63-64 учащиеся знакомятся с новыми понятиями «демографический кризис» и «демографический взрыв». Работа в группах.
Учитель предлагает учащимся на основе статистических данных выяснить, какие страны сегодня на стадии демографического взрыва и для каких стран характерен демографический кризис. Учащиеся заполняют в тетради таблицы:
Страны с наибольшим приростом населения, 2014 г.
Страна | Столица | Регион | Прирост населения‰ |
Нигерия | Абуджа | Африка | 33,4 |
Уганда | Кампала | Африка | 33,2 |
Малави | Лилонгве | Африка | 33,0 |
Бурунди | Бужумбура | Африка | 32,7 |
Мали | Бамако | Африка | 32,3 |
Буркина- Фасо | Уагадугу | Африка | 30,4 |
Замбия | Лусака | Африка | 29,5 |
Страны с наибольшим отрицательным приростом (убылью) населения, 2014 г.
Страна | Столица | Регион | Прирост населения‰ |
Украина | Киев | Европа | -6,0 |
Болгария | София | Европа | -5,4 |
Сербия | Белград | Европа | -4,5 |
Латвия | Рига | Европа | -3,8 |
Венгрия | Будапешт | Европа | -3,5 |
Эстония | Таллинн | Европа | -3,4 |
Германия | Берлин | Европа | -2,8 |
Проблемные вопросы.
1. Сейчас наиболее низкие показатели смертности характерны не для наиболее развитых стран, а для некоторых развивающихся стран (ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн). Чем вы объясните сложившуюся ситуацию?
2. В США старение населения происходит не такими быстрыми темпами, как в Западной Европе и Японии. Чем вы это объясните?
3. К каким последствиям может привести увеличение численности населения беднейших стран?
Учитель предлагает учащимся на основе статистических данных выяснить, какие страны входят в первую «десятку» про численности населения.
Учащиеся заполняют таблицу:
Крупнейшие страны мира по численности населения, 2016 г.
Страна | Столица | Регион | Численность населения, чел. |
Китай | Пекин | Азия | 1374,2 млн. |
Индия | Нью-Дели | Азия | 1282,8 млн. |
США | Вашингтон | Америка | 322,6 млн. |
Индонезия | Джакарта | Азия | 244,8 млн. |
Бразилия | Бразилиа | Америка | 205,5 млн. |
Пакистан | Исламабад | Азия | 192,5 млн. |
Нигерия | Абуджа | Африка | 187,0 млн. |
Бангладеш | Дакка | Азия | 159,7 млн. |
Россия | Москва | Европа и Азия | 146,5 млн. |
Япония | Токио | Азия | 126,9 млн. |
В наши дни большинство стран мира стремится управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику. Пользуясь текстом учебника, учащиеся знакомятся с новым понятием «демографическая политика» и какие направления имеет демографическая политика в странах с I и II типами воспроизводства населения.
Важной научной основой для проведения демографической политики служит теория демографического перехода.
Учитель демонстрирует схематический график, на котором отображено, как изменялись показатели рождаемости, смертности и естественного прироста с начала нашей эры, и комментирует его. Всего в истории человечества выделяют четыре фазы демографического перехода:
I - высокие коэффициенты рождаемости и смертности, низкий коэффициент естественного прироста;
II - резкое снижение коэффициента смертности при высоком коэффициенте рождаемости, что ведет к быстрому росту численности населению (фаза демографического взрыва);
III - медленное снижение коэффициента смертности и быстрый - рождаемости; уменьшение коэффициента естественного прироста;
IV - дальнейшее уравнивание коэффициент рождаемости и смертности; очень медленный рост численности населения или даже его сокращение. Задание. Используя текст учебника, приведите примеры регионов и стран мира, которые в начале XXI в. находятся на разных этапах демографического перехода.
В последнее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие не только количество, но и качество населения.
Работа в группах.
Используя текст учебника на стр.70-71, определить, что входит в понятие качество населения. Анализ таблицы 3, на стр. 68.
Учитель обобщает ответы учащихся и делает вывод. Учащиеся записывают в тетради показатели, характеризующие качество населения:
Экономические (занятость, душевой доход, калорийность питания);
Социальные (уровень здравоохранения, безопасность граждан, развитие демократических институтов);
3. Культурные (уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией);
4. Экологические (состояние окружающей среды).
IV. Закрепление.
Вопросы.
1. Как изменялась численность населения Земли на протяжении последних столетий?
2. Чем объясняется быстрый рост численности населения в XX в.?
3. Объясните понятия «демографический взрыв» и «демографическая политика».
V. Задание на дом. Прочитать стр.62-71, задания № 1, 2, 3 на стр.90-91.