Обществознание, 8 класс
Урок № 02
Человек, общество, природа
Д.З.: § 2, ?? (с.18), задания (с.18-19), «Вспомним» к § 3, заполнить таблицу «Человек - венец природы»
© А.И. Колмаков
Задачи урока:
- Подвести учащихся к пониманию того, что от их выбора деятельности, осознания личной ответственности за окружающую среду зависит благополучие и процветание страны.
- Создать основу для формирования у школьников экологической культуры, знаний о значении природы в жизни человека и общества, влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, механизмах и регуляторах этой деятельности.
- Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: прогнозирование результата; выдвижение гипотез и их обоснование; поиск и оценка альтернативных способов разрешения проблемы.
Знать и уметь (УУД)
- Раскрывать смысл понятия «ноосфера».
- Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку.
- Характеризовать возможности человеческого разума.
- Раскрывать значение моральных норм.
- Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей.
- Анализировать и оценивать текст с заданных позиций.
- Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы
Понятия, термины
- биосфера;
- ноосфера;
- природа;
- человек – венец природы;
Проверка знаний учащихся
1. Что означают слова: «Человек — существо биосоциальное»?
2. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?
3. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?
4. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?
5. Как проявляются способности человека?
6. Что такое самореализация человека?
7. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?
Изучение нового материала
- Что такое природа?
- Взаимодействие человека и окружающей среды .
- Место человека в мире природы .
Вспомним. Подумаем.
- ВСПОМНИМ. Что такое экологический кризис? Какие природные ресурсы вам известны? Какое применение им находит человек? Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым? Каким должно быть отношение человека к природе? Разделяете ли вы мнение, что человек обязан заботиться о природе? Если да, то зачем и в чём должна проявляться забота?
- ПОДУМАЕМ. Будут ли изменяться природные свойства человека в отдалённом будущем?
Что такое природа?
Три значения термина «природа» в философском понимании:
- в широком — всё сущее , весь мир во всём многообразии его форм и бесконечности проявлений;
- в узком — биосфера , т. е. «область жизни», земная оболочку, охваченная жизнью ;
- природа как всё, что возникло и способно развиваться вне человеческой деятельности ( живая и неживая природа существовала задолго до появления человека ).
Что такое природа?
задание
значения термина «природа»
в биологии
в географии
в обществознании
Таким образом, человек вышел из природы; культура и материальное производство сформировали социальную сущность человека и общества.
Что такое природа?
Окружающая человека среда и её компоненты
О неодолимой тяге к краскам земли, к теплу солнца у детей, вывезенных родителями на дождливую Венеру и вынужденных почти всё время проводить в убежищах, мы читаем в рассказе американского писателя Р. Брэдбери «Всё лето в один день».
На с.14 прочитайте отрывок из рассказа Р. Брэдбери «Всё лето в один день».
Чему учит автор? Какие природные ресурсы и в каких целях использует человек? Что вы знаете о проблеме их исчерпаемости? Какая опасность в этом? Что делать, чтобы не было этой опасности? Приведите примеры бережного и гуманного отношения к природе.
Взаимодействие человека и окружающей среды
С давних времён существовало два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический . Последний ярче всего выражен в искусстве, однако он вовсе не является монополией искусства.
Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах и всё меньше становится доступным человеку современной технической цивилизации.
Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне оправданным, но не культурным отношением.
Но можно видеть в природе не просто мёртвую материю, не просто землю как источник урожаев, но ещё и землю как мать.
Губин В. Д., российский философ
Взаимодействие человека и окружающей среды
- Прочитайте в учебнике (с.15) отрывок из рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром» и ответьте на вопросы:
- какая проблема заявлена в рассказе?
- Прослеживается ли авторская позиция в этом рассказе? Если да, то какая?
- Разделяете ли вы её? Почему? Объясните свой ответ.
- Какова наша личная ответственность перед окружающим миром?
Взаимодействие человека и окружающей среды
- В еликий русский учёный В. И. Вернадский считал, что придёт то время, когда дальнейшее развитие планеты, а следовательно, и человеческого общества будет направляться разум ом. Биосфера станет постепенно превращаться в сферу разума. Позднее был придуман новый термин — ноосфера (от лат. — разум). Под ноосферой понимают область планеты, охваченную разумной деятельностью человека.
- В ступление в эту эпоху предполагает в первую очередь изменение отношения человека к природе, такую организацию общественной жизни, производства, при которой можно обеспечить гармонию природы и общества .
Место человека в мире природы. Человек - венец природы?
- Работаем в парах!
- Задание: долгое время в обществе господствовало мнение, что человек стоит на последней ступени эволюционного развития.
- На какие аргументы ссылались сторонники этой позиции (см. с. 16-17 учебника) и в чём суть каждого аргумента? Какую позицию выбрали вы? А может быть, у вас есть своя, особая точка зрения на место человека на «лестнице живых существ», на проблему эволюции, её прогрессивной направленности?
Место человека в мире природы. Человек - венец природы?
- Во-первых, человек наделён разумом .
- Во-вторых, он умеет накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать её, создавать нечто не существующее в природе .
- В-третьих, возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам , среди которых на первое место вышли требования морали .
Человечество поднялось на новую ступень развития — от первобытного стада к общественной организации людей.
Первая точка зрения
Могущество человеческого разума, избавление от законов дикой природы, создание грандиозного здания культуры привели многих к выводу, что человек — существо высшее и живёт по собственным законам, а природа — источник ресурсов для жизнедеятельности человека.
Место человека в мире природы. Человек- венец природы?
Вторая точка зрения
Человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.
Во-первых, само понятие прогресса (движения от простого к сложному) придумали люди. Природа не знает никакого целенаправленного движения, в противном случае её надо наделить разумом.
Во-вторых, довольно относительно деление на простые и сложные организмы.
В-третьих, палеонтологическая летопись планеты хранит рассказы о том, как исчезли многие группы животных , как на смену гигантским земноводным приходили ящеры, а потом и они вымерли. Жизнь продолжается!!!
Земля без человека возможна?
В-четвёртых, человек наделён разумом, однако не всегда совершает разумные поступки . За бездумное отношение уже сегодня человеку приходится расплачиваться.
Место человека в мире природы. Человек- венец природы?
Человек, ты часть природы! Береги среду, в которой ты живёшь!
Проверь себя
1. Каковы основные значения понятия «природа»?
2. В чём выражается природное единство мира?
3. Какова роль природы в жизни человека и общества?
4. Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера?
5. Какие возможности открыл перед человечеством разум?
6. Присущ ли прогресс развитию природы?
7. В чём проявляется неразумность отношения человека к природе?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
Литература
- Обществознание. 8 класс : учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 255 с
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
- Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс : 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 174 с.
- Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
- Иллюстрации из сети Интернет.
- http:// dare.megatechnostroy.ru/issledovatelskaya-rabota-okruzhayucshaya-sreda-i-chelovek-primery Окружающая человека среда и её компоненты.
©шаблон презентации, источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIIIвида. г. Балашов Сайт: http://pedsovet.su/