СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Четыре благородных истины

Нажмите, чтобы узнать подробности

еБудда часто упоминает десять вопросов, которые он считает неопределенными и этически бесполезными: 1) Вечен ли мир? 2) Или он невечен? 3) Конечен ли мир? 4) Или он бесконечен? 5) Тождественна ли душа с телом? 6) Отлична ли душа от тела? 7) Бессмертен ли познавший истину? 8) Или он смертей? 9) Будет ли познавший истину одновременно и бессмертным и смертным? 10) Будет ли он бессмертным или смертным? Эти вопросы известны в буддийской литературе как «десять неразрешимых вопросов» и являются предметом трактата Авья-ката Саньютты, называемого «Саньютта-никая».  Вместо рассмотрения метафизических проблем, бесполезных для морального усовершенствования и недоступных познанию. Будда всегда стремился просвещать людей по самым важным для них вопросам: о страдании, его происхождении и прекращении, а также о пути, ведущем к прекращению страдания. 

Просмотр содержимого документа
«Четыре благородных истины»



1.2 Четыре благородных истины


Будда часто упоминает десять вопросов, которые он считает неопределенными и этически бесполезными: 1) Вечен ли мир? 2) Или он невечен? 3) Конечен ли мир? 4) Или он бесконечен? 5) Тождественна ли душа с телом? 6) Отлична ли душа от тела? 7) Бессмертен ли познавший истину? 8) Или он смертей? 9) Будет ли познавший истину одновременно и бессмертным и смертным? 10) Будет ли он бессмертным или смертным? Эти вопросы известны в буддийской литературе как «десять неразрешимых вопросов» и являются предметом трактата Авья-ката Саньютты, называемого «Саньютта-никая».

Вместо рассмотрения метафизических проблем, бесполезных для морального усовершенствования и недоступных познанию. Будда всегда стремился просвещать людей по самым важным для них вопросам: о страдании, его происхождении и прекращении, а также о пути, ведущем к прекращению страдания.

Ответы на эти четыре вопроса составляют сущность просветления Будды, которым он стремился поделиться со всеми ближними. Они стали известны под названием «четырех благородных истин»: 1) жизнь в мире полна страданий, 2) есть причина этих страданий, 3) можно прекратить страдания, 4) есть путь, ведущий к прекращению страданий. Все учение Будды сосредоточено вокруг этих четырех истин.

Первую истину Будда открыл для себя, встретив в своей жизни страдания. Еще принцем, Будда увидел похороны, болезни и боль и впал в уныние от знаний неизбежности каждого. Однако Будда увидел не просто и не только эти картины, но и сами существенные условия жизни людей и животных, вызывающие все без исключения несчастья.

«Рождение, старость, болезнь, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние - все, что порождено привязанностью к земному, есть страдание . Первая истина Будды - это концепция пессимизма, типичная для большинства древнеиндийских философских систем. Жизнь полна страданий, удовольствия - кратки, временны, и утрата этих удовольствий - это новые страдания».1

Вторая благородная истина — о причине страданий. Цепь из двенадцати звеньев. Хотя наличие страданий признается всеми индийскими мыслителями, но в определении этого ненормального явления они не всегда единодушны. Происхождение зла объясняется Буддой с помощью особой концепции естественной причинной связи. Согласно этой теории, нет ничего необусловленного — все зависит от определенных условий. «Это сансара, представляющая собой причинно обусловленную цепь материальных и психических элементов, причем преобладают вторые, они-то, прежде всего, и детерминируют прикованность к колесу жизни.» 2

Вторая истина об источнике страданий полагает, что источник - сама жизнь, тот ее круговорот, из которого нет выхода для незнающего глупца, невежды. Поиск корня страданий привел Будду к заключению о неведении и невежестве, а также о том, что страдания не зависят от социальных причин.

Третья благородная истина — о прекращении страданий — вытекает из второй: о том, что несчастье зависит от некоторых условий. Если устранить условия, порождающие несчастья, то прекратится и страдание. Следует заметить, что освобождение от страданий достижимо и в этой жизни, если только будут выполняться определенные условия. Когда совершенный контроль над страстями и постоянное размышление об истине ведут человека через четыре степени самоуглубления к совершенной мудрости, тогда он освобождается от власти земных страстей. Он порывает узы, связывающие его с миром. Тем самым он становится свободным, освобожденным. О таком человеке говорят, что он стал архатом, то есть почтенным лицом. Это состояние освобождения чаще называется нирваной — угашением страстей, а вместе с ними и страданий. Четвертая благородная истина, указывает путь (марга) к освобождению от страданий, путь, по которому следовал Будда и могут следовать другие. Следованию по этому «пути» — познание основных причин страдания. Указанный Буддой путь состоит из восьми ступеней, или правил, и поэтому носит название благородного «восьмеричного пути». Этот путь дает представление о буддийской морали; он открыт для всех - и монахов и непосвященных.3 Следующий этому благородному пути достигает следующих восьми добродетелей:

1) Правильные взгляды.

2) Правильная решимость.

3) Правильная речь.

4) Правильное поведение.

5) Правильный образ жизни.

6) Правильное усилие.

7) Правильное направление мысли.

8) Правильное сосредоточение.


12 Иванов В.Г. История этики древнего мира С.47 Ленинград, 1990

2 См. там же

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!