СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Честность и искренность

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность; – учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях, оценивать позитивные качества честности; – развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

 

Просмотр содержимого документа
«"Честность и искренность»

Основы светской этики

Тема урока "Честность и искренность". 4-й класс

Учитель Донченко Светлана Викторовна





Цели урока:

– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;
– учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях, оценивать позитивные качества честности;
– развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Результаты урока.

Личностные:
– развитие этических качеств личности: честности, доброжелательности, дружбы, эмоционально-нравственной отзывчивости;
– формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир.

Предметные: становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности.

– Метапредметные:
– формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
– формирование готовности слушать собеседника и вести диалог.

Ресурсы: презентация, карточки с синонимами и антонимами к слову “честность”, плакат “Честность и порядочность”, листы с заданиями для индивидуальной работы.

1. Организационный момент.

Звучит фонограмма песни “Вместе весело шагать по просторам”. Ученики входят в класс парами.

– Надеюсь, что эта весёлая мелодия зарядила вас позитивной энергией, которая поможет активно работать на уроке.

2. Актуализация знаний.

– Чему нас учат уроки ОРКСЭ?
– С какими важными понятиями мы уже познакомились на этих уроках?

Вежливость, добро, любовь к Родине, дружба, порядочность.

– Какую тему изучали на предыдущем уроке?

Дружба и порядочность. (Слайд 4)

– Дайте определение понятию “дружба”.

Дружба – одна из высших нравственных ценностей.

Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.

– Дайте определение понятию “порядочность”.

Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим (низким) поступкам.

– Какое творческое задание вы получили к этому уроку?

Написать эссе на тему “Мой друг”.

(Ученица читает эссе. Чтение сопровождается показом презентации к данной творческой работе.)

– Подведём итог. Какие качества помогают дружбе?

Дружбе помогают бескорыстие, доверие, интерес, искренность, милосердие, надёжность, равноправие, свобода, симпатия, честность

3. Объявление темы урока.

– Сегодня я хочу обратить особое внимание только на 2 качества, которые помогают дружбе. Это честность и искренность. Тема нашего урока “Честность и искренность”. 

4. Результаты исследования и уточнение целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Готовясь к этому уроку, 2 ученицы нашего класса провели исследование. О результатах исследования девочки сейчас нам расскажут.

Цели исследования:

1) Определить, кого учащиеся считают честным человеком.
2) Узнать, всегда ли четвероклассники говорят правду.
3) Выяснить, какие чувства испытывают ребята, если им приходится кому-нибудь солгать.
4) Выяснить, какие чувства испытывают ребята, когда их кто-нибудь обманывает.
5) Узнать, хотят ли четвероклассники поговорить о честности.

(Девочки сообщают цели исследования и результаты анкетирования учащихся класса.)

– По результатам исследования видно, что тема урока ребятам интересна, она их волнует.

Поэтому сегодня на уроке мы постараемся понять, что обозначает слово “честность”, будем учиться оценивать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях. Также нам надо разобраться, зачем людям нужна честность.

5. Первичное усвоение новых знаний.
– Как вы считаете, что такое честность?

(Ответы учащихся.)

– Прочитаем, что же обозначат слово “честность”. 

Честность – это искренность, добросовестность, безупречность. Честность подразумевает в отношениях с другими людьми прямоту и правдивость, надёжность в исполнении обещаний, отрицание обмана и воровства, честное поведение. (Данное правило есть в учебнике).

Проверка восприятия. (Слайд 8)

1) Что обозначает слово “честность”?
2) Что честность подразумевает в отношениях с другими людьми?
3) Что отрицает честность?

– Обратите внимание, что составной частью честности является искренность.
– Прочитайте, что обозначает слово “искренность”. 

Искренность проявляется в отсутствии противоречий между чувствами, намерениями человека и его действиями. (Данное правило есть в учебнике.)

– Искренность – очень важное качество. Оказывается, искренность приносит людям здоровье. Это явление один учёный объяснил так: “Если человек обнимает меня искренне, он даёт мне свою безусловную любовь, значит, с ним я нахожусь в состоянии безопасности…”
– Бывают искренние объятия, искренние рукопожатия, искренние улыбки.
– Я хочу, чтобы вы сейчас подарили друг другу искренние улыбки, которые поднимут вам настроение, значит, принесут здоровье. 

6. Работа над фразеологическим оборотом “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”.

– О честности люди задумывались всегда. У многих народов в давние времена были свои правила и обычаи, по которым определяли честность, правду и ложь.
– Рассказ подготовленного ученика. 

В Древней Руси существовал довольно жестокий обычай определять честность, правду и ложь. Человека, заподозренного в плохом поступке, испытывали водой. Вода считалась стихией чистой, священной, потому и её суд считали справедливым и объективнымДля этого обвиняемого вели к реке и бросали в воду. Если несчастный начинал тонуть, то признавалось, что его напрасно обвинили, он не виновен. Если же всплывал, то считалось, что вода не принимает подозреваемого, он виновен. Так и появился фразеологический оборот “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”, т.е. узнать, виновен или нет. (Данная информация есть в учебнике.)

Проверка восприятия.

– Что обозначает фразеологический оборот “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”?

(Учащиеся записывают значение фразеологического оборота на листах для индивидуальной работы.)

7. Выражения со словом “ЧЕСТНОСТЬ”.

– Со словом “честность” существуют выражения, которые мы часто используем в жизни. Сейчас мы с ними познакомимся.

– Как вы понимаете выражение “ЧЕСТНО ИСПОЛНЯТЬ СВОЙ ДОЛГ”?

Всегда добросовестно выполнять свои обязанности. Например, хорошо учиться в школе.

– Подберите синоним к слову долг.

Беседа о том, как люди разных профессий исполняют свой долг. 

– В народе есть выражение “ОН ПРИНЯЛ ЧЕСТНУЮ СМЕРТЬ”. Когда так говорят?

(Ответы учащихся.)

Честная смерть – это смерть доблестная, благородная. Отдал свою жизнь за Родину – погиб, исполняя свой долг.

– Давайте посмотрим клип, посвящённый памяти павших в годы ВОВ. Видеофрагмент можно получить у автора статьи.

– Выражение “ДАЮ ЧЕСТНОЕ СЛОВО” довольно распространённое. Очень часто люди с лёгкостью дают честное слово и тут же о нём забывают.

В давние времена особенно крепким считалось честное купеческое слово.

Рассказ подготовленного ученика.  В 18–19 веках купцы, заключая договоры, не составляли письменных документов и не ставили печатей. Их честное слово было надёжней любого документа с печатью. Считалось, что нарушить слово, поступить нечестно и непорядочно – значит навсегда испортить свою репутацию, утратить хорошее мнение и добрую славу о себе. Человеку с испорченной репутацией никто и никогда больше не поверит. (Данная информация есть в учебнике.)

– Конечно, было бы хорошо, чтобы во все времена и взрослые и дети умели держать слово.

8. Видеозапись отрывка из мультфильма “Честное слово”.

(Рассказ Л. Пантелеева “Честное слово” был прочитан учащимися на уроке внеклассного чтения в 3 классе.)

– Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма. Постарайтесь вспомнить автора и название произведения. (Показ отрывка из мультфильма по мотивам рассказа Л. Пантелеева “Честное слово”).

Вопросы для обсуждения. 

– Как называется рассказ?
– Кто написал рассказ?
– Чем закончилась эта история?
– Что можно сказать об этом мальчике?
– Давайте послушаем, что о нём говорит автор. 

(Показ отрывка из мультфильма по мотивам рассказа Л. Пантелеева “Честное слово”.)

Вопросы для обсуждения. 

– Как автор относится к мальчику?
– Какова главная мысль рассказа?
– Какое правило честного человека можно составить, прочитав рассказ “Честное слово”?

Честный человек всегда держит слово.

9. Физкультминутка. Игра “ЧЕСТНО – НЕЧЕСТНО”. 

– Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.
– Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо утвердительно покачать головой, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.
– Честно ли бросать друга в беде? 
– Честно ли признавать свою вину?
– Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?
– Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?
– Честно ли без спроса брать чужие вещи? 
– Честно ли пользоваться подсказками?
– Честно ли после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?
– Честно ли подсказывать другу на уроке?
– Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?
– Немного отдохнули, садитесь.

10. Анализ ситуаций.

– Иногда люди попадают в такие ситуации, когда трудно сделать правильный выбор.

Подумайте и скажите, как бы вы поступили в следующей ситуации.

1-я ситуация. 

– Представьте, что вы нашли на улице кошелёк. Как вы поступите в этом случае?

(Ответы учащихся.)

– Сейчас мы послушаем историю, которая произошла с мальчиком Томми.

Аудиозапись рассказа “Честный Томми”. 

Вопросы для обсуждения.

– В чём проявилась честность Томми?
– Почему Томми не взял кошелёк себе?
– Давайте составим следующее правило честного человека. 

Честный человек никогда не берёт чужого.

2-я ситуация. 

Представьте, что ваш лучший друг кого-то обманул, а вы были свидетелем обмана. Что вы будете делать?
– Промолчите.
– Поссоритесь.
– Поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.

(Ответы учащихся.)
– Сформулируем третье правило честного человека. 

Честный человек не боится сказать правду.

– Сегодня на уроке мы составили несколько правил честного человека, а народ составил таких правил очень много. Прочитать некоторые из них мы сможем, если нам удастся составить пословицы.

11. Пословицы о честности. Работа в парах. Первичная проверка понимания.

– Перед вами пословицы о честности, но чтобы прочитать их, надо правильно соединить левую и правую части каждой пословицы. 

(Учащиеся работают на листах для индивидуальной работы.)

Кто вчера солгал, 
Как бы ни пряталась ложь, 
Ложь до добра 
Маленькая ложь 
Ложь

дружбу губит.
за собой большую ведёт.
правда её отыщет.
тому и завтра не поверят.
не доведёт.

Проверка выполненной работы. 

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Как бы ни пряталась ложь, правда ее отыщет.
Ложь до добра не доведет.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Ложь дружбу губит.

(Учащиеся читают пословицы и объясняют их смысл.)

12. Подбор синонимов и антонимов к слову “ЧЕСТНОСТЬ”. Первичное закрепление.

– Сегодня на протяжении всего урока мы говорили о честности. Я хочу проверить, как вы поняли, что обозначает слово “честность”. 

В первый столбик запишите синонимы к слову “честность”, а во второй – антонимы к этому слову.

(Два ученика работают у доски, остальные на листах для индивидуальной работы.)

Проверка выполненной работы. 

– Назовите антонимы к слову “честность”.

Подлость, хитрость, бесчестность, жульничество, мошенничество.

– А какие качества надо воспитывать в себе всю жизнь? 

Обучающиеся называют синонимы к слову “честность”.

Искренность, правдивость, добросовестность, безупречность, надёжность.

– А ещё я хочу добавить, что необходимо научиться быть честным самим с собой, уметь смотреть правде в глаза и бороться со своими недостатками.

13. Высказывание Н.Г. Чернышевского о честности. 

– Русский писатель, учёный и философ Николай Гаврилович Чернышевский о честности сказал так: “Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни”. 
– Попадая в какую-либо ситуацию, человек стоит перед выбором, как поступить, а выбор этот не всегда легко сделать.
– Можно ли сказать, что честность – это проявление смелости?

(Ответы учащихся.)

– Давайте послушаем об этом стихотворение.

14. Стихотворение Андрея Ковтуна о честности.

Вкус у неё совсем не сладкий,
Скорее горький, будто дым,
Но честность не растят на грядке,
Чтоб пожинать её плоды.

Не обещая мзды за верность,
Она нам приговор несёт:
Не оскверняться там, где скверна,
И не сгибаться там, где гнёт.

Она всегда неприручима,
Её колючие углы
Не чтут ни имени, ни чина
И разрывают все чехлы.

Она из тех лишь измерений,
Где только “да” и только “нет”,
И слов не ищут безразмерных
На промежуточный ответ.

15.Рефлексия. (Подведение итогов урока.)

– Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: “Зачем людям нужна честность?”. (Ответы детей.)

Честность обеспечивает понимание со стороны окружающих.

Честность помогает добиться торжества справедливости.

Честность вызывает уважение, задаёт направление развитию человека.


– Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что наша страна очень нуждается в честных, порядочных людях. Так давайте становиться лучше, чище, давайте дарить окружающим нам людям тепло наших сердец, заботу и любовь.
– У вас на партах лежат сердечки. Пусть каждый из вас напишет искреннее пожелание своему другу.

Звучит фонограмма песни “Дорогою добра”. 

16.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Прочитать материал учебника, выучить правила.

Найти пословицы о честности, записать их в тетради.

На следующем уроке мы продолжим разговор о честности и постараемся разобраться, всегда ли надо говорить правду.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!