СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект: Черви дендробене - помощники для экосистемы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №81»

 

Научно-практическая конференция

«Юность. Наука. Культура»

 

 

 

 

 

 

 

Проектная работа на тему:

 

«Дождевые черви – помощники для экосистемы»

 

 

 

 

                                           Выполнила работу:                                                           

                                       Дедюхина Олеся Андреевна

        1в  класс

        

                          Руководитель:                                                              

                                                               Вечтомова Вероника Вячеславовна

                   

                                                              

 

 

 

 

 

Ижевск, 2022 г

Оглавление                         

Введение                                                                                             

Глава 1  Жизнь червей-старателей.                                                  

    1. Что мы знаем о червях-старателях                                                    
    2. Строение червя - старателя                                                                
    3. Обитание червей -старателей в домашних условиях.                       

Выводы по первой главе                                                                      

Глава 2  Наблюдение за червями в домашних условиях                

Выводы по второй  главе                                                                    

Заключение                                                                                           

Словарь терминов                                                                               

Список   источников литературы и интернет ресурсов              

Приложение    

Приложение 1   Анкетирование учеников 1в класса                   

Приложение 2   Внешнее строение  червя-старателя                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Лучшее  домашнее животное, которым и корм покупать не надо, гулять с ними не надо, они еще сами вашу органику съедят и превратят огрызки в плодородную землю.»

Автор: народ

             А вы знаете, что по разным оценкам, от 30 до 80% содержимого нашего мусорного ведра приходится на пищевые отходы?             А вы знаете, что именно органика «виновна» в том, что жить рядом с полигоном бытовых отходов становится неприятно и вредно, ведь на свалке с нашими пищевыми отходами происходит не то же самое, что в компостной куче на даче?  На полигоне органика НЕ становится компостом потому, что там НЕТ кислорода и образуется анаэробные процессы, в результате чего выделяются оксиды серы, сероводород и меркаптаны, ответственные за отвратительные «свалочные» запахи, а также большое количество метана.  Метан легко воспламеняется, за ним загораются и полимеры, добавляя к тошнотворному газовому «коктейлю» еще и токсичные продукты горения.

         Цель работы: познакомить слушателей  с червями-старателями и показать как они делают почву из пищевых отходов.

Поэтому   актуальность моей работы я вижу в том, что в наш век, когда нарушается экология почвы, стоит задуматься, что в природе есть создания, которые приносят неоценимую пользу.

Новизна работы заключается в том, что данная тема не исследовалась в нашей школе.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  1. анализ литературы;
  2. проведение анкетирования среди одноклассников и обработка полученных данных;
  3. наблюдение за червями в  домашних условиях;
  4. рассказ о них, об их пользе  людям.

Методы исследования:

  • наблюдение, сравнение, анкетирование.
  • анализ литературы.

 

  1. Что мы знаем о червях – старателях?

 

   Когда я приступила к своему исследованию, мне уже было известно, что черви-старатели живут в земле, в навозе, а рыбаки используют их в качестве наживки для ловли рыбы. Я также знала, что ими питаются птицы и кроты. Но мне стало интересно, а  что же знают мои одноклассники о червях-старателях? Мы с учителем провели анкетирование в моём классе. Всего нами было опрошено 24 человека. Им было предложено ответить на 6 вопросов.             Анкетирование показало, что у ребят нет точных знаний об этих созданиях, многие вообще не знают о пользе червей и их необходимости в природе. (Приложение 1)

   Так что же я  узнала о  червях-старателях?

Червь - старатель относятся к семейству почвенных малощетинковых червей подотряда дождевых. Сюда входят крупные черви от 10 до 30 см в длину, с толстой кожей, красной кровью, лишенные глаз. Средние размеры – от 5 до 13 см в длину и 0,7 см в диаметре, масса от 1 до 12 г.

Передвигаются благодаря попеременному сокращению и расслаблению мышц. В процессе сокращения кольцевых мышц тело червя становится тоньше и длиннее, а когда сокращаются продольные мышцы – он утолщается и становится короче.

Дышит червь через кожу. Поверхность его всегда скользко-влажноватая, за счет выделяемых секретов. Таким образом он сохраняет себя от пересыхания. Важные признаки при покупке старателя, помогающие отличить ее от навозного червя:

  • непарное расположение более крупных щетинок, разделенных промежутками
  • немного шершавые бока и низ
  • цвет – у навозника он только красный, в отличие от червя-старателя, которая может иметь любой оттенок – розовый, фиолетовый, сиреневый, красноватый, желтоватый.

Червь- старатель на фото для многих выглядит непривлекательно, но только не для любителей рыбалки. Последние оценивают его по весу, цвету и живучести.

Разведение в домашних условиях

Каждый представитель данных червей является синхронным гермафродитом (одновременно обладает мужской и женской половой системой). Поэтому спариваются они друг с другом, не задумываясь о выборе. Готовность к спариванию выдает набухший поясок на теле в виде муфты. Обычно это время наступает в начале весны.

Но в домашних условиях можно организовать подходящие условия для постоянного размножения. Процесс происходит ночью на поверхности земли. Пара плотно прилегает друг к другу брюшной частью, чтобы семенные протоки совпадали между собой. Затем один выдает сперму, которая поступает в семяприемники другого.

Неоплодотворенные клетки обращаются в слизь. Оплодотворение осуществляется методом сбрасывания через передний конец тела муфты, которая в дальнейшем функционирует как кокон для яиц. Коконы червя дендробена созревают около 2 месяцев, в конце срока из них появляются маленькие червячки.

Если вы планируете разведение червей  на дому, почву надо проверить на кислотность (подходящие значения pH 6-7), а также правильно увлажнять. Проверить состояние земли можно, взяв в руку комочек и сжав. Если он не рассыплется после этого – почва хорошо увлажнена.

Наиболее оптимальная среда – кокосовый субстрат или торфяник. Чем кормить червей понять несложно, если вспомнить его природные пищевые пристрастия. Помимо органических веществ в самой почве, они с удовольствием перерабатывают кухонные отходы, очистки, все, что нравится и навозным червям.

В качестве подкормки добавляют мелко перемолотую яичную скорлупу, которую перемешивают с почвой, а сверху засыпают торфом, слоем до 3 см. Важно знать, что червь не переносит прямого солнечного света. Также не надо в одном рассаднике разводить разные виды червей. Вода должна быть без хлора, для чего ее в течение нескольких дней «проветривают», держа открытой.

Выводы по первой главе

 

  Таким образом, изучив строение и жизнедеятельность червей-старателей,  можно сделать вывод, что, несмотря на их не очень привлекательный вид, их польза неоценима. Черви играют важную роль в экосистеме:  после поедания опавших листьев черви выделяют экскременты, способствующие плодородию почвы. К тому же они выполняют отличную профилактику многочисленных заболеваний и обеспечивают защиту от вредителей, поедая перегнившие органические составляющие, такие как гнилые листья, скошенную траву и грязь.

 

 

Глава 2  Наблюдение за червями-старателями в домашних условиях

 

   В ходе своей проектной  работы я провела ряд наблюдений за червями в домашних условиях. Мне бы хотелось поделиться результатами своих наблюдений.

  1. Мы с семьёй приобрели так называемый #вермикомпостер , установили прямо в квартире превращать опасную органику в биогумус, вермичай.
  2. Придумали название домика « #чтобятамжил» и название червей «прыткие пацаны».
  3. Заселение Моего вермикомпостера.
  4. Сбор органики для вермикомпостера.
  5. Кормление червей.
  6. Прошло 50 дней с момента заселения и мы получили первый 'урожай' - 0.7 л вермичая, прекрасного удобрения.
  7. И вот целый год, эти старательные прыткие пацаны перерабатывали органику, которую я им подбрасывала и превращали её в органическое удобрение биогумус для выращивания шикарнейшей рассады.

 

Кстати! Мама поставит личный эксперимент, какая рассада вырастет с использованием обычной земли из магазина, а какая - с моей добычи с вермифермерства .

 

 

Выводы по второй главе

 

   Таким образом, в ходе проведённого проекта я выявила, что где бы не находились дождевые черви, в естественной среде обитания или в домашних условиях, главное для них – это благоприятные условия и наличие почвы. Тогда эти маленькие труженики продолжат рыхлить и перерабатывать почву, принося пользу людям.

 

 

 

Заключение

      В результате проведённой работы я достигла поставленные перед собой  цели и задачи. Результаты исследования позволили наглядно изучить строение, жизнедеятельность дождевых червей и заставили меня задуматься о их пользе для нас. Черви-старатели действительно являются «сокровищами» для растений, животных и человека.  Сегодня, когда вопрос об экологии почвы, стоит очень остро, роль дождевых червей сложно недооценить. Я буду рассказывать своим товарищам о пользе дождевых червей и бережном отношении к ним. 

       Таким образом, данная работа помогла мне расширить знания о червях, научила решать поставленные задачи, делать выводы.

       Своей работой я хотела привлечь внимание одноклассников к неоценимой роли червей-старателей в природе. 

         

 

Словарь терминов

 

Биогумус - удобрение, получаемое в результате жизнедеятельности дождевых червей в какой-либо органической среде.

Вермикультура -   разведение  дождевых червей  на специальных фермах.

Копролиты – экскременты дождевых червей.

 

 

Список  источников литературы и интернет ресурсов

 

  1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров. - 2-е изд., испр. [Репринт. изд. 1989 г.]. - М. : Большая рос. энцикл., 1995. – 863с.
  2. Гиляров М.С., Криволуцкий Д.А. Жизнь в почве. — М.: Мол. Гвардия, 1985.-191с.
  3. Насекомые. Полная энциклопедия/[пер. с англ.М.Авдониной]. – М.: Эксмо, 2011.- 256с.
  4. B. Ковалев, C. Ошанин. Подземные труженики (о дождевых червях)://Школьнику. 2018. URL: journal-shkolniku.ru/dogdevoi-cherv.html. (Дата обращения  7.09.2018)

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

    Приложение 1

 

Результаты анкетирования учеников 1в класса

«Что я знаю о  червях?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Проект: Черви дендробене - помощники для экосистемы»

Научно-практическая конференция «Юность. Наука. Культура»        Проект   «Дождевые черви - помощники для экосистемы»  Дедюхина Олеся, 1в кл.

Научно-практическая конференция

«Юность. Наука. Культура»

 

Проект «Дождевые черви - помощники для экосистемы»

Дедюхина Олеся, 1в кл.

«Лучшее домашнее животное, которым и корм покупать не надо, гулять с ними не надо, они еще сами вашу органику съедят и превратят огрызки в плодородную землю.»  Автор: народ

«Лучшее домашнее животное, которым и корм покупать не надо, гулять с ними не надо, они еще сами вашу органику съедят и превратят огрызки в плодородную землю.»

Автор: народ

 А вы знаете, что в мусорном ведре 30 - 80% - это пищевые отходы?

А вы знаете, что в мусорном ведре 30 - 80% - это пищевые отходы?

Пищевые отходы – часть продуктов, которая не пошла в пищу, это бытовой мусор. Они очень опасны, их трудно утилизировать (перерабатывать)
  • Пищевые отходы – часть продуктов, которая не пошла в пищу, это бытовой мусор. Они очень опасны, их трудно утилизировать (перерабатывать)
Как утилизируются пищевые отходы? 1. Захоронение на свалке

Как утилизируются пищевые отходы?

  • 1. Захоронение на свалке
2. Выбрасывают в канализацию

2. Выбрасывают в канализацию

3.Утилизация с получением полезного продукта с помощью червей – старателей.

3.Утилизация с получением полезного продукта с помощью червей – старателей.

Цель работы: познакомить слушателей с червями- Старателями и показать как они делают почву из пищевых отходов.

Цель работы: познакомить слушателей с червями- Старателями и показать как они делают почву из пищевых отходов.

Перед собой я поставила следующие задачи:   прочитать про червей -старателей; провести анкету для одноклассников; наблюдение за червями дома; рассказать о них, об их пользе людям.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  • прочитать про червей -старателей;
  • провести анкету для одноклассников;
  • наблюдение за червями дома;
  • рассказать о них, об их пользе людям.
Актуальность Для нас работа над проектом важна потому что, я узнаю о пользе червей и умею дома сделать почву из пищевых отходов. Для других потому что они тоже смогут как я перерабатывать свои отходы в почву.

Актуальность

  • Для нас работа над проектом важна потому что, я узнаю о пользе червей и умею дома сделать почву из пищевых отходов.
  • Для других потому что они тоже смогут как я перерабатывать свои отходы в почву.
Практическая часть: Я Вам расскажу, как мы дома из мусора делаем почву:

Практическая часть:

  • Я Вам расскажу, как мы дома из мусора делаем почву:
1.  Два года назад мы с семьёй приобрели #вермикомпостер, «домик  для червей»
  • 1. Два года назад

мы с семьёй приобрели

#вермикомпостер,

«домик

для червей»

Придумали название  домика «#чтобятамжил» и  название червей «прыткие пацаны».
  • Придумали название

домика

«#чтобятамжил» и

название червей

«прыткие пацаны».

Заселение Моего вермикомпостера.
  • Заселение

Моего

вермикомпостера.

Сбор органики для вермикомпостера.
  • Сбор органики для вермикомпостера.
Первый 'урожай' –  3кг 27 гр л вермичая,  прекрасного  удобрения.
  • Первый 'урожай' –

3кг 27 гр л вермичая,

прекрасного

удобрения.

Выступление на классном часе . Перед выступлением мы провели анкету и поняли, что ребята не знают кто такие черви-старатели и как они работают. Я выступила на кл.час. в 1 в классе

Выступление на классном часе .

  • Перед выступлением мы провели анкету и поняли, что ребята не знают кто такие черви-старатели и как они работают.
  • Я выступила на кл.час. в 1 в классе
Результаты анкетирования учеников 1 В класса

Результаты анкетирования учеников 1 В класса

Заключение: Нам удалось достигнуть поставленной цели. Я узнала все о червях-старателях Научилась делать почву из отходов и рассказала одноклассникам. Теперь я хочу посадить растения в разные почвы и понять в какой почве растения лучше растут.

Заключение:

  • Нам удалось достигнуть поставленной цели.
  • Я узнала все о червях-старателях
  • Научилась делать почву из отходов и рассказала одноклассникам.
  • Теперь я хочу посадить растения в разные почвы и понять в какой почве растения лучше растут.
Вормиферма  Компостные черви у вас дома Мама Ирина Бачкова 

Вормиферма 

Компостные черви у вас дома

Мама Ирина Бачкова 

Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!