СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Черты постмодернизма. Инфинитивная поэзия Т. Кибирова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие (2 часа) по Постмодернизму и инфинитивной поэзии Т. Кибирова построено с учетом форм и методов современного урока. Используется гирлянда вопросов и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Черты постмодернизма. Инфинитивная поэзия Т. Кибирова»

Петухова Татьяна Дмитриевна

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку»

Материал теста и ссылка на статью взята с курсов НИПКиПРО


Тема учебного занятия (2 часа): «Черты постмодернизма. Инфинитивная поэзия Т. Кибирова»

Класс 11

Цели:

Сформировать умения разграничения и диагностики понимания признаков двух направлений модернизм и постмодернизм.

Познакомить учащихся с инфинитивной поэзией, выявить черты постмодернизма в произведении Т. Кибирова.

Воспитывать интерес с современной поэзии, расширять читательский кругозор.

Планируемые результаты:

Предметные:  расширить представление о постмодернизме, познакомить со стихотворением Т. Кибирова по мотивам Жолковского, усвоить понятие «постмодернизм», закрепить навык анализа литературного произведения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация;  установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование, формулирование проблемы.

Коммуникативные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;  планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;  соблюдение правил речевого поведения;  умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, оценка, самооценка. Личностные УУД: действия смыслообразования и нравственноэтического оценивания, реализуемые на основе ценностно - смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственных аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.


Ход занятия

1этап

Актуализация теоретического материала. Работа по отрывкам из статьи В.И. Кузина «Аватары постмодернизма». Ссылка на статью:

http://ideaidealy.nsuem.ru/storage/uploads/2016/07/08Kuzin.pdf

Заполните следующую таблицу: очень сжато, своими словами представьте основные позиции или понятия по отношению к трём разным контекстам понимания того, что есть модернизм и что есть постмодернизм.

1 вариант - заполняет модернизм; 2 вариант –постмодернизм.


Контекст 1: способы миропонимания

Контекст 2: типы культуры

Контекст 3: художественные практики

Главные черты модернизма



Делении мира: иллюзорный - обычный окружающий мир, который становится Абсолютом, и реальный (истинный)- другой – недоступный для восприятия мир. В своих новых описаниях мира они приближаются «к самим вещам».

Приветствуются вечные ценности, вневременные каноны и эталоны. Язык, знание = копия мира

Простая, бедная, наивная культура , сознательно ограничивают себя в познании богатства, созданного человечеством.

Доставляет удовольствие, наслаждение, дает реалистическое изображение жизни, вызывает сильные переживания, порождает разнообразие искусства, стремление к техническому совершенству, требует профессионализма.

Суть модернизма в искусстве можно выразить посредством правила четырех единств: единства автора, единства произведения, единства смысла и единства стиля.

Основные черты постмодернизма




Всегда подразумевают, что словосочетание «на самом деле» стоит в кавычках, что оно является оборотом речи, риторической фигурой. Реальность – это эффект речи и действия.

Они убеждены, что их новые описания просто лучше старых: удобнее, понятнее, логичнее, изящнее … и т. д.

Только различные описания иллюзорного мира

Язык, знание = инструмент для приспособления, выживания

Относительные ценности

Сопровождается обширной культурной эрудицией , множеством культурно и исторически обусловленных образцов и приводит к пониманию, прощению, толерантности и т. п

Изощренная, богатая зрелая и утомленная культура, которую они сознательно стремятся освоить.

Главным «оружием» - развитие средств фиксации и трансляции культурных изобретений: язык, письменность, книгопечатание, телеграф, кинематограф, звукозапись, компьютер, цифровые технологии, Интернет. Превращает технику в самоцель, приводит к исчерпанию технических средств.

Каждый текст наполнен ссылками, аллюзиями, кодами, формулами, идиомами, ритмическими структурами, «следами» других текстов, а также «следами следов» и т. д., превращается в чистое развлечение, дает поверхностное, пустое, иллюзорное изображение мира

Вызывает сенсационное, экзотическое, патологи- ческое возбуждение нервов, создает разрыв между художником и публикой.

Отрицание единства автора осознается как «смерть автора». Единству произведения противопоставляется интертекст, (а также гипертекст, метатекст, архитекст, паратекст); целый мир как текст, как бесконечная система отсылок, изощренная игра ускользающих означающих. Единство смысла разрушается в процессе деконструкции и отвергается в пользу «нелинейного письма», «пустого знака», в пользу принципиального конфликта интерпретаций и плюрализма читательских (зрительских и т. д.) стратегий. На место единство стиля ставится полистилистика, эклектика, смешение высокого и низкого, массового и элитарного и т. п, чт приводит к разрушению гармонии.

Отказ от целостности имеет разные формы: вариативность, случайность, незавершенность, гетерогенность.


Работа по заполненному материалу таблицы. Запись материала другого варианта в тетрадь. Вывод по отличию постмодернизма от модернизма.

2 этап

Сообщение ученика (инд. задание можно было выдать на предыдущем уроке) или слово учителя о Т. Кибирове, его творчестве.

Учитель раскрывает понятие инфинитивная поэзия.

3 этап

Работа с текстом.

Гирлянда – вопросов по произведению Тимура Кибирова стихотворение без названия по мотивам Жолковского


Ключевые вопросы содержательного плана,

Задания деятельностного типа

Рефлексивные вопросы,

1. Какой тип односоставных предложений доминирует в стихотворении? Как это связано с формой написания стихотворения? (верлибр – свободный стих)

2.Когда в тексте появляется организованная строфика, пунктуация?

3.Какой образ времени декларирует автор в стихотворении?

4.Как он согласуется с постмодернистской картиной мира?

5.Каково отношение поэта к Родине? В чем это выражается?

1.Текст при постмодернизме мыслится «интертекстуально», как игра сознательных и бессознательных заимствований, цитат, клише. Укажите их в тексте стихотворения, сопоставив стихотворение Т. Кибирова и А. Блока «Грешить бесстыдно, непробудно». Как представлен образ Родины в этих стихотворениях и каково отношение к ней авторов?

2.Сопоставьте мнения о поэзии Кибирова. Какая оценка вам кажется самой убедительной? Аргументируйте свою позицию.

Андрей Немзер : «Суть поэзии Кибирова в том, что он всегда умел распознавать в окружающей действительности «вечные образцы». Гражданские смуты и домашний уют, любовь и ненависть, пьяный загул и похмельная тоска, дождь и листопад, модные интеллектуальные доктрины и дебиловатая казарма, «общие места» и далёкая звезда, старая добрая Англия и хвастливо вольтерьянская Франция, денежные проблемы и взыскание абсолюта, природа, история, Россия, мир Божий говорят с Кибировым (а через него – с нами) только на одном языке – гибком и привольном, яростном и нежном, бранном и сюсюкающем, песенном и ораторском, тёмном и светлом, блаженно бессмысленном и предельно точном языке русской поэзии. Всегда новом и всегда помнящем о Ломоносове, Державине, Лермонтове, Некрасове, Ходасевиче, Мандельштаме, Пастернаке. И – что поделать – Баратынском, Хомякове, Блоке, Маяковском. Не говоря уж о Пушкине».

Андрей Левкин: «Тимур Кибиров — самый трагический русский поэт последних десяти лет (как минимум, учитывая и Бродского). Трагизм Кибирова является следствием, например, даже таких его ходов, как переиначивание и перевирание цитат: ему приходится тут стать трагиком хотя бы потому, что цитаты вот оказались такими непрочными, что допускают себя переиначить».

3 . Составьте смысловой кластер по теме: «Черты постмодернизма в творчестве Т.Кибирова»



4. Перед Вами отрывок из монолога Гамлета «Быть или не быть» в переводе Бориса Пастернака и стихотворение Е. Евтушенко «Сойти на тихой станции Зима» познакомьтесь с ними и проведите сопоставительный анализ.

Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

И знать, что этим обрываешь цепь

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель

Желанная? Скончаться. Сном забыться.

Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ.


  1. Какие чувства Вы испытали после прочтения стихотворения. Чем отличается стихотворение Т. Кибирова от ранее известной вам поэзии?

  2. Выберите черты присущие поэзии Т. .Кибирову. Запишите только цифры


  1. Интертекстуальность

  2. Преобладает жанр оды

  3. «списки» предметов, действий, событий и т.д.

  4. Лирические отступления

  1. Ирония


  1. Создайте синквейн на тему: «Постмодернизм и творчество Т.Кибирова».

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).



4 этап Формы оценивания и примеры заданий для оценивания


Выполните тест.


I Подчеркните нужный ответ («да» или «нет»).


1. Постмодернизм (как литературная практика) в России возник в 19 веке.

Да. Нет.


2. Постмодернизм (как литературная практика) в России сформировался в начале 20 в. Да. Нет.


3. Постмодернизм (как лит. практика) в России проявился во второй половине 20 в. Да. Нет.


II Уберите четвёртое лишнее.

1. У этих писателей, несомненно, проявляется стилистика постмодернизма:

В. Пелевин - Л. Улицкая - Т. Толстая Е. Замятин

2. У этих поэтов не проявляется стилистика постмодернизма:

В. Брюсов - А. Твардовский - К. Симонов Т. Кибиров

3. В этих произведениях есть явные признаки постмодернизма:

«Пуськи бятые» Л. Петрушевской - «Бледное пламя» В. Набокова - «Пушкинский дом» А. Битова - В Некрасов «В окопах Сталинграда»


Ответы

1. У этих писателей, несомненно, проявляется стилистика постмодернизма:

В. Пелевин - Л. Улицкая - Т. Толстая

2. У этих поэтов не проявляется стилистика постмодернизма:

В. Брюсов - А. Твардовский - К. Симонов

3. В этих произведениях есть явные признаки постмодернизма:

«Пуськи бятые» Л. Петрушевской - «Бледное пламя» В. Набокова - «Пушкинский дом» А. Битова


Признаки постмодернизма, ставшие стилевыми приёмами его поэтики. Наведите порядок в таблице (что чему соответствует в левом и правом столбиках): найдите правильный порядок позиций в правом столбике (по отношению к позициям в левом).

интертекст

чрезмерно широкая возможность интерпретаций, перекладывание ответственности на читателя


форма доминирует над содержанием

аллюзии, реминисценции, цитаты, перифразы, пародийность

размывание ценностей

языковая игра, ирония, провокации с сюжетом, композицией, словом

так называемая «смерть автора»

нет положительных и отрицательных героев, типическое отсутствует


Ответ


интертекст

аллюзии, реминисценции, цитаты, перифразы, пародийность


форма доминирует над содержанием

языковая игра, ирония, провокации с сюжетом, композицией, словом

размывание ценностей

нет положительных и отрицательных героев, типическое отсутствует

так называемая «смерть автора»

чрезмерно широкая возможность интерпретаций, перекладывание ответственности на читателя



Домашняя работа. Знать материал таблицы модернизм и постмодернизм, подготовить выразительное чтение на выбор одного стихотворения Т. Кибирова.


Приложение

ИНФИНИТИВНАЯ ПОЭЗИЯ
по мотивам Жолковского


Сникерснуть
Сделать паузу — скушать Твикс
Оттянуться по полной
Почувствовать разницу

Попробовать новый изысканный вкус
Быть лидером
Мочить в сортире
Не дать себе засохнуть

Убить Билла-1
Убить Билла-2
Играть в Джек-пот — жить без забот
Не париться

Пиарить
Клубиться
Позиционироваться
Зачищать

Монетизировать и растоможить
Зажигать

Бесстыдно, непробудно —

И не такой еще, моя Россия,
Бывала ты, не падая в цене!


А. Блок

Грешить бесстыдно, непробудно,

Счет потерять ночам и дням,

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в божий храм.


Три раза преклониться долу,

Семь — осенить себя крестом,

Тайком к заплеванному полу

Горячим прикоснуться лбом.


Кладя в тарелку грошик медный,

Три, да еще семь раз подряд

Поцеловать столетний, бедный

И зацелованный оклад.


А воротясь домой, обмерить

На тот же грош кого-нибудь,

И пса голодного от двери,

Икнув, ногою отпихнуть.


И под лампадой у иконы

Пить чай, отщелкивая счет,

Потом переслюнить купоны,

Пузатый отворив комод,


И на перины пуховые

В тяжелом завалиться сне…

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!