СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЧЕПЕЛЕВА Г. М. "Карточки для разноуровневого тематического контроля по русскому языку. 4 класс"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие Г. М. ЧЕПЕЛЕВОЙ "Карточки для разоуровневого тематического контроля по русскому языку. 4 класс"

Просмотр содержимого документа
«ЧЕПЕЛЕВА Г. М. "Карточки для разноуровневого тематического контроля по русскому языку. 4 класс"»

Чепелева Г. М. «Карточки для разноуровневого тематического контроля по русскому языку. 5 класс». – Минск, «Сэр-Вит», 2003. – 72 с.


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

I вариант

1. Запишите слова в в три столбика: в первый — имена существительные, во второй — имена прилагательные, в третий — глаголы.

Дивный, удивление, удивиться, зазеленеть, зелень, зеле­ненький.

  1. Когда пишется разделительный твердый знак?

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните подлежащее и сказуемое в предложениях.

Р...бину называют осенн...й кр...савицей. Она не боит(?)ся холода, а ее ягоды становятся сла...кими от м...роза. Р...бина — полезная яг...да. Она обог..щает поч(?)ву свои­ми пл...дами привлека...т массу птиц, а птицы истребляют вр...дителей лесов.

4. а) Укажите склонение и падеж существительных в первом предложении из задания № 3, спряжение глаголов в последнем предложении из задания № 3.

б) Разберите по составу слово осени...й.

5. Запишите текст из 4-5 предложений о своих увлечениях. Тему определите самостоятельно.


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

II вариант

1. Спишите слова, обозначьте в них корень.

Горка, заморозить, беленький, травка, лето, школьный.

  1. Как можно определить спряжение глаголов?

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните подлежащее и сказуемое в предложениях.

Поз(?)ней осенью выпал сн...жок. Белой пеленой покрыл он б...лота д...лины и л...систые сопки. Справа от дорог... лес пор...дел. Сквозь голые д...ревья видно д...леко вокруг. Толь­ко местами на в...твях дуба держ...тся багровые листья.

4. а) Укажите склонение и падеж существительных во втором предложении из задания № 3, спряжение глаголов в последнем предложении из того же задания.

б) Разберите по составу слово сн...жок.

5. Запишите текст из 4-5 предложений о лете. Тему определите самостоятельно.


СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

I вариант

1. Выпишите словосочетания, обозначьте в них главное слово.

Школа, моя школа, строится школа, слушает вниматель­но, ученик слушает.

2. Продолжите формулировку.

Слова в словосочетании связываются:

а)...;

б)....

3. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слова.

На праз(?)ничной улиц..., находиться у стройк..., р...суешь в альбом..., раз...единить пр...вода, г...ворит медленно.

4. Выпишите из данного предложения словосочетания, выполните их разбор по образцу.

Образец: бежать быстро (действие и его признак)
I I

глагол наречие

Огромные белые птицы плавно скользили по воздуху (В. Битки).

5. Составьте из данных слов словосочетания.

Цветной, цветастый (платок, телевизор); любоваться, то­поль; тепло, весна; стоять, над, лес.


СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

II вариант

1. Выпишите словосочетания, обозначьте в них главное слово.

Стремиться к знаниям, добро, девочка понимает, трудная задача, задача не решается.

2. Продолжите формулировки.

Словосочетание состоит из ... . Словосочетание называет ....

3. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слова.

На т.. .желой работ..., ост... новиться в избушк..., чита... шь о подвиг..., с...ежиться от холода, дыш...тся легко.

4. Выпишите из данного предложения словосочетания, выполните их разбор по образцу.

Образец: золотая осень (предмет и его признак)
I I

прилаг. сущ.

По небу медленно ползла вверх большая туча.

5. Составьте из данных слов словосочетания.

Заплатить, оплатить (проезд, за проезд); говорить, осень; житель, город; в, луч, солнце.



Предложение. Грамматическая основа предложения

I вариант

1. Выпишите повествовательное предложение, подчеркните в нем грамматическую основу.

Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! Ты куда бежишь, тропинка, берегом реки?

2. Продолжите формулировки.

а) Восклицательные предложения — это ....

б) Подлежащее — это

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните грамматические основы предложений.

Я н...чую в стар...й беседк... . Она заросла диким виног­радом. По утрам со__нце б...ет сквозь л...ству. Вороб...и с удивлением заглядывают в беее...ку. Их привлекают ч...сы. Они тикают на круглом столе.

4. Выполните синтаксический разбор предложения.

Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем.

5. Определите границы предложений. Перепишите текст, ставя нужные знаки препинания. Продолжите текст, записав 2-3 своих предложения.

Моросит ветер срывает с деревьев омытые дождем листья они падают в грязь над землей ползут грязные серые облака.

II вариант

1. Выпишите побудительное предложение, подчеркните в нем грамматическую основу.

В лучах утреннего солнца загораются капли росы. Бабушка, постой немножко! Хлещет все яростней дождь проливной.

2. Продолжите формулировки.

а) По цели высказывания предложения бывают ....

б) Сказуемое — это ....

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните грамматические основы предложений.

Шторм кончился. Небо как-то сразу про...снилось. По­казалось со(?)нце. Снега на со(?)нц... окрасились в блед­но-розовый цвет. С волн исчезли белые гребни. Поднялась над в...дой каменная линия волнореза.

4. Выполните синтаксический разбор предложения.

Веселые отблески огня играли на стекле (Л. Воронкова).

5. Определите границы предложений. Перепишите текст, ставя нужные знаки препинания. Продолжите текст, записав 2-3 своих предложения.

Чудесное осеннее утро березки стоят в золотых сарафа­нах лес глухо шумит сосны встречают нас ласковым шоро­хом клены роняют свои резные листья.

Второстепенные члены предложения. Дополнение

I вариант

1. Спишите предложения, подчеркните в каждом из них грамматическую основу и дополнения.

Люблю я пышное природы увяданье. Без волненья, без заботы не жди радости от работы.

2. Дополните формулировку.

Дополнение — это ... , который выражается ... .

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений и дополнения.

Композитор

Композитор музыку слыш..т

в шуме д...ждя и грома раскатах.

Ноты в тетра...ь композитор запиш...т

а музыканты исполнят сонату.

Композитор музыку слыш..т

в шелест... листьев в плеск... прибоя.

Ноты в тетра...ь композитор запиш...т

и песню споем мы вместе с тобою. (Т. Шорыгина)

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в предложениях грамматические основы и дополнения. Дайте характеристику первому предложению.

Капельки р...сы зажигают в тр...ве первые лучи со...нца. Село украша...т сад.

5. С данными глаголами составьте сначала словосочетания, а затем запишите предложения с этими словосочетаниями.

Стремиться (к чему?), благодарить (кого? за что?).

II вариант

1. Спишите предложения, подчеркните в каждом из них грамматическую основу и дополнения.

В луче луны летит большая птица. Без тру­да не вытянешь и рыбку из пруда.

2. Дополните формулировку.

Дополнение — это ..., который отвечает на вопросы ....

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений и дополнения.

Скрипка

Смычком коснулся ты струны

и вот струна запела.

И в нежн...м голос... слышны

волшебные напевы.

То грусть то радость в них звуч...т

и трогают мне душу.

Я виртуоза-скр...пача

могу весь веч...р слушать! (Т. Шорыгина)

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в предложениях грамматические основы и дополнения. Дайте характеристику первому предложению.

Пр...меты осен... во всем встречает взор (И. Греков). Кудри бере... расчесыва...т ветер.

5. С данными глаголами составьте сначала словосочетания, а затем запишите предложения с этими словосочетаниями.

Посетить (кого?), соревноваться (с кем? в чем?).


ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

I вариант

1. Спишите предложения, подчеркните в каждом из них грамматическую основу и определения.

И льется чистая лазурь на отдыхающее поле (Ф. Тютчев). Вечер зимний в небе синем звезды синие зажег (В. Фети­сов).

2. Дополните формулировку.

Определение — это ..., который отвечает на вопросы ....

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений и определения.

Снегири

То с ветк... с.сновой то с елк... мохнатой

вспорхнет ог...нек красногрудый крылатый.

В б...ретйках черных и с грудкой румяной

л...тают их стайки над снежн...й п...ляной. (Е. Трутнева)

  1. Из предыдущего задания выпишите 3 словосочетания «сущ. + прилаг.», укажите в каждом из них главное слово, поставьте вопрос к зависимому.

  2. Опишите любимого сказочного героя. В сочинении подчерк­ните определения.

II вариант

1. Спишите предложения, подчеркните в каждом из них грамматическую основу и определения.

У лесной опушки домик небольшой посещал я часто прошлого весной. Лес благоухает свежей лист­вой, цветами, влажной травой.

2. Дополните формулировку.

Определение — это ... , который обозначает ....

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений и определения.

В глуши л...сной в глуши з:..леной,

всегда т...нистой и сырой,

в крутом овраг... под г...рой

б..;ет из к...мней р...дник студеный. (И. Бунин)

  1. Из предыдущего задания выпишите 3 словосочетания «сущ. + прилаг.», укажите в каждом из них главное слово, поставьте вопрос к зависимому.

  2. Опишите животное, которое вам нравится. В сочинении подчеркните определения.



ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

I вариант

1. Спишите предложения, подчеркните в каждом из них грамматическую основу и обстоятельства.

С конца августа в воздухе холодеет. Свежесть замечается особенно по утрам, а в сентябре появляются иногда легкие морозы.

2. Дополните формулировку.

Обстоятельство — это ... , который обозначает ....

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните грамматические основы предложений и обстоятельства.

Встреча с незнакомцем на улице

Не вступайте в разг...вор с незнакомцем на улиц... . Никуда не идите с незнакомым человеком. Никогда не с...дитесь в машину незнакомого человека. Громко з...вите на помощь, если чувствуете опас(?)ность.

  1. Из задания № 3 выпишите 3 обстоятельства вместе с теми глаголами — сказуемыми, к которым они относятся. Укажите в каждом словосочетании главное слово, поставьте, вопрос к зависимому.

  2. Запишите 3-4 предложения на тему «Учись быть осторож­ным», используя обстоятельства.

II вариант

1. Спишите предложения, подчеркните в каждом из них грамматическую основу и обстоятельства.

Мелкие осенние дожди идут беспрерывно. Ветер дует без устали и далеко разносит созревшие семена деревьев.

2. Дополните формулировку.

Обстоятельство — это ..., который отвечает на вопросы ....

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы предложений и обстоятельства.

Правила безопасности на дороге

П...щеходам разрешается х...дить по тротуарам и пеше­ходным доро...кам.

Не вых...дите и не выб...гайте на проезжую часть.

Не б...гите через улицу, идите спокойно.

Обх...дите трамвай спереди, а троллейбус и автобус — сзади.

  1. Из задания № 3 выпишите 3 обстоятельства вместе с теми глаголами — сказуемыми, к которым они относятся. Укажите в каждом словосочетании главное слово, поставьте вопрос к зависимому.

  2. Запишите 3-4 предложения на тему «Содержите дом в чисто­те», используя обстоятельства.



ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ОБОБЩЕНИЕ)

I вариант

1. Спишите, подчеркните все слова как члены предложения.

Рощицы молодых сосен толпятся на берегу, и все осино­вые листья дружно блестят на солнце.

  1. Какой второстепенный член предложения называется опре­делением?

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните все слова как члены предложения.

Особенно кр...сив ру(с, сс)кий лес в ранн...е осени...е дни. На з...лотом фон... пожелтевшей л..ствы выделяют(?)ся яркие пятна кленов и осин.

Медленно круж...тся в воздух... падают с берез ле...кие ли­стья. От дер...ва к дер...ву протянуты нити липк...й п...утины.

4. Выпишите из предыдущего задания словосочетания, соответствующие данным схемам:

какой?

а) сущ. + прилаг.;

чего?

б) сущ. + сущ.;

откуда?

в) глагол + сущ. с предлогом.

В каждом словосочетании обозначьте главное и зависимое слова.

5. Запишите предложение, соответствующее схеме

II вариант

1. Спишите, подчеркните все слова как члены предложения.

Деревья сливались в большие чернеющие массы, а на си­нем небе робко выступили первые звездочки. Какой второстепенный член предложения называется допол­нением?

  1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните все слова как члены предложения.

Тихо в осени...м л...су. Ш...лестит под н...гами опавшая сухая л...ства. Кое-где кр…снеет шапка поз(?)него подоси­новика. Тонко проев...стит рябчик прокличут высоко в неб... прол...тающие журавли.

Что-то грус(?)ное прощальное слыш...тся и вид...тся в осенн...м л...су.

4. Выпишите из предыдущего задания словосочетания, соответствующие данным схемам:

какой?
х

а) сущ. + прилаг.;

где?

б) глагол + сущ. с предлогом;

как?

в) глагол + наречие.

В каждом словосочетании обозначьте главное и зависимое слова.

5. Запишите предложение, соответствующее схеме


ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I вариант

1. Выпишите предложения с однородными членами. Подчеркните грамматическую основу и однородные члены.

Улетают журавли, и низкие осенние облака заволакива­ют небо. Ветер шумел в вершинах сосен и проносил над ними вереницы кучевых облаков. В природе сентябрь — вечер года.

  1. Сформулируйте правило постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах (или изобразите схематически).

  2. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, рас­крывая скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните в предложениях грамматические основы и однородные чле­ны.

Цв...ты изд...вали ре...кий но приятный запах. Подул ле...кий в...терок с тихим шорохом проб...жал по саду и вскоре затих. Тени х...дили по пням б...ловатым ж...дким осинам березам косматым. В стужу белка корм...тся осени...ми припасами орехами ж...лудями грибами ш...шками. Со...нце за день нагулялося за кудрявый лес спуска...т(?)ся.

  1. Постройте пунктуационные схемы предложений, данных в за­дании № 3.

  2. Запишите предложение с данными словами, подобрав к ним обобщающее слово.

Сосна, ель, дуб, береза.

II вариант

1. Выпишите предложения с однородными членами. Подчеркните грамматическую основу и однородные члены.

Волны звучали, солнце сияло, море смеялось. На траве, на былинках, на соломинках блестели нити осенней паутины. Клюква — последняя ягода сентября.

  1. Сформулируйте правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами (или изобразите схе­матически).

  2. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, рас­крывая скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните в предложениях грамматические основы и однородные члены.

Со...нце показалось из-за туч но вскоре скрылось. Девоч(?)ка сняла башмач(?)ки см...хнула с них д...рожную пыль и спрятала в сумку. Белый снег пушистый в воз­дух... кружит(?)ся и на землю тихо пада...т ложит(?)ся. После летней разлуки прил...тают в город галки в...роны и занимают зимн...е кв...ртиры карнизы ч...рдаки крыши.

  1. Постройте пунктуационные схемы предложений, данных в задании № 3.

  2. Запишите предложение с данными словами, подобрав к ним обобщающее слово.

Тюльпаны, лилии, гвоздики, розы.



СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

I вариант

1. Выпишите сложное предложение, подчеркните в нем грамматические основы.

Солнце позолотило вершины деревьев, раскинуло во все небо нежный свет своей закатной зари и ушло за лесной край. Ревел гром, блистали молнии, шур­шала трава. Занесет ветер кусты снегом и по­мчится дальше.

  1. На какие группы делятся сложные предложения?

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложе­ний.

Дорога шла по просек... где около пней цв...тет иван-чай. Был август и кое-где на бере...ках в...сели первые пож...лтевшие листья. Над трост­никами взмывают стаи уток круж...тся ч...йки парят ст...пные орлы прол...тают кулики и чибисы.

  1. Постройте пунктуационные схемы записанных вами предло­жений. Укажите вид сложных предложений (союзное, бессо­юзное).

  2. Закончите данные предложения.

Яркая радуга перекинулась через небо, и ... . Сады почти осыпались, но ...

II вариант

1. Выпишите сложное предложение, подчеркните в нем грамматические основы.

Ветер дул из «Угепей и вертел по лужам сухие листья оре­хов. Облака над морем потемнели, море повеяло прохладой. С мягким гулом сосна уда­рилась о землю, затрепетала и замерла.

  1. Как отличить сложное предложение от простого?

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложе­ний.

Была ноч... когда охотник вышел из леса на бер...г моря. Но вот зашуршал к...мыш и на в...де появились кру...ки от первых капель). Д...ждя отшумевше­го капли т...хонько по листьям т...кли т...хонько ш...птались д...ревья кукушка кр...чала вдали.

  1. Постройте пунктуационные схемы записанных вами предло­жений. Укажите вид сложных предложений (союзное, бессо­юзное).

  2. Закончите данные предложения.

Солнце еще не вставало, а ... . Кусты зашевелились, и ... .



ОБРАЩЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

I вариант

1. Спишите, над обращениями надпишите «обращение».

  • Ты скажи мне, милый еж, чем ежиный мех хорош?

  • Тем он, лисонька, хорош, что зубами не возьмешь! (В. Фетисов)

  1. Что такое обращение?

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.

Ира прос...т Ежик еж ты мне платьице сошьеш...?

Еж ответил из-под елки Ниток нет — одни иголки. (Ф. Бобылев)

  1. Составьте пунктуационные схемы предложений из предыду­щего задания.

  2. Используя данные предложения, составьте и запишите пред­ложение с прямой речью. Вставьте пропущенные буквы.

Обл...пили лампу мошки, . греют тоненькие но...ки.

Осторожно, мошки! Обожжете но...ки! (В. Лунин)

II вариант

1. Спишите, над обращениями надпишите «обращение».

  • Котик-кот, иди к доске, расскажи о колоске!

  • Колосок, мои друзья, он усатенький, как я!(Г. Виеру)

  1. Что такое прямая речь?

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.

Мышонку шепч...т мыш...

Ты все шуршиш..., не спиш...!

Мышонок шепч...т мыш...

Шуршать я буду тише. (А. Капралова)

  1. Составьте пунктуационные схемы предложений из предыду­щего задания.

  2. Введите в прямую речь обращение. Запишите полученное предложение, поставив слова автора после прямой речи. Вставьте пропущенные буквы.

Плач...т ива у доро...ки,
просит всех л...сных зверей:
«Пот...ряда я сере...ки,
разыщите их скорей!» (М. Пляцковский)


ПРЕДЛОЖЕНИЕ (ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО)

I вариант

1. Выпишите предложение с однородными членами. Подчеркните в предложении грамматическую основу и однородные члены.

Я вам, друзья, открою тайны здешних мест. Братцы, что он про меня сочиняет? Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь.

  1. В каком случае после обращения ставится восклицательный знак?

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложе­ний, в скобках укажите, простое это предложение или слож­ное.

Ветер осенний в л...сах поднима...тся шумно по ч...щам идет. Уснули в сумрак... равнины и только изре...ка прохладный в...терок пош...велит листы осины. Тайга дыш...т т...плом и донос..т зап...х см...лы. Он расск...зал мне что вчера медведь прих...дил на пасеку. Синеглазка в...скликнула Стыдно м...лы­ши!

4. Выполните синтаксический разбор предложения.

Море утихло и только изредка глухо вздыхало.

5. Изданных простых предложений составьте сложные (сложносочиненное и сложноподчиненное).

Солнце поднялось. Вся окрестность озарилась светом.

II вариант

1. Выпишите предложение с обращением. Подчеркните грамматическую основу предложения, над обращением надпишите «обращение».

Спелый колосок, не роняй ты зерен на сухой песок. Спелые колосья роняют зерна на сухой песок. «Неужели река замерзнет?» — думала Серая Шейка.

  1. Какие члены предложения могут быть однородными?

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений, в скобках укажите, простое это предло­жение или сложное.

Со...нце за м...ре с...дит(?)ся маш...т рыж...й г...ловой. Тихо ноч... ложит(?)ся на в...ршины гор и луна гл...дится в зеркало озер. Сойка выт...нула шею и бесп...койно зав...ртела головой. Неопыт­ный человек скаж..т что все с.ловьи поют одинаково. См...трите братцы кто-то б...жит за нами! закр...чал Пончик.

4. Выполните синтаксический разбор предложения.

Капля по листику щелкнет, и сорвется лист (Я. Сладкое).

5. Допишите предложение, образуя сложное предложение и предложение с однородными членами.

Выглянуло солнце и ... .


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

I вариант

Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сме­тала в стога.

Поднялись в небо к...сяки птиц журавлей уток гусей. Вот под самыми обл...ками л...тят большие белые птицы-и шлют прощ...льный пр...вет р...дным м...стам. До свидания птицы г...ворят им люди.

Сл...шит тороп...тся осень. Смыва...т х...лодным д...ждем пестрый убор листьев. Вот выгл...нуло со...нце из-за туч(?)ки и под его ласк...выми луч...ми изменилась хмурая к...ртина осен... .

Задания

  1. Спишите первый абзац текста. Во всех предложениях подчерк­ните грамматические основы. В последнем предложении пер­вого абзаца подчеркните все второстепенные члены.

  2. Какое предложение называется сложным?

  3. Спишите второй и третий абзацы текста, вставляя пропущен­ные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препина­ния. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

  4. Составьте пунктуационные схемы подчеркнутых предложе­ний.

  5. Составьте предложение, соответствующее данной характе­ристике.

Повествовательное, невосклицательное, простое, распро­страненное, с однородными дополнениями.


II вариант

Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближа­лись сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и броса­ло на землю свои последние лучи. Лесные поляны налива­лись густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен.

Но вот замолкли птицы только иногда раздается одино­кий г...лосок птич(?)ки. Скоро с большим трудом мы стали зам...чать оч...ртания веток потому что лучи в...чернего солнца едва осв...щали лес.

Когда со...нце скрылось за в...рхушками д...ревьев след знакомой тропинк... стал пропадать.

Вот над елочкой по...вилась первая звездочка. Ноч... всту­пала в свои права. Пора возвращаться домой решили мы.

Задания

  1. Спишите первый абзац текста. Во всех предложениях подчерк­ните грамматические основы. В третьем предложении под­черкните второстепенные члены.

  2. Какие члены предложения называются однородными?

  3. Спишите второй, третий, четвертый абзацы текста, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в предло­жениях.

  4. Составьте пунктуационные схемы подчеркнутых предложе­ний.

  5. Составьте пунктуационную схему последнего предложения первого абзаца.


Фонетика. Звуки речи. Ударение. Слог. Перенос слова

I вариант

1. Спишите; буквы, обозначающие гласные звуки, подчеркните одной чертой, буквы, обозначающие согласные звуки, — двумя.

Ромашка, прозрачный, ручей.

  1. Перечислите гласные звуки и буквы, обозначающие их.

  2. а) Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите, какие звуки произносятся в указанных местах.

Под...е[ зд, щ[ ]...вель, про...[ ]ьба, уез...[ ]ный, ч[ ]...совой.

б) Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте в сло­вах ударение.

Кр...пива, баловать, зв...нить.

4. а) Произведите фонетический разбор слова вьюга.
б) Разделите данные слова для переноса.

Аккордеон, оранжевый, поддерживать, раздражение.

5. Сделайте фонетическую запись предложения.

Жизнь дана на добрые дела (пословица).

II вариант

1. Спишите; буквы, обозначающие твердые согласные звуки, подчеркните одной чертой, буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, — двумя.

Колокольчик, льдинка, шорох.

  1. Перечислите парные звонкие и глухие согласные звуки.

  2. а) Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите, какие звуки произносятся в указанных местах.

Под...е[ ]м, тра...[ ]ка, ро...[ ]кий, звез...[ ]ный, п...ч[ ]товый.

б) Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скоб­ки. Поставьте в словах ударение.

Ф...рфор, кухо(н, нн)ый, кул...нария.

4. а) Произведите фонетический разбор слова ясный.
б) Разделите данные слова для переноса.

Рассыпать, аромат, профессия, признаваться.

5. Сделайте орфографическую запись пословицы.

[С'эрцэ с'эрцу в'эст' падай'от].


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА»

I вариант

1. Выпишите слова, в которых произношение расходится с написанием.

Дорожка, старушка, гриб, грипп, капустный, чудесный.

2. Какое фонетическое явление называется оглушением?

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение в словах, укажите количество звуков и букв в них?

Осень. Осыпа...тся весь наш бедный са...

4. Произведите фонетический разбор слова семья.

5. Приведите 2-3 примера, доказывающих, что от места ударения зависит значение слова.

II вариант

1. Спишите предложение. Подчеркните буквы, обозначающие звук [з'].

Зина обратилась с просьбой к Лизе.

  1. Что такое ударение?

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение в словах, укажите количество звуков и букв в них.

Т...ха украинская ноч... .

Прозрачно небо.

  1. Произведите фонетический разбор слова яблоня.

  2. Сделайте фонетическую запись данных слов.

Свитер, партер, термин, тенор.

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

I вариант

1. К данным словам подберите проверочные.

Образец: лесной — лес; гриб — грибы.

Девятка, домишко, луг, книжка.

  1. Как проверить правописание согласных в корне слова?

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте корни в словах.

Грациозное дв...жение, удивительная д...вчушка,страс(?)ный призыв, з...леный ст...белек, заря...ка для малышей, ненас(?)ный д...нек.

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. К данным словам подберите проверочные, обозначьте орфограммы.

а) Г...л...систый, рисковать, д...лина, капус(?)ный, стру...ка, тес(?)ный, наб...р...жная.

б) Посв...тить фонарем, посв...тить стихотворение; пол..скать белье, пол...скать щенка.

5. Какие ошибки нужно избежать в тексте и как это сделать?

Раз учительница в школе посоветовала Коле:

— Списывая, не спеши, букву к буковке спиши. (Л. Шкатова)

II вариант

1. К данным словам подберите проверочные.

Образец: вода — водный; друг — друга.

Вековой, грязнуля, пейзаж, ромашка.

  1. Как проверить правописание безударных гласных в корне слова?

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте корни в словах.

Р...скошный дв...рец, тр...вяной зап...х, хвас(?)ливый за...ц, громко х...хотали, загото...ки на зиму, ро...кий гол...с.

4. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. К данным словам подберите проверочные, обозначьте орфограммы.

а) Г...в...рливый, полезный, д...лекий, ярос(?)ный, скорлу...ка, бессловес(?)ный, в...ч...рок.

б) Пос...дел на скамейке, пос...дел от старости; ум...лять о помощи, ум...лятъ достоинства.

5. Какие ошибки нужно избежать в данном предложении? Как это сделать?

Деревенский старожил сад колхозный сторожил.


ПРАВОПИСАНИЕ О, Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА

I вариант

1. Спишите слова, поставьте в них ударение, обозначьте корень.

Шоколад, желудь, челка, пчелка, расческа.

  1. Сформулируйте правило правописания ё после шипящих в корне слова.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте орфограмму «Буквы о и ё после шипящих в кор­не».

Тяж...лый ч...модан, неясный ш...пот, кр...сивый капюш...н, ш...рох в к...мышах, нар...совать ч...рточку, деш...вый т...вар, вкус(?)ная печ...нка.

4. Выпишите слова с пропущенными буквами, вставляя о или ё. Докажите правильность своего выбора.

Ж...лтые гвоздики поднимались над ш...лковой травкой. Сумрак царит в этой глухой лесной чащ...бе. Ж...сткий нрав всегда не прав.

5. Напишите небольшой текст на тему «В саду», используя данные слова. Вставьте пропущенные буквы.

Реш...тка, ш...пот, ш...рох, ш...лковый, ж...лтый, крыж…вник.


II вариант

1. Спишите слова, поставьте в них ударение, обозначьте корень.

Пощечина, шоссе, счет, пшенка, бечевка.

  1. Перечислите известные вам слова, в корне которых после шипящих пишется о.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфо­грамму «Буквы о и ё после шипящих в корне».

Поч...тный к...раул, ш...лковый к...стюм, ела...кий кры­ж...вник, ч...ткий ша..., с...деть на ж...рдочке, модная при­ч...ска, чугунная реш...тка.

4. Выпишите слова с пропущенными буквами, вставляя о или ё. Объясните выбор буквы.

В берег бьется ч...рный ч....лн. Уходит ночь без ш...роха. Всякого щ...голя не перещеголяешь.

5. Чем объясняется разница в написании слов ожег и ожог? Приведите примеры, подтверждающие ваш ответ.


ПРАВОПИСАНИЕ О, Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

I вариант

1. Выпишите существительные с о, е после шипящих и ц; обозначьте в них ту часть слова, в которой находится о или е.

Багажом, встречей, свежего, могучего, ежовый, ежонок, кукушечка.

  1. Сформулируйте правило написания о, е после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах прилагательных.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясни­те условия их выбора.

Глянц...вая бумаж...нка, леденц...вый петуш...к, вещ...вой меш...к, плащ...м, разг...варивать со спутниц...й, увид...ть больш...го сл...на.

4. Выпишите слова с пропущенными буквами, вставляя о или е. Графически объясните условия выбора гласной.

Берег золотился под солнц...м, и камыш...вые цветы кра­сивыми кистями наклонились к воде. В сумерках воздух делается прозрачным, как ключ...вая вода. Солнце укрылось багряной парч...й. Мальчонка вскинул голову и увидел над морем кусоч...к си­него неба.

5. Опишите уголок природы, используя существительные луч, стриж, лисица, большой, могучий, красавец дуб, плющ в форме творительного падежа единственного числа.

II вариант

1. Выпишите прилагательные со, е после шипящих и ц; обозначьте в них ту часть слова, в которой находится о или е.

Сердцем, дремучего, чужой, грачом, пищевой, дружок, песцовый.

  1. Сформулируйте правило написания о, е после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах существительных.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясни­те условия их выбора.

Оранж...вая шапч...нка, камыш...вый береж...к, пар-ч...вая рубаш...чка, суп с лапш...й, с...есть курицу с гор­чиц...й, пож...лать хорош...го ур...жая.

4. Выпишите слова с пропущенными буквами, вставляя о или е. Графически объясните условия выбора гласной.

Грузовик остановился перед небольш...й, укрытой плющ...м дач...й. В море было еще светло, глянц...вая зыбь отражала чистое небо. Пунц...вый закат проступал за вершинами леса. Белка понес­лась вверх по стволу ели, а потом села на суч...к .

5. Перестройте предложения так, чтобы существительные с основой на шипящий стояли в форме творительного падежа единственного числа. Вставьте пропущенные буквы.

Свеча осв...щает комнату. Плющ обв...вает беседку. Туча закрыла все небо. Врач принял больного.


ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХ

I вариант

1. Спишите слова, обозначьте в них приставку.

Побережье, надпилишь, отточить, разговориться.

  1. В каком случае приставка заканчивается на з?

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объясни­те вставленные буквы.

а) Май цветами пр...вожая, ра...пускается сирень. Пр...хлада ...свежает и бодрит. ...горели дрова в костре, тьма вокруг ...густилась.

б) И...бегать, ра...краска, и...сушить, в...дрогнуть, и...парение, ра...гладить, ни...падать, во...хождение, и...царапать.

4. Замените в каждом из данных словосочетаний слово с предлогом без одним словом с приставкой без- или бес-. В записанных словах обозначьте орфограмму.

Ребенок без забот, небо без звезд, жидкость без цвета, дорога без конца, движение без шума. .

5. Запишите слова, соответствующие структурным схемам:

а) приставка на З + корень с З + суффикс + окончание;

б) приставка на С + корень с С + суффикс + окончание;

в) приставка на З + корень с Ж + суффикс + окончание;

II вариант

1. Спишите слова, обозначьте в них приставку.

Подснежник, досрочный, рассказать, оттолкнуть.

  1. В каком случае на конце приставки следует писать с?

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объясни­те вставленные буквы.

а) Дымком п...тянуло от пашен, з...пахло пр...хладой лесной. Летчики ...бежали по ступенькам к месту ...бора. П...темнело. Закат д...горел.

б) И...лучать, ра...гребать, во...главить, в...бежать, ни...вергать, и...решетить, ра...киснуть, во...стание, обе...силеть.

4. Замените данные словосочетания словами с приставкой без- или бес-. В записанных словах обозначьте орфограмму.

Не имеющий жалости, не имеющий силы, не испытыва­ющий страха, не имеющий границ, не имеющий покоя.

5. Запишите слова, соответствующие структурным схемам:

а) приставка на З + корень с Г + суффикс + окончание;

б) приставка на С + корень с С + суффикс + окончание;

в) приставка на З + корень с В + суффикс + окончание;


Правописание корней с чередующимися О, А, зависящими от ударения

I вариант

1. Спишите слова, обозначьте в них корни.

Горит, гарь, склониться, кланяться, зоренька, зарница.

  1. Перечислите корни, в которых гласные о или а ударные.

  2. а) В словах, предложенных в задании № 1, графически объяс­ните правописание корней.

б) Спишите, вставляя пропущенные буквы; графически объ­ясните правописание корней.

Накл...нение, сг...реть, з...ря, оз...рить, заг...р, з...ревать, з...рька, заг...рать, г...рят, уг...рный.

4. а) Выпишите «четвертое лишнее», графически объясните его правописание.

Гористый, горка, горелка, горный. Зоркий, зорька, прозорливый, взор.

б) Выпишите слова с пропущенными буквами, вставляя о или а. Графически объясните правописание корней в выписан­ных словах.

У работящего в руках дело огнем г...рит. Солнце кл...нилось к закату. З...ря занимает­ся, вновь за работу народ принимается.

5. Придумайте и запишите загадку, используя слово(а) с чередующимися о, а в корне, написание которых зависит от ударения.

II вариант

1. Спишите слова, обозначьте в них корни.

Угарный, гореть, кланяться, поклон, зорька, заря.

2. Перечислите корни с безударными О, А.

J3. а) В словах, предложенных в задании № 1» графически объяс­ните правописание корней.

I б) Спишите, вставляя пропущенные буквы; графически объ­ясните правописание корней. Разгораться, оз...рять, покл...ниться, ог...рок, з...ренька, кл...няться, обг...релый, з...рница, приг...рело, заг...рается.

4. а) Выпишите «четвертое лишнее», графически объясните его правописание.

Горе, горелый, горевать, огорчиться-Загорать, гора, пригорок, гористый;

б) Выпишите слова с пропущенными буквами, вставляя о или а. Графически объясните правописание корней в выписан­ных словах.

Г...рит свечи ог...рочек. За окном кланя­лась кому-то березка. З...рница начинала ярко блестеть на востоке (Л. Толстой).

5. Придумайте и запишите любой совет, используя слово(а) с чередующимися о, а в корне, написание которых зависит от ударения.



Правописание корней с чередующимися О, А, зависящими от согласных корня

I вариант

1. Спишите слова, выделите в них корни.

Изложение, излагать, растительность, выращенный, рос­ли.

  1. Сформулируйте правило правописания корней -раст- , -рос-.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объяс­ните правописание корней.

Р...скошные р...стения, расположиться на н...члег, м...лодой р...сток, ж...луди прор...сли, нал...жить ш...в, возл...гать цв...ты, предл...гать решение, произр...стать в т...плице.

4. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, вставляя пропущенные буквы.

а) Р...стение, р...стяпа, р...створить, подр...стает.

б) Л...жился на п...ля туман. Мы предпол...гали пров...сти слет туристов на б...регу реки.

5. Запишите предложения с данными словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Предл...гать помощ(?), м...рские водор...сли, в гости к Ростиславу.

II вариант

1. Спишите слова, выделите в них корни.

Проросли, подрастать, выращивать, сложение, слагать.

  1. Сформулируйте правило правописания корней -лаг-, -лож-.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объяс­ните правописание корней.

Нап...сать изложение, тр...па зар...стает, в г...стях у Рос­тислава, л...пестки р...стений, прол...жить лыжню, ч...тко изл...гать мысль, распол...житься в ст...роне, прил...гать уси­лия, зар...сли к...мыша.

4. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, вставляя пропущенные буквы.

а) Р...скошный, выр...с, ор...сил, р...створ.

б) Дом распол...гался на кр...ю поселка. Ребята расположились у к...стра и с насл...ждением ели печеную картошку.

5. Запишите предложения с данными словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Уд...вительное р...стение, интерес(?)ное предл...жение, экскурсия в Р...стов.



Правописание корней с чередующимися О, А,

зависящими от наличия суффикса А после корня

I вариант

1. Спишите слова, выделите в них корни.

Прикоснуться, прикасаться, прикосновение, соприка­саться.

  1. Когда пишется корень -кос-?

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объяс­ните правописание корней.

а) К...снись в...ды, к...саться рукой, к...сательная линия, к...снуться ветки.

б) Луч со...нца к...снулся в...ршины утеса. Лоша...ь едва к...салась з...мли.

4. Выпишите «третье лишнее». Объясните свой выбор.

К...сой, к...снется, к...согор.

5. Запишите вопросительное предложение, в составе которого есть слово с корнем -кос- или -кас-.

II вариант

1. Спишите слова, выделите в них корни.

Коснуться, касаться, касательная, коснешься.

  1. Когда пишется корень -кас-?

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объяс­ните правописание корней.

а) Прик...саться осторожно, нежное прикосновение, соприкасаться с огнем, прикоснуться к ст...не.

б) Со...нце к...снулось тихой в...ды у берега. Все то, чего к...снется ч...ловек, приобретает нечто человечье.

4. Выпишите «третье лишнее». Объясните свой выбор.

К...снуться, к...са, к...сичка.

5. Запишите побудительное предложение, в составе которого есть слово с корнем -кос- или -кас-.



ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ О. А (ОБОБЩЕНИЕ)

I вариант

1. Спишите слова, выделите в них корни.

Загореть, кланяться, растительность, изложение, прикос­нуться.

  1. Сформулируйте правила правописания корней с чередующи­мися о, а, зависящими от согласного корня.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объяс­ните условие выбора орфограммы.

К...снуться р...стения, у Ростислава, г...рящий взгляд, покл...нение героям, высказать предположение, полыха­ющие з...рницы, камышовые зар...сли.

4. Выпишите слова с чередующимися о, а, записывая их в столбик. Вставьте припущенные буквы. Графически обозначьте в них орфограммы.

Подрастешь — свое н...живешь. Прощаль­ный блеск з...ри на небе дог..рал. Дом распол...гался на краю п...селка. Первые лучи солнца косну­лись верхушек деревьев.

5. К выписанным из задания № 4 словам подберите слова с той же орфограммой, но с парной чередующейся гласной.

II вариант

1. Спишите слова, выделите в них корни.

Касаться, угарный, склонение, водоросли, прилагатель­ное.

  1. Сформулируйте правила правописания корней с чередующи­мися о, а, зависящими от ударения.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объяс­ните условие выбора орфограммы.

К...снуться пальцем, располагаться на опушке, выр...стать р...сточек, прилагать к работе, заг...рать на даче, накл...ниться к земле, алая з...ря.

4. Выпишите слова с чередующимися о, а, записывая их в столбик. Вставьте пропущенные буквы. Графически обозначьте в них орфограммы.

У раб...тящего в руках дело огнем г...рит. Пы­шет заревом з...ря. Я д...брался до пихтовой зар...сли и распол...жился на крохотной п...лянке. Нежные руки мамы прик...снулись к щеке сына.

5. К выписанным из задания № 4 словам подберите слова с той же орфограммой, но с парной чередующейся гласной.


ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ Е. И

I вариант

1. Спишите слова, выделите в них корни.

Забирать, замереть, расстелить, зажигательный.

  1. Сформулируйте правило правописания е в корнях с чередова­нием е, и.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объяс­ните условие выбора е, и.

Подб...рать ключ, отп...рать замок, раст...реть краски, за­жигать огонь, расстилаться по лугу, забл...стеть на солнце, зач...таюсь дотемна, блистательный ответ.

4. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните их правописание.

Малая искра г...рода подж...гает, а сама прежде всех пом...рает. Не все то зол...то, что бл...стит. Одной рукой соб...рай, другой разд...вай.

5. Что произойдет, если в словах поджигать, оттирать, выбирать, задирать, блистать исчезнет суффикс -а-? Запишите получившиеся слова.

II вариант

1. Спии1ИТе слова, выделите в них корни.

Блистать, протереть, вычитать, опереться.

  1. Сформулируйте правило правописания и в корнях с чередова­нием е, и.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объяс­ните условие выбора е, и.

Зам...реть от страха, бл...снул серебром, подб...рать цита­ты, пост...лить скатерть, проб...раться сквозь заросли, прид...раться к мелочам, блистательная побе­да.

4. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните их правописание-

Соб...рай по яг...дке — наб...решь кузовок. Кого сл...ва не б...рут, с того шкуру д...рут. Скупые — что пч...лы: мед соб...рают, да сами ум...рают.

5. К словам потереть, отпереть, разжечь, застелить, выберет подберите слова с чередующейся гласной в корне. Почему изменилось написание слов?


ПРАВОПИСАНИЕ Ы, И ПОСЛЕ Ц

I вариант

1. Запишите данные существительные в форме именительного падежа множественного числа. В записанных словах обозначьте окончания.

Образец: скворец — скворц(ы).

Птица, рукавица, пловец, умница.

  1. Сформулируйте правило правописания ы, и после ц.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объяс­ните правописание ы, и после ц.

Ц...плячий пух, улиц... города, ж..лтая акац...я, бледно­лиц...й мальч...нка, д...лекая станц...я, сестриц...н пл...ток, ехать на мотоц...кле.

4. Распределите, вставляя пропущенные буквы, в две колонки слова сииы после ц. Графически объясните выбор гласных в словах.

Ц...рк, коллекц...я, ц...кнуть, учениц..., куниц...н, опе­рация, гусениц..., продукц...я, ц...тата, ц...ган.

5. Запишите 3-4 названия цветов, в наименованиях которых есть ци.

II вариант

1. Запишите данные существительные в форме именительного падежа множественного числа. В записанных словах обозначьте окончания.

Образец: отец — отц[ы].

Теплица, огурец, танец, испанец.

2. Сформулируйте правила правописания ы, и после ц в суффиксах и окончаниях.

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните правописание ы, и после ц.

Ц...ганская песня, ц...ферблат ч...сов, теплая ц...гейка, незнакомая ситуац...я, лисиц...н след, р...совать ц...ркулем, х...рошая дикц...я.

4. Распределите, вставляя пропущенные буквы, слова сЫиИпосле ц в две колонки. Графически объясните выбор гласных в словах.

Панц...рь, демонстрац...я, ц...пленок, красавиц..., сини-ц.-.н, ц...рковой, ножниц..., грац...я, ц...нк, на ц...почках.

5. Развернутое определение замените одним словом.

Основной закон государства; систематическое собрание каких-нибудь предметов; плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины; прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой.


ПРАВОПИСАНИЕ МЯГКОГО ЗНАКА ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

I вариант

1. Выпишите слова с мягким знаком после шипящих.

Соловьи, рожь, гуляешь, пишешь, бьет, стричь.

  1. Когда не пишется мягкий знак после шипящих?

  2. Спишите, вставляя, где необходимо, мягкий знак.

Даеш(?) мелоч(?), видиш(?) камыш(?), решаеш(?), много задач(?), пейзаж(?) хорош(?), береч(?) вещ(?); воздух свеж(?).

4. Распределите слова с мягким знаком и без него в два столбика. Графически объясните написание мягкого знака.

Манеж(?), дрож(?), печ(?), разжеч(?), могуч(?), с крыш(?), жалееш(?), жгуч(?), бреш(?), багаж(?).

5. Используя слова с мягким знаком после шипящих запишите 3-4 предложения на тему «Я люблю...».

II вариант

1. Выпишите слова с мягким знаком после шипящих.

Льет, поешь, «крылья, мышь, учишь, беречь.

  1. Когда пишется мягкий знак после шипящих?

  2. Спишите, вставляя, где необходимо, мягкий знак.

Чувствуеш(?) фальш(?), готовиш(?) репортаж(?), малыш(?) похож(?) на маму, гуляеш(?) возле дач(?), нахо­дишься недалеко от рощ(?), стрич(?) ребенка.

4. Распределите слова с мягким знаком и без него в два столбика. Графически объясните написание мягкого знака.

Дич(?), лихач(?), теч(?), испеч(?), свеж(?), много туч(?), проверяеш(?), везуч(?), роскош(?), шалаш(?).

5. Используя слова с мягким знаком после шипящих, запишите 3-4 предложения на тему «Я мечтаю...».

ОРФОГРАФИЯ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

I вариант

1. Спишите, подчеркните гласные, написание которых может вызвать сомнение.

Зайчонок, цирковой, прилагать, травинка.

  1. Перечислите способы проверки согласных в корне слова.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, графически обозначая орфограммы.

а) Большего ж...лудя, почу(?)ствуеш(?) фальш(?), ра...шить парч...вое платье, подр...стает доч(?).

б) Круглая клумба с м...хнатыми ж...лтыми цв...тами похожа на лукошко с ц...плятами.

4. Выпишите слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните правописание выписанных слов.

Д...ловой, ра...крутить, зал...жить, хранилищ...м, спиц..., замш...вый, песц...вый.

5. Запишите 3-4 предложения о красоте цветов. Обозначьте известные вам орфограммы.

II вариант

1. Спишите, подчеркните гласные, написание которых может вызвать сомнение.

Сказка, звездный, бесшумный, голубь.

  1. Перечислите способы проверки безударных гласных в корне слова.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, графически обозначая орфограммы.

а) Мимо колюч...го крыж...вника, проб...жиш(?) возле дач(?), бе...чу(?)ственный человек, зар...стает камыш...м.

б) Над ж...лтыми з...л...тистыми пуховками цв...тущей ивы жужжат пч...лы.

4. Выпишите слова с орфограммами в корне; вставляя пропущенные буквы. Графически объясните правописание выписанных слов.

В...дица, ра...гладить, взр...щенный, круж...к, пш...нка, горниц...й, ц...пленок.

5. Запишите 3-4 предложения о лесе. Обозначьте известные вам орфограммы.


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ОРФОГРАФИЯ»

I вариант

1. Спишите, подчеркните буквы, написание которых может вызвать сомнение. Обозначьте ту часть слова, в которой находится данная буква.

Птицы, озарение, зеркальцем, сделать.

  1. Когда пишутся буквы ы, и после ц?

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозна­чая орфограммы.

Ш...пот и ш...рох в камыш...вых зар...слях, к...снуться пальц...м ц...ферблата ч...сов, ч...рная смородина и огурц... на столе, пол...жение.

4. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне слова, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните правописание корней.

Бл...днеть, выр...сли, гр...знуля, обг...реть, к...сательная, в...черинка, обт...рать.

5. Развернутые понятия замените одним словом.

Тихая погода, полное отсутствие ветра. Отдельная об­ласть производства, науки. Плод дуба. Ткань из нитей, полу­чаемых из коконов южного насекомого.

II вариант

1. Спишите, подчеркните буквы, написание которых может вызвать сомнение. Обозначьте ту часть слова, в которой находится данная буква.

Дождливый, желуди, безжалостный, большого.

  1. Сформулируйте правило правописания з, с на конце приста­вок.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, графически обозначая орфограммы.

Мальч...нка в рыж...й одеж...нке с капюш...ном, скл...нение прилагательных, щ…лкал в зар...слях крыж...вника, к...снеш(?)ся пальц...м плюш...вого бельч...нка.

4. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне слова, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните правописание корней.

Ло...кач, девч...нка, х...л...дильник, деш...вый, пальц..., водор...сли, ра...брызгать.

5. Развернутые понятия замените одним словом.

Тревожное состояние, волнение. Молодой лес. Предмет для чистки зубов. Тихая речь, при которой звуки произно­сятся без участия голоса.



ЛЕКСИКА

I вариант

1. Спишите, подчеркните устаревшие слова.

Снился Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком. (П. Рыленков)

  1. Что такое термины?

  2. Запишите антонимы и синонимы к слову свежий, учитывая все его значения.

  3. Подберите к данным заимствованным словам русские сино­нимы.

Аргумент, диспут, антракт, сувенир, аналогия.

5. Запишите словосочетания с данными словами так, чтобы
было понятно их значение.

Поступок — проступок, сытый — сытный, опечатка — отпечаток.

II вариант

1. Спишите, подчеркните профессиональные слова.

Зачерпну я солнце жесткой кистью,

Кинэварь и охру всполощу

И на глянец шелестящих листьев

Сочными мазками положу. (Б. Попов)

  1. Что такое неологизмы?

  2. Запишите антонимы и синонимы к данным словам.

Твердый, добрый, старый, глухой.

4. Подберите к данным устаревшим словам общеупотребительные с тем же значением.

Очи, баталия, внемли, светлица, жалование.

5. Замените в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое стало употребляться в переносном значении.

Кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, черная шаль, бархатная штора, колючий еж.


ФРАЗЕОЛОГИЯ

I вариант

1. Выпишите фразеологические обороты.

Оказался молодцом, Смог осилить ношу —

Не ударил в грязь лицом И не сел в калошу. (А. Шибаев)

  1. Что такое фразеологические обороты?

  2. Спишите, в скобках укажите значение данных фразеологиче­ских оборотов.

Пускать пыль в глаза, бить баклуши, повесить нос, кот наплакал.

4. Запишите фразеологизмы, синонимичные данным.

Куры не клюют, водить за нос, пальчики оближешь.

5. Выполните одно из заданий:

а) С выражением намылить шею запишите два предложения, в одном из которых данное выражение выступает в роли фразеологизма, в другом — как свободное словосочетание.

б) Запишите фразеологизмы, в состав которых входят имена людей.

II вариант

1. Выпишите фразеологические обороты.

За домом, едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой — засучив рукава. (В. Викторов)

  1. Какова роль фразеологических оборотов в речи?

  2. Спишите, в скобках укажите значение данных фразеологиче­ских оборотов.

Вывести на чистую воду, обвести вокруг пальца, ни свет ни заря, висеть на телефоне.

4. Запишите фразеологизмы, антонимичные данным.

Жить душа в душу, хоть пруд пруди, рукой подать.

5. Выполните одно из заданий:

а) С выражением поставить в тупик запишите два предложения, в одном из которых данное выражение выступает в роли фразеологизма, в другом — как свободное словосочетание.

б) Запишите фразеологизмы, которые пришли к нам из сказок.


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V КЛАССЕ

I вариант

День кончается. Со...нце уже опуска...тся к горизонту и д...леко разливаются его к...сые лучи. Приближаются су­мерки. Мы бродим по л...су. Каж...тся, что л...сные поляны налились густой т...мнотой. Она словно вып...лзает из-под з...мли л...жится у наших ног ра...ст...лается внизу по в...твям в...б...рается к в...рхущкам д...ревьев.

Птиц,... постепенно зам...л кают. Скоро уже становится трудно различать оч...ртания веток. След знакомой тр...пин­ки стал проп...дать но сквозь просеку еще видны лучи со...нца. Высоко над елкой забл...стели звезды. Время от времени раздается од...нокий голосок птич(?)ки. Каж...тся, что она уд...вляется наступлению т...инственной т...шины. Ноч(?) прик...снулась к з...мле и ра...теклась по ней т...мнотой. (По К. Паустовскому)

Задания

  1. Выпишите простое нераспространенное предложение.

  2. Что такое обращение?

  3. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая ч скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните грамма­тические основы сложных предложений.

  4. а) Графически объясните правописание подчеркнутых слов, б) Сделайте фонетический разбор слова косые.

  5. Запишите предложение, соответствующее схеме

[ = © : О, О, О].


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В IV КЛАССЕ

// вариант

У каждого есть своя река. Она привлекает тихими заво­дями омутов, дарит удачную поклевку, радует светлым журчанием на каменистых перекатах. И кто не м...чтал най­ти ее исток?! С трудом проб...раеш(?)ся сквозь густые зар...сли ивняка стара...ш(?)ся пройти по у...кому ручью. Куда же девалась б...гатырская ш...рь г...лубой реч(?)ки? Останав­ливаешься в изумлении перед чистым зеркальц...м рудни­ка и с наслаждением пьеш(?) из него воду.

Грус(?)но ст...новит...ся когда вид...шь иные наши рудни­ки. Многим людям дарят они отдых. Но попробуй на­питься из р...дника если вода в нем мутная, дно забито му­сором. Тут только разв...дешь руками и долго будешь ждать пока отст...ит(?)ся вода. Но пить ее уже нельзя.

Задания

  1. Спишите первые два предложения. Во втором предложении подчеркните грамматическую основу.

  2. Перечислите виды предложений по цели высказывания и интонации.

  3. Спишите текст, начиная с третьего предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните главные и второстепенные члены в выделенном чертой предложении.

  4. Сделайте фонетический разбор слова пьёшь.

  5. Запишите предложение, соответствующее схеме

[ =], (когда == ).

ИТОГОВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

I вариант

1. Выпишите глухие согласные звуки.

[п'], [д], [х], [н'], [ч'], [ш], [г].

2. Выпишите сложное предложение, подчеркните в нем грамматические основы.

Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка. А через несколько дней листья посыпались золотым дождем. Они легли желтым ковром на землю. Как приятно идти по тако­му ковру! " (Г. Чепелева)

3. Продолжите высказывание.

Синтаксис — это ....

  1. Сформулируйте правило правописания корней -рос-, -pacm-.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; укажите количество букв и звуков в данных словах.

Печ...нка, камыш...м, под...езд, бе...хитрос(?)ный, по­л...жение.

  1. Запишите синоним и антоним к слову большой.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений.

Ветер нал...тает с новой силой морщ...т гла...ь реки а по­том ст...хает. Зашуршал к...мыш(?) и на в...де появились кру...ки от первых капель. Река покрылась пузырьками когда сплошной п...лосой хл...стнул прол...вной дождь. Ва­лерка громко закр...чал Бежим ребята! (В. Астафьев)

  1. Выполните фонетический разбор слова гладь.

  2. Преобразуйте последнее предложение из задания № 7 так, чтобы слова автора стояли после прямой речи.

10. Запишите предложение, соответствующее схеме, расставьте запятые: определение подлежащее сказуемое определение дополнение определение дополнение.


ИТОГОВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

I вариант

1. Выпишите звонкие согласные звуки.

[й'], [ш], [з'], [т], [н'], [п], [м'].

2. Выпишите сложное предложение, подчеркните в нем грамматические основы.

Поле молчало, лежало в бледной темноте. Воздух был су­хой и теплый. Звезды в небе трепетали скромно и та­инственно. И одни только кузнечики стрекотали под окна­ми в траве, и в степи отчетливо кричали перепела. (И. Бунин)

3. Продолжите высказывание.

Орфография — это ....

  1. Сформулируйте правило правописания корней -кос-,-кас-.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; укажите количество букв и звуков в данных словах.

Реш...тка, пальц...м, об...ем, бе...жалос(?)ный, р...стение.

  1. Запишите синоним и антоним к слову холодный.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений.

Из-за д...лекого г...ризонта н...елись и прибл...жались ни...кие облика. Со...нце выглянуло из-за туч(?) м...лькнуло в г...лубом просвет... и исчезло. Ре...кий ветер зашумел тр...с(?)ником бросил в в...ду сухие листья и погнал их по р...ке. Дождь пойдет прог...ворила Нина. (В. Астафьев)

  1. Выполните фонетический разбор слова елка.

  2. Преобразуйте последнее предложение из задания № 7 так, чтобы в составе прямой речи было обращение.

10. Запишите предложение, соответствующее схеме, расставьте знаки препинания: обстоятельство подлежащее сказуемое определение дополнение дополнение.


ИТОГОВАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА

I вариант

1. Укажите непарный твердый согласный звук.

а) [р].

б) [ц].
в)[д].

2. Укажите сложное предложение.

а) В летнюю погоду вода в озере теплая, прозрачная.

б) И море благодатное сверкало, и волны с шелестом ложились на песок.

в) Будь Человеком, человек.

3. Продолжите формулировку.

Слова, противоположные по значению, называются ....

а) Многозначными.

б) Синонимами.

в) Антонимами.

4. Выберите неверное утверждение.

а) Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

б) Грамматическая основа предложения является словосочетанием.

в) Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически.

5. Сколько букв и звуков в слове весеннюю?

а) 8 букв, 8 звуков.

б) 8 букв, 7 звуков.

в) 8 букв, 9 звуков.

6. Укажите пару слов, являющихся синонимами.

а) Алый — красный.

б) Говорить — молчать.

в) Вспыхнуть — погаснуть.

7. Укажите слово, в котором вместо точек нужно писать о.

а) Р...сток.

б) К...саться.

в) Прилагательное.

8. Укажите слово, в котором вместо точек нужно писать ы.

а) Акац...я.

б) Ц...пленок.

в) Ц...ркуль.

9. Укажите олицетворение.

а) Дремлет камыш.

б) Разгорается костер.

в) Шелковое платье.

10. Укажите схему, в которой допущена ошибка.

а) [О и О,О и О].

б) [©, О, О, О].

в) [О, О, О и О].


ИТОГОВАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА

II вариант

1. Укажите непарный мягкий согласный звук.

а)[ч']. ,

б) [н'].

в) [в'].

2. Укажите предложение с однородными членами.

а) Спи, младенец мой прекрасный.

б) Ручей монотонно журчал, лошади жевали, время тянулось бесконечно.

в) На красноватой траве, на былинках, на соломинках блестели нити осенних паутин.

3. Продолжите формулировку.

Профессиональные слова — это ....

а) Слова, которые известны всему народу.

б) Слова, употребляемые жителями той или иной местности.

в) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности.

А. Выберите неверное утверждение.

Однородные члены предложения:

а) отвечают на один и тот же вопрос;

б) связаны по смыслу;

в) являются однокоренными словами.

5. Сколько букв и звуков в слове яблоневый?

а) 9 букв, 9 звуков.

б) 9 букв, 10 звуков.

в) 9 букв, 8 звуков.

6. Укажите пару слов, являющихся антонимами.

а) Печальный — грустный.

б) Уважать — презирать.

в) Отважный — смелый.

7. Укажите слово, в котором вместо точек нужно писать а.

а) З...ревать.

б) К...снуться.

в) Р...стительный.

8. Укажите слово, в котором вместо точек нужно писать мягкий
знак.

а) Много дач... .

б) Гуляеш... в парке.

в) Опытный врач... .

9. Укажите метафору.

а) Теплая шуба.

б) Носик чайника.

в) Глубокая старость.

10. Укажите схему, в которой допущена ошибка.

а) А: «П!»

б) «П», — а.

в) А: «п».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!