СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чем опасен малоподвижный образ жизни (исследовательский проект)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Чем опасен малоподвижный образ жизни (исследовательский проект)»





XII Ашинский районный конкурс

реферативно-исследовательских работ

для обучающихся 5-8 классов







Чем опасен малоподвижный образ жизни

(здоровьесбережение)

Исследовательский проект









Автор: Асулбаева Арина

ученица 7 “А” класса,

МКОУ “СОШ №9 (с профессиональным обучением) г. Аши

научный руководитель:

Зуева Екатерина Владимировна,

учитель химии





г. Аша

2022




Содержание

Введение 3

Глава 1 5

1.1Что такое гиподинамия? 5

1.2Чем опасен малоподвижный образ жизни? 5

1.3Причины возникновения гиподинамии 6

1.4Как избавиться от гиподинамии? 6

Практическая часть 8

2.1 Методика исследования 8

2.2 Анкетирование 9

Выводы 10

Заключение 11

Список литературы 13

Приложение № 1 14

Приложение № 2 15

Приложение № 3 15

Приложение № 4 15

Приложение № 5 16














Введение

Подвижность – естественное свойство человека, которое заключается в его способности к осуществлению активной деятельности, быть здоровым. Недостаток двигательной активности в нашей стране характерен для большинства городского населения и, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью. К ним относятся не только работники умственного труда, но также школьники и студенты, основной деятельностью которых является учеба.

Жизнь современного человека, конечно, стала более комфортной и удобной, чем раньше. Технический прогресс заметно облегчил нам жизнь: транспорт, который нас довозит до нужного места, бытовая техника, которая все делает за нас. Нам даже не надо напрягать свое тело, чтобы что-то сделать – достижения технического прогресса все делают за нас. Такой образ жизни современных людей, очень близок к «постельному режиму», ведущий к гиподинамии.

Актуальность темы: малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья школьников. Для решения данной проблемы было решено провести теоретическое и практическое исследования, направленные на укрепления здоровья и расширение знаний о здоровом образе жизни.

Цель исследования: выявить как влияет малоподвижный образ жизни на физическое и психологическое здоровье школьников.

Задачи:

  1. познакомиться с литературой по данной теме;

  2. с помощью опроса выявить влияние режима дня на здоровье обучающихся;

  3. провести антропометрические исследования, включающие измерение длины тела (роста), массы тела, окружности грудной клетки и определить антропометрические показатели физического развития: индекс Кетле (весо - ростовой показатель), индекс Пинье (оценка телосложения), индекс гармоничности морфологического развития ИГМР;

  4. дать оценку индивидуального здоровья школьников, их соответствия возрастным нормам;

  5. выработать рекомендации по устранению недостатка двигательной активности в режиме дня школьников.

При проведении данной работы нами была выстроена следующая гипотеза: недостаточная двигательная активность влияет на физическое и психическое здоровье школьников.

Предмет исследования: влияние двигательной активности человека на весь организм в целом.

Объект исследования: обучающиеся МКОУ “СОШ №9 (с профессиональным обучением)” г. Аши.

Методы исследования:

  1. опрос;

  2. наблюдение;

  3. анкетирование;

  4. обобщение;

  5. анализ.

Глава 1

1.1Что такое гиподинамия?


Движение – это природное свойство человека. На ранних этапах развития общества благодаря движению человек находил пищу, спасался от врагов, познавал окружающий мир, совершенствовал свой организм. И в настоящее время развитие детей или состояние здоровья взрослых зависят от двигательного режима.

Термин «гиподинамия» в переводе с латинского языка означает «малоподвижность».

Гиподинамия — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Не является самостоятельным заболеванием. Сегодня это понятие является широко распространенным и даже модным, а все потому, что проблема избыточного веса не перестает быть актуальной, и гиподинамия является одной из важнейших причин его возникновения. Гиподинамия бывает обусловлена физиологическим состоянием, когда человек по объективным причинам не способен жить активно (инвалидность, длительные и тяжелые заболевания и т. п.), но чаще всего патология формируется на фоне неправильного образа жизни.

1.2Чем опасен малоподвижный образ жизни?


Сегодня сидячий образ жизни ассоциируется не только с офисной работой. Под это определение попадает привычный, застоявшийся, однообразный ритм домохозяек, пенсионеров и людей, не получающих достаточную физическую нагрузку в течение дня. В результате дефицита движений, ежедневное сидение в офисе, в школе (институте), в транспорте, в такси, в своих машинах, дома за обеденным столом, за компьютером или на диване у телевизора, пассивные развлечения, всё это негативно отражается на общем самочувствие и провоцирует обострение и развитие широкого спектра заболеваний, которые медленно, но верно нас убивают, таких как: лишний вес, ожирение; болезни опорно-двигательного аппарата и суставов; варикозное расширение вен; снижение остроты зрения; болезни сердечно-сосудистой системы; заболевания мочеполовой системы; запоры, геморрой, простатит; психические расстройства (тревожность и депрессия, стресс); повышенная утомляемость, слабость, снижение трудоспособности и умственной активности, усталость, перепады настроения; нарушение режима сна; снижение иммунитета. И еще один важный момент, это снижение социальных навыков и активности при долгом пребывании за компьютером, и особенно в Интернете. Проще говоря, вам меньше хочется общаться с людьми, и вы становитесь менее эмоциональным человеком. Когда компьютер становится единственной формой общения, размер социального круга (круга общения) человека уменьшается, что приводит в свою очередь к постоянно растущему чувству одиночества и депрессии.

1.3Причины возникновения гиподинамии

Основная причина гиподинамии — урбанизация и малоподвижный образ жизни, отсюда ее справедливое название — «болезнь цивилизации». Главные факторы риска, предопределяющие развитие гиподинамии:

  1. длительное отсутствие активности после тяжелой болезни или операции;

  2. специфика работы, вынуждающая человека проводить рабочий день в сидячем или стоячем положении. С переходом на удаленку в период пандемии ситуация лучше не стала;

  3. из-за усталости, болей в мышцах и спине, вызванных вынужденным положением тела, люди отказываются заниматься спортом;

  4. личный транспорт многим не оставляет шансов для прогулок даже на короткие дистанции;

  5. ожирение может быть и причиной гиподинамии, и последствием;

  6. увлечение социальными сетями и компьютерными играми среди взрослых и детей. По статистике около 80% подростков по этой причине остаются равнодушными к спорту.

1.4Как избавиться от гиподинамии?

Поскольку больше половины случаев гиподинамии – отсутствие физических нагрузок и ожирение, основные способы избавления направлены именно на формирование нового образа жизни.

Специалисты рекомендуют постепенно увеличивать нагрузки, начиная с простой зарядки на 5 минут, заканчивая полноценными тренировками. ВОЗ утверждает, что взрослый человек нуждается в силовых тренировках не менее 2 — 3 раз в неделю, а кардионагрузки (быстрая ходьба, велосипед, плавание и т.д.) должны занимать от 150 минут в неделю.

В школьном возрасте гиподинамия обычно связана с нерациональным распорядком дня ребенка, с перегрузкой его учебой. По статистике, в школах 10-16% школьников вообще освобождены от уроков физической культуры. При расспросе таких детей выясняется, что они мало бывают на свежем воздухе, мало двигаются. Много сидят перед компьютером, поздно ложатся спать.

Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, производственная гимнастика, занятия физкультурой и спортом, физический труд, пешие прогулки на свежем воздухе.

Уже в 2–3 года можно приучать ребенка делать зарядку, начиная с простых упражнений. Существуют нормативы, разработанные физиологами, согласно которым минимальный объем движений, выполняемый взрослым человеком, должен составлять не менее 10000 шагов, а для школьников объем движений, соответствующий биологическим потребностям – 21000–40000 шагов.

Способы борьбы с гиподинамией представлены в приложении №1.


















Практическая часть 2.1 Методика исследования

Для оценки физического развития использовали ряд методов.

  1. Метод нахождения индекса Кетле (весо - ростовой показатель), который характеризует соотношение веса и роста: необходимо вес (в кг) разделить на квадрат роста (в м).

Формула: В: Р

1 учащийся: 56: (1,63 * 1,63) = 21 (норма)

2 учащийся: 38: (1,43 * 1,43) = 27 (избыточная масса тела)

3 учащийся: 54: (1,74 * 1,74) = 17 (дефицит веса)

  1. Метод нахождения индекса Пинье (оценка телосложения) по формуле: И = Р – (В + Окр), где Р - рост в сантиметрах, В – масса тела в килограммах; Окр – окружность грудной клетки в сантиметрах.

1 учащийся: И = 163 – (56 + 85) = 22 (среднее)

2 учащийся: И = 143 – (38 + 77) = 28 (слабое)

3 учащийся: И = 174 – (54 + 81) = 39 (очень слабое)

  1. Метод нахождения индекса гармоничности морфологического развития ИГМР.

Рассчитывали по формуле: ИГМР = (Р – В) * Р/К * 2Окр, где Р – рост, в см., В – масса (вес) тела, в кг., Окр – окружность грудной клетки, К – коэффициент развития, который находился по таблице.

На основании данных методик и результатов антропометрических измерений давалась индивидуальная оценка физического развития.

1 учащийся: ИГМР = ((163 – 56) * 163): ((1,139 * (2 * 85) = 90,07

2 учащийся: ИГМР = ((143 – 38) * 143): ((1,139 * (2 * 77) = 85,6

3 учащийся: ИГМР = ((174 – 54) * 174) : ((1,139 * (2 * 81) = 113,15

  1. Измерение артериального давления и пульса

В 13-15 лет: - минимальное систолическое - 110 мм рт.ст. - минимальное диастолическое - 70 мм рт.ст. - максимальное систолическое - 136 мм рт.ст. - максимальное диастолическое - 86 мм рт.ст. Когда изменения артериального давления у детей можно считать нормальным явлением, а в каких случаях следует обратиться к врачу? Оно может меняться в зависимости от различных факторов.

Давление и пульс измерялись у трёх учащихся с разной комплекцией тела до нагрузки и после.

Результаты показали, что у 1 учащегося после нагрузки сильно увеличился пульс (на 34 удара) и систолическое давление (на 64 мм.рс.). У 2 учащегося резко возрос пульс (на 73 удара) и систолическое давление (на 30 мм.рс.). У 3 учащегося давление не изменилось, а пульс увеличился (на 44 удара).

Делая выводы по данным результатам, можно сказать, что ученики 2 и 3 имеют физическую подготовку.

2.2 Анкетирование

С учащимися 7 классов проводился опрос о влиянии распорядка дня на физическое развитие и здоровье учащихся с последующим обобщением и анализом полученных данных.

Результаты данного опроса были следующие

48% (24 учащихся) 7 классов проводят в школе по 4-6 часов в день; 20% (10 учащихся) 6-7 часов, что соответствует норме образовательного процесса; 32%(16 учащихся) ответили не корректно.

На подготовку домашнего задания тратят 18% (9 учащихся) около 10-30 минут; 32% (16 учащихся) 1-3 часа; 36% (18 учащихся) от 30 мин до 1 часа; 14% (7 учащихся) ответили не корректно.

26%(13 учащихся) не посещают секций и кружков,74% (37 учащихся) посещают спортивные секции.

На дорогу в школу тратят 36%(18 учащихся) 30-40 минут в день; 20% (10 учащихся) 1-2 часа; 20% (10 учащихся) 10-15 минут; 12% (6 учащихся) 20-30 минут; 4% (2 учащихся) до 10 минут; 8% (4 учащихся) ответили не корректно.

92% (46 учащихся) 7 класса не делают утреннюю гимнастику, 6% (3 учащихся) выполняют её регулярно; 2% (1 учащийся) ответил не корректно.

24% (12 учащихся) ложатся спать в 6-7 часов; 28% (14 учащихся) в 7-8 часов; 20% (10 учащихся) в 10-11 часов; 24% (12 учащихся) с 11 до 2 часов; 4% (2 учащихся) с 3 до 4 часов.

4% (2 учащихся) встают в 7 часов; 72% (36 учащихся) в 7-9 часов; 24% (12 учащихся) ответили не корректно.




Выводы

1. В процессе проведённого исследования для определения физического развития школьников были определены и проанализированы следующие показатели:

индекс Кетле (весо-ростовой показатель);

индекс Пинье (оценка телосложения);

индекс гармоничности морфологического развития ИГМР;

артериальное давление и пульс.

2.Проведённый социологический опрос показал нарушения гигиенических норм у учащихся 7 классов в отношении сна, утренней гимнастики и распределении свободного времени.





















Заключение

В ходе проведённого исследования нами была изучена литература по данной теме. Благодаря этому я узнала, что такое малоподвижный образ жизни, как он проявляется и как влияет на здоровье человека, в особенности школьника.

Нами был проведён социологический опрос на обучающихся 7 класса. По его результатам можно отметить, что мои одноклассники практически все делают утреннею гимнастику, посещают различные секции и кружки. Но у всех нарушен режим дня и отдыха.

После проведения антропометрических исследований, включающие измерение длины тела (роста), массы тела, окружности грудной клетки и антропометрических показателей физического развития: индекс Кетле (весо - ростовой показатель), индекс Пинье (оценка телосложения), индекс гармоничности морфологического развития ИГМР можно сделать вывод, что весо - ростовой показатель варьирует от избытка массы тела до его дефицита. Оценка телосложения показала слабое развитие мышечной массы. Показатель индекса гармоничности морфологического развития снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки и повышается с увеличением длины тела и показывает конституцию тела.

Составлены рекомендации по устранению недостатка двигательной активности в режиме дня школьников.

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.

Здоровье – великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет человеку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой. В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных физических упражнений, никогда люди так не увлекались различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей, как это происходит сегодня. Развитие массовой физической культуры и спорта не только обеспечивают сохранение здоровья и повышение работоспособности, но и способствует заполнению досуга и отвлечению населения, в особенности подростков, от вредных привычек – курения алкоголизма и наркомании. Частота, продолжительность и интенсивность физических нагрузок должны соответствовать возможностям человека, уровню его тренированности. Для практически здоровых малоактивных людей лучше начинать с одного или двух занятий в неделю продолжительностью 30-40 минут. Оптимальной считается физическая активность 5 раз в неделю. Продолжительность тренировки от 30 до 60 минут. Умеренной нагрузкой считается 30-минутная ходьба, медленная езда на велосипеде, медленные танцы, лыжные прогулки, 15-20-минутный бег трусцой, работы в саду, по дому. Интенсивная физическая нагрузка – быстрый бег, танцы, плавание, уборка снега, ремонт дома, – способствует улучшению функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает тренированность, самооценку, способствует длительному сохранению физически активного образа жизни.

Для большинства людей интенсивность максимальной физической нагрузки соответствует частоте пульса, рассчитанной по формуле: частота пульса равна 200 минус возраст в годах. Невозможность поддержать разговор во время упражнений, сохранение сильного чувства усталости через час после тренировки говорит о необходимости снижения уровня выполняемой нагрузки. Полноценной считается нагрузка не менее 10 тысяч шагов в день.

В целом градация выглядит так:

Меньше 5 000 шагов в день – малоподвижный образ жизни.

7 500– подвижный образ жизни.

10 000– рекомендуемый образ жизни.

Начав двигаться, вы почувствуете прилив сил и энергии, легкость и подъем настроения. Но для того, чтобы это произошло, нужно сделать первый шаг.












Список литературы

1. Владимир Поляков / Статья/ Автор Оксана Остапчук //АиФ. – 2018 г. - № 43. 6 с

2.https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_endocrinology/obesity дата 10.12.2018

3.http://surgeryzone.net/pediatria/zaderzhka-fizicheskogo-razvitiya.html дата 08.12.2018

4.http://fb.ru/article/291402/osteoporoz-u-detey-prichinyi-simptomyi-diagnostika-i-lechenie дата 08.12.2018

5.https://pohudet.guru/zdorove/malopodvizhnyj-obraz-zhizni/#i-3 дата 14.12.2018

6. Артюхова И. С., Иванова Л. А., Киктев С. М. Полная энциклопедия дошкольника / И. С. Артюхова, Л. А. Иванова, С. М. Киктев и др.; - М.: РОСМЭН, 2016. 320 с.

7. Тело человека. Анатомия и физиология. – Ростов н/Д : Владис, 2016. – 128 с. Редакторы Феданова Ю., Шереминская Л., Скиба Т.

8. Большая Российская энциклопедия: В 30 т./ Председатель Науч. – ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 7. Гермафродит – Григорьев. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. – 767 с.

9. Ярцева Д. Ю., Дергунова Г. Е. Влияние малоподвижного образа жизни на состояние здоровья подростков // Молодой ученый. — 2017. — №18. — С. 126-129. https://moluch.ru/archive/152/43217/ (дата обращения: 02.02.2022)















Приложение № 1

Способы борьбы с гиподинамией:

  1. увеличение физических нагрузок. Больше ходить пешком – на работу, в университет, в школу;

  2. утром делать разминку на основные группы мышц – это тонизирует и настраивает на работу;

  3. полезна 10-минутная ежедневная вечерняя пробежка (которая, кстати, идеальна для похудения);

  4. отказаться от лифта! Ежедневный подъём по ступенькам не только укрепит сердечную мышцу, но и обеспечит организм необходимой физической нагрузкой;

  5. шопинг. Соедините приятное с полезным. Ходьба пешком и тяжелые сумки сделают своё дело.

  6. по возможности откажитесь от вредных привычек, мешающих нормальному функционированию систем организма;

  7. записаться в бассейн: плавание дает необходимую нагрузку на все группы мышц. Если нет желания или навыка плавания, проводите свой досуг в тренажёрном зале, на танцах, йоге (можно заниматься дома, имея только коврик и немного свободного пространства);

  8. используйте приложения-шагомеры на смартфонах. Такие программы позволяют подсчитывать количество шагов за день, благодаря которым у человека появляется желание ежедневно бить свой предыдущий рекорд, проходя всё больше и дальше;

  9. начните правильно питаться. И не с понедельника, а прямо сейчас. Пейте больше воды, зеленый чай, свежевыжитый сок. Рациональное питание не только улучшит ваше самочувствие, укрепит здоровье, но и продлит жизнь;

  10. нормализуйте режим сна. Начните засыпать и просыпаться в одно и то же время. 8-часовой сон обеспечит Ваш организм отдыхом и восстановленным иммунитетом. Но не злоупотребляйте. Долгий сон может вызвать переутомление, и организм потеряет драгоценные силы.


Приложение № 2

Таблица 1. Значение индекса Пинье (оценка телосложения)

Значение

Оценка

10-15

крепкое

16-20

хорошее

21-25

среднее

26-30

слабое

Более 31

Очень слабое

Приложение № 3


Таблица 2. Измерение артериального давления и пульса

Измерение АД и пульса без нагрузки и с нагрузкой

Учащийся

АД

Пульс

До

После

До

После

1

127/68

191/87

74

108

2

121/78

151/94

75

158

3

137/81

138/67

90

134

Приложение № 4


Опросный лист

1.Сколько времени вы тратите на подготовку домашнего задания?

2. Посещаете ли вы какие-либо кружки или секции?

3. Сколько времени вы тратите на дорогу в школу и обратно?

4. Делаете ли вы утреннюю гимнастику?

5. Во сколько часов вы ложитесь спать?

6. Во сколько часов вы встаёте?

7.Сколько времени в среднем вы проводите в школе?


Приложение № 5












20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!