СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек – живая загадка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Человек – живая загадка»


Эссе на тему: «Человек – живая загадка»

«Сколько в природе таинств и загадок,

но самое сложное – человек…»

Василий Витка

«Человек» - это простое слово, состоящее из семи букв, но сколько загадок и тайн заключено в его содержании! Кто он - человек? Как и когда он появился на планете Земля? В правильном ли направлении движется? Да и есть ли вообще это правильное направление в природе? А природная ли составляющая определяет человеческое в человеке, или же человек – это венец природы и к нему нельзя применять биологические мерки? Какова миссия человека в жизни? (Слайд 4) Какова цель существования человечества в целом и каждого отдельного человека в частности? Эти вопросы – лишь мизерная часть всех вопросов в отношении этого загадочного существа - ЧЕЛОВЕК.

Если обратиться к научному определению, то мы прочитаем следующее: «Человек - это биосоциальное существо». (Слайд 5-6) Но это определение никак не отражает истинного значения исследуемого нами понятия: многие животные биосоциальны, то есть принадлежат одновременно и к миру животных, и к обществу – пчелы, муравьи, слоны. Когда же появился человек? Как только сумел выделиться из мира природы и стал преобразовывать природу под себя – создавать «вторую природу» - культуру. Именно так объясняет нам появление человека наука. Но действительно ли мы, люди, сумели подчинить себе природу? Или просто матушка Природа просто «терпит» нас как «загордившихся» своих детей?

(Слайд 7) Еще великий философ Диоген ходил с фонарем днем по площади, заполненной людьми и кричал: «Людей вокруг много, но человека среди них не вижу! Ищу человека!» И до сегодняшнего дня эта загадка не разгадана – по каким критериям из множества биосоциальных существ можно выделить именно человека?

Если обратиться к психологии, то главный показатель, помогающий раскрыть тайну человека – это наличие, наряду с эмоциями, чувств как очень сложных по содержанию ответных реакций на внешние раздражители. (Слайд 8) Но только ли человек может глубоко и преданно любить, люто ненавидеть или сопереживать чужому горю. Есть уникальные свидетельства того, как и в мире животных мы наблюдаем проявление именно чувств: вспомним хотя бы облетевшие просторы Интернета видео, (Слайд 9) когда один из котов пытается «оживить» своего «друга» - котика, которого сбила машина, или, когда огромная горилла долгое время держала на руках младенца, упавшего в вольер с гориллами в зоопарке, спасая его от верной гибели…

Можно сказать, что отличительной чертой человека и ключом к разгадке тайны человека является наличие сложноорганизованной речи с абстрактными понятиями, (Слайд 10) которые сам человек даже не в силах описать с точностью до максимума. Попробуйте объяснить словами чувство стыда или разочарования в друге или радости за успехи другого. Язык людей – это действительно уникальная живая сущность, рождающаяся, взрослеющая, стареющая и умирающая.

Вместе с тем, человек является огромной тайной и для самого себя: он никогда не сможет с уверенностью предугадать свои мысли, чувства, поступки. Точно предвосхищая в цели мыслимый образ конечного результата любой деятельности, человек не способен предугадать образ конечного результата по формированию самого себя! Ведь каждый, окружающий нас человек, уникален. ( Слайд 11) У нас всех своя внешность, характер, мироощущение и тому подобное. Вы никогда не встретите людей в точности одинаковых, как две капли воды. Они могут до безумия похожи друг на друга внешне, но их внутренние миры ничем не будут схожи. Или же наоборот. Да и вообще, а что мы по-настоящему вкладываем в понятие «внутренний мир человека»?

Еще одна загадка человека - это его мозг. (Слайд 12) Наталья Бехтерева, например, недоумевает, как получается, что один человек в своих мечтах придумал невероятное, например, ракету или подводную лодку, а другой через много лет, в другом веке создает это реально? В каких фантазиях или снах Жюль Верн увидел возможность такой лодки и описал это в своем романе «20 000 лье под водой»? А что такое сон как видение человека, находящегося в особом состоянии? Это ведь тоже загадочная работа человеческого мозга! Или не только?

Почему среди людей появляются гении в той или иной области? Чем это объясняется – более сложными связями в той или иной части того же головного мозга или «даром свыше»? Кто мы - самодостаточные биосоциальные создания, с уникальными и не до конца раскрытыми способностями головного мозга, или ни на что неспособные, без помощи кого-то или чего-то великого, существа?

(Слайд 13) Так кто он – человек? Песчинка в вечности, которая в любой момент может кануть в небытие или существо, способное возвыситься над вечностью. «Почему есть нечто, хотя должно быть ничто?» - вот главный вопрос, который мучает человечество и который, кстати, сформулировал сам же человек.

Чем глубже погружаешься в желание найти ответ на вопрос: «В чем же великая тайна человека?» - тем больше возникает вопросов.

«Так в чем же великая тайна человека - живой загадки?» Вопрос остается открытым.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!