Урок по обществознанию в 6 классе
«Человек в социальном измерении»
Цель:
1. Актуализировать представление учащихся о человеке, биологическом и социальном его началах.
2. Дать представление об основных качествах личности.
3. Воспитывать интерес к познанию законов развития общества, к личностному росту.
4. Повторить и обобщить материал по теме: «Человек в социальном измерении»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой, 2019г., конспект, раздаточный материал, ноутбук с видеосюжетами о личности, мультимедийный проектор.
Ход урока:
Притча «Когда все учиться перестанут»
Вопросы к классу
— Как вы поняли смысл этой притчи?
— Какое отношение она имеет к теме наших уроков? (Ответы учеников.)
Тема урока: «Человек в социальном измерении».
Цель нашего урока
Исследовать сущность человека в социальном измерении.
Проблемный вопрос уроков
— Кто и что определяет положение человека в обществе?
Задание № 1
А теперь вспомним основные понятия раздела «Человек в социальном мире».
карточка №1. Перед вами 10 определений, ваша задача сопоставить определение и понятие, заполнить таблицу.
4 минуты вам на выполнение задания.
1) Совокупность социально значимых черт, характеризующих человека как члена общества (личность).
2) Совокупность черт, присущих данному конкретному человеку (индивидуальность).
3) Совокупность черт человека, помогающих ему успешно заниматься каким-либо видом деятельности. (способности).
4) Способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни. (сознание).
5) Основные виды деятельности (игра, учение, труд, общение).
6) Осознаваемая человеком нужда в чем-либо (потребность).
7) Высказывание, содержащее определенную мысль (суждение).
8) Высокая степень одаренности в какой-либо области (талант).
9) Оценка человеком самого себя (самооценка).
10) Настроение человека в тот или иной момент времени (эмоция).
Задание 2Учимся узнавать и оценивать себя.
После такой непростой работы узнаем, об уровне своей самооценки.
КАРТОЧКА № 2
Тест «Моя самооценка» Внимательно прочтите слова, характеризующие определенные черты характера:
аккуратность, трусость, зависть, настойчивость, пунктуальность, неряшливость, равнодушие, отзывчивость, грубость, ответственность, заботливость, искренность, обидчивость, смелость, беспечность, вспыльчивость, самообладание, необязательность, целеустремленность, застенчивость, чувство юмора, преданность, медлительность, развязность, сострадательность, холодность.
Заполните таблицу, поместив в первый столбик те из вышеперечисленных слов, которые характеризуют идеального человека, во второй - те из указанных в перечне качеств, которыми идеальный человек обладать не должен.
Черты идеального человека | Черты неидеального человека |
| |
| |
| |
Из первого и второго столбца выберите и подчеркните те черты характера, которыми вы обладаете. Затем число положительных черт, которыми вы себя наделили, поделите на число слов, помещенных в столбце 1.
Результат близок к 1 - человек, скорее всего, себя переоценивает.
Результат близок к 0 - свидетельство повышенной самокритичности.
При результате, близком к 0,5, - нормальная самооценка.
Аналогично сравните свои отрицательные качества с качествами, помешенными в столбец 2.
Результат, близкий к 0, - завышенная самооценка.
Результат, близкий к 1, - заниженная самооценка.
Результат, близкий к 0,5, - нормальная самооценка.
Тестирование показало, что есть люди как с завышенной самооценкой, так и с заниженной.
Напомню, что люди с заниженной самооценкой склонны сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди чаще всего не уверены в себе, им трудно дается принятие решения. Сравнивая себя с другими, они видят в себе больше недостатков, чем достоинств. Люди с завышенной самооценкой уверены в своей непогрешимости, с ними очень сложно взаимодействовать, так как они не готовы слышать других.
Как влияет заниженная самооценка на наше здоровье? (ответы детей)
Далее предлагается учащимся самим дать определение понятию «здоровье». После заслушивания нескольких вариантов в исполнении учащихся, учитель зачитывает определение по словарю Ожегова С.И. Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
На каждую букву слова «здоровье» найти слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни.
- З – зарядка;
- Д – диета, доктор;
- О – отдых, окулист;
- Р – режим;
- О - осанка; (Обратить внимание на осанку учащихся).
- В – витамины;
-Е – еда.
Вопрос. Потребности человека могут влиять на его здоровье. Что такое потребности ? Потребность — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.
— Вспомните и назовите потребности современного человека в чем-либо, о которых в прежние времена никто и мечтать не мог (например, потребности в мобильном телефоне, компьютере, авиаперелетах и т. д.).
— Как вы думаете, будет ли человек удовлетворен теми достижениями, которые у него имеются?
(Ответы учеников.)
Мы выяснили, что меняется мир, меняются и потребности людей.
Карточка № 3
З аполните пирамиду.
Сон, еда, вода, безопасность
_____________________________________
Чтение, музыка, религия
_______________________
Дружба, понимание, труд, помощь
_________________________________
Переход к физминутке (3 мин.)
Различные события в жизни заставляют человека каким-то образом выражать свои эмоции и чувства, свое отношение к ним. Причем одно и то же событие вызывает у разных людей разные чувства. Например, известие о том, что каникулы окончены и надо идти на уроки, по-разному отразились на ваших эмоциях и чувствах, не правда ли?
- Какие эмоции и чувства вы испытали? (перечисляют).
- А чем эмоции отличаются от чувств? Кратковременные, определяют настроение к какой-то момент - эмоции; долговременные, глубокие, выражают отношение к кому-либо или чему-либо - чувства.
Примеры: Горе? Счастье? Испуг? Грусть? Гордость? Злость?
- Внимание, небольшой тренинг! Прошу всех встать, выйти из-за парт. Повернитесь лицом друг к другу. Итак, в полной тишине, только мимикой лица, движением тела и жестикуляцией рук.
- Первый вариант, покажите, пожалуйста, второму варианту: удивление.
- Второй вариант, ваш ответ: покажите испуг.
- Первый вариант не сдается: изображает грусть
- Второй отвечает: а нам весело!.
- Что вы сейчас изображали? Эмоции или чувства? Легко ли было их изобразить? Конечно, несложно, потому что эмоции очень хорошо выражены внешне.
А теперь:
- Первый вариант, покажите, как вы УВАЖАЕТЕ тех, кто на втором варианте.
- Второй вариант, а ну-ка, отнеситесь к первому варианту с ДРУЖЕЛЮБИЕМ!
- А теперь все одновременно покажите ГОРДОСТЬ за выполненную работу!
- Спасибо! Садитесь. Легко ли было изображать дружелюбие, гордость, уважение? Правильно, потому что это - ЧУВСТВА! А чувства чаще всего человек скрывает внутри, никак не проявляя их внешне.
Карточка № 4
Потребности, чувства, эмоции заставляют человека действовать.
Составь схему « Деятельность человека», используя слова: 1)средства 2)результат 3)цель 4) мотив 5) действия
Назовите виды деятельности:
______________________________
______________________________
______________________________
Задание 5. «Угадай личность».
Командам дается описание личности .
Задание первой команде.
Этот человек родился в 1711-1765гг. в деревне Денисовке близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. С детских лет помогал отцу в трудном и опасном деле, но сердце и натура влекли его к другим занятиям. Когда ему исполнилось 19 лет, он почти без денег, пешком за обозом с рыбой отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В числе лучших учеников был направлен в Петербург и зачислен в студенты университета при академии наук.
Этот выдающийся человек внес большой вклад в развитие физики, химии, астрономии, истории и филологии. Он был выдающимся просветителем и общественным деятелем.
- Кто это такой, ребята? (Когда обучающиеся ответят, включается видеосюжет о М.В. Ломоносове)
Итоги урока. Оценки за работу на уроке:
Лист самооценки
Рефлексия
Вы повторили обществоведческие категории по теме «Человек в социальном измерении». Проанализируйте свою работу, пожалуйста. Продолжите мои фразы.
1.Мне было интересно…
2.Мне понравилось….
3.Мне было трудно…
5