СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек в социальном измерений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«притча»

Когда все учиться перестанут

Пришел Леня из школы расстроенный, сел на диван и загрустил.

— Опять эти уроки противные делать надо. Полдня в школе учат, а потом еще и дома взрослые поиграть спокойно не дают. И кто вообще эти школы придумал, лучше бы их на свете не было. Если бы родители сами не учились в школе, то они, наверное, и детей своих учиться не заставляли бы. Они и не знали бы, что такое школа, — думал Леня.

Он стал представлять, как хорошо и весело жилось бы людям без школ и уроков.

— Вот жизнь настала бы тогда! Целый день играй, веселись, отдыхай, и никакой учебы.

Вдруг все вокруг потемнело, голова Лени закружилась, а через полминуты все прошло и опять светло стало. Посмотрел Леня вокруг себя и чуть не ахнул от удивления. Учебник по математике, ранец с тетрадками ручки, книги — все это куда-то исчезло, а в комнате остались одни только игрушки. Взглянул в окно и от радости запрыгал. Там, где сегодня с утра стояла школа, теперь только деревья росли.

— Неужели моя мечта сбылась?! — подумал Леня.

В соседней комнате послышались звуки возни и крики. Выглянул Леня из-за двери, а там папа, мама, бабушка и дедушка побросали все свои дела и собираются играть. Папа набрал целые карманы Лениных машинок, а дедушка нашел рогатку, мама с бабушкой взяли мячик и детское ведерко с лопаткой, и через минуту все убежали играть во двор.

— Ура! Это все по-настоящему, — закричал Леня, — вот жизнь-то теперь настанет!

Выбежал Леня вслед за родителями во двор и не поверил своим глазам. Двор было не узнать. Целая толпа взрослых играет, катается, носится. Мамы в догонялки играют, дедушки по деревьям и по гаражам лазают. Бабушки через скакалки прыгают и на качелях катаются, а папы все в песочницу залезли и там машинки катают.

— Вот это да, — подумал Леня, — вот здорово, неужели теперь всю жизнь с утра до вечера можно будет во дворе играть и уроки никто не заставит делать?!

Побежал Леня со своими приятелями-одноклассниками в песочницу играть. Да какое там! Папы толкаются, песком кидаются, машинок не дают и говорят, что им и так места слишком мало. Решил Леня с мамами в догонялки поиграть, а они, оказывается, малышей в свою игру не принимают. Что делать, чем заняться? На деревья не залезешь — там кругом дедушки все места заняли. В мяч не поиграешь — все мячи бабушки себе забрали. Весь двор эти взрослые заняли, места так мало стало, что сплошная толкотня получается.

До самого вечера никто домой не собирался со двора уходить. Наконец, проголодавшись, Леня отыскал во дворе бабушку и попросил его накормить. Бабушка обрадовалась, три пирожка слепила из травы и мокрого песка и говорит:

— На, Ленечка, покушай.

— Ну, вообще уже эта бабушка заигралась, — подумал Леня. — Неужели она все забыла и не знает, чем надо детей кормить?

Побежал Леня к маме и стал ее просить дать ему деньги на булочку и мороженое. Но у мамы денег не оказалось, а все карманы жвачками доверху набиты. Достала мама три жвачки и пожевать предложила.

— Вот тебе и на, — подумал Леня, — о чем думают эти взрослые, неужели жвачками наесться можно? Пошел Леня голодный домой. Открыл холодильник, налил себе молока, отрезал хлеба, только успел он поесть, как в квартиру наперегонки взрослые ворвались. По комнатам с криками носятся, какую-то старую игру вспомнили, а Леню в игру не принимают, он правил не знает.

— Когда же они наиграются и беситься перестанут, скоро всю квартиру вдребезги разнесут, хоть бы кто-нибудь из них не об игре, а о голодном ребенке подумал, — грустит Леня, сидя на кухне.

Когда стало совсем поздно, Леня захотел спать и лег в кровать. Но разве тут заснешь! Соседи вверху топочут, за стеной шумят. А дедушка с папой решили в войну поиграть — то дедушка с автоматом под кроватью спрячется, то папа в комнату со стрельбой ворвется.

Леня уже мечтает о том, чтобы все стало как прежде. Незаметно он заснул и упал с кровати, а когда открыл глаза и поднялся с пола, то увидел, что рядом на диване учебник по математике и ранец с тетрадками валяются, а за окном на прежнем месте школа стоит.

— Так это был всего лишь сон, — обрадовался Леня. — Да, все-таки хорошо, что люди школы придумали и что все учиться должны, чтобы стать умными папами и мамами. Тогда и одетым, и накормленным будешь, а то с глупыми людьми долго не проживешь.



Просмотр содержимого документа
«урок»

Урок по обществознанию в 6 классе

«Человек в социальном измерении»

Цель:

1. Актуализировать представление учащихся о человеке, биологическом и социальном его началах.

2. Дать представление об основных качествах личности.

3. Воспитывать интерес к познанию законов развития общества, к личностному росту.

4. Повторить и обобщить материал по теме: «Человек в социальном измерении»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой, 2019г., конспект, раздаточный материал, ноутбук с видеосюжетами о личности, мультимедийный проектор.

Ход урока:


Притча «Когда все учиться перестанут»

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этой притчи?

— Какое отношение она имеет к теме наших уроков? (Ответы учеников.)


Тема урока: «Человек в социальном измерении».

Цель нашего урока

Исследовать сущность человека в социальном измерении.


Проблемный вопрос уроков

— Кто и что определяет положение человека в обществе?

Задание № 1

А теперь вспомним основные понятия раздела «Человек в социальном мире».

карточка №1. Перед вами 10 определений, ваша задача сопоставить определение и понятие, заполнить таблицу.

4 минуты вам на выполнение задания.

1) Совокупность социально значимых черт, характеризующих человека как члена общества (личность).

2) Совокупность черт, присущих данному конкретному человеку (индивидуальность).

3) Совокупность черт человека, помогающих ему успешно заниматься каким-либо видом деятельности. (способности).

4) Способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни. (сознание).

5) Основные виды деятельности (игра, учение, труд, общение).

6) Осознаваемая человеком нужда в чем-либо (потребность).

7) Высказывание, содержащее определенную мысль (суждение).

8) Высокая степень одаренности в какой-либо области (талант).

9) Оценка человеком самого себя (самооценка).

10) Настроение человека в тот или иной момент времени (эмоция).

Задание 2Учимся узнавать и оценивать себя.

После такой непростой работы узнаем, об уровне своей самооценки.

КАРТОЧКА № 2

Тест «Моя самооценка» Внимательно прочтите слова, характеризующие определенные черты характера:

аккуратность, трусость, зависть, настойчивость, пунктуальность, неряшливость, равнодушие, отзывчивость, грубость, ответственность, заботливость, искренность, обидчивость, смелость, беспечность, вспыльчивость, самообладание, необязательность, целеустремленность, застенчивость, чувство юмора, преданность, медлительность, развязность, сострадательность, холодность.

Заполните таблицу, поместив в первый столбик те из вышеперечисленных слов, которые характеризуют идеального человека, во второй - те из указанных в перечне качеств, которыми идеальный человек обладать не должен.


Черты идеального человека

Черты неидеального человека







Из первого и второго столбца выберите и подчеркните те черты характера, которыми вы обладаете. Затем число положительных черт, которыми вы себя наделили, поделите на число слов, помещенных в столбце 1.

Результат близок к 1 - человек, скорее всего, себя переоценивает.

Результат близок к 0 - свидетельство повышенной самокритичности.

При результате, близком к 0,5, - нормальная самооценка.

Аналогично сравните свои отрицательные качества с качествами, помешенными в столбец 2.

Результат, близкий к 0, - завышенная самооценка.

Результат, близкий к 1, - заниженная самооценка.

Результат, близкий к 0,5, - нормальная самооценка.

Тестирование показало, что есть люди как с завышенной самооценкой, так и с заниженной.

Напомню, что люди с заниженной самооценкой склонны сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди чаще всего не увере­ны в себе, им трудно дается принятие решения. Сравнивая себя с другими, они видят в себе больше недостатков, чем достоинств. Люди с завышенной самооценкой уверены в своей непогрешимо­сти, с ними очень сложно взаимодействовать, так как они не го­товы слышать других.

Как влияет заниженная самооценка на наше здоровье? (ответы детей)

Далее предлагается учащимся самим дать определение понятию «здоровье». После заслушивания нескольких вариантов в исполнении учащихся, учитель зачитывает определение по словарю Ожегова С.И. Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

На каждую букву слова «здоровье» найти слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни.

- З – зарядка;
- Д – диета, доктор;
- О – отдых, окулист;
- Р – режим;
- О - осанка; (Обратить внимание на осанку учащихся).
- В – витамины;

-Е – еда.

Вопрос. Потребности человека могут влиять на его здоровье. Что такое потребности ? Потребность — состояние живо­го существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

— Вспомните и назовите потребности современного человека в чем-либо, о которых в прежние времена никто и мечтать не мог (например, потребности в мобильном телефоне, компьютере, авиаперелетах и т. д.).

— Как вы думаете, будет ли человек удовлетворен теми дости­жениями, которые у него имеются?

(Ответы учеников.)

Мы выяснили, что меняется мир, меняются и потребности людей.

Карточка № 3

З аполните пирамиду.





Сон, еда, вода, безопасность

_____________________________________

Чтение, музыка, религия

_______________________









Дружба, понимание, труд, помощь

_________________________________












Переход к физминутке (3 мин.)

Различные события в жизни заставляют человека каким-то образом выражать свои эмоции и чувства, свое отношение к ним. Причем одно и то же событие вызывает у разных людей разные чувства. Например, известие о том, что каникулы окончены и надо идти на уроки, по-разному отразились на ваших эмоциях и чувствах, не правда ли?

- Какие эмоции и чувства вы испытали? (перечисляют).

- А чем эмоции отличаются от чувств? Кратковременные, определяют настроение к какой-то момент - эмоции; долговременные, глубокие, выражают отношение к кому-либо или чему-либо - чувства.

Примеры: Горе? Счастье? Испуг? Грусть? Гордость? Злость?


- Внимание, небольшой тренинг! Прошу всех встать, выйти из-за парт. Повернитесь лицом друг к другу. Итак, в полной тишине, только мимикой лица, движением тела и жестикуляцией рук.

- Первый вариант, покажите, пожалуйста, второму варианту: удивление.

- Второй вариант, ваш ответ: покажите испуг.

- Первый вариант не сдается: изображает грусть

- Второй отвечает: а нам весело!.


- Что вы сейчас изображали? Эмоции или чувства? Легко ли было их изобразить? Конечно, несложно, потому что эмоции очень хорошо выражены внешне.


А теперь:

- Первый вариант, покажите, как вы УВАЖАЕТЕ тех, кто на втором варианте.

- Второй вариант, а ну-ка, отнеситесь к первому варианту с ДРУЖЕЛЮБИЕМ!

- А теперь все одновременно покажите ГОРДОСТЬ за выполненную работу!

- Спасибо! Садитесь. Легко ли было изображать дружелюбие, гордость, уважение? Правильно, потому что это - ЧУВСТВА! А чувства чаще всего человек скрывает внутри, никак не проявляя их внешне.



Карточка № 4

Потребности, чувства, эмоции заставляют человека действовать.

  1. Составь схему « Деятельность человека», используя слова: 1)средства 2)результат 3)цель 4) мотив 5) действия

  2. Назовите виды деятельности:

______________________________

______________________________

______________________________

Задание 5. «Угадай личность».

Командам дается описание личности .

Задание первой команде.

Этот человек родился в 1711-1765гг. в деревне Денисовке близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. С детских лет помогал отцу в трудном и опасном деле, но сердце и натура влекли его к другим занятиям. Когда ему исполнилось 19 лет, он почти без денег, пешком за обозом с рыбой отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В числе лучших учеников был направлен в Петербург и зачислен в студенты университета при академии наук.

Этот выдающийся человек внес большой вклад в развитие физики, химии, астрономии, истории и филологии. Он был выдающимся просветителем и общественным деятелем.

- Кто это такой, ребята? (Когда обучающиеся ответят, включается видеосюжет о М.В. Ломоносове)

Итоги урока. Оценки за работу на уроке:

Лист самооценки

Рефлексия

Вы повторили обществоведческие категории по теме «Человек в социальном измерении». Проанализируйте свою работу, пожалуйста. Продолжите мои фразы.

1.Мне было интересно…

2.Мне понравилось….

3.Мне было трудно…




5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!