СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек в Российском государстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по учебнику под редакцией Торкунова в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Человек в Российском государстве»

История. 6 класс Человек в Российском государстве Михайлова Надежда Михайловна

История. 6 класс

Человек в Российском государстве

Михайлова Надежда Михайловна

Домашнее задание Стр. 101-104 , составить словарь урока, выучить новые слова. По желанию. Из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» задания 1, 3 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

Стр. 101-104 , составить словарь урока, выучить новые слова.

По желанию. Из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» задания 1, 3

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вопросы для сравнения ВОТЧИНА Порядок получения - безусловное владение ПОМЕСТЬЕ Собственность владельца, полученная за службу князю Права в - условное владе ние Размеры земельных владений Пожалование за службу, даваемое князем отношении собственности Продается, покупается, обменивается, дарится, передается по наследству, дробится на отдельные участки, вкладывается в монастырь Произвольное Находится во владении все время нахождения владельца на службе. Не вкладывается в монастырь и не отчуждается. Официально не передается по наследству. Произвольное       Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вопросы для сравнения

ВОТЧИНА

Порядок получения

- безусловное владение

ПОМЕСТЬЕ

Собственность владельца, полученная за службу князю

Права в

- условное владе ние

Размеры земельных владений

Пожалование за службу, даваемое князем

отношении собственности

Продается, покупается, обменивается, дарится, передается по наследству, дробится на отдельные участки, вкладывается в монастырь

Произвольное

Находится во владении все время нахождения владельца на службе. Не вкладывается в монастырь и не отчуждается. Официально не передается по наследству.

Произвольное

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Землевладение на Руси в XV веке Дворцовые земли – земли великого князя Государственные земли Вотчины Церковные и монастырские земли Поместья Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Землевладение на Руси в XV веке

Дворцовые

земли –

земли

великого

князя

Государственные

земли

Вотчины

Церковные и

монастырские

земли

Поместья

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Высшие слои  русского общества БОЯРСТВО Титулованные бояре Бояре ПОМЕЩИКИ (ДВОРЯНСТВО) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Высшие слои

русского общества

БОЯРСТВО

Титулованные

бояре

Бояре

ПОМЕЩИКИ

(ДВОРЯНСТВО)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вторая половина XV века  – окончательно утвердилось пашенное земледелие с трехпольным севооборотом 1 год Яровые 2 год Пар Озимые 3 год Озимые Пар Яровые  Озимые Пар  Яровые Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вторая половина XV века – окончательно утвердилось пашенное земледелие с трехпольным севооборотом

1 год

Яровые

2 год

Пар

Озимые

3 год

Озимые

Пар

Яровые

Озимые

Пар

Яровые

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Распространение трехполья Озимой культурой стала рожь. Яровой культурой стал овес. Сократились посевы пшеницы, ячменя и проса. Широкое распространение получила гречиха. На смену сохе приходит плуг. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Распространение трехполья

  • Озимой культурой стала рожь.
  • Яровой культурой стал овес.
  • Сократились посевы пшеницы, ячменя и проса.
  • Широкое распространение получила гречиха.
  • На смену сохе приходит плуг.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 В чем проявилось ухудшение положения крестьянства в конце XV – начале XVI вв.? Ограничение перехода крестьян – введение Юрьева дня. Введение пожилого. Рост налогов.  Каковы последствия этого? Крестьяне бежали на юг: на Волгу, Яик, Терек, Дон.  Здесь возникали поселения вольных казаков, состоявших из беглых крестьян.  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В чем проявилось ухудшение положения крестьянства в конце XV – начале XVI вв.?

  • Ограничение перехода крестьян – введение Юрьева дня.
  • Введение пожилого.
  • Рост налогов.

Каковы последствия этого?

Крестьяне бежали на юг: на Волгу, Яик, Терек, Дон.

Здесь возникали поселения вольных казаков, состоявших из беглых крестьян.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Они занимались промыслами и несли военную службу, защищая границы государства. Во главе казаков становились выборные атаманы. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Они занимались

промыслами и

несли военную

службу, защищая

границы государства.

Во главе казаков

становились

выборные атаманы.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Крестьяне  Владельческие – крестьяне, проживавшие на землях вотчинников, помещиков и монастырей Черносошные –  крестьяне, проживавшие на государственных землях Казаки –  («вольные люди») беглые крестьяне, жившие на окраинах страны, занимавшиеся земледелием и охраной границ Дворцовые (удельные) –  крестьяне, проживавшие на землях великого князя Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Крестьяне

Владельческие крестьяне, проживавшие на землях вотчинников, помещиков и монастырей

Черносошные крестьяне, проживавшие на государственных землях

Казаки – («вольные люди») беглые крестьяне, жившие на окраинах страны, занимавшиеся земледелием и охраной границ

Дворцовые (удельные) – крестьяне, проживавшие на землях великого князя

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Архангельск  Холмогоры  Новгород Кострома Псков   Тверь  Ярославль  Москва  Смоленск Тула   Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Архангельск

Холмогоры

Новгород

Кострома

Псков

Тверь

Ярославль

Москва

Смоленск

Тула

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 Историки подсчитали, что в первой половине XVI в. в Московском государстве существовало около 160 городов. Крупнейшими считались – Москва, Новгород, Псков. В Москве насчитывалось 100 тыс. жителей, в то время как в других крупных городах – 25-30 тыс.  Такие города как Ярославль, Кострома, Вологда быстро богатели. В них начинается каменное крепостное строительство, возводятся соборы. Кострома. Богоявленский собор. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Историки подсчитали, что в первой половине XVI в. в Московском государстве существовало около 160 городов. Крупнейшими считались – Москва, Новгород, Псков. В Москве насчитывалось 100 тыс. жителей, в то время как в других крупных городах – 25-30 тыс.

Такие города как Ярославль, Кострома, Вологда быстро богатели.

В них начинается каменное крепостное строительство, возводятся соборы.

Кострома. Богоявленский собор.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 Основную часть городских жителей составляли ремесленники («черные» горожане) и купечество, т.е. представители тяглового населения. В городах размещались княжеские наместники, которые возглавляли городское управление. Они судили «черных» горожан, следили за крепостными сооружениями, сбором торговых пошлин. В городах располагались «белые» слободы, где были усадьбы бояр и дворян, жители не платили налогов и не выполняли государственных повинностей. Город Свияжск в XVI в. Реконструкция Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Основную часть городских жителей составляли ремесленники («черные» горожане) и купечество, т.е. представители тяглового населения. В городах размещались княжеские наместники, которые возглавляли городское управление. Они судили «черных» горожан, следили за крепостными сооружениями, сбором торговых пошлин. В городах располагались «белые» слободы, где были усадьбы бояр и дворян, жители не платили налогов и не выполняли государственных повинностей.

Город Свияжск в XVI в. Реконструкция

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Посадские люди Горожане «Тягловое население» (платили налоги и выполняли повинности) Привилегированное население (не платили налогов и не выполняли повинностей) ремесленники гости бояре, дворяне купцы («черные люди») сурожане суконники Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Посадские люди

Горожане

«Тягловое

население»

(платили налоги и

выполняли

повинности)

Привилегированное

население

(не платили

налогов и

не выполняли

повинностей)

ремесленники

гости

бояре, дворяне

купцы

(«черные люди»)

сурожане

суконники

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Итоги правления Ивана III Для внутреннего порядка в стране Иван III в 1497 г. разработал Свод гражданских законов (Судебник). Главным судьей был великий князь, высшим учреждением стала Боярская дума. Появились приказная и поместная системы управления. При Иване III значительно расширилась территория Руси, Москва стала центром русского централизованного государства. Эпоха Ивана III ознаменована окончательным освобождением Руси от татаро-монгольского ига. При Иване III сложились основные принципы внешней политики Московского государства. После распада Золотой Орды Иван III объявил Русь наследницей золотой орды и предъявил претензии на ее бывшие земли. Во время правления Ивана III были построены Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, церковь Ризоположения. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Итоги правления Ивана III

  • Для внутреннего порядка в стране Иван III в 1497 г. разработал Свод гражданских законов (Судебник). Главным судьей был великий князь, высшим учреждением стала Боярская дума. Появились приказная и поместная системы управления.
  • При Иване III значительно расширилась территория Руси, Москва стала центром русского централизованного государства.
  • Эпоха Ивана III ознаменована окончательным освобождением Руси от татаро-монгольского ига.
  • При Иване III сложились основные принципы внешней политики Московского государства. После распада Золотой Орды Иван III объявил Русь наследницей золотой орды и предъявил претензии на ее бывшие земли.
  • Во время правления Ивана III были построены Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, церковь Ризоположения.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Используемые материалы

  • Урок подготовлен по УМК: История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016.
  • Рабочая тетрадь : И.А. Артасов, А.А. Данилов и др. История России. 6 класс. - М.: Просвещение, 2016.
  • Методическое пособие : История России. Поурочные рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций /

О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

  • История России. Контрольные работы . 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. – 2 изд. - М.: Просвещение, 2016.
  • При разработке Презентаций использовалась УУД Рабочая тетрадь: М.Н. Чернова. История России. 6 класс. - М.: Экзамен, 2018.
  • При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь: Е.А. Гевурова. История России. 6 класс. - М.: Экзамен, 2020.
  • Рабочая тетрадь по обществоведению: 6 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2015.
  • В презентации использованы материалы и иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images/ ; https://www.google.ru/imghp ; https://ru.wikipedia.org/wiki/

Автор данной работы выражает благодарность истинным владельцам графических, анимированных изображений и иных материалов, которые были использованы в работе.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!