История. 6 класс
Человек в Российском государстве
Михайлова Надежда Михайловна
Домашнее задание
Стр. 101-104 , составить словарь урока, выучить новые слова.
По желанию. Из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» задания 1, 3
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Вопросы для сравнения
ВОТЧИНА
Порядок получения
- безусловное владение
ПОМЕСТЬЕ
Собственность владельца, полученная за службу князю
Права в
- условное владе ние
Размеры земельных владений
Пожалование за службу, даваемое князем
отношении собственности
Продается, покупается, обменивается, дарится, передается по наследству, дробится на отдельные участки, вкладывается в монастырь
Произвольное
Находится во владении все время нахождения владельца на службе. Не вкладывается в монастырь и не отчуждается. Официально не передается по наследству.
Произвольное
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Землевладение на Руси в XV веке
Дворцовые
земли –
земли
великого
князя
Государственные
земли
Вотчины
Церковные и
монастырские
земли
Поместья
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Высшие слои
русского общества
БОЯРСТВО
Титулованные
бояре
Бояре
ПОМЕЩИКИ
(ДВОРЯНСТВО)
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Вторая половина XV века – окончательно утвердилось пашенное земледелие с трехпольным севооборотом
1 год
Яровые
2 год
Пар
Озимые
3 год
Озимые
Пар
Яровые
Озимые
Пар
Яровые
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Распространение трехполья
- Озимой культурой стала рожь.
- Яровой культурой стал овес.
- Сократились посевы пшеницы, ячменя и проса.
- Широкое распространение получила гречиха.
- На смену сохе приходит плуг.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
В чем проявилось ухудшение положения крестьянства в конце XV – начале XVI вв.?
- Ограничение перехода крестьян – введение Юрьева дня.
- Введение пожилого.
- Рост налогов.
Каковы последствия этого?
Крестьяне бежали на юг: на Волгу, Яик, Терек, Дон.
Здесь возникали поселения вольных казаков, состоявших из беглых крестьян.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Они занимались
промыслами и
несли военную
службу, защищая
границы государства.
Во главе казаков
становились
выборные атаманы.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Крестьяне
Владельческие – крестьяне, проживавшие на землях вотчинников, помещиков и монастырей
Черносошные – крестьяне, проживавшие на государственных землях
Казаки – («вольные люди») беглые крестьяне, жившие на окраинах страны, занимавшиеся земледелием и охраной границ
Дворцовые (удельные) – крестьяне, проживавшие на землях великого князя
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Архангельск
Холмогоры
Новгород
Кострома
Псков
Тверь
Ярославль
Москва
Смоленск
Тула
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Историки подсчитали, что в первой половине XVI в. в Московском государстве существовало около 160 городов. Крупнейшими считались – Москва, Новгород, Псков. В Москве насчитывалось 100 тыс. жителей, в то время как в других крупных городах – 25-30 тыс.
Такие города как Ярославль, Кострома, Вологда быстро богатели.
В них начинается каменное крепостное строительство, возводятся соборы.
Кострома. Богоявленский собор.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Основную часть городских жителей составляли ремесленники («черные» горожане) и купечество, т.е. представители тяглового населения. В городах размещались княжеские наместники, которые возглавляли городское управление. Они судили «черных» горожан, следили за крепостными сооружениями, сбором торговых пошлин. В городах располагались «белые» слободы, где были усадьбы бояр и дворян, жители не платили налогов и не выполняли государственных повинностей.
Город Свияжск в XVI в. Реконструкция
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Посадские люди
Горожане
«Тягловое
население»
(платили налоги и
выполняли
повинности)
Привилегированное
население
(не платили
налогов и
не выполняли
повинностей)
ремесленники
гости
бояре, дворяне
купцы
(«черные люди»)
сурожане
суконники
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Итоги правления Ивана III
- Для внутреннего порядка в стране Иван III в 1497 г. разработал Свод гражданских законов (Судебник). Главным судьей был великий князь, высшим учреждением стала Боярская дума. Появились приказная и поместная системы управления.
- При Иване III значительно расширилась территория Руси, Москва стала центром русского централизованного государства.
- Эпоха Ивана III ознаменована окончательным освобождением Руси от татаро-монгольского ига.
- При Иване III сложились основные принципы внешней политики Московского государства. После распада Золотой Орды Иван III объявил Русь наследницей золотой орды и предъявил претензии на ее бывшие земли.
- Во время правления Ивана III были построены Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, церковь Ризоположения.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Используемые материалы
- Урок подготовлен по УМК: История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016.
- Рабочая тетрадь : И.А. Артасов, А.А. Данилов и др. История России. 6 класс. - М.: Просвещение, 2016.
- Методическое пособие : История России. Поурочные рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций /
О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.
- История России. Контрольные работы . 6 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. – 2 изд. - М.: Просвещение, 2016.
- При разработке Презентаций использовалась УУД Рабочая тетрадь: М.Н. Чернова. История России. 6 класс. - М.: Экзамен, 2018.
- При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь: Е.А. Гевурова. История России. 6 класс. - М.: Экзамен, 2020.
- Рабочая тетрадь по обществоведению: 6 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2015.
- В презентации использованы материалы и иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images/ ; https://www.google.ru/imghp ; https://ru.wikipedia.org/wiki/
Автор данной работы выражает благодарность истинным владельцам графических, анимированных изображений и иных материалов, которые были использованы в работе.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»