Ростовская область Тацинский район станица Тацинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания МО Заместитель директора Директор школы __________Н.В. Колбасина
учителей гуманитарных наук по УВР____________М.И. Зверева
Руководитель МО_________Н.И.Завадская «29» августа 2018 г. Приказ от 30 .08.2018 № 177
Протокол МО от 29.08.2018г № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Человек и профессия», класс 9аб
основное общее образование
количество часов 34 часа, 1 час в неделю
Учитель Бубен Евгения Александровна
Программа разработана на основе Примерной образовательной программы по курсу «Мой выбор», разработанной авторами.Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». М, 2007 г
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа элективного курса «Человек и профессия» для обучающихся 9аб классов основного общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, ФГОС 2010г; образовательной программы по курсу «Мой выбор», разработанной авторами 1. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка». М, 2007 г. , Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». М, 2007 г., основной образовательной программы школы на 2018-2019 учебный год.
Учебно-методический комплект:
1. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Информационная подготовка». М, 2007 г.
2. Бобровская Л.Н.. Просихина Е.А., Сапрыкина Е.А. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». М, 2007 г.
3. Макаева О.А. Григорьева Е.С. «Я выбираю профессию» М., 2002 г.
4. Пряжников Н.С. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Комплект из 4 методических пособий». М.- Воронеж, 1997.
5. Резапкина Г.В. “Я и моя профессия программа профессионального самоопределения для подростков”.М, 2000 г.
Характеристика элективного курса
Профессия в создании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Создание в нашей стране системы профильного обучения носит преимущественно академический характер, больше ориентирован на подготовку к вузу и гораздо меньшей – на знакомство с будущей профессией. Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессии. Проблемы профильного обучения сегодня все больше занимают большую часть учебного процесса. Предпрофильная подготовка направлена на то, чтобы сформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению и осуществлять выбор направления своего образования и профиля в старших классах лицея. По итогам прохождения курса «Человек и профессия», каждый девятиклассник сможет познакомиться с тем, что будет ожидать его на старшей ступени образования.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как: междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения, интерактивность, обучение через опыт сотрудничество. Особый акцент в преподавании курса сделан на использование знаний по другим школьным предметам, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Так изучение раздела «Профессиональноесамоопределение» тесно связано с такими дисциплинами как право, история, философия, психология. Особое место в межпредметных связях отводится уроку литературы. Урок литературы обладает прекрасными возможностями в плане осознания и принятия себя, раскрепощении творческой энергии. Выделим такую форму самостоятельной творческой работы как эвристическое сочинение на тему: «Я и моя будущая профессия». Психологическая ценность этой работы состоит в возможности выразить себя, раскрыть свой внутренний мир и через такое самопредъявление увидеть в себе нечто чего раньше не замечал. Работая над сочинением, обучающиеся составляют некий "образ" профессии, они как бы присваивают некие внешние рамки, проживают их, делая своими, а через это происходит углубление в себя, свои возможности, свои мечты.
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
обучить планированию профессиональной карьеры.
В программу введены уроки регионального компонента
№ урока | Дата | Тема урока | Содержание регионального компонента |
по плану | по факту |
14 | 14.12 | | Профессия, специальность специализация квалификация | Информация о ВУЗах и других учебных учреждениях г. Ростова-на-Дону и области, условия поступления, сроки |
16 | 28.12 | | Классификация профессий | Виды учреждений профессионального образования в Тацинском районе |
28 | 12.04 | | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах (надо) | Потребности в кадрах в Тацинском районе |
В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам и изменение даты проведения уроков (в том числе контрольных работ) с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса(включить формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК или примерной ООП. В разделе отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, сформулированные в деятельностной форме, что позволит затем разработать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов).
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
7) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
8) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
9) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
10) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы.
1) Ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
2) Ориентированы на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
3) Направлены на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
4) Должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Работа с текстом.
Обучающийся научится:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста;
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.
Формирование ИКТ – компетентности.
Обучающийся научится:
создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста;
осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждений;
использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста.
выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступления перед дистанционной аудиторией;
участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио;
соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать компьютерные инструменты, упрощающие расшифровку аудиозаписей.
взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На этапе основного общего образования в 9 классе элективный курс изучается в объеме 34 часа. Согласно календарному учебному графику и расписанию уроков на 2018-2019 учебный год в МБОУ Тацинская СОШ №2 курс реализуется за 34 часов. Учебный материал изучается в полном объеме.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I. Введение (1 час)
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Обучающийся научится:
обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
перечислять основные разделы программы курса;
составлять личный профессиональный план.
Обучающийся получит возможность:
II. Познавательные процессы и способности личности (6 часов)
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Обучающийся научится формулировать:
определения понятий «память», «внимание»;
виды памяти и внимания;
качества внимания;
определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
виды мышления;
формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
основные операции мышления;
основные качества мышления;
определение понятия «способности»;
основные виды способностей;
особенности интеллектуальной сферы;
типы интеллекта.
Обучающийся получит возможность:
называть основные процессы памяти;
перечислять основные виды памяти;
указывать отличительные особенности различных видов памяти;
определять особенности своей памяти;
перечислять основные приемы и методы запоминания;
перечислять основные качества и виды внимания;
объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
определять особенности своего внимания;
объяснять, как происходит познание окружающего мира;
перечислять формы чувственного познания;
перечислять типы мышления;
определять свой преобладающий тип мышления;
называть формы логического мышления и определять их сущность;
перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
определять тип своего интеллекта;
объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности (6 часов)
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Обучающийся научится определять:
определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
типы нервной системы;
типы темперамента;
определение понятия «потребности»;
виды потребностей;
особенности делового общения;
определение понятия «конфликт»;
пути предотвращения и разрешения конфликтов;
особенности своей личности;
определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Обучающийся получит возможность:
называть типы нервной системы и их различия;
определять свой тип нервной системы;
выявлять свой ведущий тип темперамента;
определять наиболее типичные черты своего характера;
исследовать формы проявления характера;
выявлять уровень самооценки;
называть отличительные признаки видов мотивации;
использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
называть различные виды потребностей;
указывать основные признаки делового общения;
перечислять способы разрешения конфликтов;
определять свой уровень конфликтности;
объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий (10 часов)
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
Обучающийся научится определять:
понятия «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Обучающийся получит возможность:
называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
выявлять тип своей будущей профессии;
определять свои профессиональные предпочтения;
выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение (7 часов)
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Обучающийся научится определять:
понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
виды профпригодности;
компоненты и субъекты рынка труда.
Обучающийся получит возможность:
выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
называть мотивационные факторы выбора профессии;
называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
VI. Подготовка к будущей карьере (2 часа)
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Обучающийся научится определять:
понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
Обучающийся получит возможность:
указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
определять цели собственной будущей карьеры.
VII. Обобщение (2 часа)
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Обучающийся научится определять:
Обучающийся получит возможность:
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Раздел, тема урока, количество часов | Материально-техническое обеспечение |
по плану | по факту |
1. Введение (1 час) |
1 | 07.09 | | Предмет и задачи курса | |
2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов) |
2 | 14.09 | | Память | ПК, раздаточный материал |
3 | 21.09 | | Внимание | ПК, раздаточный материал |
4 | 28.09 | | Формы чувственного познания | ПК, раздаточный материал |
5 | 05.10 | | Мышление | ПК, раздаточный материал |
6 | 12.10 | | Интеллектуальная сфера | ПК, раздаточный материал |
7 | 19.10 | | Способности личности | ПК, раздаточный материал |
3. Психология личности (6 часов) |
8 | 26.10 | | Типы нервной системы. Темперамент | ПК, раздаточный материал |
9 | 09.11 | | Характер и самооценка | ПК, раздаточный материал |
10 | 16.11 | | Самоопределение личности | ПК, раздаточный материал |
11 | 23.11 | | Мотивационная сфера | ПК, раздаточный материал |
12 | 30.11 | | Общение | ПК, раздаточный материал |
13 | 07.12 | | Конфликты | ПК, раздаточный материал |
4. Мир профессий (10 часов) |
14 | 14.12 | | Профессия, специальность специализация квалификация | ПК |
15 | 21.12 | | Характеристика труда | ПК |
16 | 28.12 | | Классификация профессий | |
17 | 11.01 | | Формула профессии. Профессиограмма. | |
18 | 18.01 | | Типы профессий. Матрица выбора профессии. | ПК, раздаточный материал |
19 | 25.01 | | Характеристика профессий типа «человек - человек» | ПК, раздаточный материал |
20 | 01.02 | | Характеристика профессий типа «человек - техника» | ПК, раздаточный материал |
21 | 08.02 | | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | ПК, раздаточный материал |
22 | 15.02 | | Характеристика профессий типа «человек - природа» | ПК, раздаточный материал |
23 | 22.02 | | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | ПК, раздаточный материал |
5. Профессиональное самоопределение (7 часов) |
24 | 01.03 | | Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе (хочу) | |
25 | 15.03 | | Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе (хочу) | |
26 | 22.03 | | Возможности личности в профессиональной деятельности (могу) | |
27 | 05.04 | | Возможности личности в профессиональной деятельности (могу) | |
28 | 12.04 | | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах (надо) | |
29 | 19.04 | | Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу» -«надо» | ПК, раздаточный материал |
30 | 26.04 | | Мотивационные факторы выбора профессии | ПК, раздаточный материал |
6. Подготовка к будущей карьере(2 часа) |
31 | 03.05 | | Карьера. Виды карьеры | ПК, раздаточный материал |
32 | 10.05 | | Профессиональный рост | |
7. Обобщение (2 часа) |
33 | 17.05 | | Зачет | |
34 | 24.05 | | Построение личного профессионального плана | ПК, раздаточный материал |