СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Человек-творец и носитель культуры". ОДНКНР, 5 класс

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по предмету Основы духовно нравственной культуры народов России.

Просмотр содержимого документа
«"Человек-творец и носитель культуры". ОДНКНР, 5 класс»

Конспект урока по предметной области ОДНКНР

«Человек-творец и носитель культуры» 5 класс

Тема урока: «Человек-творец и носитель культуры»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о сущности и значении нравственных норм в жизни человека, добиться понимания роли человека как творца и носителя культуры.

Задачи урока:

Образовательные::

- добиться усвоения новых понятий: нравственность, этика;

- сформировать представление о значимости духовно-нравственной культуры.

Развивающие:

- развивать психические процессы, мыслительную и исследовательскую деятельность;

- развивать познавательный интерес к изучаемому материалу путём привлечения различных источников информации;

- развивать способность к целеполаганию, анализу, обобщению;

- развивать у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству

Воспитательные:

- расширять представление детей нравственных ценностей в жизни человека, общества, государства

- формировать умения применять полученную информацию в жизни.

Методы обучения: Словесный, наглядный, метод проблемного обучения

Технологии обучения: технология проблемного обучения

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая; работа в парах.

Технические средства и оборудование: компьютер, проектор, учебник раздаточный материал, презентация.


Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие Создание положительного настроя на урок.

2. Актуализация знаний.

- Какой раздел мы изучаем? (Нравственные ценности российского народа).

- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? ( Человек - творец и носитель культуры).

- Открываем тетради для проверочных работ, записываем на полях число и отвечаем на вопросы, чтобы проверить, как вы усвоили материал прошлого урока.

1. Что такое культура?

2. Что значит утверждение «Человек- творец культуры»?

3. Что значит утверждение «Человек – носитель культуры»? ( Вопросы дублируются на слайде).

4. Кто важнее: творец или носитель культуры

Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку и оцените работы.. Эталон ответов и критерии оценивания вы видите на слайде.

3. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

На прошлом уроке мы выяснили, что культура бывает… - закончите схему, которую видите на слайде. (Ответы детей: материальная и духовная), а также то, что культура, культурные ценности создаются человеком.

Сейчас давайте объединимся в наши привычные группы и поработаем с рассказом В. А. Сухомлинского « Обыкновенный человек».

Задание:1. Прочитайте рассказ.

2. Определите главную мысль.

3.Сформулируйте, что значит «обыкновенный человек»?

Обсуждение прочитанного и формулирование главной мысли:

Обыкновенный человек-это человек, следующий определенным правилам, обладающий нравственными качествами, такими как доброта, сострадание, сопереживание.

-Какое новое слово мы узнали? (Нравственный). Можете ли вы объяснить значение этого слова? Какое слово будет синонимом нравственности? (мораль).

Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, как связаны нравственность и культура? (Заслушиваются ответы детей)

Значит, каким будет главный вопрос урока?

Как связаны понятия нравственность и культура?


4. Планирование деятельности.

Что должны будем узнать, чтобы ответить на это вопрос?

  1. Что такое нравственность?

  2. Как стать нравственным человеком?

  3. Законы нравственности.

Чем для нас будут эти вопросы? ( Планом урока).


5.Поиск решения проблемы.

Давайте с вами поработаем с понятием нравственность.

1 и 2 группы работаем с учебником с 13-14 (1 и 2 абзацы)- сформулируйте, что такое нравственность.

3 группа - работает со словарем. Найдите определение понятия «нравственность», прочитайте и выделите ключевые слова.

Проверка работы групп. Обсуждение информации, формулирование понятия «нравственность».

Нравственность-это внутренние качества человека, которые определяют его поступки, поведение, отношение к другим. ( Запись понятия в тетрадь).

- выделите ключевые слова.

-Дома вы должны выучить определение наизусть, так как с ним вы будете встречаться в дальнейшем и на уроках обществознания, и литературы, и истории.

- Как думаете, а кто же создает нравственные ценности? (Человек)

- 1 и 2 группы ответьте на вопрос, как называется наука, которая изучает добро и зло, правила поведения? (Этика)

- Как сейчас можем ответить на главный вопрос урока? Как же связаны нравственность и культура? ( Нравственные ценности, также, как и культурные, создаются человеком)

2. (фронтальная работа). Как понимаете, нравственный человек, какой он?

В парах обсудите, пожалуйста, как стать нравственным человеком? (заслушиваются ответы детей).

-На слайде вы видите притчу «Два волка». Давайте прочитаем, и ответим на вопрос, о чем она? (Притча учит тому, как стать нравственным человеком. Только человек решает, каким он будет: хорошим или плохим, добрым или злым, как он будет относиться к другим людям)

- Молодцы. Совершенно верно. Чтобы стать нравственным человеком нужно проводить большую работу над собой, своими желаниями.

- Таким образом, подведите итог, нравственный человек - какой он? (Человек, который следует нравственным нормам и ценностям).

- Работаем в парах. Проанализируйте пословицы и поговорки, представленные в учебнике на с 15. О каких ценностях в них говорится? (Заслушиваются ответы детей. Ценности: доброта, взаимопомощь, готовность встать на защиту родины, осуждение лжи, обмана, клеветы и т.д.)

- Обратите внимание, кто автор этих пословиц и поговорок? (Народ). Какой вывод можем сделать? (Нравственные ценности создаются людьми и для людей).

6.Физминутка.

3.- Подумайте, где мы можем найти законы нравственности? Через что они передаются? (ответы детей).

- Совершенно верно. Нравственные законы мы можем найти в устном народном творчестве, традициях и обычаях народов, а также в религиозных учениях.

7. Применение новых знаний.


- Итак, работая в группе, еще раз вспомните, о чем мы говорили на уроке, и дайте ответ на главный вопрос урока: Как связаны нравственность и культура? (нравственные ценности, как и культура, создаются человеком. Человек выступает как в роли творца этих ценностей, так и в роли носителя. Ведь в каждой семье, в каждой стране, у каждого народа есть свои ценности, которые передаются из поколения в поколение, и нарушение их осуждается или наказывается).

- Ребята, подумайте, а сейчас, в 21 веке, когда мы живем в эпоху рыночной экономики, когда цифровые технологии играют огромную роль в нашей жизни нужны ли нравственные ценности или от них можно отказаться? Ведь машины, роботы действуют по четко написанным программам и им нравственность ни к чему. (Ответы детей)

- Делаем вывод, что соблюдение нравственных ценностей, их сохранение, а также передача потомкам - является нашей важнейшей задачей и обязанностью. Ведь без них невозможно оставаться человеком, а также под угрозой будет мирное сосуществование народов. Ведь недаром в основе народного творчества, традиций, обычаев, религиозных учений лежат одни и те же ценности: любовь, сострадание, прощение, взаимопонимание и взаимовыручка и другие.

8.Рефлексия

-О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Как связаны культура и нравственность?

Закончите предложения:

Человек не только …, но и …

Неотъемлемой частью культуры являются … .

Нравственные правила учат человека быть …

Разобраться, что такое нравственность помогает наука -

- Полезен ли был урок для вас? Почему7

- Что вы сегодня поняли?

- Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: стр 12-17. На оценку «4» задание под знаком «Домашняя работа»

На оценку «5» Задание «Обсудим вместе»- написать небольшое сочинение-рассуждение.




Раздаточный материал


В. А.  Сухомлинский

ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

В жаркий, сухой степи колодец. Возле колодца изба. В ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди—заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. 

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соловой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
- Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил деда внук.
- И это еще не человек, -ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? – спросил внук.
- Обыкновенный, - ответил дед.



Притча «Два волка»

Когда-то давно старый индеец, когда находился в почтенном возрасте передал своему внуку уникальную жизненную истину.

«Бог соткал каждого человека из двух противоречий и обрек его на бесконечную борьбу, которая удивительно похожа на противостояние двух волков.

Первый волк-темный. Образ этого волка смволизируетсочетание злобы и жадности, зависти и обиды, осуждения и страха.

Второй волк-светлый. В этом образе содержатся доброта и мир, истина и любовь, милосердие и дружелюбие, щедрость и сострадание.

Маленький индеец внимательновыслушал дедушку и спросил:

— А который из волков, в конечном счете, победит?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

— Победит в человеке тот волк, тот волк, которого он кормит».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!