СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Человек покоряет реки и моря". Презентация к уроку по предмету "Мир истории".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по предмету "Мир истории", 6 класс, по АООП, вариант 9,1

Просмотр содержимого документа
«"Человек покоряет реки и моря". Презентация к уроку по предмету "Мир истории".»

11/21/20 Человек покоряет реки и моря.

11/21/20

Человек покоряет реки и моря.

ПЛОТ Люди давно задумывались о способах передвижения по воде. Самым простым решением, наверное, стало плавание на большом стволе дерева. Связав несколько стволов, очищенных от веток, получили плот . Там, где дерево — редкость, люди строили плоты из камыша, тростника, бамбука. В Древней Мексике, Никарагуа, в Перу строили плоты из высушенных тыкв, прикрепляя их к бамбуковым палкам. В Индии основой плота служили глиняные кувшины.

ПЛОТ

Люди давно задумывались о способах передвижения по воде. Самым простым решением, наверное, стало плавание на большом стволе дерева. Связав несколько стволов, очищенных от веток, получили плот . Там, где дерево — редкость, люди строили плоты из камыша, тростника, бамбука. В Древней Мексике, Никарагуа, в Перу строили плоты из высушенных тыкв, прикрепляя их к бамбуковым палкам. В Индии основой плота служили глиняные кувшины.

ЧЁЛН Первая лодка, которую научились делать люди называется чёлн.  Его выдалбливали с помощью каменных орудий из прямого, толстого ствола дерева. Это была долгая и упорная работа. Иногда сердцевину ствола выжигали огнем или раскаленными камнями. Передвигались на таком суденышке, отталкиваясь от дна шестом или просто веткой дерева.

ЧЁЛН

Первая лодка, которую научились делать люди называется чёлн. Его выдалбливали с помощью каменных орудий из прямого, толстого ствола дерева. Это была долгая и упорная работа. Иногда сердцевину ствола выжигали огнем или раскаленными камнями. Передвигались на таком суденышке, отталкиваясь от дна шестом или просто веткой дерева.

Лодки –долблёнки , изготовленные из одного ствола дерева, и сегодня используются во многих странах мира. Долбленая лодка - пирога на Соломоновых Островах Индеец в каноэ Рыбаки везут улов на долблёной лодке в Индии Пирога на реке Нигер в Мали

Лодки –долблёнки , изготовленные из одного ствола дерева, и сегодня используются во многих странах мира.

Долбленая лодка - пирога на Соломоновых Островах

Индеец в каноэ

Рыбаки везут улов на долблёной лодке в Индии

Пирога на реке Нигер в Мали

Лодка из кожи в Индии ЛОДКИ ИЗ КОЖИ Лодки с каркасом из прутьев и полосок коры, обтянутые просмолённой кожей животных, научились изготавливать жители разных стран. Такие лодки и сегодня используют в Англии, Ирландии, Шотландии, Индии, на Тибете. Эскимосы Гренландии и Аляски делают лодки из шкур моржей и тюленей с каркасом из дерева или китового уса. Сверху лодки закрывается специальным фартуком, не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте.  Эскимос в каяке

Лодка из кожи в Индии

ЛОДКИ ИЗ КОЖИ

Лодки с каркасом из прутьев и полосок коры, обтянутые просмолённой кожей животных, научились изготавливать жители разных стран. Такие лодки и сегодня используют

в Англии, Ирландии, Шотландии, Индии,

на Тибете. Эскимосы Гренландии и

Аляски делают лодки из шкур моржей и тюленей с каркасом из дерева или китового уса. Сверху лодки закрывается специальным фартуком, не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. 

Эскимос в каяке

ЛОДКИ ИЗ ПАПИРУСА В Древнем Египте изготавливали лодки из связанных вместе пучков папируса (тростника). Нос и корму лодки подтягивали вверх канатами, на двуногой мачте поднимали прямоугольный парус из полотна или папируса. На таких лодках египтяне доставляли по Нилу даже строительные блоки для пирамид. Лодки из тростника строят по сей день индейцы южной Америки на острове Титикака.

ЛОДКИ ИЗ ПАПИРУСА

В Древнем Египте изготавливали

лодки из связанных вместе пучков

папируса (тростника). Нос и корму лодки подтягивали вверх канатами, на двуногой мачте поднимали прямоугольный парус из полотна или папируса. На таких лодках египтяне доставляли по Нилу даже строительные блоки для пирамид.

Лодки из тростника строят по сей день индейцы южной Америки на острове Титикака.

КОРАБЛИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В Древнем Египте умели строить грузовые, торговые и боевые корабли  из кедра — дерева, завезенного из Ливана. Корпуса судов состояли из коротких планок, соединённых внахлёст деревянными колышками и для прочности стягивались канатом. Щели затыкали пропитанными маслом стеблями тростника. Корабли имели палубу, уложенную на поперечные балки и прямоугольный парус. Управлялся корабль с помощью рулевых вёсел.  Якорем служил камень, обвязанный канатом. Если был попутный ветер, корабль шёл под парусом, а в безветрие - на вёслах с копьевидными лопастями.

КОРАБЛИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

В Древнем Египте умели строить грузовые, торговые и боевые корабли из кедра — дерева, завезенного из Ливана. Корпуса судов состояли из коротких планок, соединённых внахлёст деревянными колышками и для прочности стягивались канатом. Щели затыкали пропитанными маслом стеблями тростника. Корабли имели палубу, уложенную на поперечные балки и прямоугольный парус. Управлялся корабль с помощью рулевых вёсел. Якорем служил камень, обвязанный канатом. Если был попутный ветер, корабль шёл под парусом, а в безветрие - на вёслах с копьевидными лопастями.

ФИНИКИЙСКИЕ КОРАБЛИ Финикийцев называют лучшими мореплавателями Древнего мира. Их корабли строились из ливанского кедра, славились прочностью и долговечностью. Трюм был очень вместительным, вдоль бортов крепились решетки из прутьев для ограждения палубного груза, а на носу корабля - большая амфора из обожженной глины для хранения питьевой воды. Управлялись корабли двумя кормовыми веслами. Мачта несла прямой парус на двух изогнутых реях, по типу египетского. Финикийцы стали строить корабли с килем – тяжёлым бревном на днище корабля, придававшем кораблю устойчивость.

ФИНИКИЙСКИЕ КОРАБЛИ

Финикийцев называют лучшими мореплавателями Древнего мира. Их корабли строились из ливанского кедра, славились прочностью и долговечностью. Трюм был очень вместительным, вдоль бортов крепились решетки из прутьев для ограждения палубного груза, а на носу корабля - большая амфора из обожженной глины для хранения питьевой воды. Управлялись корабли двумя кормовыми веслами. Мачта несла прямой парус на двух изогнутых реях, по типу египетского. Финикийцы стали строить корабли с килем – тяжёлым бревном на днище корабля, придававшем кораблю устойчивость.

Древняя Греция, окружённая со всех сторон водой, к IV столетию смогла создать более совершенные корабли, чем финикийские. Корабли с двумя рядами вёсел – биремы, с тремя рядами вёсел – триремы, имели заострённый брус на носу судна для тарана кораблей противника. ГРЕЧЕСКИЕ КОРАБЛИ Веслами длиной 4,5 метра гребли 100-120 вольнонаемных моряков, под звуки флейты. На носу корабля греки рисовали глаза, на палубе устанавливали одну или две съёмные мачты с прямоугольным парусом. Установив на кораблях усиленную палубу и более высокие борта, их использовали для перевозки грузов.

Древняя Греция, окружённая со всех сторон водой, к IV столетию смогла создать более совершенные корабли, чем финикийские. Корабли с двумя рядами вёсел – биремы, с тремя рядами вёсел – триремы, имели заострённый брус на носу судна для тарана кораблей противника.

ГРЕЧЕСКИЕ КОРАБЛИ

Веслами длиной 4,5 метра гребли 100-120 вольнонаемных моряков, под звуки флейты. На носу корабля греки рисовали глаза, на палубе устанавливали одну или две съёмные мачты с прямоугольным парусом. Установив на кораблях усиленную палубу и более высокие борта, их использовали для перевозки грузов.

КОРАБЛИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ Биремы и триремы Древнего Рима были крупнее, они оснащались боевыми башнями, метательными машинами и штурмовыми трапами - «воронами». В бою штурмовой трап опускался на палубу корабля противника, протыкая её железным «клювом», для высадки на него десанта. Строились и более  крупные, но менее подвижные  тетреры, пентеры. В Риме стали использовать в качестве гребцов на галерах рабов и пленных.

КОРАБЛИ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Биремы и триремы Древнего Рима были крупнее, они оснащались боевыми башнями, метательными машинами и штурмовыми трапами - «воронами».

В бою штурмовой трап опускался на палубу корабля противника, протыкая её железным «клювом», для высадки на него десанта. Строились и более

крупные, но менее подвижные

тетреры, пентеры. В Риме стали использовать в качестве

гребцов на галерах рабов

и пленных.

Чёлн – лодка, выдолбленная из одного ствола дерева. Галера – судно, приводимое в движение с помощью вёсел.

Чёлн – лодка, выдолбленная из одного ствола дерева.

Галера – судно, приводимое в движение с помощью вёсел.

Самые известные мореплаватели раннего средневековья - викинги на своих длинных и узких кораблях с высоко поднятыми носом и кормой бесстрашно ДРАККАР переплывали суровые северные моря, покоряли прибрежные страны и открывали неизвестные земли. На носу корабля крепилась резная голова дракона  (отсюда и название «драккар»), а по бортам располагались щиты воинов – гребцов. Драккары приводились в движение прямоугольным парусом, а при отсутствии ветра - вёслами. Управление осуществлялось при помощи рулевого весла. Для викингов драккар был домом: у каждого была своя скамья для отдыха и хранения имущества.

Самые известные мореплаватели раннего средневековья - викинги на своих длинных и узких кораблях с высоко поднятыми носом и кормой бесстрашно

ДРАККАР

переплывали суровые северные моря, покоряли прибрежные страны и открывали неизвестные земли. На носу корабля крепилась резная голова дракона 

(отсюда и название «драккар»), а по бортам располагались щиты воинов – гребцов. Драккары приводились в движение прямоугольным парусом,

а при отсутствии ветра - вёслами. Управление осуществлялось при помощи рулевого весла. Для викингов драккар был домом: у каждого была своя скамья для отдыха и хранения имущества.

СЛАВЯНСКАЯ ЛАДЬЯ Наши предки – славяне ходили в далёкие торговые и военные походы на ладьях, очень схожих по своему устройству с кораблями викингов. Первоначально ладьи строились из выдолбленных крупных стволов дуба или липы с наращиванием их досками для увеличения высоты борта. В дальнейшем стали строить «дощатые ладьи», их корпус полностью делался из досок. Длина ладей составляла около 25 метров, ширина около 8 метров, грузоподъёмность — до 20 тонн. Ладья имела вёсла и прямоугольные паруса на одной или двух-трёх мачтах.  Принимала на борт от 40 до 60 человек.

СЛАВЯНСКАЯ ЛАДЬЯ

Наши предки – славяне ходили в далёкие торговые и военные походы на ладьях, очень схожих по своему устройству с кораблями викингов. Первоначально ладьи строились из выдолбленных крупных стволов дуба или липы с наращиванием их досками

для увеличения высоты борта. В дальнейшем стали строить «дощатые ладьи», их корпус полностью делался из досок. Длина ладей составляла около 25 метров, ширина около 8 метров, грузоподъёмность — до 20 тонн. Ладья имела вёсла и прямоугольные паруса на одной или двух-трёх мачтах. Принимала на борт от 40 до 60 человек.

В Древнем Китае были изобретены особенные корабли – джонки. Они имели плоское дно, высокие борта, широкий, низкий нос и приподнятую корму с массивным рулём .  Паруса изготавливались из тростниковых циновок и закреплялись на бамбуковых реях 3-х, или 5-ти мачт. При необходимости паруса складывались как веер или сворачивались в свитки.  Джонки имели отличную устойчивость и маневренность, поэтому могли отправляться и в далёкие морские плавания. Их корпуса разделялись переборками на отсеки , если судно получало пробоину, то вода затапливала один отсек, а не весь корпус.  Джонки до сих пор используются во многих странах Азии как плавучие дома рыбаков. ДЖОНКИ – КОРАБЛИ АЗИИ

В Древнем Китае были изобретены особенные корабли – джонки.

Они имели плоское дно, высокие борта, широкий, низкий нос и приподнятую корму с массивным рулём . Паруса изготавливались из тростниковых циновок и закреплялись на бамбуковых реях 3-х, или 5-ти мачт. При необходимости паруса складывались как веер или сворачивались в свитки. Джонки имели отличную устойчивость и маневренность, поэтому могли отправляться и в далёкие морские плавания. Их корпуса разделялись переборками на отсеки , если судно получало пробоину, то вода затапливала один отсек, а не весь корпус. Джонки до сих пор используются во многих странах Азии как плавучие дома рыбаков.

ДЖОНКИ – КОРАБЛИ АЗИИ

КОМПАС и АСТРОЛЯБИЯ Викинги в IX-X веке открыли Исландию, Гренландию достигли берегов Америки. Остальные европейцы в то время не решались пускаться в далекие плавания в открытое море. Их корабли обычно двигались вдоль берегов. На ночь моряки высаживались на берег и определяли своё местоположение по расположению звезд на небе в ясную погоду. В XIII- XIV веке моряки начинают использовать компас и астролябию для определения местоположения корабля. Они смогли отдаляться от берегов, без боязни потеряться в морских просторах.

КОМПАС и АСТРОЛЯБИЯ

Викинги в IX-X веке открыли Исландию, Гренландию достигли берегов Америки. Остальные европейцы в то время не решались пускаться в далекие плавания в открытое море. Их корабли обычно двигались вдоль берегов. На ночь моряки высаживались на берег и определяли своё местоположение по расположению звезд на небе в ясную погоду.

В XIII- XIV веке моряки начинают использовать компас и астролябию для определения местоположения корабля. Они смогли отдаляться от берегов, без боязни потеряться в морских просторах.

КОРАБЛИ НОВОГО ВРЕМЕНИ В XIII – XIV веках на европейских кораблях начали использовать косые паруса вместе с прямыми. Косые паруса устанавливались не поперёк, а вдоль ветра и позволяли судну двигаться вперёд как при попутном, так и при боковом и даже при встречном ветре. Корпуса кораблей становились шире, борта – выше, на палубе устанавливали 2-3 и более мачт. Новые корабли не имели вёсел, управлялись с помощью подвесного руля.

КОРАБЛИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

В XIII – XIV веках на европейских кораблях начали использовать косые паруса вместе с прямыми. Косые паруса устанавливались не поперёк, а вдоль ветра и позволяли судну двигаться вперёд как при попутном, так и при боковом и даже при встречном ветре. Корпуса кораблей становились шире, борта – выше, на палубе устанавливали 2-3 и более мачт. Новые корабли не имели вёсел, управлялись с помощью подвесного руля.

КАРАВЕЛЛА, КАРАККА, ГАЛЕОН, БРИГАНТИНА Каравеллы, каракки, галеоны, бригантины, шхуны стали хозяевами морей и океанов. На них отправлялись в далёкие путешествия первооткрыватели неизвестных земель, на них пираты искали удачу, разыгрывались жестокие морские сражения.

КАРАВЕЛЛА, КАРАККА, ГАЛЕОН, БРИГАНТИНА

Каравеллы, каракки, галеоны, бригантины, шхуны стали хозяевами морей и океанов. На них отправлялись в далёкие путешествия первооткрыватели неизвестных земель, на них пираты искали удачу, разыгрывались жестокие морские сражения.

ПАРОХОДЫ Господство парусных судов на морях и океанах продолжалось до середины XIX века. После изобретения парового двигателя, его стали устанавливать на корабли, соединяя с гребными колёсами или гребными винтами. Поначалу на кораблях могли одновременно присутствовать и паруса, и паровые машины. Постепенно пароходы, быстроходные и не зависящие от ветра, вытеснили парусные суда.

ПАРОХОДЫ

Господство парусных судов на морях и океанах продолжалось до середины XIX века. После изобретения парового двигателя, его стали устанавливать на корабли, соединяя с гребными колёсами или гребными винтами. Поначалу на кораблях могли одновременно присутствовать и паруса, и паровые машины. Постепенно пароходы, быстроходные и не зависящие от ветра, вытеснили парусные суда.

ТЕПЛОХОДЫ Танкер Рыболовецкое судно - траулер Круизный лайнер Большинство современных кораблей являются теплоходами, их гребные винты вращаются благодаря преобразованию энергии сжигаемого топлива.

ТЕПЛОХОДЫ

Танкер

Рыболовецкое судно - траулер

Круизный лайнер

Большинство современных кораблей являются теплоходами, их гребные винты вращаются благодаря преобразованию энергии сжигаемого топлива.

АТОМОХОДЫ Атомный ледокол Атомный ракетный крейсер Корабли, которые для работы своих двигателей используют энергию расщепления атома, называются атомоходами. Атомные двигатели могут работать без пополнения запасов топлива почти неограниченное время, позволяют развивать высокую скорость, способны работать в тяжёлых условиях. Атомная подводная лодка

АТОМОХОДЫ

Атомный ледокол

Атомный ракетный крейсер

Корабли, которые для работы своих двигателей используют энергию расщепления атома, называются атомоходами. Атомные двигатели могут работать без пополнения запасов топлива почти неограниченное время, позволяют развивать высокую скорость, способны работать в тяжёлых условиях.

Атомная подводная лодка

Парусник – судно под парусами. Пароход – судно с паровым двигателем. Теплоход, атомоход – современные корабли.

Парусник – судно под парусами.

Пароход – судно с паровым двигателем.

Теплоход, атомоход – современные корабли.

НАЙДИТЕ НА РИСУНКЕ: ЛОДКА - ДОЛБЛЁНКА ЛОДКА ИЗ ПАПИРУСА КОРАБЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ДРАКАР ВИКИНГОВ ПАРУСНИК ПАРОХОД

НАЙДИТЕ НА РИСУНКЕ:

ЛОДКА - ДОЛБЛЁНКА

ЛОДКА ИЗ ПАПИРУСА

КОРАБЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ДРАКАР ВИКИНГОВ

ПАРУСНИК

ПАРОХОД

Повторим: Что такое плот? Что такое чёлн? Что такое галера? Что такое парусник? Что такое пароход? Что такое теплоход и атомоход?

Повторим:

  • Что такое плот?
  • Что такое чёлн?
  • Что такое галера?
  • Что такое парусник?
  • Что такое пароход?
  • Что такое теплоход и атомоход?
Корабль с алыми парусами – символ сбывшейся мечты.

Корабль с алыми парусами – символ сбывшейся мечты.

Домашнее задание: по тетради Сегодня вы узнали как человек научился строить лодки и корабли. Сколько времени, знаний и труда потребовалось людям, чтобы создать разнообразные типы кораблей. Какое большое значение имело мореходство с древних времён до наших дней.

Домашнее задание: по тетради

Сегодня вы узнали как человек научился строить лодки и корабли. Сколько времени, знаний и труда потребовалось людям, чтобы создать разнообразные типы кораблей. Какое большое значение имело мореходство с древних времён до наших дней.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!