СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек как продукт биологической и социальной эволюции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Человек как продукт биологической и социальной эволюции»

1.1Человек как продукт
биологиче­ской и социальной эволюции

  • Эво­люция че­лове­ка

  • Би­оло­гичес­кое и со­ци­альное в че­лове­ке

Эволюция человека

Под сло­вом «че­ловек» по­нима­ют от­дельно­го пред­ста­вите­ля все­го со­об­ще­ства лю­дей без вы­деле­ния его ин­ди­виду­альных осо­бен­ностей. На­ука еще в XIX в. до­каза­ла, что че­ловек — это су­щес­тво би­оло­гиче­ско­го ви­да Homo sapiens (Че­ловек ра­зум­ный), ко­торое есть про­дукт би­оло­гиче­ской эво­люции. С это­го вре­мени на­ука за­далась воп­ро­сом от­ли­чия че­лове­ка от жи­вот­ных, раз­ре­шени­ем проб­ле­мы ус­ко­ре­ния эво­люци­он­но­го раз­ви­тия че­лове­ка по срав­не­нию с дру­гими би­оло­гиче­ски­ми ви­дами.

По­веде­ние жи­вот­ных за­ранее ге­нети­чес­ки зап­рограм­ми­рова­но. Жи­вот­ное рож­да­ет­ся с оп­ре­делен­ным на­бором ин­стинктов, ко­торые обес­пе­чива­ют его прис­по­соб­ленность к сре­де оби­тания, обу­слов­ли­вая действия в той или иной си­ту­ации. Вне за­дан­ных ус­ло­вий су­щес­тво­вания ни од­но жи­вот­ное вы­жить не мо­жет.

Че­ловек в от­ли­чие от жи­вот­ных мо­жет варьиро­вать свое по­веде­ние в со­от­ветс­твии с кон­крет­ны­ми ус­ло­ви­ями, прис­по­саб­ли­ва­ясь к ним. Че­ловек мо­жет вы­жить в та­ких ус­ло­ви­ях ок­ру­жа­ющей сре­ды, в ка­ких лю­бое жи­вот­ное су­щес­тво­вать не в со­сто­янии. В чем же при­чина та­кого от­ли­чия? Ведь че­ловек в срав­не­нии с дру­гими мле­копи­та­ющи­ми — са­мое без­за­щит­ное су­щес­тво. Де­тены­ши жи­вот­ных уже че­рез не­сколько дней или да­же ча­сов мо­гут са­ми пе­ред­ви­гаться, а че­рез не­сколько не­дель — са­мо­сто­ятельно до­бывать се­бе пи­щу. Че­ловек же с рож­де­ния бес­по­мощен, са­мо­сто­ятельным он ста­новит­ся только че­рез не­сколько лет. Мно­гие жи­вот­ные име­ют при­род­ные средс­тва са­моза­щиты — клы­ки, ро­га, ког­ти и т.д. У че­лове­ка та­кой за­щиты нет. Его те­ло весьма у­яз­ви­мо.

По­чему же имен­но че­ловек в ре­зульта­те эво­люции ста­новит­ся ра­зум­ным су­щес­твом, спо­соб­ным ак­тивно воз­действо­вать на при­роду? В пер­вую оче­редь че­ловек не мо­жет жить обо­соб­ленно, вне вза­имо­действия с дру­гими людьми. Та­ким об­ра­зом, че­ловек — су­щес­тво об­ще­ствен­ное, со­ци­альное. В то же вре­мя в от­ли­чие от стад­ных жи­вот­ных вза­имо­действие меж­ду людьми в об­ще­стве пер­со­нифи­циро­вано, ос­но­вано не на ин­стинктах, а на лич­ных от­но­шени­ях.

Даже первобытный человек не мог жить обособленно

Вы­деле­ние че­лове­ка из ми­ра жи­вот­ных за­няло не­сколько мил­ли­онов лет. В те­чение это­го вре­мени про­тека­ли два па­рал­лельных про­цес­са: ан­тро­поге­нез — ста­нов­ле­ние че­лове­ка и со­ци­оге­нез — ста­нов­ле­ние об­ще­ства. Сов­ре­мен­ные те­ории объеди­ня­ют эти два про­цес­са в один под наз­ва­ни­ем ан­тро­посо­цио­ге­нез (схе­ма 1).

Схема 1.Факторы антропосоциогенеза

Важ­ную роль в раз­ви­тии ан­тро­посо­ци­оге­неза сыг­ра­ла ору­дийная де­ятельность че­лове­ка. По сло­вам аме­рикан­ско­го прос­ве­тите­ля Б. Фран­кли­на, че­ловек — это жи­вот­ное, соз­да­ющее ору­дия тру­да. Не­кото­рые жи­вот­ные мо­гут ис­пользо­вать пред­ме­ты из ок­ру­жа­ющей их при­роды: пал­ки, кам­ни и т.д. Но только че­ловек на­учил­ся прис­по­саб­ли­вать эти пред­ме­ты для ору­дийной де­ятельно­сти. Только че­ловек мо­жет из­го­тов­лять ору­дия тру­да с по­мощью дру­гих ору­дий тру­да.

Про­из­водс­тво ору­дий тру­да, бе­зус­ловно, спо­собс­тво­вало раз­ло­жению ин­стинктив­ной ос­но­вы по­веде­ния и по­яв­ле­нию абс­трак­тно­го мыш­ле­ния. Кро­ме то­го, пер­вые эле­мен­тарные ору­дия тру­да бы­ли ору­ди­ями охо­ты, а зна­чит убийства. Не­сом­ненно, они ис­пользо­вались при кон­флик­тах внут­ри че­лове­че­ско­го ста­да, на­при­мер за об­ла­дание про­пита­ни­ем. Это ста­вило под воп­рос са­мо су­щес­тво­вание че­лове­че­ско­го ста­да. По­это­му воз­никно­вение ору­дий тру­да и ору­дийной де­ятельно­сти тре­бова­ло ус­та­нов­ле­ния внут­ристад­но­го ми­ра.

Пер­вым ша­гом к это­му ста­ло из­ме­нение в ха­рак­те­ре брач­ных свя­зей. Из­на­чально че­лове­че­ское ста­до, так же как и ста­до жи­вот­ных, ос­но­выва­лось на эн­до­гамии, т.е. на брач­ных свя­зях внут­ри од­ной груп­пы осо­бей. Близ­ко­родс­твен­ные брач­ные свя­зи при­води­ли к по­яв­ле­нию не­пол­но­цен­но­го по­томс­тва, что от­ри­цательно ска­зыва­лось на ге­нофон­де. Вряд ли древ­ние лю­ди по­нима­ли при­чины па­губ­ных из­ме­нений у сво­их де­тены­шей. Ско­рее все­го, в це­лях прек­ра­щения во­ору­жен­ной и кро­воп­ро­лит­ной борьбы за брач­но­го пар­тне­ра и ус­та­нов­ле­ния внут­ристад­но­го ми­ра воз­никла не­об­хо­димость по­ис­ка брач­ных свя­зей на сто­роне, в дру­гих груп­пах лю­дей. По­яви­лась эк­зо­гамия — брач­ные свя­зи вне дан­но­го че­лове­че­ско­го ста­да. Так воз­никла пер­во­быт­но-ро­довая об­щи­на, в ко­торой су­щес­тво­вали оп­ре­делен­ные пра­вила по­веде­ния, в пер­вую оче­редь зап­ре­ты (та­бу). По­яви­лись пред­став­ле­ния о про­ис­хожде­нии сво­его пле­мени от об­ще­го пред­ка, в большинс­тве слу­ча­ев от жи­вот­но­го (то­темизм). Вмес­те с этим по­яви­лось и по­нятие родс­тва и ра­венс­тва родс­твен­ни­ков. На­коп­ленный опыт пе­реда­вал­ся от по­коле­ния к по­коле­нию, по­пол­ня­ясь но­выми зна­ни­ями. Че­ловек ста­новил­ся единс­твен­ным су­щес­твом, осоз­на­ющим меж­по­колен­ную связь, ува­жа­ющим сво­их пред­ков.

Со вре­менем ус­та­нов­ленные пра­вила по­веде­ния при­об­ре­тали все бо­лее слож­ный ха­рак­тер, что спо­собс­тво­вало уси­лению от­ли­чия че­лове­ка от жи­вот­ных. Зап­ре­ты ка­сались всех чле­нов об­щи­ны — сла­бых и сильных, взрос­лых и де­тей, тог­да как в жи­вот­ном ми­ре зап­ре­ты су­щес­тву­ют только для сла­бых. По­веде­ние че­лове­ка не сво­дилось только лишь к ин­стинкту са­мосох­ра­нения, пос­кольку для не­го свойствен­но са­мо­ог­ра­ниче­ние, да­же са­мопо­жер­тво­вание в пользу дру­гих лю­дей. Кро­ме то­го, в от­ли­чие от ста­да жи­вот­ных в пер­во­быт­ной об­щи­не су­щес­тво­вало тре­бова­ние под­держа­ния жиз­ни со­пле­мен­ни­ка, не­зави­симо от его фи­зиче­ских ка­честв и прис­по­соб­леннос­ти к жиз­ни.

Еще од­ним фак­то­ром ан­тро­посо­ци­оге­неза ста­ло по­яв­ле­ние и раз­ви­тие язы­ка.

Язык — про­цесс пе­реда­чи ин­форма­ции с по­мощью зву­ков, объеди­нен­ных в смыс­ло­вые ре­чевые конс­трук­ции.

Речь име­ет пред­метный ха­рак­тер и нап­ря­мую свя­зана с пред­метно-прак­ти­чес­кой де­ятельностью лю­дей.

Важ­ным ша­гом, еще бо­лее от­да­лив­шим че­лове­ка от жи­вот­ных, бы­ло ис­пользо­вание ог­ня как ис­точни­ка теп­ла, средс­тва обо­роны от хищ­ни­ков, при­готов­ле­ния пи­щи.

С раз­ви­ти­ем ору­дий тру­да и язы­ка ус­ложня­лась прак­ти­чес­кая де­ятельность лю­дей, а с рос­том на­селе­ния тре­бова­лось все больше про­дук­тов пи­тания. По­иск но­вых, бо­лее эф­фектив­ных, ис­точни­ков су­щес­тво­вания при­вел в ко­неч­ном сче­те к не­оли­тичес­кой ре­волю­ции — пе­рехо­ду от со­бира­тельства и охо­ты к зем­ле­делию и ско­товодс­тву.

Биологическое и социальное в человеке

С за­вер­ше­ни­ем ан­тро­поге­неза че­ловек как би­оло­гиче­ский вид пе­рес­тал ме­няться, но про­цесс раз­ви­тия об­ще­ства про­дол­жа­ет­ся до сих пор. Лю­ди мо­гут раз­ли­чаться по ря­ду би­оло­гиче­ских па­рамет­ров, та­ких как воз­раст, рост, чер­ты ли­ца и т.д. Есть и бо­лее су­щес­твен­ные от­ли­чия, на­при­мер, на­цио­нальность, ра­са, т.е. оп­ре­делен­ные приз­на­ки, по­явив­ши­еся у лю­дей, на­селя­ющих раз­ные районы пла­неты. Но, нес­мотря на все раз­ли­чия, лю­ди яв­ля­ют­ся пред­ста­вите­лями од­но­го би­оло­гиче­ско­го ви­да и об­ла­да­ют рав­ны­ми спо­соб­ностя­ми.

На­личие в че­лове­ке двух на­чал, би­оло­гиче­ско­го и со­ци­ально­го, по­роди­ло мас­су дис­куссий об их со­от­но­шении. В ито­ге воз­никли две кон­цепции, ко­торые рас­смат­ри­ва­ют этот воп­рос с про­тиво­полож­ных то­чек зре­ния. Пер­вая из них, би­оло­гиза­тор­ская, ут­вер­жда­ет пер­вичность би­оло­гиче­ских на­чал в че­лове­ке; вто­рая, со­ци­оло­гиза­тор­ская, аб­со­люти­зиру­ет его со­ци­альное на­чало.

Би­оло­гиза­тор­ски­ми кон­цепци­ями яв­ля­ют­ся ра­сизм и фа­шизм. Они про­воз­гла­ша­ют пре­вос­ходс­тво од­ной ра­сы или на­ции над дру­гой, не­пол­но­цен­ность пред­ста­вите­лей «низ­ших рас», не­об­хо­димость опе­ки над ни­ми, ре­гули­рова­ния их чис­леннос­ти, а в не­кото­рых слу­ча­ях и унич­то­жения.

Од­ной из би­оло­гиза­тор­ских кон­цепций был со­ци­ал-дар­ви­низм, воз­никший в XIX в. на ос­но­ве уче­ния Ч. Дар­ви­на. Со­ци­ал-дар­ви­нис­ты объяс­ня­ли мно­гие яв­ле­ния об­ще­ствен­ной жиз­ни с точ­ки зре­ния те­ории ес­тес­твен­но­го от­бо­ра и борьбы за су­щес­тво­вание. При­чем пе­рено­сили эти за­коны и на вза­имо­от­но­шения меж­ду сло­ями об­ще­ства, и на кон­ку­рен­цию в сфе­ре эко­номи­ки. Со­ци­ал-дар­ви­низм был от­вер­гнут со­вре­мен­ной на­укой, пос­кольку те­зис «вы­жива­ет сильнейший» неп­ри­меним к че­лове­че­ско­му об­ще­ству.

Со­ци­оло­гиза­тор­ские кон­цепции приз­на­ют не­сущес­твен­ным все про­яв­ле­ния би­оло­гиче­ско­го в че­лове­ке, в том чис­ле и его ин­ди­виду­альность. Че­ловек вос­при­нима­ет­ся как часть об­ще­ства, вин­тик в об­ще­ствен­ной ма­шине, за­ранее прис­по­соб­ленный к вы­пол­не­нию оп­ре­делен­ных фун­кций, но ог­ра­ничен­ный во всех дру­гих от­но­шени­ях, ко­торым мож­но ма­нипу­лиро­вать в це­лях дос­ти­жения оп­ре­делен­но­го со­ци­ально­го иде­ала.

В действи­тельно­сти би­оло­гиче­ское и со­ци­альное су­щес­тву­ют в че­лове­ке не­раз­рывно. Сейчас, в эпо­ху на­уч­но-тех­ни­че­ско­го прог­ресса, по­яви­лась мас­са фак­то­ров, па­губ­но вли­яющих на при­роду че­лове­ка: заг­рязне­ние ок­ру­жа­ющей сре­ды, эко­логи­чес­кие проб­ле­мы, стрес­сы — все это от­ра­жа­ет­ся на здо­ровье лю­дей.

Че­ловек как би­оло­гиче­ский вид мо­жет вы­жить в раз­личных ус­ло­ви­ях ок­ру­жа­ющей сре­ды. Но его воз­можнос­ти не без­гра­нич­ны. Единс­тво би­оло­гиче­ско­го и со­ци­ально­го в че­лове­ке — это ре­зультат дли­тельной эво­люции. В ус­ло­ви­ях стре­мительно раз­ви­ва­ющейся тех­ни­че­ской ци­вили­зации воз­можнос­ти адап­та­ции че­лове­че­ско­го ор­га­низ­ма к ме­ня­ющим­ся ус­ло­ви­ям су­щес­тво­вания мо­гут быть ис­черпа­ны. По­яв­ле­ние но­вых бо­лез­ней, ос­лабле­ние им­мунной сис­те­мы наг­лядно сви­де­тельству­ют об этом. Заг­рязне­ние сре­ды оби­тания че­лове­ка вред­ны­ми ве­щес­тва­ми, ра­ди­оак­тивные из­лу­чения, упот­ребле­ние в пи­щу син­те­тичес­ких про­дук­тов, соз­данных с по­мощью ген­ной ин­же­нерии, мо­гут при­вес­ти к му­таци­он­ным из­ме­нени­ям сле­ду­ющих по­коле­ний лю­дей. Нес­лу­чайно од­ной из гло­бальных проб­лем ста­ла не­об­хо­димость сох­ра­нения че­лове­ка как би­оло­гиче­ско­го ви­да.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!